Автор: Сафиуллина Ольга Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выявление музыкальных способностей у детей
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему:
«Выявление и развитие музыкальных
способностей у детей на
начальном этапе обучения »
Выполнил преподаватель ДШИ №2
Сафиуллина Ольга Петровна
Введение.
В настоящее время в наших музыкальных школах осуществляется
интересная экспериментальная работа по творческому внедрению новых
музыкально-воспитательных методов в процессе индивидуального обучения
детей. Одной из центральных задач современной музыкальной педагогики
является поиск средств и приемов интенсификаций музыкально-слухового и
творческого развития начинающих музыкантов.
Особое место отводится развитию музыкального мышления ученика,
до стигаемого
систематиче ским
совершенствованием
н а в ы ко в
музицирования. На видное место выдвигаются вопросы слухо-творческого
воспитания. Прежде чем начать обучение ребенка игре на музыкальном
инструменте,
необходимо
проверить
его
музыкально-слуховые
данные.
Компонентами музыкально-исполнительного дарования ребенка являются, с
одной
стороны,
комплекс
природных
физических
музыкально-слуховых
данных, и с другой стороны - развивающихся музыкально- исполнительских
способностей.
Как
проявляются
врожденные
слуховые
данные
на
приемных
испытаниях в первый класс?
Действующие доныне методы обнаружения природных данных, далеко
не полностью удовлетворяют требования объективной оценки возможностей
ребенка. Проверка музыкально-слуховых данных помогает определить лишь
начальный,
(пока
еще
не
до
конца
распознанный)
уровень
музыкально-
слуховых возможностей - первичных предпосылок для будущего обучения
игре
на
инструменте.
Дети
не
имеющие
музыкально-слушательского
и
певческого
опыта
и
по
особенностям
своего
темперамента
робкие
и
заторможенные в таком схематически проведенном испытании проявляют
слабую слуховую ориентацию.
Наиболее
полно
слуховые
данные
детей,
их
проявление
в
области
восприятия
музыки
и
оценки
ее
выразительных
возможностей
обнаруживаются
в
обстановке
работы
подготовительных
групп
в
музыкальных
школах.
В
этих
условиях
дети
выявляют
зачатки
многогранного
комплекса
музыкально-слуховых
спо собно стей,
необходимых для будущего обучения игре на инструменте.
Как определяются слуховые задатки?
Ритмическое чувство устанавливается при проверке слуха в пении.
Обычно ясно выраженные слуховые данные проявляются у детей не только в
чистоте интонирования, но и активном отношении к ритму, в движении.
Специальные ритмические задания следует давать исходя из восприятия
звучащего ритмического образа.
Испытание слуховой памяти не является самостоятельной областью
выявления слуховых задатков. Весьма существенны показатели в области
музыкально-образной
памяти,
т.е.
способности
запоминанию
музыки
проверяется
на
занятиях
по
слушанию
музыки
и
последующему
ее
узнаванию.
Первые
уроки,
на
которых
начинается
общение
с
инструментом,
вводят ребенка в мир мелодических образов. Исполнение на протяжении
одного
-
двух
месяцев
обучения
лишь
одноголосых
мелодий
можно
объяснить не только технической доступностью игрового процесса, сколько
необходимостью слухового восприятия учеником выразительной сущности
мелодики.
Чем
ближе
ученику
интонационный
строй
мелодии,
тем
и
увлечение быстрее он схватывает и исполняет ее.
Сделать
новую
для
ребенка
мелодию
доступной
его
восприятию,
можно лишь с помощью приобщения его к ее образно интонационному
смыслу,
не
случайно
игра
разбираемой
мелодии
без
предварительной
подготовки слуха к ее восприятию, у многих детей превращается просто в
исполнение нот, лишенных музыкального смысла.
Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелодических
интонаций
способствует
эмоционально
яркому
исполнению
мелодии.
Выразительное
интонирование
мелодии
естественно
соприкасалось
с
ее
ритмическим
характером.
Однако
область
ритма
не
ограничивается
ее
связью с мелодической интонацией.
