Напоминание

КВН " Химико-Биологический Факультет"


Автор: Труфанова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГКПОУ "КБАДК"
Населённый пункт: г.о.Нальчик
Наименование материала: Интегрированное внеурочное мероприятие
Тема: КВН " Химико-Биологический Факультет"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Российская Федерация

Государственное казённое профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»

Министерства образования, науки и по делам молодёжи КБР

Рассмотрено на заседании ЦМК

Естественно-математических дисциплин

Проток №______ от «_____» ____01___2017 г.

Председатель ______________ О.В. Труфанова

МАТЕРИАЛЫ

МАСТЕР – КЛАССА

(внеурочного мероприятия)

по химии, физике и биологии

«ХБФ»

Методическая проблема: «Формирование внутренней мотивации студентов и

активизация их познавательной деятельности через различные формы и методы

работы»

Авторы-составители:

Преподаватели КБАДК

физики Труфанова О.В., химии Тешева М.Б., биологии Карачаева Е.В,

Нальчик, 2017г.

КВН

«ХБФ»

Цели и задачи:

Образовательные:

1.

Закрепление

в

процессе

практической

деятельности

теоретических

знаний,

полученных на уроках химии и биологии.

Развивающие:

1.

Развитие психических процессов: внимания; логического мышления путем сравнения,

обобщения,

анализа

и

систематизации;

познавательной

активности;

творческого

воображения и творческой деятельности.

2.

Развитие

коммуникативных

навыков

и

самостоятельности

учащихся

в

познании

живой

природы;

3.

Показать значение знаний по химии, биологии и физике в будущей специальности.

Воспитательные:

1.

Воспитание

культуры

общения,

потребности

в

познавательной

деятельности

и

здоровом образе жизни.

Межпредметные связи: химия, биология, физика, автомобиль.

Оборудование: презентация КВН « ХБФ », мультимедийный проектор.

Реквизиты:

Правила игры:

В мероприятии принимают участие учащиеся 1-х курсов, объединённые в 4 команды.

Каждой команде даётся название, эмблема и приветствие.

Мероприятие включает 7 конкурсов:

1 конкурс – Визитная карточка команд – домашняя заготовка.

2 конкурс – Конкурс домашнего задания на тему: «Пантомима явлений».

3 конкурс – «Разминка»

4 конкурс – «Черный ящик»

5 конкурс – Викторина «На пути к специальности»

6 конкурс – «Конкурс капитанов»: 1. «Марки автомобилей»

2. Буриме.

7 конкурс – «Игра со зрителями»

Для каждой команды имеется лист учета баллов, где жюри выставляют оценки. Итоги

подводятся после проведения всех конкурсов.

Жюри выбирается из администрации и приглашенных кураторов групп, а также

преподавателей, не задействованных в учебном процессе.

Группы,

занявшие

первые

три

места,

награждаются

грамотами

и

в

качестве

поощрения аттестационными оценками за месяц.

2

Ход мероприятия

Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья!» Мы рады приветствовать вас на КВН

«…..». Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри

входят (идет представление жюри):

Итак, мы начинаем.

КОНКУРС 1. «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД».

Ведущий:

Предлагаем

командам

озвучить

название

команды,

приветствие

и

представить свою эмблему на оценку жюри.

Оценивается по пятибалльной системе.

КОНКУРС 2. «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Ведущий:

Следующий

конкурс

«пантомимы».

Команды

должны

изобразить

физическое, биологическое или химическое явление, не называя его, и другие участники

должны угадать, что было изображено. Учитывается творческий подход к заданию, поэтому

максимум можно получить 3 балла. Команда, угадавшая явление, получает – 1 балл.

Просим жюри подвести итоги и огласить результаты!

Командный вопрос оценивается по пятибалльной системе, а ответы команд – за

каждый правильный ответ 1 балл.

КОНКУРС 3. «РАЗМИНКА».

Ведущий: Переходим к конкурсу «Разминка».

Участники конкурса должны за 3 минуты ответить на максимальное количество

вопросов, при этом они имеют право не отвечать на вопрос, сказав «дальше…». За каждый

правильный

ответ

присуждается

1

балл.

Помните,

что

время

конкурса

ограничено.

Максимальное количество вопросов – 15.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для конкурса «Разминка»

Блок вопросов №1

1.

Этот

щелочноземельный

металл

является

основой

костной

ткани

нашего

организма.

Человек должен получать в день 1,5 г этого элемента. Но при избытке в организме его соли

могут накапливаться в почках в виде песка и камней. (Кальций)

2 . Как называется мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства?

(Молекула)

3. Сколько ног у таракана? (Ответ: 6.)

