Авторы: Серикова Наталья Васильевна, Стерликова Светлана Алексеевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГБПОУ "Новороссийский медицинский колледж" Министерства здравоохранения КК
Населённый пункт: г. Новороссийска
Наименование материала: статья
Тема: "Роль преподавателя в организации проектной деятельности студентов СПО (из опыта работы преподавателей)"
Раздел: среднее профессиональное
Роль преподавателя в организации проектной деятельности студентов
СПО (из опыта работы)
Авторы:
Н.В.
Серикова,
преподаватель
ПМ.
02.,
специальность
«Лечебное дело».
М.Н.Луненко, преподаватель ПМ.04, специальность
«Сестринское дело»
С . А .
Ст е рл и ко ва ,
п р е п од а ват е л ь
П М . 0 7 ,
специальность «Лечебное дело».
Н.А.Франке,
преподаватель
д и с ц и п л и н
«Обществознание (с основами экономики и права)»,
«Основы философии», «История».
Аннотация: в статье рассмотрена роль преподавателя в организации
современной проектной деятельности и в
развитии профессиональных и
личностных качеств обучающихся СПО медицинского колледжа в процессе
работы над проектами в течении всего периода обучения.
Ключевые
слова:
метод
проектов,
проектная
деятельность,
профессиональная компетентность, подготовка, качество, этапы проектной
деятельности, роль преподавателя.
«Задача современного воспитания –
создать такой способ обучения,
который сделал бы мысль руководителем
всякой практической работы...»
Дж. Дьюи
В
процессе
подготовки
специалистов
в
учреждениях
среднего
профессионального
образования
основополагающую
роль
приобретает
ориентация
образовательного
процесса
на
развитие
личности
и
профессиональной
компетентности,
позволяющая
существенно
облегчить
процесс
адаптации
молодежи
к
реализации
себя
в
профессиональном
сообществе, повысить ее конкурентоспособность.
Стратегия
развития
образования
до
2020
года
предполагает
новые
ориентиры
в
развитии
образовательных
учреждений
среднего
профессионального образования, что требует формирования новых подходов
к структуре и содержанию образовательного процесса.
Введение
стандартов
СПО
третьего
поколения
ставят
перед
преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть
взаимосвязанных
качеств
личности
(знаний,
умений,
навыков,
способов
деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. В
стандарте третьего поколения СПО выделены две группы компетенций –
общие и профессиональные. Под обучением, основанном на компетенциях,
понимается
обучение,
которое
строится
на
определении,
освоении
и
демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых
для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим профессиональное
образование
должно
изменить
традиционную логику
образовательного
процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его
теоретическому осмыслению через применение полученных знаний и в этом
оказывает неоценимую помощь метод проектов.
Для того чтобы овладеть всеми компетенциями, обучающийся должен
научиться
решать
все
составляющие е е
за д ач и.
Ка жд а я
т а к а я
профессиональная
задача
состоит
из
нескольких
мелких
приемов-шагов.
Научиться выполнять каждый конкретный шаг будущий специалист должен
не только на практических занятиях или на занятиях по производственному
обучению, но на теоретических занятиях в аудитории, начиная с первого
курса, с дисциплин общепрофессиональных цикла.
Метод
проектов
не
новость
в
мировой
педагогике:
он
начал
использоваться
в
практике обучения значительно раньше выхода в свет
известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов»
(1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый
замысел».
Проект
от
лат.
“projektus”
означает
буквально
“выброшенный
вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое
будет
осуществлено
в
будущем”.
Основателями
проектной
деятельности
считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить
обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика,
ориентируясь
на
его
личный
интерес
и
практическую
востребованность
полученных знаний в дальнейшей жизни. В России метод проектов был
известен
ещё
с
1905
года.
Этот
метод
был
внедрён
в
образовательную
деятельность
в
России
и
успешно
использован
русским
педагогом
С.Т.
Шацким и группой его сподвижников.
Но в тридцатые годы проектный
метод в образовании был расценен как далекий и чуждый советской школе и
потому он не применялся до конца 80-х годов.
В
современном
образовании
проектная
деятельность
должна
быть
основана, прежде всего, на развитии самостоятельности обучающегося. В
результате полнее будут обеспечиваться современные требования к развитию
личности
обучающихся,
учитываются
их
индивидуальные
интересы
и
способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и
системный подход к решению различных производственных ситуаций.