Ритм
как
организация
звуков
во
времени
проникает
в
различные
элементы музыкальной ткани произведения. Как выразительное средство
музыки, он воспринимается детьми с особой непосредственностью. Это
более всего заметно при исполнении ими песенных, плясовых, игровых пьес.
Что же должно лечь в основу развития чувства музыкального ритма с
первых шагов обучения ребенка?
Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма - вот основное
направляющее начало в воспитании у детей навыков слухового восприятия
ритма.
Подобно
тому,
как
живая
мелодическая
интонация
может
интерпретироваться
лишь
в
связи
с
образностью
мелодии,
живой
ритм
находит
свое
индивидуально-характерное
воплощение
в
различных
по
жанру, форм: фактуре, ритмическому рисунку, произведениях, в то числе и
легчайших, разучиваемых детьми.
Как же формируется чувство музыкального ритма у детей?
Уже
при
изучении
одноголосых
мелодий
прививаются
начальные
навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения.
В
первых
песенных
отрывках
дети
соприкасаются
с
различными
длительностями. Зачастую им чисто арифметически объясняют, что такое
целая
нота,
а
потом
рассказывают
о
ее
дроблении
на
половинные
и
четвертные.
Такое
схематическое
пояснение
никак
не
согласовывается
с
главной стороной познания ритмики, слышанием разных длительностей в их
связи
друг
с
другом.
Ведь
восприятие
ритма
детских
произведений
начинается с одноголосных песен, связано в первую очередь со слышанием
естественного
ритмичного
движения
при
чередовании
простейших
длительностей
-
четвертей,
восьмых,
половинных
нот.
Звучание
длительностей
во
времени
может
ассоциироваться
у
ребенка
с
такими
наглядными временными представлениями: четверть - шаг, восьмые - легкий
бег, половинные - остановка.
Счет в той форме, в какой он чаще всего применяется, т.е. отсчет
буквально всех, в том числе и мелких длительностей, далеко не всегда
помогает детям контролировать точность звучания во времени различных
метрических группировок. Нередко в практике наблюдается случаи, когда
счёт
не
обеспечивает
ритмичности
исполнения,
а,
следуя
за
ритмо-
техническими неровностями игры ученика, сам бывает не ритмичен.
В дополнение к счету полезно использовать другие приёмы работы над
ритмом, прочно закрепляющие точность пульсации четвертей. Например,
педагог играет одноголосные мелодии с чередованием в них четвертных,
восьмых и половинных нот, а ученик хлопками в ладони или счетом отмечает
пульс четвертных нот. Ритмически устойчивому исполнителю мелодий, а
затем
и
несложных
пьес,
способствует
такая
фактура
произведений,
в
которых преобладает равномерное движение повторяющихся метрических
группировок. Усвоение учеником элементарных ритмических комбинaций в
одноголосных мелодиях переходит далее в приобщение его к новой, более
сложной области разносторонних проявлений ритма.
Значительное
влияние
на
развитие
чувства
ритма
оказывает
игра
ученика в ансамбле с педагогом. Первой ступенью такой ансамблевой игры
является исполнение учеником партии правой руки, а педагогом левой и
наоборот. В процессе работы над произведением, следует иногда временно
видоизменять
фактуру
сопровождения.
Исполняя
партии
обеих
рук
одновременно, ученик должен особо внимательно прислушиваться к местам
перехода на новую гармонию.
Для
более
развитых
учеников
в
слуховом
отношении
можно
рекомендовать игру гармонического сопровождающего фона при мысленном
или явном напевании мелодии.
Таким образом, развитие гармонического слышания уже с первых лет
обучения
открывает
новые
горизонты
в
музыкально-художественном
воспитании юного музыканта.
Список используемой литературы
1.
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Издание 3. М.:
«Музыка», 1981.
2.
Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста», Изд. Кифара, 2002.
3.
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». М. «Сов. Композитор», 1989.
4.
Цыпин Г.М. «Музыкант и его работа», М. «Сов. Композитор»,1988.