Автор: Царькова Мария Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 Населённый пункт: город Казань Наименование материала: статья Тема: "Профессиональная речевая деятельность учителя" Раздел: начальное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Учитель начальных классов
Царькова Мария Сергеевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Казани
Современное
общество
провозглашает
ценность
высококультурного
и
всесторонне
развитого
педагога-профессионала.
Следовательно,
основой
профессиональной
деятельности
и
педагогического
мастерства
учителя
должна быть профессиональная культура, что предполагает индивидуализацию
и социализацию личности в образовании, а это, в свою очередь, невозможно без
активизации профессиональной речи.
В
современной
педагогической
науке
накоплен
определенный
опыт,
необходимый
для
постановки
решения
исследуемой
проблемы: обоснована
идея
изучения
развития
речи
на
межпредметном
уровне
[2],
[4]
(А.Н.
Ксенофонтова,
М.Р.
Львов,.); определены
сущностные
черты
мастерства
устной речи [6] (Л.И. Скворцов); вскрыты проблемы речевого общения [3]
(Леонтьев); рассмотрен
вопрос
речевой
культуры
как
основы
речевой
деятельности [1] (Б.Н. Головин). В связи с этим, речевая деятельность учителя
опирается на общепринятые закономерности, не овладев которыми невозможно
усвоить профильные особенности конкретной речевой деятельности педагога.
Профе ссиональная
речевая
деятельно сть
учителя-
я вл е н и е
полифункциональное
и
полидисциплинарное.
Речь
учителя
начальных
классов –
это универсальное комплексное средство воздействия на
младших
школьников,
совокупность
речевых
действий
которого,
направлена
на
создание
благоприятного
климата
и
условий
для
самообучения
и
саморазвития
школьников,
способного
оказывать
разную
степень
влияния
на
развитие
личности
при
выражении
коммуникативного намерения. [3,72]
Коммуникативная сторона
речи учителя
должна содержать в себе
следующие компоненты .
Модальность речи предусматривает осознание учителем, какую систему
восприятия
(визуальную,
аудиальную
или
кинестическую)
предпочитает
конкретный ребенок, и умение гибко подстроить свою речь под ту или иную
модальность. [5,3]
Коннотация
речи
учителя
предполагает
знание
коннотативного
(дополнительного) значения того или иного синонима, поскольку от этого
зависит эмоциональная окраска дидактического высказывания.[5,3]
Грамотность
речевой
деятельности
учителя
предполагает
владение
учителем современными методиками преподавания той или иной дисциплины,
а
также
знание
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
учащихся
начальной школы.[5,4]
Аутентичность –
характеристика
дидактической
речи
педагога,
обращенная
на
нормативность,
а
также
на
целесообразность
употребления
различных
языковых
структур
в
речи.
Это
значит,
что
речевое
мастерство
учителя
сопряжено
со
знанием
норм
родного
и
иностранных
языков.[5,4]
Вариативность речи учителя предполагает, что учитель всегда должен четко
представлять себе тот лингвистический уровень, на котором находятся его
ученики, и речь его всегда должна соответствовать этому лингвистическому
уровню, психологическим особенностям детей, а кроме того, способствовать их
переходу на качественно новый уровень развития. Педагог должен хорошо
владеть языковой и стилистической нормой, иметь в запасе достаточный выбор
клише стандартной лексики, и в то же время – уметь высказываться гибко,
быть
способным
выразить
одну
и
ту
же
мысль
по-разному,
используя
синонимические средства языка. [5,5]
Аттрактивность , или привлекательность, речи учителя очень важна для
ученика
начальной
школы,
поскольку
дети
этого
возраста
склонны
к
эмоциональному восприятию всего того, что их окружает, а следовательно, и к
выработке положительной или отрицательной оценки того или иного явления
или личности.[5,6]
Слово
учителя,
ведущего
любой
общеобразовательный
предмет,
включающий
в
себя
свою
специфику
речевого
оформления,
способствует
формированию понятий, представлений о тех или иных явлениях в природе и
обществе. К отправным точкам ее оформления можно отнести характеристики
профессиональной
деятельности
с
адекватным
речевым
оформлением.
