Автор: Сергеева Оксана Жантемировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область Наименование материала: рабочая программа ПНШ Тема: рабочая программа по окружающему миру 3 класс Раздел: начальное образование
ПРИНЯТА
Методическим советом
МАОУ «СОШ№11»
от ____________ 20__ г.
Протокол № _________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ№11
____________ Ткачева Т.И.
приказ № ________________
от _______________ 20___г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Рабочая программа предмета (курса)
«Окружающий мир»
начального общего образования
3 класс (ПНШ)
(2017 – 2018 уч. год)
Сергеева Оксана Викторовна
2017
Усть-Илимск
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе
следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г
№
373
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования»;
-
Примерная
программа
по
учебному
предмету
«Окружающий
мир»
авторы:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г.
№ 576 «О внесении изменений утверждении в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31.03.20114 г. № 253»;
-
Устав МАОУ «СОШ№11»;
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ
учебных
предметов
(курсов)
педагогов,
реализующих
федеральный
государственный стандарт основного общего образования МАОУ «СОШ№11»;
-
Учебный план МАОУ «СОШ№11» на 2017 – 2018 учебный год.
АООП НОО ЗПР Вариант 7.1
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее
по
итоговым
достижениям
к
моменту
завершения
обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы).
К общим образовательным потребностям потребностям относятся:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
В
целях
обеспечения
реализации
основной
образовательной
Программы
начального образования и Программы коррекционной работы для обучающихся с ЗПР в
образовательной организации должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
Программы начального общего образования обучающимися с ЗПР;
использования
обычных
и
специфических
шкал
оценки
«академических»
достижений
обучающегося
с
ЗПР,
соответствующих
его
особым
образовательным
потребностям;
адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции обучающегося
с ЗПР совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников
школы, и родителей (законных представителей);
целенаправленного развития способности обучающихся с ЗПР к коммуникации
и взаимодействию со сверстниками;
выявления и развития способностей и одарённостей обучающихся с ЗПР через
систему
клубов,
секций,
студий
и
кружков,
организацию
общественно
полезной
деятельности,
в
том
числе
социальной
практики,
с
использованием
возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
использования в образовательном процессе современных научно обоснованных
и
апробированных
коррекционных
технологий,
адекватных
особым
образовательным
потребностям обучающихся с ЗПР.
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы . Предмет
«Окружающий мир» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана
для образовательных учреждений Российской Федерации.
2. Цели изучения дисциплины:
формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях
как компонентах единого мира;
практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе;
метапредметных
универсальных
учебных
действий
(личностных,
познавательных,
коммуникативных, регулятивных).
Для реализации поставленных целей сформулируем основные принципы, на которые
должны быть ориентированы учебные предметы:
• каждый ребенок должен быть успешен;
• каждый ребенок должен реализовать свое «Я»;
•
каждый
ребенок
должен
иметь
возможность
содержательного
общения
со
сверстником
и
взрослым,
находящимся
в
«зоне
ближайшего
развития»,
иметь
собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее.
3.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Основное содержание курса литературного чтения определено ФГОС начального общего
образования, и в программе оно представлено крупными разделами: «
Человек и природа»,
«Человек и общество», «Правила безопасного поведения».
4. Общая трудоёмкость дисциплины: количество часов по учебному плану.
На изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы отводится по 2 ч в
неделю. Курс рассчитан на 68 ч (34 учебные недели), из них в фазу решения учебных
задач отводится 4 часа на проведение
2 образовательных межпредметных модулей:
«Математический глобус» на окружающий мир приходится – 2 час в данном модуле;
«Моя страна в картинках» на окружающий мир отводится – 2 часа.
5.Содержание учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
Культура
как
процесс
и
результат
человеческой
жизнедеятельности
во
всем
многообразии ее форм.
Наука
как
часть
культуры,
отражающая
человеческое
стремление
к
истине,
к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство
как
часть
культуры,
отражение
духовного
мира
человека,
один
из
способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная
солидарность
как
признание
свободы
личной
и
национальной,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
Гражданственность
как
личная
сопричастность
идеям
правового
государства,
гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного
многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности
культурно
–
ценностных
традиций
народов
России
от
поколения
к
поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд
и
творчество
как
отличительные
черты
духовно
и
нравственно
развитой
личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа
духовно – нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и
социально – нравственное.