Метод
проектов
в
нашем
колледже
начинает
реализовываться
на
первом
курсе
при
изучении
общепрофессиональных
дисциплин,
когда
обучающиеся
на
базе
основного
общего
образования
выполняют
индивидуальные
творческие
проекты;
на
последующих
курсах
при
написании
курсовых
проектов
и
на
последнем
курсе,
при
выполнении
выпускных квалификационных работ. Студенты могут сами выбирать тему
проекта
и
руководителя.
Тема
проекта
может
быть
предложена
и
преподавателем.
Это
связано
с
тем,
что
для
проектной
деятельности
необходимым
условием
является
организация
проектной
работы
разных
типов:
творческие,
ролевые,
игровые,
ознакомительно-ориентировочные
(информационные),
практико-ориентированные
(прикладные)
проекты.
Таким
образом
на
протяжении
учебного
процесса
студенты
колледжа
постепенно овладевают навыками выполнения и реализации различного вида
проектной деятельности. Но необходимо сделать акцент на том моменте, что
правильная организация дифференцированной работы в СПО медицинской
направленности
требует,
чтобы
каждый
студент
был
занят
разрешением
посильной именно для него задачи, так как только при этом условии можно
поддержать у него интерес к обучению и к профессии в общем. Активизация
самостоятельной проектной работы разного уровня обеспечивает не только
объективную оценку компетенций студентов, но и эффективную обратную
связь в учебном процессе, давая возможность преподавателю знать реальную
картину усвоения знаний, корректируя процесс обучения, где преподаватель в
рамках проекта выступает в разных ролях: новатор, наставник, разработчик,
координатор, эксперт, консультант.
На основании личного педагогического опыта мы можем утверждать,
что прежде чем приступать к выполнению проекта, преподаватели должны
помочь
обучающимся
сформировать
систему
самоорганизации.
Система
самоорганизации студентов должна включать в себя, во-первых, восприятие
темы
проекта,
её
мыслительная
обработка.
На
начальном
этапе
преподавателю необходимо прежде всего учитывать психофизиологические
особенности
обучающегося
и
в
связи
с
этим
создать
предпосылки
для
внутренних познавательных мотивов к обучению и потребности в новых
знаниях. Это возможно достичь в том случае, если преподаватель будет
вооружен различной тематикой проектов. Тематика проектов должна носить
уровневый
характер
и
удовлетворять
принципу
поэтапного
освоения
профессиональных навыков. Главная задача преподавателя - это выявить
проблему интересную для обучающегося и связанную с его дальнейшей
трудовой деятельностью.
Следующий
это
–
это
определение
целей
проекта.
Как
правило,
студенты на данном этапе буквально фонтанируют идеями, не соизмеряя
желания и возможности. Преподавателю необходимо вооружить студентов
умениями
и
навыками
самоанализа,
самоконтроля,
самооценки
и
самокоррекции, постепенно усложнения требования к реализуемому проекту.
Путями
достижения
этой
цели
на
данном
этапе
является
возможность
придать проектной детальности будущего конкретные цели – разрешение
какой-либо
проблемы,
которая
сформировала
бы
определенные
профессиональные
познавательные
навыки
у
обучающихся,
умение
самостоятельно
конструировать
свой
багаж
знаний,
ориентируясь
в
информационном пространстве. Планирование работы над проектом – это
определение задач и способов выполнения проекта. Задача преподавателя
объяснить обучающемуся алгоритм планирования, а не начать планировать
вместо студента, как зачастую это происходит.
План по реализации проекта связан с изучением литературы, отбора
информации,
анализ
полученных
данных,
формулировкой
выводов
и
формированием
на
этой
основе
своего
мнения.
Возникают
несколько
проблем. Во-первых, как показывает опыт работы, обучающиеся начинают
терять интерес к проекту. Во-вторых, притупляется ощущение временных
рамок у студентов. Необходимо определить точки проверки выполненной
работы
и
найти
способы
поддержания
интереса
к
выполнению
проекта,
может быть даже, основываясь на личностных характеристиках студента. В
свою
очередь
преподавателю
очень
сложно
удержаться
от
подсказок,
особенно если преподаватель видит, что обучающийся студент выполняет
что-то ошибочно.
