Напоминание

Урок открытия новых знаний " Нахождение числа по его процентам"


Автор: Есина Ирина Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МЬОУ СОШ №12
Населённый пункт: Московская область, г.Ногинск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок открытия новых знаний " Нахождение числа по его процентам"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок открытия новых знаний.

Тема: Нахождение числа по его процентам.

Цель: 1. Сформировать способности к решению способом деления на дробь задач на нахождение

числа по его процентам.

2. Повторить и закрепить понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и

наоборот.

3. Развивать способности разрешать проблему, строить аналогию, сравнивать.

4.Воспитывать внимание, аккуратность.

Оборудование.

Демонстрационный материал.

1)

задания для актуализации знаний:

№1.

20%

75%

125%

№2.

0,6

0,34

1,67

№3.

В парке 200 деревьев.0,6 из них – липы. Сколько лип в парке?

№4.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?

№5.

Составьте задачу обратную данной и решите ее.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?

№6 задание для работы в парах

В библиотеке 12% всех книг – словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?

№7 Задание для самостоятельной работы

Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова

зарплата у папы?

2)

Алгоритмы.

1% =

100

1

P% = p : 100 =

100

p

= 0,01p

100) %

Правило нахождения процента от числа

1. Представить проценты в виде дроби.

2. Выполнить умножение.

Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:

1. Представить проценты в виде дроби.

2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь.

3).Эталоны

Образец выполнения задания в парах.

1.

12% = 0,12 - выразите проценты в виде десятичной дроби

2.

900 :0,12=7500 (книг). - выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на

получившуюся дробь

Ответ: в библиотеке 7500 книг.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы.

1.20%=0,2 выразите проценты в виде десятичной дроби

3.

2. 5000:0,2=25000 (руб) выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на

получившуюся дробь

Ответ: зарплата папы 25000 руб.

Ход урока

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

3)

определить содержательные рамки урока: продолжаем решать задачи на нахождение

числа по его дроби.

4)

Организация учебного процесса на этапе 1.

- Добрый день ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и уверена, что сегодня вам

будет интересно, и у нас с вами все получится.

- Какую тему вы изучали на прошлых уроках? (нахождение числа по его дроби)

- Какие конкретно решали задачи? (Нахождение числа по его дроби, если дробь десятичная)

- Сегодня мы продолжим рассматривать задачи на нахождение числа по его дроби.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для

восприятия нового материала: понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и

наоборот, нахождение части от числа.

2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов

3)Зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее на

личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: решение задач на

нахождение числа по его процентам.

Организация учебного процесса на этапе 2

- Переведите данные проценты в десятичные дроби.

20%

75%

125%

- Какими правилами вы пользовались? (определением процента). Вывешиваются правила.

-Молодцы!

- Выполните обратное действие. Переведите десятичные дроби в проценты.

0,6

0,34

1,67

-Каким правилом вы пользовались? (правилом перевода десятичной дроби в проценты)

- Молодцы!

В парке 200 деревьев.0,6 из них – липы. Сколько лип в парке? Сформулируйте задачу,

заменив десятичную дробь процентом.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке? Ответьте на вопрос задачи.

Какие получили ответы? Сравните полученный ответ с исходным числом. Почему

получился такой ответ?

Индивидуальное задание.

Составьте задачу обратную данной и решите ее.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?

2.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель этапа: 1)Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной

деятельности: решении задач на нахождение числа по его процентам

2) согласовать цель и тему урока: научиться решать задачи на нахождение числа по его

процентам.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Обратную задачу учащиеся могут составить. Могут и решить старым способом. Могут

появиться ответы , все, предложенные ответы фиксируются.

- Какая стояла перед вами задача? (составить и решить задачу, обратную данной)

- Что вызвало у вас затруднение? ( ответы могут быть разные: решить задачу)

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( научиться решать такие задачи)

- Сформулируйте тип задачи и тему урока. ( нахождение числа по его процентам)

Вывешивается тема урока.

3.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: 1)организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового

способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения

2)зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4

- Вернемся к заданию

Обратная задача

В парке 120 лип. Сколько деревьев в парке, если число лип составляет 60%?

-Какие получились ответы?

- Как привести эту задачу к задачам, которые решали на прошлых уроках? (перевести проценты

в десятичную дробь)

-Дальше решить задачу по правилам нахождения числа по его дроби.

Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:

1. Представить проценты в виде дроби.

2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь

Вывешивается алгоритм. Решается задача.

Сравните полученный ответ с числом в задаче. Почему получился такой ответ?

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: 1)зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5

Задача.

В библиотеке 12% всех книг – словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?

- На какое правило задача?. (нахождение числа по его процентам)

- Что надо сделать первым действием? (перевести проценты в десятичную дробь)

- Что будем делать вторым действием? (выполнять деление)

Проверка по эталону с доски.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: 1)проверить свое умение применять алгоритм в типовых условиях на основе

сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6

Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова

зарплата у папы?

Учащиеся проверяют по эталону, отмечают правильность выполнения, анализируются

причины ошибок и ошибки исправляются.

Учитель спрашивает тех учащихся, кто допустил ошибки, в чем причина. На этом этапе важно,

что каждый учащийся проверил свою работу.

7.Рефлексия деятельности.

Цель этапа: 1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правило нахождения

числа по его процентам.

2) оценить собственную деятельность на уроке.

3)зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 7.

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

- Мы достигли этой цели?

- Какое правило мы сформулировали на уроке?

- Оцените себя. Поднимите руки, если вы согласны с утверждением

Я смогу решить задачу по данной теме.

Я понял новый метод, но возможно возникнут затруднения.

- У вас на столах лежат смайлики. Дополните их так, чтобы я увидела в каком настроении вы

уходите с урока.

Мне понравился урок

Мне не понравился урок.

Домашняя работа: составьте задачу на данную тему и решите ее.

Индивидуальное задание: составьте задачи обратные данной и решите их.



В раздел образования