Остановимся на некоторых из них.
Использование конвенциональной характеристики речи играет особую
роль для учителя начальных классов, так как с ней связано формирование у
детей представлений о речевом этикете, на ее основе начальные представления
о культуре поведения, через нее осуществляется воспитательный процесс. К
конвенциональным характеристикам можно отнести обращение, приветствие,
знакомство, извинение, одобрение, благодарность, прощание. Дети младшего
школьного возраста усваивают эти функции общения в разнообразных игровых
формах, ситуативно обусловленных упражнениях, направленных на развитие
словарного запаса и активизации словаря учащихся. Кроме того, для учителя
овладение данной характеристикой речи, важно также в плане выполнения
организационных,
контактоустанавливающих
корректирующих
функций
профессиональной
коммуникативной
деятельности.
Все
это
способствует
созданию благоприятной атмосферы на уроке, что в свою очередь, активизирует
творческую инициативность и самостоятельность учащихся.
Фатическая характеристика
речи
реализуется
во
всех
видах
профессиональной деятельности педагога, а именно: в речевом оформлении
целевого
назначения
изучаемой
темы,
в
итоговом
речевом
оформлении
изученного материала, в речевом оформлении и мотивации незапланированных
вводных
высказываний,
что
довольно
часто
встречается
в
работе
педагога
начальных
классов.
Использование
элементов
фатической
характеристики
позволяет
учителю
создать
в
классе
атмосферу
сотрудничества,
превратив
учеников
в соавторов творческого процесса на уроке.
Речевое оформление
данной
характеристики
отличатся
лаконичностью,
краткостью,
отсутствием
эмоциональности, во избежание рассеивания внимания учащихся и отрыва их
от запланированной деятельности.[7,54]
Особую
роль
в
профессиональной
речи
учителя
играет конативная
характеристика.
К
числу
ее
главных
функций
относится
ориентация
на
адресата. Она включает в себя следующие компоненты речевой деятельности:
регуляция и привлечение внимания волеизъявление, побуждение, выражение
отношения
к
адресату
и
обстановке.
Побуждение
рассматривается,
прежде
всего,
как
приобщение
учащихся
к
совместной
деятельности,
как
взаимодействие
партнеров
в
совместном
интеллектуальном
общении,
что
способствует
развитию
познавательной
активности
и
самостоятельности
учащихся на ступени начальной школы. Привлечение внимания учащихся на
этом этапе играет важную роль и требует от учителя соблюдения определенных
условий: знание особенностей контингента обучающихся, их интересов, выбор
соответствующего момента общения, такта.[7,67]
На
основании
вышеизложенного,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
использование
разнообразных
характеристик
с
адекватным
речевым
оформлением
деятельности
педагога
начальных
классов,
позволяет
решить
следующие задачи:
- более эффективно использовать коммуникативно-деятельный подход в
общении;
- усилить функции личностно – ориентированного общения;
- повысить целевую направленность и мотивированность обучения
-рационально распределять изучаемый материал по содержательным
блокам обучения;
Таким образом, можно отметить, что перед учителем начальной школы
стоит серьезная задача воспитания и обучения будущего гражданина нашего
общества, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык
учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего
оружия и точнейшего инструмента учитель, приобщает детей к богатствам
многонациональной
культуры
своего
народа,
формирует
коммуникативные
способности и культуру речи учащихся, способствует овладению ими
нормами
литературного языка.
Литература
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
2.Ксенофонтова А.Н. Новые подходы к построению системы
образования / Вестник ОГУ. – 1999. - № 2
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979. – с. 72.
4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи Учебное пособие для студентов
ВУЗов.
5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя. – М.: Академия, 2004, – с. 3
6.Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи — М.: Наука, 1980
7.Страхов И.В. Психология педагогического такта. – Саратов, 1966. – 54-
67.
.