Напоминание

"Эффективность применения элементов атлетической гимнастики на уроках физической культуры у юношей 16 – 17 лет"


Автор: Глазкова Елена Николаевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский государственный технологический колледж"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Эффективность применения элементов атлетической гимнастики на уроках физической культуры у юношей 16 – 17 лет"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эффективность применения элементов атлетической гимнастики на

уроках физической культуры у юношей 16 – 17 лет

В настоящее время, в связи с концепцией модернизации образования в

нашей

стране

и

ее

основным

положением

о

всемирном

и

гармоничном

развитии

личности

каждого

ученика,

все

еще

наблюдается

сниженный

уровень активности и интереса старшеклассников к учебной деятельности,

занятиям

физической

культуры

и

спортом,

замедлением

их

не

только

физического, но и психического развития.

Эффективное решение данной проблемы невозможно без внедрения в

процесс

физического

воспитания

активных

средств

и

методов

педагогического

воздействия,

новых

форм

организации

занятий

-

это

обусловлено возможностью использования популярных видов спорта.

В настоящее время к таким можно отнести атлетическую гимнастику.

Атлетическая

гимнастика

(АГ)

-

это

система

гимнастических

упражнений,

направленная

на

развитие

силовых

качеств

и

способностей

«ими пользоваться». АГ - традиционный вид гимнастики оздоровительно-

развивающей

направленности,

сочетающий

силовую

тренировк у

с

разносторонней

физической

подготовкой,

гармоническим

развитием

и

укреплением здоровья в целом.

Анализируя содержание современных программ по физической культуре

для учащихся 16-17 лет можно отметить, что в них включены разделы,

направленные на изучение элементов атлетической гимнастики.

Однако,

несмотря

на

растущую

популярность

этого

вида

спорта

частности у юношей 16-17 лет) и рекомендации программ по физической

культуре для учреждений НПО и СПО , остается много нерешенных проблем

методического характера по использованию средств атлетической гимнастики

на уроках физической культуры.

Существующие

методики

по

различным

направлениям

атлетической

гимнастики предполагают проведение занятий в условиях спортивных школ,

клубов,

секций

и

т.п.

и

не

учитывают

особенностей

организации

и

проведения уроков по физкультуре в колледже.

Вопросы

влияния

занятий

атлетической

гимнастикой

на

уровень

развития двигательных способностей учащихся 16-17 лет представляются

актуальными, тем более что данный возраст является сенситивным периодом

для развития силовых способностей.

Таким

образом,

актуальность

нашего

исследования

определяется

потребностью

внедрения

в

процесс

физического

воспитания

юношей

активных

средств

и

методов

педагогического

воздействия,

в

частности

элементов

атлетической

гимнастики,

и

позволяет

выделить

противоречия

между объективной необходимостью реализации в физическом воспитании

учащихся 16 – 17 лет программного материала по разделу «Атлетическая

гимнастика», и недостаточным методическим обоснованием использования

средств атлетической гимнастики в содержании уроков .

Проблема

исследования

заключается

в

выявлении

особенностей

методики

применения

элементов

атлетической

гимнастики

на

уроках

физической культуры .

Цель

исследования

-

разработать

и

экспериментально

обосновать

методику применения средств атлетической гимнастики в содержании уроков

у учащихся НПО и СПО.

В

соответствии

с

целью

в

работе

решались

следующие

задачи:

-проанализировать

научно-методическую

литературу

по

проблеме

исследования; - разработать методику применения элементов атлетической

гимнастики у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры; - проверить

влияние

экспериментальной

методики

на

развитие

двигательных

способностей

учащихся

и

разработать

практические

рекомендации

по

использованию.

Для

решения

поставленных

задач

в

нашей

работе

использовались

следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Учащимся

были

предложены

тесты

на

выявление

уровня

развития

двигательных

способностей

(силы,

быстроты,

координации,

гибкости,

выносливости, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей.),

чтобы определить, влияет ли предложенная нами методика на развитие силы,

и если влияет, то как, и нет ли отрицательного воздействия на развитие

других двигательных способностей.

Согласно

распределению

учебного

времени

на

освоение

различных

разделов программы «Физическая культура» для учреждений НПО и СПО

мы включили в учебный процесс по физической культуре с учащимися 17

лет

элементы

атлетической

гимнастики

и

в

течение

второго

полугодия

проводили уроки по предложенной нами методике. Причём один урок в

неделю

включал

упражнения

атлетической

гимнастики,

а

второй

был

направлен на изучение остальных разделов программы (лыжного спорта,

спортивных игр и лёгкой атлетики).

В контрольной группе в течение второго полугодия уроки проводились

также

2

раза

в

неделю.

Участники

контрольной

группы

занимались

по

комплексной программе В. И. Ляха и А. А. Зданевича (2006). Они осваивали

и совершенствовали упражнения лыжного спорта, спортивных игр и лёгкой

атлетики.

