Напоминание

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"


Автор: Жиляева Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Башкортостан, город Ишимбай
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад Жиляевой В.В.

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС "

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой

к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося

способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения

учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является

осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является

этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным

этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить

этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими

лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может

внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс

обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя

самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого

себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека: самостоятельность,

предприимчивость, конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои

возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности

в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало

лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых

условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более

эффективно.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее

варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек,

жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и

описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.

Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или

большой темы.

II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом,

потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит

учащихся к самостоятельной работе над собой.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей

своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),

интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях),

эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств,

один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1

1.

Физическую (успел – не успел);

2.

Сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3.

Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4.

Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и

групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки

результатов.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания

содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего

… Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я

на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с

использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания

Я не знал… - Теперь я знаю.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала,

ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом

важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над

какими необходимо работать. Умение оценить результаты учебной деятельности и определить,

насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою

дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.

Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с

учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности

приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого

вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах

урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке.

Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность,

эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по

очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было

сложно .., я смог …, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно».

Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-

минус»:

- Понравилась вам такая форма работы?

- Довольны вы результатом своей работы?

- Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить

самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А)да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1. Вы волновались. Почему?

2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3. Плохое самочувствие.

4. Не понял объяснений учителя.

2

5. Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно

предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:

- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

- Квадрат – «хорошо»;

- Круг – «плохо»;

- Треугольник – «совсем плохо»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных

направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они

работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить

по следующему алгоритму:

1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое

содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить

затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить

анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в

организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих

учащихся в активную деятельность.

3



В раздел образования