Напоминание

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу "Глагол" в 6 классе.


Автор: Мяликова Гульнара Фаязовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №23 "
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу "Глагол" в 6 классе.
Раздел: полное образование





Назад




Контрольно-измерительные материалы для оценки

планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Глагол»

в 6 классе.

Данный материал может использоваться при проведении уроков русского

языка в 6 классе, а также реализоваться в рамках курсов повышения

квалификации при проведении мастер-классов. В нём раскрыты

деятельностный и личностный подходы; показано, как научить работать с

информацией, как повысить уровень результативности обучения русскому

языку на уроке. Особенность системно-деятельностного подхода- это

самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе

исследовательской деятельности. Большие возможности для организации

эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Задания на познавательные УУД

Задание 1

Вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы на три

группы:

1)

Глаголы со значением речи;

2)

Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего;

3)

Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего

Говорить,вспомнить,улыбнуться,рассказать,удивиться,пояснить,поду

мать,обрадоваться,ужаснуться,нахмуриться,упрекнуть,провозгласит

ь,усмехнуться,застонать,приу-ныть

Составьте и запишите диалог с соседом по парте, используя глаголы со

значением чувств ,ощущений говорящего. Определите вид и спряжение

глаголов.

Задание 2.

Действие –это общее название для всего, что может обозначать глагол, но

значение действия можно уточнить. Найдите соответствие между группами

глаголов и их общим значением.

1.

Движение

2.

Различные конкретные действия

3.

Состояние души и тела

4.

Процессы речи и мысли

5.

Процессы появления и изменения признаков

6.

Звуковые процессы

А) лететь, бежать

Б) собирать, считать, строить

В) разговаривать, беседовать, спорить, думать

Г) веселиться, болеть, лениться, сочувствовать

Д) краснеть, бледнеть, толстеть, хорошеть

Е) звенеть, гудеть, пищать, гавкать

Задание 3

На основе рисунков составьте несколько предложений с глаголами движения

и действия. Три глагола (на выбор) разберите по составу.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу друг друга.

Задание 4

Рассмотрите рисунки , подберите к ним возвратные глаголы и выберите

соответствующее значение глагола.

Проверь себя:

1.

Я одеваюсь;

2.

Бумага рвется;

3.

Крапива жжется;

4.

Я радуюсь;

5.

Мы поссорились.

Значение глаголов:

1.

Действие совершается само собой.

2.

Свойства предметов.

3.

Свойства живых живых существ, растений.

4.

Чувства, переживания.

5.

Взаимные действия.

Задание 5.

Рассмотрите рисунки. Составьте правила поведения за столом, используя

глаголы в форме повелительного наклонения,2 л.,ед. числа

Задание 6

Игра «Кто больше?»

Продолжите фотоколлаж.

Что я умею делать? Я умею мыть посуду,…………………….

Задание 7.

Рассмотри снеговика «Прилагательное» . Заполни ,все ,что ты знаешь о

глаголах у снеговика «Глагол»

Задание 8

Графический диктант.

Если ь в ться

нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится –

«минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.К

занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся

каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там

ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

Задание 9. Замените фразеологизмы глаголами.

Зарубить на носу

Клевать носом

Пропустить мимо ушей

Делать из мухи слона

Водить за нос

запомнить

дремать

прослушать

преувеличивать

обманывать

Обвести вокруг пальца

Держать язык за зубами

Дать слово

обмануть

молчать

обещать

Витать в облаках

Вставлять палки в колёса

мечтать

мешать

Задание 10

Подобрать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы из произведений

художественной литературы.

Задание 11

Узнай глагол по лексическому значению. Используй слова для справок.

Нарядно одеваться-

Довести до чего- либо сведения, известить-

Терять свою окраску, выцветать –

Становиться тусклым, плохо различимым-

Начать литься потоком-

Громко смеяться-

Удалить грязь,пыль, ржавчину с чего-либо-

Иметь желание, намерение делать что-либо-

Слова для справок :

бряцать,хотеть,шалить,хохотать,щеголять,хлынуть,линять,праздновать,пи-

сать, зашифровать, сообщить.

