Напоминание

"Профессиональная речевая деятельность учителя"


Автор: Царькова Мария Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная речевая деятельность учителя"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Учитель начальных классов Царькова Мария Сергеевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Казани Современное общество провозглашает ценность высококультурного и всесторонне развитого педагога-профессионала. Следовательно, основой профессиональной деятельности и педагогического мастерства учителя должна быть профессиональная культура, что предполагает индивидуализацию и социализацию личности в образовании, а это, в свою очередь, невозможно без активизации профессиональной речи. В современной педагогической науке накоплен определенный опыт, необходимый для постановки решения исследуемой проблемы:
обоснована

идея

изучения

развития

речи

на

межпредметном

уровне

[2],

[4]
(А.Н. Ксенофонтова, М.Р. Львов,.);
определены

сущностные

черты

мастерства

устной речи [6]
(Л.И. Скворцов);
вскрыты проблемы речевого общения
[3] (Леонтьев);
рассмотрен

вопрос

речевой

культуры

как

основы

речевой

деятельности [1]
(Б.Н. Головин). В связи с этим, речевая деятельность учителя опирается на общепринятые закономерности, не овладев которыми невозможно усвоить профильные особенности конкретной речевой деятельности педагога. Профе ссиональная речевая деятельно сть учителя- я вл е н и е полифункциональное и полидисциплинарное. Речь учителя начальных классов – это универсальное комплексное средство воздействия на младших школьников, совокупность речевых действий которого, направлена на создание благоприятного климата и условий для самообучения и саморазвития школьников, способного оказывать разную степень влияния на развитие личности при выражении коммуникативного намерения. [3,72]
Коммуникативная сторона

речи учителя
должна содержать в себе следующие компоненты
.


Модальность
речи предусматривает осознание учителем, какую систему восприятия (визуальную, аудиальную или кинестическую) предпочитает конкретный ребенок, и умение гибко подстроить свою речь под ту или иную модальность. [5,3]
Коннотация
речи учителя предполагает знание коннотативного (дополнительного) значения того или иного синонима, поскольку от этого зависит эмоциональная окраска дидактического высказывания.[5,3]
Грамотность
речевой деятельности учителя предполагает владение учителем современными методиками преподавания той или иной дисциплины, а также знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.[5,4]
Аутентичность
– характеристика дидактической речи педагога, обращенная на нормативность, а также на целесообразность употребления различных языковых структур в речи. Это значит, что речевое мастерство учителя сопряжено со знанием норм родного и иностранных языков.[5,4]
Вариативность
речи учителя предполагает, что учитель всегда должен четко представлять себе тот лингвистический уровень, на котором находятся его ученики, и речь его всегда должна соответствовать этому лингвистическому уровню, психологическим особенностям детей, а кроме того, способствовать их переходу на качественно новый уровень развития. Педагог должен хорошо владеть языковой и стилистической нормой, иметь в запасе достаточный выбор клише стандартной лексики, и в то же время – уметь высказываться гибко, быть способным выразить одну и ту же мысль по-разному, используя синонимические средства языка. [5,5]
Аттрактивность
, или привлекательность, речи учителя очень важна для ученика начальной школы, поскольку дети этого возраста склонны к эмоциональному восприятию всего того, что их окружает, а следовательно, и к выработке положительной или отрицательной оценки того или иного явления или личности.[5,6]
Слово учителя, ведущего любой общеобразовательный предмет, включающий в себя свою специфику речевого оформления, способствует формированию понятий, представлений о тех или иных явлениях в природе и обществе. К отправным точкам ее оформления можно отнести характеристики профессиональной деятельности с адекватным речевым оформлением. Остановимся на некоторых из них. Использование
конвенциональной
характеристики речи

играет особую роль для учителя начальных классов, так как с ней связано формирование у детей представлений о речевом этикете, на ее основе начальные представления о культуре поведения, через нее осуществляется воспитательный процесс. К
конвенциональным
характеристикам можно отнести обращение, приветствие, знакомство, извинение, одобрение, благодарность, прощание. Дети младшего школьного возраста усваивают эти функции общения в разнообразных игровых формах, ситуативно обусловленных упражнениях, направленных на развитие словарного запаса и активизации словаря учащихся. Кроме того, для учителя овладение данной характеристикой речи, важно также в плане выполнения организационных, контактоустанавливающих корректирующих функций профессиональной коммуникативной деятельности. Все это способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке, что в свою очередь, активизирует творческую инициативность и самостоятельность учащихся.
Фатическая
характеристика речи реализуется во всех видах профессиональной деятельности педагога, а именно: в речевом оформлении целевого назначения изучаемой темы, в итоговом речевом оформлении изученного материала, в речевом оформлении и мотивации незапланированных вводных высказываний, что довольно часто встречается в работе педагога начальных классов. Использование элементов фатической характеристики позволяет учителю создать в классе атмосферу сотрудничества, превратив учеников в соавторов творческого процесса на уроке. Речевое оформление данной характеристики отличатся лаконичностью, краткостью, отсутствием
эмоциональности, во избежание рассеивания внимания учащихся и отрыва их от запланированной деятельности.[7,54] Особую роль в профессиональной речи учителя играет
конативная
характеристика. К числу ее главных функций относится ориентация на адресата. Она включает в себя следующие компоненты речевой деятельности: регуляция и привлечение внимания волеизъявление, побуждение, выражение отношения к адресату и обстановке. Побуждение рассматривается, прежде всего, как приобщение учащихся к совместной деятельности, как взаимодействие партнеров в совместном интеллектуальном общении, что способствует развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся на ступени начальной школы. Привлечение внимания учащихся на этом этапе играет важную роль и требует от учителя соблюдения определенных условий: знание особенностей контингента обучающихся, их интересов, выбор соответствующего момента общения, такта.[7,67] На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что использование разнообразных характеристик с адекватным речевым оформлением деятельности педагога начальных классов, позволяет решить следующие задачи: - более эффективно использовать коммуникативно-деятельный подход в общении; - усилить функции личностно – ориентированного общения; - повысить целевую направленность и мотивированность обучения -рационально распределять изучаемый материал по содержательным блокам обучения; Таким образом, можно отметить, что перед учителем начальной школы стоит серьезная задача воспитания и обучения будущего гражданина нашего общества, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык
учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель, приобщает детей к богатствам многонациональной культуры своего народа, формирует коммуникативные способности и культуру речи учащихся, способствует овладению ими нормами литературного языка.
Литература 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988. 2.Ксенофонтова А.Н. Новые подходы к построению системы образования / Вестник ОГУ. – 1999. - № 2 3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979. – с. 72. 4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи Учебное пособие для студентов ВУЗов. 5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004, – с. 3 6.Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи — М.: Наука, 1980 7.Страхов И.В. Психология педагогического такта. – Саратов, 1966. – 54- 67. .


В раздел образования