Напоминание

"Организация самостоятельной работы ученика"


Автор: Мельникова Лариса Ильинична
Должность: преподаватель по классу "фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа № 5"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Организация самостоятельной работы ученика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования города Перми

«Детская музыкальная школа № 5»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕНИКА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Методические рекомендации

Мельникова Лариса Ильинична

Преподаватель по классу «фортепиано»

г. Пермь, 2017 г.

Самостоятельная работа ученика требует постоянного внимания к ней

педагога. Как научить ученика продуктивно заниматься, рационально

использовать время, как привить ему любовь к труду за инструментом? Эти

вопросы неизбежно встают перед педагогом, понимающим, что

бесконтрольным данный процесс оставить нельзя.

Как показывает музыкально-педагогическая практика, формирование

исполнительских навыков уже в начальный период обучения необходимо

сочетать с формированием навыков самостоятельной работы. Если в первые два

года обучения возможности её проявления при разучивании произведений

крайне ограничены, то уже у учащихся 3-4 классов активизируется стремление

к самостоятельному прочтению нотного текста. Воспитание самостоятельности

учащегося является важнейшей частью преподавательской работы. Г. Нейгауз

считает, « что одна из главных задач педагога - скорее быть ненужным

ученику…, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы,

самопознания, умения добиваться цели».

Основные принципы организации самостоятельной работы ученика:

1. Индивидуальный подход в применении методов, приёмов и способов

работы.

2. Формирование у учащегося умения анализировать свои действия,

развитие самостоятельности мышления.

3. Осознание учеником целей и задач своей работы.

4. Формирование умения концентрировать внимание.

5. Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.

Хочется подчеркнуть необходимость взаимосвязи всех принципов.

Сформированные навыки позволяют добиться эффективности в

самостоятельной работе ученика.

Более подробно рассмотрим некоторые из перечисленных принципов

организации самостоятельной работы ученика.

Индивидуальный подход в применении приёмов и методов.

Индивидуальный подход к каждому ученику – фундаментальный принцип

музыкальной педагогики. Единые цели могут быть достигнуты самыми

разными путями. Ни один педагог не может заранее предвидеть всех

особенностей развития ученика. Только в процессе творческой педагогической

работы, постоянному наблюдению, изучению ученика, педагог находит

оптимальные методы его воспитания.

Индивидуальный подход в применении приёмов и способов работы

необходим прежде всего потому, что универсальных, одинаково работающих на

всех учеников приёмов нет. Любой приём может нанести вред, если не

учитываются психофизиологические особенности личности ученика.

Возможный ущерб может нанести не только сам приём, но и способы его

применения. Несовместимы, например, скованность и частое использование

плотного туше; заторможенность мышления, замедленная двигательная реакция

и форсирование темпов; требование выразительной игры и отсутствие, или

недостаточная развитость технических навыков.

Индивидуальный подход проявляется прежде всего в том, что, изучая

ученика, педагог направляет его внимание на поиск и применение таких

методов работы, которые являются особенностями его характера,

музыкальными способностями.

Существует много приёмов и способов самостоятельной работы.

Обозначим наиболее распространённые:

1. Приёмы работы, ведущие к упрощению исполнения: замедленный

темп, игра каждой рукой отдельно, выделение отдельных элементов фактуры (в

полифонии – голосов), игра небольших эпизодов, с последующим их

объединением и т.д. Все эти приёмы строятся по принципу – от простого к

сложному.

2. Приёмы и способы работы, усложняющие исполнительскую

задачу: увеличение повторов трудных упражнений, эпизодов, пассажей, более

подвижный темп, повышенная активность игрового аппарата, усложнение

фактуры. Цель этих приёмов – создание технического запаса, развитие

выносливости, волевых качеств, стабильности, уверенности и активности

исполнения, совершенствование технических навыков, работы слуха в сложных

условиях.

3. Приёмы вариантного исполнения одного и того же фрагмента. Сюда

входят: варьирование ритма, технические группировки, изменение метрических

опор, объединение гармонических пассажей в аккордовые последовательности

и наоборот (аккорды могут быть преобразованы в арпеджио)…

Умения анализировать свои действия, развитие самостоятельности

мышления.

Умение ученика анализировать свои действия, самостоятельно думать,

осознавая смысл своих действий, их результат, - наиболее трудоёмкий и долго

формируемый процесс, требующий постоянных усилий педагога и ученика.

Практика показывает, что анализ своего исполнения способен сделать

даже начинающий ученик, если педагог работает в этом направлении. Объясняя

задание и возможные пути его выполнения, педагог должен убедиться, что

задание понято учеником.

Если ученик привыкает к тому, что он первый делает оценку своей игры,

то со временем его наблюдательность, активность слуха и умение

анализировать свои действия становятся действенными в организации им своей

работы. После оценки собственной игры ученик выслушивает мнение педагога.