Завершающий
этап
–
это
презентация
результатов
работы.
Можно
сказать,
что
это
самый
трудный
этап
в
проекторной
деятельности
обучающегося,
поскольку
именно
на
этом
этапе
студент
должен
продемонстрировать
полученные
компетенции,
с амо стоятельно
приобретённые знания в ходе решения практических задач, которые зачастую
интегрируются из различных предметных областей.
Как показывает опыт
работы, преподавателю очень важно научить студента выбрать самое главное,
логически и внятно этот материал доложить на защите. Чаще всего советуем
ребятам
писать
тезисы
выступления,
на
которые
при
ответе
они
смогут
опереться.
Так
как
проектная
деятельность
чаще
всего
предусматривает
публичные выступления, то после презентации студенту предстоит отвечать
на
вопросы
публики.
Перед
защитой
проектной
работы
преподаватель
обсуждает с обучающимся все возможные вопросы по работе и корректирует
ответы на них.
С
первого
этапа
работа
над
проектом
предполагает
очень
тесное
взаимодействие
обучающегося
и
преподавателя.
Здесь
возникают
две
крайности - полностью предоставить студента самому себе или, наоборот,
значительно
ограничить
его
самостоятельность,
постоянно
вмешиваясь,
направляя, советуя, что в заключении может лишить студента инициативы в
работе.
Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что студент
должен
чувствовать,
что
проект
-
это
его
работа,
его
создание,
его
изобретение,
реализация
его
собственных
идей
и
замыслов.
Он
должен
видеть, что преподаватель с уважением относится к его точке зрения, даже
если она не совпадает с точкой зрения педагога. очень непросто сыграть роль
независимого консультанта.
Современная педагогика трактует метод проектов как педагогическую
технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на
их применение и приобретение новых. Основной целью преподавателя на
любом этапе проекта является формирование разнообразных стержневых
компетенций,
под
которыми
в
современной
педагогической
деятельности
понимают
комплексные
лично стные
свойства,
охватываю щ ие
взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность использовать
их в необходимой ситуации. Таким образом процесс проектной деятельности
подразумевает
формирование
у
обучающихся
медицинского
колледжа
следующих
умений:
рефлективность,
исследовательские
навыки,
навыки
сотрудничества,
менеджерские
умения,
коммуникативные
качества,
презентационные умения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
2. А. П. Бурсова, Е. Б. Турбинова, «Метод проектов как способ повышения
мотивации
студентов
в
среднем
специальном
образовании»
«Образовательная среда сегодня: стратегии
развития»:
материалы
IV
Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О.
Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –No 3 (4). –
С. 236–238. –ISSN 2411-8184.
2. Данилов О. Е. Организация проектной деятельности учащихся с помощью
интернет-ресурсов образовательного назначения // Школьная педагогика. —
2017. — №1. — С. 50-57.
3. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по
экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 629-
632.
4.
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования» на 2013-2020 годы. Распоряжение правительства от 22 ноября
2012 г. №2148-р
5.
Гузеев,
В.В.
«Метод
проектов»
как
частный
случай
интегральной
технологии обучения [Текст]/В. В. Гузеев// Директор школы.-1995.-С.39–47.
6. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном
обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.- ISBN: 978-5-09-022055-2
7. Мулина, О. Н. Проектная деятельность студентов — будущих педагогов в
формировании
инновационных
компетенций
[Текст]/
О.
Н.
Мулина//
Научный журнал КубГАУ- Scientific Journal of KubSAU.-2013.-№ 85.-С. 614–
623.
8. Сергеева, М.Г. Наука и образование в современном мире / М.Г. Сер¬геева //
Развитие
исследовательской
деятельности
учащихся.
М.:
Народное
обра-
зование, 2001. - С. 29-38
9.
Полат,
Е.
С.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.
квалиф. пед. кадров [Текст]/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева,
А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат.-М.: Издательский центр «Академия».-
1999.- 224 с.
10.
Шуберт,
Н.
П.
Метод
проектов
и
профессиональная
компетентность
преподавателей
[Текст]/
Н.
П.
Шуберт//
Среднее
профессиональное
образование.- 2009.- № 11.- С.78–80.