Для какого глагола ты не нашёл лексическое значение, обозначь его

ударение. Составь и напиши предложение с данным глаголом, употребив его

в прошедшем времени.

Задание 12.

Нарисуй « портрет» глагола.

Задание 13

Прочитай слова –бессмыслицы. Попробуй по внешним признакам слов

догадаться, нужно ли на месте скобок употребить ь ?

1.

Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?)

2.

Этим заряниям надо авлуч(?) десей.

3.

Ты тариш(?) влусрый мокщ(?)

Попробуй перевести «тарабарщину» на русский язык. Какие могут быть

предложения?

Задание 14.

«Кто больше?»

Глагол

говорить

имеет

один

из

богатейших

синонимических

рядов.

Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться,

разглагольствовать,

ораторствовать,

витийствовать

(уст.),

заливаться

соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать,

замечать,

угрожать,

растолковать,

пролепетать,

уверять

и

др.)В

случае

затруднений обращаться к словарям.

Задание 15

Игра “Аукцион”

Записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из

одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух

слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается

тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.

Задание 16

Интерактивная игра «Рассели жильцов в домики». Необходимо

расселить жильцов по квартирам: 1 группа – глаголы I спряжения, 2 группа –

глаголы II спряжения, 3 группа – глаголы с буквой И в окончании, 4 группа -

глаголы с буквой Е в окончании. Учитывается время выполнения и

правильность.

Слова для 1, 2 группы: Строим, веют, стелет, рубят, борются, клеишь,

помогает, слышит, бреет, заметишь, срывает, держись.

Слова для 3, 4 группы: Зависит, откроешь, увидишь, клеит, скачет,

выскочит, плачет, уходишь, напевает, дарим.

Задания на регулятивные УУД

Задание 1

Прочитайте, найдите глаголы и определите их форму. Спишите, объясняя

написание пропущенных букв. Какие еще орфограммы есть в этом тексте?

Чтобы не п…пасть в к…пкан,

Чтобы в т…мноте не заблудит…ся,

Чтобы никогда с пути не сбит..ся,

Чтобы в нужном месте приз…млиться,приводниться-

Нач…рти на карте план.

(В.Высоцкий)

Напишите несколько своих «правил безопасности». Можете пользоваться

рекомендацией автора или дать свой ответ.

Образец: Чтобы не попасть в капкан, надо смотреть под ноги, когда гуляешь в

лесу.

Задание 2

Запишите краткую инструкцию по пользованию библиотечными книгами,

обращенную ко всем читателям вашей библиотеки. Используйте глаголы в

форме повелительного наклонения.

Задание 3

Рассмотрите рисунки. Замените фразеологизмы глаголом. Составьте 3

предложения из личного опыта с полученными глаголами. Поменяйтесь

работами с соседом. Оцените работу друг друга.

Задание 4

Рассмотрите рисунки. Какие правила безопасности нарушают

мальчики? Письменно сформулируйте их. Применяйте конструкции:

нельзя+инфинитив; можно+инфинитив.

Задание 4 «Корректор».

Помогите Незнайке исправить ошибки.

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не

как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, не должны убигать от

существительного, а согласовываться с ним. Уж очень они много хочуть от

меня. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, ятобы я вам

помог? Мы хочемо сжечь старые листья.

Задание 5 «Составь рецепт».

Ученики вытягивают карточки с названиями продуктов (картофель, рис,

капуста, мясо. Молоко и т.д. Каждому необходимо записать рецепт любого

блюда с данным продуктом, используя глаголы в повелительном наклонении.

Задание 6 .

Продолжайте ряды следующих глаголов, обозначающих процесс труда. К

какому виду трудовой деятельности относится каждая группа слов?

1.

Пахать, боронить …..

2.

Штукатурить, бетонировать…

3.

Варить, печь….

Объясните принцип группировки слов соседу по парте. Составь

подобное задание для соседа по парте. Оцени результат его

выполнения.