Желательно, чтобы они вместе проанализировали перспективу задач.

Отдельные моменты домашней работы могут быть отработаны на уроке,

десять-пятнадцать минут бывает достаточно, чтобы понять, в чём ошибка

ученика, проанализировать проделанную им работу.

Осознание учеником целей и задач своей работы. Цель, поставленная

перед учеником, должна быть конкретной, понятной, доступной. Форма её

подачи может быть разнообразной: словесное указание, показ на инструменте,

дирижёрский жест, пропевание и т.д.

На начальном этапе обучения цели и способы работы в большей степени

регламентируются педагогом. Ведущая роль в развитии самостоятельности

учащегося сохраняется за самостоятельным выполнением задач, которые

ставят перед ним. Здесь важна последовательность: педагог должен показать

сам, а затем предоставить ученику свободу. По мере продвижения из класса в

класс самостоятельность учащихся должна возрастать. Необходимо подводить

их к тем методам, с которыми они столкнуться при дальнейшем обучении.

Чтобы учение не становилось обременительным, учебный процесс должен быть

интересным, развивающим ученика. Живость, непосредственность общения

учителя с учеником будет способствовать созданию творческой атмосферы на

уроке. Любая работа, которую ученик может выполнить самостоятельно,

должна делаться им самим. При разном уровне подготовки ученика это могут

быть: поиск разных вариантов аппликатуры, приёмов игры, вариация к

мелодии, интерпретация музыки и т.д. При подобном методе работы

развиваются мышление, воображение, формируется находчивость,

сообразительность.

Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но ещё и анализировал

качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки

очевидна – ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль,

активно участвует в проведении урока.

Формирование концентрации внимания. Педагоги, работающие с

младшими школьниками, прекрасно знают, как непросто сконцентрировать

внимание маленького ученика на поставленной задаче. Если и удаётся это

сделать на какое-то время, то возникает другая проблема – как удержать

внимание на протяжении всего урока и, что ещё сложнее, в домашних занятиях.

Неконтролируемые, неосознанные действия приводят к небрежности и

неточности в игре, к неверным игровым навыкам. Необходимо развивать

внимание с самого начала обучения. Ученик контролирует ритмическую

точность, вслушивается в качество звучания, музыкальное содержание,

проверяет правильность текста и здесь же рекомендуется самооценка своей

игры, находить ошибки, неточности. Все эти действия и активизируют его

внимание. Устойчивость внимания в большей степени зависит от интереса

ученика к занятиям музыкой, к инструменту, на котором он обучается. Очень

важно научить подрастающего музыканта распределять внимание, то есть

выделять главное.

Воспитание воли, мотивация занятий музыкой. Привлечь внимание

маленького музыканта и вдохновить его на труд – каждодневная задача

педагога. Далеко не всем из них удаётся решить проблемы, связанные с

воспитанием воли, удержанием внимания и творческого вдохновения. Очень

часто приходилось слышать от коллег, работающих с детьми, что большинство

из учеников мало занимаются, ленятся, аморфны, у них отсутствует воля,

инициатива. Причины этого распространённого явления могут быть

различными, но всегда остаётся вопрос к педагогу – всё ли он сделал, чтобы

ученику было интересно заниматься музыкой? Осознаёт ли преподаватель, что

для ребёнка освоение инструмента чрезвычайно сложная задача? Ведь ноты

надо не просто читать как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и

чувствовать их временную организацию, управлять при этом двигательными

процессами. Поэтому столь важным является фактор мотивации занятий

музыкой.

Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий

музыкой:

увлечённость музыкой;

контакт ученика и педагога;

психологические аспекты мотивации;

работа с родителями;

любовь к своему инструменту.

Все перечисленные факторы способствуют успешному развитию ученика,

так как создаются благоприятные психологические предпосылки.

Положительного эффекта в обучении учащихся можно добиться, если система

воспитания навыков самостоятельности на уроках фортепиано, сольфеджио,

хора сочетается с общешкольной воспитательной работой. Это концерты,

тематические вечера, конференции, конкурсы. Учащиеся, принимающие

активное участие во внутри школьных и внешкольных мероприятиях заметно

выделяются. Проблема организации самостоятельной работы учащегося

включает в себя в качестве основного компонента умения инициативно и

творчески заниматься на музыкальном инструменте.

Литература:

1.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. / Г. Нейгауз. – М.: Изд-

во Музыка, 1967. – С. 189-193.

2.

Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. Учебное

пособие для музыкальных училищ, вузов. МГИМ им. А.Г. Шнитке. – М., 2009.

3.

Тимакин Е. Воспитание пианиста / Е. Тимакин. – М.: Советский

композитор, 1989.



В раздел образования