"Использование современных образовательных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
Автор: Волкова Валентина Ивановна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ д/с №8 "Буратино" Населённый пункт: г-к Геленджик Наименование материала: статья Тема: "Использование современных образовательных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Использование современных образовательных технологий в
художественно-эстетическом развитии дошкольников.
На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения
музыкального
руководителя
к
новым
формам,
которые
бы
позволили
воспитывать и развивать дошкольников так, чтобы они об этом даже не
д о г а д ы в а л и с ь .
О р и е н т и р о м
в
э т о м
н а п р а в л е н и и
я в л я ю т с я
требования ФГОС ДО. Новые стандарты ориентируют
профессиональную
деятельность
музыкального
руководителя
на
социализацию
и
индивидуализацию
развития
личности
детей
дошкольного
возраста.
Образовательная
область
«Художественно
–
эстетическое
развитие»
нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Для решения данных задач в образовательном процессе
я использую
следующие современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированную технологию;
технологию
интегрированной
непосредственно-образовательной
деятельности (НОД);
здоровьесберегающие;
игровые технологии;
информационно- коммуникационные технологии;
технологию проектной деятельности.
Выбор данных технологий обусловлен современной образовательной
парадигмой, реализующей личностно-ориентированное оразование, начиная
с
дошкольного
возраста.
В
контексте
используемых
инновационных
технологий мною созданы условия для свободного проявления способностей
и развития уникальности личности ребёнка, исходя из его потребностей и
интересов.
Применение вышеперечисленных технологий, позволили мне
эффективно решать задачи музыкального воспитания по основным разделам
образовательной деятельности:
-в совместной деятельности педагогов и детей;
-в совместной деятельности с семьей;
-в самостоятельной деятельности детей;
-при организации режимных моментов.
Для этого мною разработано планирование образовательной деятельности, с
учетом
интеграция
всех
образовательных
областей.
Музыкальные
произведения стали:
содержательной
частью
других
областей,
разновидностью
наглядного
метода,
связанные
с
решением
задач
в
той
или
иной
области, например песня «Настоящий друг», муз. Б. Савельева, сл. М.
Пляцковского, в разделе «Социально – коммуникативное развитие»;
средством
оптимизации
образовательного
процесса,
например,
усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа
России;
средством
обогащения
образовательного
процесса,
например,
физкультура под музыку, лепка и рисование под музыку;
средством
организации
образовательного
процесса:
цикл
интегрированной
НОД,
с
использованием
современных
игровых,
информационно-коммуникативных
и здоровьесберегающих
технологий. Например, для устранения речевых и певческих проблем
у старших дошкольников, проведение интегрированных музыкально-
логопедической
НОД
с использованием
фонопедических
упражнений
на
развития
дыхания
и
укрепления
диафрагмы,
мелодекламации,
логоритмики
и
логопопевок,
игрового
массажа
спины,
разучиванием
скороговорок на
автоматизацию
звуков,
психогимнастики.
Вся система организации воспитательно-образовательного процесса
воспринимается
ребенком
как
естественное
продолжение
его
игровой
деятельности. Для решения задач художественно-эстетического развития и
интеграции
образовательных
областей
использую
игровую
технологию-
театрализацию,
которая
позволила
сочетать
в
себе
разные
виды
художественной
деятельности,
различные
виды
искусства:
литературные
п р о и звед е н и я ,
и зо б р а зи т е л ь н о е
и с ку с с т во ,
т е ат р .
У ч а с т вуя
в театрализованной
деятельности
«Знакомьтесь,
юные
театралы!»,
дети
знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки. Дети с
удовольствием включались в игру: отвечали на вопросы кукол, выполняли их
просьбы,
давали
советы,
перевоплощались
в
тот
или
иной
образ,
разыгрывали стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учились
владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо,
плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).
Большое, разностороннее влияние игровой театрализованной деятельности
на личность ребёнка позволило использовать её как сильное, но ненавязчивое
педагогическое
средство,
так
как
во
время
неё
дети
чувствовали
себя
свободно и раскованно. Использование личностно-ориентированных, а также
игровых
технологий
способствовало
развитию
индивидуальности
дошкольника.
Применение
высокохудожественного
р е п е ртуа р а
способствовало
развитию
эстетических
эмоций,
основ
художественного
вкуса воспитанников, представлений о красоте в искусстве и в жизни.
С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным
здоровьем, с ограниченными физическими и психическими возможностями.
В
нашем
детском
саду
функционирует
группа
компенсирующей
направленно сти.
Чтобы
максима льно
эффективно
п о с т р о и т ь
образовательный процесс с детьми, имеющими диагноз ЗПР, ЗРР, тему своей
работы по самообразованию выбрала «Здоровьесберегающие технологии в
музыкальном
развитии
детей.
Развитие
мелкой
моторики,
физической,
эмоциональной и психической активности детей». Ознакомилась и приняла в
разработку такие здоровьесберегающие технологии, как:
«Система
музыкально-оздоровительной
работы
в
детском
саду»
Арсеневской О.Н.,
«Танцевальная
ритмика»
А.И.
Суворовой
(развитие
музыкально-
ритмических движений)
«Логоритмические занятия в детском саду», автор М.Ю.Картушиной.
Несложные, веселые валеологические песенки «Просыпайтесь!», «Я иду»,
«Трямди-песенка» позитивно влияли на настрой детей перед НОД, улучшали
эмоциональный
климат
на
занятии.
Упражнения
на
дыхание
«Насос»,
«Погреемся»,
«Ветерок»
улучшали
дикцию:
укрепляли
мышцы
гортани,
укрепляли общее состояние детского организма.
