Напоминание

Мастер-класс для учителей начальных классов "О ребёнке - особая забота"


Автор: Бирюлина Лилиана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Волково Чернянского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Волково Чернянского района Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для учителей начальных классов "О ребёнке - особая забота"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс для учителей начальных классов

«О ребёнке – особая забота»

Добрый

день,

уважаемые

родители!

Я

хочу

п о зд р а в и т ь

присутствующих мам с Днём матери! Пожелать Вам крепкого здоровья

и простого женского счастья!

Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова о семье.

Семья - это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То,

что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение

всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как

положительного,

так

и

отрицательного

фактора

воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что

никто, кроме самых близких для него людей, не относятся к ребенку

лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем. И, вместе с тем,

никакой другой социальный институт не может потенциально нанести

столько

вреда

в

воспитании

детей,

сколько

может

сделать

семья.

Сегодня на нашей встрече мы попробуем разобраться в типах и методах

семейного воспитания, и то, к формированию какой личности ребенка

они в последующем приводят.

Я предлагаю вам разбиться на 4 группы. Каждой группе я предложу

охарактеризовать тип воспитания по его названию, а потом предложу

научное определение.

Для 1 группы

Гипоопекающий

тип

воспитания

взаимоотношения

в

семье

складываются по схеме эмоционального неприятия ребенка в семье. Ему

уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребенка не формируется

чувство

привязанности

к

родителям,

отсутствует

теплота

и

доверительность. Нередко это случается, когда ребенок нежеланный,

несвоевременный,

в

неблагополучных

семьях,

когда

родители

не

задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за

которого они несут полную ответственность. Неприятие может быть

обусловлено индивидуально – личностными особенностями ребенка: не

тот

темперамент,

своеобразие

характера,

раздражающие

привычки.

Бессознательно подобный тип воспитания укореняется в семьях, где

родился ребенок не того пола, который планировался. Тогда родители

просто не видят в нем его естественные черты, а как бы навязывают

привычки и черты того пола, который ожидали. Ребенок воспринимает

подобное

отношение

как

неприятие

таким,

какой

есть,

формируется

чувство

вины

перед

родителями,

снижается

самооценка,

ребенок

склонен ощущать чувство одиночества, отверженности. Впоследствии у

детей,

воспитываемых

по

типу

гипоопеки,

искажается

адекватное

представление об окружающем. Мир может восприниматься враждебно,

формируются агрессивные и недоброжелательные взаимоотношения с

ним. В противоположном случае ребенок может, как улитка, закрыться в

себе, стать запуганным и недоверчивым, безмолвно копить в себе обиды,

тревогу, злость на всех, перестать радоваться и превратиться в унылого

пессимиста.

Подобные

негативные

эмоционально-личностные

последствия

могут

проявиться и тогда, когда ребенок появляется на свет в целях сохранения

увядающего брака, словно ему отводится функция «цемента». Время

идет,

брак

не

стабилизируется,

а

ребенок,

несмотря

на

свое

предназначение, как бы не выполняет своей задачи. Его и любить – то в

принципе

не

за

что.

Родительское

недовольство

своей

совместной

жизнью

подсознательно

переносится

на

ребенка.

В

нем

видят

кучу

недостатков,

часто

ругают,

наказывают,

предъявляют

непомерные

требования. Чувство вины и собственной неполноценности ввергают

ребенка в атмосферу социального несоответствия и несостоятельности,

неуверенности

в

своих

силах,

снижают

мотивацию

на

достижение

жизненных

успехов.

Растет

неудачник,

запрограммированный

родителями на постоянные разочарования и ошибки.

Для 2 группы

«Гиперопекающий тип семейного воспитания»

Противоположным

гипеопеке

является гиперопекающий

тип

семейного

воспитания

взаимоотношения,

при

котором

родители

проявляют

чрезмерную

заботу

о

ребенке,

всячески

стремятся

сами

адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам.

Нередко

их

ожидания

ориентированы

на

очень

высокие

жизненные

достижения,

но

при

этом

не

учитываются

закономерности

развития

детской психики и эмоционально – личностные особенности ребенка.

Во имя ребенка родители

идут на самоотречение, он становится

центром семьи. Ребенку многое прощается, все его поступки высоко

оцениваются,

щедро

поощряются,

ничто

не

подвергается

критике,

беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, преувеличиваются

способности

и

достоинства.

Оберегая

от

неизбежных

жизненных

трудно стей,

родители

тем

самым

лишают

ребенка

в о л и ,

самостоятельности,

поведенческой

гибкости,

самокритичности.

Со

временем дети утрачивают способность быть активным, инициативным,

привыкают

бездельничать,

требовать,

повелевать.

Формирование

завышенной

самооценки

естественный

результат

подобного

типа

воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками

и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные

дети

серьезно

переживают,

испытывая

недостаток

в

любви.

Требуя

признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою

уникальность, враждебно и обвиняюще относятся к окружающим. Часто

они даже не осознают, что неадекватно себя оценивают, и в будущем

такого ребенка может ждать трагедия непризнанной посредственности.