Нравственный
выбор
и
ответственность
человека
в
отношении
к
природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Для
решения
подобных
задач
становится
необходимым
организация
коллективно-
распределенных форм деятельности, что создает оптимальные условия для получения
предметных, метапредметных и конечно же личностных результатов,
а естественно-
научное содержание приобретает личностно значимый характер.
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективно-распределительной работы класса по постановке и
решению учебных задач;
урок-презентация –
место
для
предъявления
учащимися
результатов
самостоятельной работы;
урок-диагностика –
место
для
проведения
проверочной
или
диагностической
работы;
урок-проектирование – место для решения проектных задач;
учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над
своими литературными проблемами;
групповая
консультация – место, где учитель работает с небольшой группой
учащихся по их запросу;
самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
-
задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и
проверочных работ;
- задания по освоению ведущих тем курса.
Рабочая программа построена на основе
технологии
А.Б. Воронцова, основной
принцип построения данной технологии – цикличность (ритмичность) разворачивания
образовательного
процесса.
Особое
место
в
работе
учителя
занимает годовой
цикл,
включающий фазу запуска, фазу решения учебных задач, рефлексивную фазу.
6.Формы контроля:
Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания,
направленные
на
проверку
овладения
учащимися
пооперационным
составом
действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. Результаты данной
работы фиксируются также в электронном журнале и дневнике с пометкой «без
уровня» отдельно по каждой конкретной операции.
Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой
учебной
темы
и
направлена,
с
одной
стороны,
на
возможную
коррекцию
результатов
изучения
предыдущей
темы,
с
другой
стороны,
на
параллельную
отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет
учащимся
набор
учебного
материала,
учащийся
из
него
выбирает
те
задания,
которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана
на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты
этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных
работ»,
учитель
осуществляет
их
проверку.
По
итогам
выполнения
самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация.
Проверочная
работа
по
итогам
выполнения
самостоятельной
работы
учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной
работы
по
теме
и
может
служить
механизмом
управления
и
коррекции
для
следующего
этапа
самостоятельной
работы.
Результаты
проверочной
работы
заносятся
учителем
в
электронный
журнал,
а
для
учащихся
и
их
родителей
представляются в дневнике.
Промежуточная аттестация (проводится 1 раз в полугодие) включает основные
темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и
развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов.
Трехуровневые
задачи
на
ведущие
предметные
способы/средства
действия
выявляют освоение учащимися базовых способов/средств действия отдельно на
каждом из трех уровней.
В
итоговую
проверочную
работу
включаются
специально
разработанные
предметные задачи, с помощью которых можно оценить не только предметные
знания, но и универсальные учебные действия.
7. Требования к результатам освоения дисциплины.
Программа
обеспечивает
достижение
выпускниками
начальной
школы
следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Объяснять
с
позиции
общечеловеческих
нравственных
ценностей,
почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно
определять
и
высказывать
самые
простые
общие
для
всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные результаты:
Самостоятельно
формулировать
цели
урока
после
предварительного
обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Предметные результаты:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи
источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать
новые
знания:
извлекать
информацию,
представленную
в
разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
8 .
Обеспечение УМК ПНШ: автор
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник, 2013
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. –
М.: Академкнига/Учебник,2013
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для
самостоятельной работы № 1,2. – М. :Академкнига/Учебник,2017
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
план
факт
1.
Изображение Земли на глобусе 5ч.
1.1
1.09
День знаний
1
1.2
4.09
Тестовая диагностическая работа
Глобус – модель земного шара
1
1.3
6.09
Материки и океаны на глобусе
1
1.4
11.09
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме
«Изображение Земли на глобусе»
1
1.5
13.09
Самостоятельная работа по теме: «Изображение
Земли на глобусе»
1
2.О чем рассказала карта 8ч.
2.1.
18.09
Тестовая диагностическая работа
Географическая карта
1
2.2
20.09
Учимся читать карту
1
2.3
25.09
План местности
1
2.4
27.09
Холмы и овраги
1
2.5
4.10
Экскурсия «Основные формы поверхности родного
края»
1
2.6
.6.10
Стороны горизонта
1
2.7
11.10
Ориентирование на местности. Компас
1
2.8
13.10
Обобщение по теме «О чем рассказала карта».