4. Ионы этого щелочного металла регулируют давление крови в организме, поддерживают

работу сердечной мышцы. В сутки человек должен потреблять около 3,5 г этого элемента.

При избытке – может вызвать мгновенную остановку сердца. (калий)

5. В каких единицах (в СИ) измеряют плотность? (кг/м

3

)

6. К какому классу животных относится морской конек? (Костные рыбы.)

7. Этот неметалл в природе образует 2 аллотропные модификации, одна из которых является

сильнейшим

ядом

и

светится

в

темноте.

В

организме

человека

соединения

другой

модификации отвечают за работу головного мозга, нервной системы и построение скелета.

(Фосфор)

8. Как звали Ньютона? (Исаак)

9. К какому царству относится человек? (Животные.)

3

10.

Роль

этого

химического

элемента

в

жизнедеятельности

организма

неоспорима.

Его

соединения

издавна

применяются

для

лечения

малокровья.

Избыток

может

вызвать

отравление и сильное расстройство желудочно-кишечного тракта. (Железо)

11. Когда железная дорога длиннее: летом или зимой? (Летом, т. к. при нагревании тела

расширяются.

Между

Москвой

и

Санкт-Петербургом

длина

железных

рельсов

увеличивается на 300 м.)

12. Как называется совокупность всех костей организма? (Скелет.).

13. Без этого галогена немыслимо существование человека. Он стимулирует обмен веществ,

рост волос, придает бодрость и силу. Особую роль он играет в составе желудочного сока. При

вдыхании вызывает удушье и мгновенную смерть. (Хлор)

14. В какой воде огурцы быстрее просаливаются: в горячей или в холодной? (В горячей, т.к.

диффузия происходит быстрее.)

15. Сколько зубов у взрослого человека?(32.)

Блок вопросов №2.

1.

Соединения

этого

элемента

регулируют

процессы

возбуждения

и

торможения

ЦНС,

поэтому для лечения нервных болезней врачи часто прописывали препараты, содержащие

этот элемент. В молекулярном виде – это темная, зловонная и ядовитая жидкость. (Бром)

2. Почему снег, посыпанный золой, тает быстрее? (Т.к. сильнее поглощает солнечные лучи.)

3. Где живут белые медведи? (В Арктике. На Северном полюсе.)

4. Этот элемент является важным составляющим гормона щитовидной железы, который

регулирует биение сердца, мускульное возбуждение, работу мозга. Его спиртовой раствор

применяют для обработки ран. Избыток его в организме вызывает опасное заболевание –

тиреотоксикоз. (Йод)

5. Почему комар пищит, а шмель жужжит? (Т.к. комар быстрее машет крыльями, а высота

звука зависит от частоты.)

6. Самое крупное животное на Земле? (Синий кит.)

7. Без этого химического элемента нельзя даже представить жизнь человека. Он участвует в

процессах дыхания, окисления пищи, является источником энергии. Но, вдыхание его в

чистом виде может вызвать отравление, возбуждение и галлюцинации. (Кислород).

8. Название естественной двояковыпуклой линзы, находящейся в организме и не имеющей

кровеносных сосудов? (Хрусталик)

9. Какое насекомое питается кровью? (Комар, блоха, овод, слепень и т.д.)

10. Из этого жизненно важного элемента построены все основные части клеток нашего

организма.

Водный

раствор

его

соединения

с

водородом

используют

в

медицине,

хотя

длительное вдыхание может вызвать отравление. (Азот)

11. Что видно, если ничего не видно? (Туман).

12.Назовите самую высокую траву? (Бамбук.)

13. Этот химический элемент в микроскопической дозе мы получаем, выпивая молоко. Его

соединение используют в стоматологической практике, так как непосредственный контакт с

тканями человеческого организма приводит их к безболезненной гибели. (Мышьяк)

14. Как называется самое распространённое вещество в природе? (Вода)

15. Какая кислота находится в желудке здорового человека? (Соляная кислота НСl.)

Блок вопросов №3.

1. Кто вылупляется из яйца бабочки? (Гусеница-личинка.)

2. Что означает слово кислород? (Рождающий кислоты.)

3. Как фамилия ботаника, открывшего движение молекул? ( Р. Броун).

4. Какое животное может поворачивать голову на 180 градусов? (Сова.)

5. Все ли ядра можно брать в руки? (Ядра атомов химических элементов нельзя взять в

руки.)

4

6. Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли? (Нет. Земля сплюснута у

полюсов)

7. От чего птицы улетают на юг от холода или от голода? (От голода.)

8.

Почему

мокрое

бельё

сушат

на

морозе? (Лёд

способен

к

возгонке,

поэтому

бельё

высыхает.)

9. Что общего между ракетой и кальмаром? (Реактивный принцип движения)

10. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? (Нет.)