Планируя

проведение

урока

с

преимущественным

использованием

средств атлетической гимнастики и с целью достижения оздоровительного и

развивающего эффекта, мы придерживались следующих правил:

1. В целях гармоничного развития формы тела силовые упражнения в

уроке охватывали по возможности все основные группы мышц, внимание

акцентировалось на наименее развитых.

2. В целях развития массы, рельефа мышц, а также совершенствования

координационных способностей управления мышечным сокращением при

выполнении

силовых

упражнении

использовались

различные

режимы

мышечной работы и их сочетания.

3.

Для

получения

наибольшего

эффекта,

от

урока

занимающиеся

обязаны были соблюдать режим питания, распорядок дня, личную гигиену и

полноценно отдыхать.

4.

Для

наилучшего

сочетания

занятии

атлетизмом

с

учебной

деятельностью

наиболее

целесообразно

было

тренироваться

днем

или

вечером, но не позднее чем за 1,5—2 ч до сна, не ранее чем через 1 —1,5 ч

после еды.

5.

Занятия

атлетической

гимнастикой

должны

обязательно

были

дополняться

утренней

гимнастикой

продолжительностью

30—60

мин,

включающей в основном упражнения циклического характера и на гибкость

На уроках физической культуры, включающих упражнения атлетической

гимнастики, мы старались как можно шире использовать метод круговой

тренировки. Упражнения комплексов круговой тренировки , как правило ,

хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем , способствуя не

только общему и физическому развитию юношей, но и успешному освоению

ими всех разделов учебной программы. Учитывая степень подготовленности

занимающихся,

следуя

принципам

волнообразности

нагрузки,

учащиеся

выполняли от 1 до 4 кругов, меняя в зависимости от задач количество

повторений и подходов, а также время отдыха между упражнениями. И

сегодня уже нет нужды усиленно агитировать за круговую тренировку на

уроках физической культуры, поскольку результаты применения ее в учебном

процессе , как говорится , налицо. С включением ее в уроки охват учащихся

разнообразной

и

целенаправленной

работой

с

учетом

индивидуального

подхода

к

каждому

ученику

в

зависимости

от

достигнутого

им

уровня

физического развития.

Представляем примерные комплексы круговой тренировки :

1-й комплекс

1.Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим и.п.

2.Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки

3. Из о.с. приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на

носки, отведя руки назад

4. Лазанье по канату

5.Прыжки вверх из и.п. упор присев

6.Лежа на животе, руки за головой, поднимание и опускание туловища,

прогибая спину

7.Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом

руками голени

8. Прыжки через скакалку

2-й комплекс

1.И.п. стоя боком к гимнастической стенке на одной руке, держаться

одновременно рукой за рейку приседания на одной ноге , вынося другую

вперед

2.И.п. упор лежа , сгибание и разгибание рук

3.И.п. стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке, выпрыгивания

вверх со сменой ног.

4. Лазанье по канату

5.Вис на перекладине, удержание прямых ног под углом 90

6. Вис на перекладине, согнув ноги

3-й комплекс

1.Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим

поворотом

2.В низком приседе прыжки с продвижением вперед

3.Стоя в 1м от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим

отталкиванием и возвращением в и.п.

4.Из о.с., не отрывая ног от пола и не сгибая коленей, упор стоя, перевод

в упор лежа с последующим возвращением в и.п.

5.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

6.Прыжки боком через набивные мячи

4-й комплекс

1.Подтягивания в висе на низкой перекладине

2.Отжимания от скамейки

3.Поднимание

и

опускание

туловища

из

положения

лежа

на

гимнастическом мате

4. Из упора сидя на скамейке, отжимания сзади

5.Поднимание

и

опускание

прямых

ног

из

положения,

лежа

на

гимнастическом мате

6. Прыжки со сменой ног с опорой на скамейку

7. Из положения стоя руки вверх. В руках держать набивной мяч .

1-наклон вперед,2-положить мяч на пол,3-наклон вперед, взять мяч,

4-и.п.

8.Прыжки через скакалку

Разработанная

нами

методика

использования

элементов

атлетической

гимнастики в содержании уроков по физической культуре доказала свою

эффективность

и

позволила

повысить

уровень

развития

силовых

способностей.

В

конце

эксперимента

в

экспериментальной

группе

по

сравнению с контрольной выявлен наибольший прирост результатов в тестах

характеризующих

силовые,

скоростно-силовые

способности

и

силовую

выносливость мышц туловища.

Развитие силовых способностей у юношей 16 – 17 лет, посредством

использования

в

процессе

уроков

физической

культуры

элементов

атлетической гимнастики не повлияло отрицательно на уровень развития

других

двигательных

качеств.

Более

того,

был

достигнут

наибольший

прирост

результатов

в

показателях

развития

гибкости

у

участников

экспериментальной группы.



В раздел образования