Одним из компонентов информационной компетенции педагогов,
прописанных в профессиональном стандарте педагога, является владение
современными образовательными технологиями, включающими в себя не
только овладение компьютером, но и различными средствами техники и
связи. Средства новых информационных технологий включаю во все виды
музыкальной
деятельности. Интеграция
с
музыкой
происходит
как
в
непосредственно-образовательной деятельности, так и во многих режимных
моментах работы детского сада. Для этого мною проведена большая работа
по оснащению каждой группы средствами ИКТ.В группе дети прослушивают
знакомые,
полюбившиеся
музыкальные
произведения;
звучание
музыки
служит фоном во время лепки и рисования, подготовкой ко сну, во время
просыпания.
Свою образовательную деятельность строю с учетом современных
педагогических
требований.
Мною
разработана
мини–видеотека
(в
электронном варианте подобран материал по музыкальному воспитанию для
всех групп дошкольного возраста). Красочные познавательные презентации
«В
гости
к
музыке»,
«Три
кита»,
«Времена
года»,
«Нотная
лесенка»,
видеофильмы «О чем говорит музыка?», «В страну музыкальной сказки»,
«Слушаем классику», «Мелодия весны», и другие помогли разнообразить
процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с
музыкой более яркой, интересной.
Широко
использую
в
образовательном
процессе
авторские
мультимедийные пособия. Видеоролик «Весеннее созвучие» стал лауреатом
всероссийского интернет – конкурса «Мастер мультимедийных технологий» в
номинации
«Видеоурок».
Видеоклип
«Успех
ребенка»
участвовал
во
Всероссийском
конкурсе
социальной
рекламы
«ДоброТЫ».
Авторский
видеофильм
непосредственно-образовательной
деятельности
«Мечта»
в
старшей группе стал победителем муниципального этапа педагогического
конкурса «Работаем по новым образовательным стандартам».
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание
смысла слов, музыкального образа песни, для этого я создала электронные
иллюстрации к различным детским песням, требующим пояснения к тексту:
«Песенка про хомячка», «Танцующий дождик», «Прадедушкин вальс» и др.
Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством
композиторов,
в
этом
случае
яркие
портреты,
фотографии
привлекли
внимание
детей,
развивали
познавательную
деятельность,
разнообразили
впечатления детей.
В музыкально-дидактических играх также применяю красочные
озвученные
презентаций,
такие,
как
«Угадай
звучание
музыкального
инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай
мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд –
задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного
задания.
Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не
только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность
форм
музыкальной
деятельности
детей.
Это
совместная
музыкально-
образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера,
концерты,
инсценировки,
вечера
досуга
и
другое.
Для
любой
формы
музыкальной
деятельности
тоже
существуют
презентации,
видеофильмы,
видеоролики,
слайд-шоу,
записи
детских
выступлений
на
утренниках,
познавательные
фильмы, детские мультфильмы. Активно использую ИКТ,
регулярно обновляю и дополняю аудиотеку, видеотеку, библиотеку, а также
картотеки игр: народных, музыкально-дидактических, коммуникативных и
пальчиковых
по
музыкальному
развитию
дошкольников,
их
родителей
и
педагогов ДОУ.
Использую Интернет-технологии при организации образовательного
процесса, изучении педагогического опыта коллег. Веду активную работу по
распространению
собственного
педагогического
опыта.
Публикую
практические и методические материалы на личном сайте личных страницах
сайте МБДОУ д/с №8 «Буратино». Веду тесное сотрудничество с коллегами
через форумы музыкальных руководителей. Имею отзыв о сотрудничестве с
редакцией
Всероссийского
сетевого
издания
Портала
«О
детстве»
за
активное сетевое педагогическое взаимодействие.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучаю новинки
педагогической,
психологической,
музыкальной
теории
и
практики.
Большую
работу
веду
по
самообразованию,
владею
современными
методиками
организации
воспитательно-образовательного
процесса
в
развитии и воспитании дошкольников. Используя ЦОР, принимаю активное
участие
в
вебинарах,
проводимых
Московским
центром
качества
образования,
издательством
«Учитель»,
а
также
развивающим
порталом
«Мерсибо». Применяю в работе инновационные разработки, предлагаемые
периодической
печатью:
«Справочник
музыкального
руководителя»,
журналы — «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».
Наш детский сад является муниципальной инновационной площадкой
по теме «Проектирование и реализация событийной модели воспитательной
работы в ДОУ как условие успешной социально-педагогической адаптации
детей старшего дошкольного возраста». Используя технологию проектной
деятельности, мною созданы условия для приобретения детьми социального
опыта. Мною разработаны творческие проекты, такие как «Салют Победа!»,
«Знакомьтесь, юные театралы!», «Дорогая наша Заведующая!», «Любимая
мамочка
моя». Данные проекты способствовали развитию эмоциональной
сферы
дошкольников,
развитию
коммуникативных
способностей,
воспитанию желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в
проблемных ситуациях.
Технологический подход к организации образовательного процесса
позволил
обеспечить
стабильное
повышение
уровня
усво ения
общеразвивающей
программы
ДОУ.
Использование
современных
образовательных
технологий,
дало
положительный
результат.
У
детей
появилось
желание
заниматься
музыкальной
деятельностью,
причем
не
только
петь,
но
и
слушать
произведения.
Они
достаточно
умело
высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи
специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети
самостоятельно
следят
за
осанкой
во
время
музыкальной
деятельности,
соблюдают
охрану
голоса,
активны
во
время
игр,
упражнений.
В
коррекционной группе обогатилась речь воспитанников. У дошкольников
сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной
культуры.
Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в
различных
мероприятиях,
проводимых
на
базе
нашего
дошкольного
учреждения и учреждений села и города.