Автор: Есина Ирина Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МЬОУ СОШ №12
Населённый пункт: Московская область, г.Ногинск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок открытия новых знаний " Нахождение числа по его процентам"
Раздел: среднее образование
Урок открытия новых знаний.
Тема: Нахождение числа по его процентам.
Цель: 1. Сформировать способности к решению способом деления на дробь задач на нахождение
числа по его процентам.
2. Повторить и закрепить понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и
наоборот.
3. Развивать способности разрешать проблему, строить аналогию, сравнивать.
4.Воспитывать внимание, аккуратность.
Оборудование.
Демонстрационный материал.
1)
задания для актуализации знаний:
№1.
20%
75%
125%
№2.
0,6
0,34
1,67
№3.
В парке 200 деревьев.0,6 из них – липы. Сколько лип в парке?
№4.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?
№5.
Составьте задачу обратную данной и решите ее.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?
№6 задание для работы в парах
В библиотеке 12% всех книг – словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?
№7 Задание для самостоятельной работы
Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова
зарплата у папы?
2)
Алгоритмы.
1% =
100
1
P% = p : 100 =
100
p
= 0,01p
(А
100) %
Правило нахождения процента от числа
1. Представить проценты в виде дроби.
2. Выполнить умножение.
Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:
1. Представить проценты в виде дроби.
2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь.
3).Эталоны
Образец выполнения задания в парах.
1.
12% = 0,12 - выразите проценты в виде десятичной дроби
2.
900 :0,12=7500 (книг). - выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на
получившуюся дробь
Ответ: в библиотеке 7500 книг.
Эталон для самопроверки самостоятельной работы.
1.20%=0,2 выразите проценты в виде десятичной дроби
3.
2. 5000:0,2=25000 (руб) выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на
получившуюся дробь
Ответ: зарплата папы 25000 руб.
Ход урока
1.
Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
3)
определить содержательные рамки урока: продолжаем решать задачи на нахождение
числа по его дроби.
4)
Организация учебного процесса на этапе 1.
- Добрый день ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и уверена, что сегодня вам
будет интересно, и у нас с вами все получится.
- Какую тему вы изучали на прошлых уроках? (нахождение числа по его дроби)
- Какие конкретно решали задачи? (Нахождение числа по его дроби, если дробь десятичная)
- Сегодня мы продолжим рассматривать задачи на нахождение числа по его дроби.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для
восприятия нового материала: понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и
наоборот, нахождение части от числа.
2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов
3)Зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее на
личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: решение задач на
нахождение числа по его процентам.
Организация учебного процесса на этапе 2
- Переведите данные проценты в десятичные дроби.
20%
75%
125%
- Какими правилами вы пользовались? (определением процента). Вывешиваются правила.
-Молодцы!
- Выполните обратное действие. Переведите десятичные дроби в проценты.
0,6
0,34
1,67
-Каким правилом вы пользовались? (правилом перевода десятичной дроби в проценты)
- Молодцы!
В парке 200 деревьев.0,6 из них – липы. Сколько лип в парке? Сформулируйте задачу,
заменив десятичную дробь процентом.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке? Ответьте на вопрос задачи.
Какие получили ответы? Сравните полученный ответ с исходным числом. Почему
получился такой ответ?
Индивидуальное задание.
Составьте задачу обратную данной и решите ее.
В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?
2.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель этапа: 1)Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется
и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной
деятельности: решении задач на нахождение числа по его процентам
2) согласовать цель и тему урока: научиться решать задачи на нахождение числа по его
процентам.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Обратную задачу учащиеся могут составить. Могут и решить старым способом. Могут
появиться ответы , все, предложенные ответы фиксируются.
- Какая стояла перед вами задача? (составить и решить задачу, обратную данной)
- Что вызвало у вас затруднение? ( ответы могут быть разные: решить задачу)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( научиться решать такие задачи)
- Сформулируйте тип задачи и тему урока. ( нахождение числа по его процентам)
Вывешивается тема урока.
3.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: 1)организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового
способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения
2)зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4
- Вернемся к заданию
Обратная задача
В парке 120 лип. Сколько деревьев в парке, если число лип составляет 60%?
-Какие получились ответы?
- Как привести эту задачу к задачам, которые решали на прошлых уроках? (перевести проценты
в десятичную дробь)
-Дальше решить задачу по правилам нахождения числа по его дроби.
Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:
1. Представить проценты в виде дроби.
2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь
Вывешивается алгоритм. Решается задача.
Сравните полученный ответ с числом в задаче. Почему получился такой ответ?
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: 1)зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5
Задача.
В библиотеке 12% всех книг – словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?
- На какое правило задача?. (нахождение числа по его процентам)
- Что надо сделать первым действием? (перевести проценты в десятичную дробь)
- Что будем делать вторым действием? (выполнять деление)
Проверка по эталону с доски.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: 1)проверить свое умение применять алгоритм в типовых условиях на основе
сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6
Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова
зарплата у папы?
Учащиеся проверяют по эталону, отмечают правильность выполнения, анализируются
причины ошибок и ошибки исправляются.
Учитель спрашивает тех учащихся, кто допустил ошибки, в чем причина. На этом этапе важно,
что каждый учащийся проверил свою работу.
7.Рефлексия деятельности.
Цель этапа: 1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правило нахождения
числа по его процентам.
2) оценить собственную деятельность на уроке.
3)зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Какую цель мы сегодня ставили перед собой?
- Мы достигли этой цели?
- Какое правило мы сформулировали на уроке?
- Оцените себя. Поднимите руки, если вы согласны с утверждением
Я смогу решить задачу по данной теме.
Я понял новый метод, но возможно возникнут затруднения.
- У вас на столах лежат смайлики. Дополните их так, чтобы я увидела в каком настроении вы
уходите с урока.
Мне понравился урок
Мне не понравился урок.
Домашняя работа: составьте задачу на данную тему и решите ее.
Индивидуальное задание: составьте задачи обратные данной и решите их.