Задание 7

Подбери к данным существительным однокоренные глаголы ,

запишите их, поставив в неопределённую форму. Добавьте там, где

возможно, суффикс - ся:

Таяние Раскаяние

Тайна Сторож

Сожаление Удивление

Умывание Чаяние

Составь подобное задание для соседа по парте. Оцени результат

выполнения.

Задание 8.

Найди 4 лишнее. Сравни с эталоном. После выполнения обменяйся

заданием с соседом. Проверь его работу.

Говорю делаю бегу молчал

Сделал бы сбегал бы сходи пришёл бы

Стоять бежать говорить молчу

Бежал говорил сказал молчал.

Задание 9

Распредели глаголы на 3 столбика . Сравни ответ с эталоном.

Состояние природы

Внутренне состояние

человека

Мыслительные

процессы

Темнеет, скучать, мыслить, потеплело, смеяться, радоваться, размышлять,

соображать, смеркается, сострадать, думать, светает.

Задание 10

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением

вида глагола. Ошибки исправляем в тексте.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и,

наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как

заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо

садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда,

после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Задания на коммуникативные УУД

Задание 1

Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется

транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса,

троллейбуса, трамвая, такси? Как ходят дети, взрослые, старые люди?

Обсудите задание в группе и запишите глаголы.

Задание 2

Попытайтесь кратко рассказать о глаголе как о части речи по схеме :

Проверь себя:

1.

Общее грамматическое значение.

Глагол-самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или

состояние предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

2.

Морфологические признаки глагола: вид, переходность, возвратность,

спряжение, наклонение, число, время, лицо, род.

3.

Синтаксическая роль: В предложении глагол обычно является

сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу

предложения.

4.

Особенности употребления в речи: Общее грамматическое значение

глагола как части речи – это действие в самом широком смысле этого

слова. Глаголы обозначают :трудовые процессы, движение, состояние

природы, процессы речи и мысли, проявление цвета.

Задание 3

Напишите небольшой рассказ на одну из предложенных тем. Глаголы в

каком наклонении вы будете использовать в тексте?

1.

Если бы у меня была волшебная палочка….

2.

Если бы я был директором школы….

3.

Если бы я попал на необитаемый остров….

Нарисуйте иллюстрацию к своему рассказу.

Задание 4

Прочитайте стихотворение вслух. Спишите, вставляя пропущенные

буквы.

Люди пишут, а время ст…рает,

Всё ст…рает, что может ст…реть.

Но скажи-если слух ум…рает,

Разве должен и звук ум…реть?

(С.Маршак)

Выскажите своё отношение к тем мыслям, которые отражены в

стихотворении. Обсуди задание с соседом по парте.

Задание 5

Рассмотрите рисунок. Пофантазируйте ,что могло случиться с мальчиком.

Напишите небольшой рассказ, используя глаголы в форме прошедшего

времени. В этих словах выделите суффиксы и окончания.

Задание 6

Придумайте небольшой рассказ о том, что вы делали летом, и расскажите с

помощью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ,

отгадав и записав глаголы.

Задание 7

Подготовить устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе?»

Задание 8

Игра «Интервью»

Правила : первый ученик называет того, кому адресует свой вопрос и

задает вопрос о глаголе . Тот отвечает и задает вопрос другому

однокласснику.

Задание 9

У вас в руках волшебная палочка. С её помощью вы попали на необитаемый

остров. Употребляя глаголы условного наклонения , расскажите ,что бы вы

там делали?

Задание 10

Запиши глаголы в порядке постепенного усиления действия :

Ползти - ________, __________, __________.

Шептать - ________, __________,__________.

С помощью этих слов состав диалог на тему «Школа».

Задание 10

Запиши, подобрав подходящие по смыслу глаголы, определи их

спряжение и вид. Расскажи соседу о том, как ты будешь выполнять

задание и выслушай его.

В синем небе звёзды ……..

В синем море волны

Туча по небу ……..

Бочка по морю ……

Словно горькая вдовица

…….., ……….. в ней царица;

И …….. ребёнок там

Не по дням, а по часам.

Слова : блещут, хлещут, идет, плачет, растёт, бьётся, плывёт.



В раздел образования