11. Что такое «святая» и серебряная вода? (Вода содержащая ионы серебра.)

12. Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле. (Полюс)

13. Айва – это фрукт или овощ? (Фрукт)

14. Какая кислота называется аккумуляторной? (Серная кислота Н2SO4.)

15.

В

результате

чего

образуется

эхо? (В

результате

отражения

звука

от

различных

преград)

16. Как называется самая маленькая птица? (Колибри.)

17. Что означает слово водород? (Рождающий воду.)

Блок вопросов №4.

1.

Химический

радиоактивный

элемент,

являющийся

сырьём

для

получения

атомной

энергии. (Уран)

2. Линия, по которой движется тело. (Траектория)

3. Божьи коровки кусаются? (Нет.)

4. Если срез картофелины смочить раствором йода, то происходит посинение. О чём это

говорит? (Картофель содержит крахмал.)

5. Линия, по которой движется тело. (Траектория)

6. В какой стране кошка считается священным животным? (Египет.)

7.

Какую

соль

человек

применяет

для

приготовления

пищи?

Назовите

её

формулу.

(Поваренную соль, хлорид натрия –NaCl.)

8. Семья французских химиков, создавшая учение о радиоактивности. (Кюри)

9. Из каких растений получают ткани? (Лен, хлопок, конопля.)

10. Из одного грамма какого металла можно вытянуть проволоку в несколько десятков

километров? (Платина, Золото.)

11.

Что

такое

волна? (Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от

места возникновения)

12. Какой царь привез в Россию картофель? (Петр1)

13. Самый твердый металл (Хром)

14.

Что

такое

период

колебаний? (Минимальный

промежуток

времени,

через

который

движение повторяется)

15. Какой грызун строит плотины на реках? (Бобр.)

КОНКУРС 4. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Ведущий:

На

сцену

выносится

черный

ящик,

в

котором

лежит

что-то.

Нужно

отгадать, что лежит в черном ящике по предложенному описанию. Команды по очереди дают

ответы на заданный вопрос. После дачи ответа всеми командами, оглашается правильный

ответ. Команда, давшая правильный ответ, зарабатывает 1 балл.

Прошу внести «черный ящик».

1.

Два

элемента,

взятые

по

отдельности,

губительно

действуют

на

организм,

а

их

соединение

это

вещество,

без

которого

невозможна

жизнь

человека.

Оно

обеспечивает

постоянство

осмотического

давления

крови

и

создает

условия

для

существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для

процесса

пищеварения.

Запасы

этого

вещества

практически

неограниченны.

А

применяют его ежедневно все люди. Что в черном ящике?

5

(Ответ: В черном ящике лежит соль)

2.

В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении.

Его

родина

Мексика.

В

1874

году

академик

Севергин,

в

книге

«Царство

произрастания»,

писал:

«Сие

растение

почитается

способным

исцелять

раны.

Наибольшее употребление семени – есть в пищу попугаям, можно получать из него

масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что за лакомство лежит в ящике?

(Ответ: В черном ящике лежат семечки. Это плоды подсолнечника.)

3.

В черном ящике лежит плод, употребляемый в свежем и моченом виде. Этот плод

принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в

Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), весьма

морозоустойчивое, выдержит морозы до – 30

о

С! Плоды полезны, содержат вещества,

выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

(Ответ: Речь идет о яблоках.)

4.

Назовите самый большой магнит. Что в черном ящике? (Ответ: Глобус)

КОНКУРС 5. ВИКТОРИНА «НА ПУТИ К СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

Ведущий задает вопрос, команда, поднявшая первой флажок, имеет право ответа, если

ответ не верный, право ответа переходит к другой команде.

За правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

1.

Какая кислота содержится в аккумуляторе автомобиля? (Серная).

2.

Непредельный углеводород, основной компонент резины (Каучук)

3.

При

какой

скорости

движения

автомобиля

происходит

минимальное

количество

выбросов вредных веществ. (60 км/ч)

4.

Немецкий изобретатель, чье имя носит двигатель внутреннего сгорания. (Дизель)

5.

Какой

электрохимический

процесс

протекает

на

поверхности

автомобиля,

при

нарушении защитных слоев. (Коррозия)

6.

Русский ученый, который построил первый электродвигатель. (Якоби)

7.

Физическая величина, которую измеряет спидометр автомобиля. (Скорость)

8.

Из какого продукта переработки нефти получают смазочные масла? (Мазут)

9.

Какие вещества используются в качестве базовых жидкостей при производстве тосола

(Спирты, этиленгликоль, пропиленгликоль).