Готовимся к школьной олимпиаде
1
3.Из чего все на свете 4ч
3.1
18.10
Тела, вещества, частицы
1
3.2
20.10
Твердые вещества, жидкости и газы
1
3.3
25.10
Вода – необыкновенное вещество
1
3.4
27.10
Обобщение по теме «Из чего все на свете».
Готовимся к школьной олимпиаде!
1
4.Вода и ее свойства 5ч.
4.1
8.11
Образовательный модуль "Математический глобус" -
Свойства воды в жидком состоянии
1
4.2
10.11
Образовательный модуль "Математический
глобус" - Термометр и его устройство
1
4.3
15.11
Свойства воды
в твердом состоянии (свойства льда)
1
4.4
17.11
Свойства воды в газообразном состоянии
1
4.5
22.11
Обобщение по теме «Вода и ее свойства».
Самостоятельная работа. Готовимся к школьной
олимпиаде!
1
5.Чудесные превращения воды в природе 5ч.
5.1
24.11
Тестовая диагностическая работа
Круговорот воды в природе
1
5.2
29.11
Туман и облака. Осадки
1
5.3
1.12
Вода – растворитель
1
5.4
6.12
Растворы в природе
1
5.5
8.12
Почему воду надо беречь? Обобщение по теме
«Чудесные превращения воды в природе».
Готовимся к школьной олимпиаде
1
6. Воздух и его свойства 4ч.
6.1
13.12
Тестовая диагностическая работа
Океан, которого нет на карте и глобусе
1
6.2
15.12
Воздух – это смесь газов
1
6.3
20.12
Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)
1
6.4
22.12
Обобщение по теме «Воздух и его свойства».
Самостоятельная работа
1
7.Движение воздуха 4ч.
7.1
27.12
Температура воздуха
Ветер
2
7.2
29.12
7.3
17.01
Что такое погода?
1
7.4
19.01
Обобщение по теме «Движение воздуха», викторина
«Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
1
8.Тайны недр Земли 6ч.
8.1
24.01
Тестовая диагностическая работа
Горные породы
1
8.2
26.01
Разрушение горных пород
1
8.3
31.01
Что такое минералы?
1
8.4
2.02
Полезные ископаемые
1
8.5
7.02
Свойства полезных ископаемых
1
8.6
9.02
Почему надо беречь полезные ископаемые
Самостоятельная работа
1
9.Путешествие в прошлое 5ч.
9.1
14.02
Образовательный модуль "Моя страна в
картинках Лента времени
2
9.2
16.02
Образовательный модуль "Моя страна в
картинках
" Золотое кольцо России Путешествие
по Санкт-Петербургу
9.3-9.4
21.02-28.02
Экскурсия в краеведческий музей
2
9.5
2.03
Обобщение по теме «Путешествие в прошлое».
1
10.Почва 5ч
10.1
Тестовая диагностическая работа
Как образуется почва
1
10.2
Почва и ее состав
1
10.3
Экскурсия «Почвы родного края»
1
10.4
Зачем и как люди заботятся о почве
1
10.5
Обобщение по теме «Почва» Проверочная работа
1
11.Природные сообщества 8ч.
11.1
Тестовая диагностическая работа
Лес и его обитатели
1
11.2
Луг и его обитатели
1
11.3
Поле и его обитатели
1
11.4
Пресный водоем и его обитатели
1
11.5
Болото и его обитатели
1
11.6
Экскурсия «Природные сообщества родного края»
1
11.7
Обобщение по теме «Природные сообщества»
1
11.8
Проверочная работа
12.Человек и природные сообщества 9ч.
12.1
Тестовая диагностическая работа
Значение лесов
1
12.2
Безопасное поведение в лесу
1
12.3
Луг и человек
1
12.4
Надо ли охранять болота?
1
12.5
Дары рек и озер
1
12.6
Безопасное поведение у водоемов
1
12.7
Человек – защитник природы
1
12.8
Природа будет жить!
Обобщение по теме «Человек и природные
сообщества»
1
12.9
Проверочная работа
1