Автор: Жиляева Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Башкортостан, город Ишимбай
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Доклад Жиляевой В.В.
"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС "
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой
к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося
способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения
учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является
осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является
этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным
этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить
этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими
лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может
внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс
обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя
самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого
себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: самостоятельность,
предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои
возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности
в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало
лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых
условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более
эффективно.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее
варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек,
жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и
описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.
Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или
большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом,
потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит
учащихся к самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей
своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),
интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств,
один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1
1.
Физическую (успел – не успел);
2.
Сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3.
Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4.
Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и
групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки
результатов.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания
содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего
… Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я
на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с
использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания
Я не знал… - Теперь я знаю.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала,
ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом
важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над
какими необходимо работать. Умение оценить результаты учебной деятельности и определить,
насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою
дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности
приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого
вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах
урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке.
Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность,
эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по
очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было
сложно .., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно».
Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-
минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить
самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
2
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно
предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных
направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они
работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить
по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое
содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить
затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить
анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в
организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих
учащихся в активную деятельность.
3