10. Какой тяжёлый металл содержится в этилированном бензине? (Свинец)

11. Материал, полученный в результате вулканизации каучука. (Резина)

12. Смесь, каких органических веществ содержит бензин? (Углеводороды)

13. Из какого металла изготовлены электроды в автомобильном аккумуляторе. (Свинец)

14. Продукт нефтепереработки, необходимый для заправки КАМАЗа, трактора и джипа?

(Солярка, дизельное топливо)

15. Каков состав газовой смеси для газовых двигателей? (пропан - бутан, метан)

16. Автомобиль,

двигатель

которого

расположен

не

спереди,

как

обычно,

а

сзади

и

охлаждается не водой, а воздухом. (Запорожец)

17. Газ без цвета и запаха, образующийся при неполном сгорании углерода в двигателях

внутреннего сгорания. (Угарный газ)

18. Каким газом заполнены автомобильные фары, если их свет голубой. (Ксенон)

19. Показатель,

характеризующий

детонационную

стойкость

топлива

(способность

топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего

сгорания. (Октановое число).

6

20. Из какого полимера изготовлен бампер и панель приборов в автомобиле Лада Приора.

(Полипропилен).

21. Химические препараты, необходимые для ухода за автомобилем. (Автохимия)

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Ведущий: Наступает время конкурса капитанов, который состоит из двух частей.

Первое задание: необходимо собрать марки автомобилей из условных обозначений

названий химических элементов и указать их название. Время выполнения 15 минут. Работы

передаются для проверки членам жюри. Задание оценивается в 2 балла (за одну собранную

марку автомобиля 1 жетон плюс 1 жетон за название химических элементов).

1) фтор, йод астат – Fiat

2) сера, уран, барий, рутений – Subaru

3) йод, азот, фтор, йод, никель, титан – Infiniti

4) бериллий, азот, талий, йод – Bentli

Второе задание: составить четверостишие по готовым рифмам. За четверостишие

команда получает 3 балла.

Машины…………………….ряд

……………………………..гудят.

………………..……………педаль,

……………………………. сталь.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Ведущий: А пока есть шанс проявить себя болельщикам. Жюри выбирает самого

активного болельщика. Набранные очки болельщики могут отдать своим командам. Каждый

правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы для болельщиков:

1. Какую водку не станет пить даже самый горький пьяница? Почему такое название имеет

эта «водка»?

(Ответ: Это «царская водка» – смесь азотной и соляной кислот. Такое название эта жидкость

получила потому, что растворяет «царя» металлов – золото.)

2.

Фамилия

какого

известного

ученого

химика

и

физика

совпадает

с

несколькими

одноименными названиями, различными по смыслу? Назовите фамилию ученого и не менее

3-х одноименных названий.

(Ответ: Этот ученый Нильсон Бор. Его фамилия совпадает со следующими названиями: бор –

химический

элемент,

бор

сосновый

лес,бор

растение

из

семейства

злаковых

(бор

развесистый), бор – инструмент врача-стоматолога (зубной бор))

3. Древние египтяне считали ее символом потустороннего мира, в Норвегии – вестником

смерти, в России – часто принимали за лешего. Древние римляне обвиняли ее в том, что она

накликала поражение в битве с армией Ганнибала. А в Древней Греции встрече с ней

радовались, ее считали спутницей богини Афины Паллады и изображали на серебряных

монетах. О каком животном идет речь?

(Ответ: Сова.)

4.

В

эволюции

этого

животного

много

загадок,

в

индуистской

религии

оно

основа

мироздания. В Узбекистане же бытует интересная сказка о происхождении этого животного.

Слушайте ее. В давние – предавние времена жил купец, торговавший мукой. Он был жадный

и часто обвешивал покупателей. Люди долго терпели, но, наконец, не выдержали и решили

обратиться с жалобой к самому Богу. Бог наказал купца: взял 2 чаши весов и зажал между

7

ними

нечестного

торговца.

Остались

торчать

только

руки,

ноги

и

голова.

Что

это

за

животное?

(Ответ: Черепаха.)

8

Приложение 3.

Оценочный лист

Примечание:

1 конкурс – оценивается по пятибалльной

системе;

2 конкурс – командный вопрос оценивается по пятибалльной

системе, а ответы команд – за каждый правильный ответ 1

балл;

3 конкурс – за каждый правильный ответ команда получает 1

балл;

4 конкурс – за каждое правильно угаданное и отмеченное

слово команда получает по 1 баллу;

5 конкурс – оценивается по пятибалльной системе.

Ответы к конкурсу № 4 – прилагаются.

Команды Конкурсы

Конкурс1.

«Эмблема и приветствие»

Конкурс 2.

«Домашнее задание»

Конкурс 3.

«Разминка»

Конкурс 4.

«Органы мишени»

Конкурс 5.

«Продолжить фразу»

Итоги

Математики

Химики

Физики

Биологи

Информатики



В раздел образования