Для 3 группы

«Контрастное воспитание»

Травмирующим

эмоциональное

развитие

и

психику

дошкольника

является контрастное

воспитание. Для

ребенка

родители

самые

важные на свете люди, какими бы они ни были. Но иногда между мамой

и папой возникают разногласия, и они начинают соревноваться между

собой,

кто

в

семье

голова,

воспитывая

ребенка

совершенно

противоположными методами: мама говорит «можно», папа – «нельзя»,

мама жалеет, а папа наказывает и т. д. Понятно, что ребенок, одинаково

любящий

и

маму

и

папу,

попадает

постоянно

в

ситуацию

выбора,

которая предполагает принятие одного родителя и отвержение другого.

Родители, следуя духу соревновательности, меняют свои позиции: то

один добрый, то другой. Ребенок, не в силах выработать какую-либо

четкую поведенческую линию, вынужден постоянно подстраиваться то

под

одного

родителя,

то

под

другого,

лавировать,

ценой

отказа

от

собственных

чувств,

приспосабливаясь,

изворачиваясь,

постоянно

страшась

ситуации

выбора.

Живя

в

атмосфере

хронического

эмоционального напряжения, ребенок копит обиду на обоих родителей,

его собственное «Я» как бы «разрывается» на части, он не чувствует

собственной целостности и уверенности в себе.

И теперь давайте сделаем общий вывод. Всё хорошо в меру!

Еще А.С. Макаренко напоминал всем: «Наши дети – это наша старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша

вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно

представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти

плохие люди. Все мы так устроены, что всегда верим в лучшее. А чтобы

эта

вера

не

была

беспочвенной,

необходимо

видеть

конечную

цель

воспитания. Это возможно только при определении основных целей,

задач,

осознании

необходимости

единства

усилий

семьи

и

школы

в

воспитании и развитии учащихся.

И ещё я хочу предложить Вам Упражнение «Диктат»

Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение

за ребенка.

Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль

ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь,

прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои

чувства (добровольцу завязывается область сердца).

Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено

брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются

руки)

Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не

бегай!» (у добровольца связываются ноги)

Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как

мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)

Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у

добровольца завязывают рот)

– А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как

Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же

делать?

Рекомендации ведущему. Во время обсуждения добиться единства

мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно

спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность осознать

права ребенка и принять их.

ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ МЕРЫ ЗАБОТЫ РОДИТЕЛЯ О

РЕБЕНКЕ.

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка

связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако,

как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так

же

вредна,

как

и

ее

недостаток.

Этот

тест

поможет

вам

разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд может показаться, что

не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против

каждой фразы поставьте балл, соответствующий вашему суждению по

данному вопросу. Пользуйтесь следующей шкалой:

1 – категорически не согласен,

2 – я не спешил бы с этим согласиться,

3 – это, пожалуй, верно,

4 – совершенно верно, я считаю именно так.

Утверждения

1

2

3

4

1.

Родители

должны

предвидеть

все

проблемы,

с

которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь

ему их преодолеть.

2.

Для хорошей матери достаточно общения только с

собственной семьей.

3.

Маленького ребенка всегда следует крепко держать

во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4.

Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на

правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5.

Хорошо,

если

ребенок

занимается

спортом.

Но

спортивными

единоборствами

ему

заниматься

не

следует, так как это чревато физическими увечьями и

нарушениями психики.

6.

Воспитание – это тяжелый труд.

7.

У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8.

Если мать не справляется со своими обязанностями

по отношению к детям, это скорее всего означает,

что

отец

плохо

выполняет

свои

обязанности

по

содержанию семьи.

9.

Материнская

любовь

не

может

быть

чрезмерной:

любовью ребенка не испортишь.

10.

Родители должны ограждать ребенка от негативных

сторон жизни.

11.

Не следует приучать ребенка к рутиной домашней

работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12.

Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми,

все происходило бы менее организованно.

13.

За

семейным

столом

лучшие

кусочки

должны

доставаться ребенку.

14.

Лучшая

защита

от

инфекционных

заболеваний

ограничение контактов с окружающими.

15.

Родители

должны

активно

влиять

на

то,

кого

из

сверстников ребенок выбирает себе в друзья.

ИТОГО:

Подведем итоги:

Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, скорее всего, можно

назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка – главный мотив

вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения, однако у вас она

несколько заострена. Это выражается в том, что психологи называют

чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка,

стремятся

всячески

оградить

от

подлинных

и

мнимых

опасностей,

заставляют следовать всем своим требованиям, суждениям, настроениям.

В

результате

у

ребенка

формируется

пассивная

зависимость

от

родителей,

которая

по

мере

взросления

все

более

препятствует

личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку,

верить в него, прислушиваться к его собственным интересам. Ведь верно

замечено: «Воспитывать детей – значит, учить их обходиться без нас».

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным

или

избалованным,

поскольку

вы

уделяете

ему

достаточное,

но

не

чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как

воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение

обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских отношениях часто

отвлекают

ваше

внимание

от

ребенка.

А

он

вправе

ожидать

от

вас

большего участия и заботы!

Домашнее задание для родителей

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в

атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным.

Существует много способов проявления любви. Одним из таких

замечательных способов является объятие. Медики и психологи

единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в

семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и

необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление

любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект.

Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 –

для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший

результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный

момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не

требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним

заданием.

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастья короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

(Э. Асадов)



В раздел образования