Автор: Завгородняя Елена Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №16 "Алёнка" Населённый пункт: с.Круглое, Ростовская обл. Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Жизнь в зимнем лесу" Раздел: дошкольное образование
Цель : Формирование представления о жизни лесных животных зимой»
Задачи:
Образовательные
-Пополнить и закрепить знания о жизни животных в лесу зимой: где зимуют
животные, чем питаются;
-учить распознавать следы зверей;
-активизировать словарь по теме «Дикие животные».
Развивающие:
-Развивать внимание, мышление, воображение, связную речь;
-Развитие координации речи с движением.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе,
- соблюдать правила поведения в лесу.
Область развития
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение
познавательной и художественной литературы, заучивание стихов и загадок,
рассматривание картин диких животных в лесу зимой.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация к тексту, магнитофон,
запись звуков леса, вьюги, музыки из сказок.
В: Добрый день, ребята. На улице зима, январь – месяц, нешуточные морозы.
В домах у нас тепло, уютно, и животным нашим тоже неплохо. А как мы
заботимся о домашних животных?
(Ответы детей).
В: Как вы думаете диким животным, также хорошо как домашним?
(Ответы детей).
В: Интересно, как там сейчас в лесу? Красиво зимой, как в сказке.
Послушайте стихотворение
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
В: Как вы думаете, действительно ли зимой лес околдован и в нем нет
жизни?
(Ответы детей)
В: Давайте вспомним, кто живет в лесу? (Ответы детей). Интересно, а как же
им живется? Давайте закроем глаза и отправимся с вами в зимний лес.
Дети закрывают глаза, звучит музыка.
В: Открывайте глазки. Вот мы с вами в зимнем лесу. Как красиво и загадочно.
Давайте начнем наше путешествие, но сначала вспомним правила поведения
в лесу.
Дети: Нельзя шуметь, громко разговаривать. Нельзя мусорить, разжигать
костры, ломать ветки.
В: Не забывайте, что гости здесь мы. Интересно кого мы встретим первым? А
чьи это следы, как вы думаете Я вам немножко подскажу.
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(Заяц)
Дети: Заячьи!
В: Правильно, а вот и сам заяц. Давайте опишем, как он выглядит.
Дети: Шубка у него белая, густая, теплая, а кончики ушек черненькие,
которые всегда на стороже. Задние лапы длинные и мощные.
В: Интересно, чем они питаются зимой
(Ответы детей)
В: Правильно, они едят кору деревьев, сухую траву. А если есть поблизости
села, стараются перебираться к ним поближе, и едят сено.
В: Как выдумаете, почему зайцы зимой белые и стараются передвигаться
медленно, путая свои следы.
(Ответы детей)
В: Давайте назовем врагов зайцев (лиса, волк, сова, куница).
В: Молодцы, идем дальше, смотрим внимательно. А это чьи следы?
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
Дети: лисьи.
В: А вот и сама лиса).Посмотрите, какой у неё большой пушистый хвост. Им
она заметает следы и согревается. А почему она не меняет цвет шубки?
(Ответы детей).
В: Правильно она хищница, а значит, питается животными: зайцами,
другими мелкими животными, птицами, мышами. Мышей она ловит,
подолгу сидит возле норок, слушает, как пищат мышки, а когда, вылезают
наверх, ловит их. Есть даже такое выражение – лиса мышкует. Живет лиса в
норе.
В: Ребята, посмотрите это кто такой огромный.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
В: Правильно это лось. Посмотрите, а ведь рогов у него нет, как сказано в
загадке.
Дети: Почему?
В: Лось в начале зимы сбрасывает свои рога, затем у него начинают расти
маленькие рожки и к лету вырастают большие. Посмотрите, а что он делает?
(Ответы детей)
В: Правильно, лось сдирает кору и ветки с деревьев, так он питается. А ещё
он разрывает копытом снег и ест траву. Лось питается зимой днем, а ночью
он устраивает лежку на снегу. От врагов он спасается копытами и быстрым
бегом. Посмотрите, вот следы его копыт.
В: Ребята в лесу холодно давайте немножко погреемся.
Физкультминутка «Дикие животные»:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
В: Идем дальше. Интересно, а, что это за бугор из веток, присыпанных
снегом.
(Ответы детей)
В: Правильно, это берлога медведя. А как вы думаете, что он сейчас делает?
(Ответы детей)
В: Молодцы! Медведь спит и сосет лапу, так он питается. И будет спать до
весны, поэтому, идем тихо. А у нас опять неизвестные следы, чьи они?
(Ответы детей)
В: Подскажу,
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк...
Кто в лесу зубастый? ...(Волк)
В: Правильно.
Волки живут стаями. Зимой волки особенно злые, так как мало еды. Они
охотятся на зайцев, лосей, оленей, кабанов иногда и на лис. Свою добычу
волки выгоняют на ровную поверхность: лед или полянку, так её легче
догнать. Они очень быстрые и ловкие. Поэтому, нам лучше с ними не
встречаться.
Дети: Пойдемте дальше.
В: Интересно, что это на нас сверху падает. Ой, это скорлупки от орехов,
откуда они?
(Ответы детей)
В:Бережлива и игрива.
Егоза. Ловка на диво.
Классно может вскачь бежать
Ас орехи разгрызать.
В: Действительно, это белка.
Дети: Давайте понаблюдаем за ней.
В: Посмотрите, какая у неё красивая серенькая с рыжеватым оттенком шуба,
пушистый хвост. С его помощью она перескакивает с дерева на дерево.
Живет она в теплом дупле, которое выстлано ветками, мхом, листьями. В
одном дупле могут жить несколько белок сразу. А как вы думаете, что у них
из запасов спрятано в дупле.
(Ответы детей)
В: Умницы, орехи, желуди, грибы. Белки часто спускаются на землю и
оставляют свои следы на снегу. Давайте их рассмотрим.
В: А кого можно ещё встретить в лесу?
(Ответы детей)
В: Посмотрите на эти следы, кто же их оставил?
Где в лесах дубы растут,
Зверь тот обитает,
Потому, что жёлуди,
Очень уважает! (Кабан) )
В: Дети, дикий кабан очень грозное животное. У него густая жесткая щетина,
которая защищает от холода. Из пасти кабана выглядывают два острых
клыка, которыми он защищается. Носом и копытами он разгребает снег и
землю достает корешки, желуди, так он питается. Ребята, нам нужно быть
осторожными. У кабана хоть и слабое зрение, зато отличный нюх и слух.
В: А вот мы вышли с вами на опушку леса. Смотрите что это за загадочная
картина на снегу.
Дети: Это следы.
В: Да это следы животных, выходивших на эту полянку. Давайте внимательно
рассмотрим их, может, узнаем знакомые.
Дети определяют следы принадлежащие животным.
В: Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться домой. Надеюсь, вам
понравилось наше путешествие.