Автор: Томилова Валентина Федоровна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: МБОУ С(К)ОШ "127 г Челябинска
Населённый пункт: г Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Раздел: среднее профессиональное
Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными
возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Выполнил:
учитель трудового обучения
МБСКОУ СКОШ № 127
Томилова В.Ф.
2
Содержание
Введение………………………………………………………..……………..3
Глава 1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках
трудового обучения……………………………………………………….…..…5
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности……………….5
1.2 Методы развития творческого воображения………………….….11
1.3
Значение
развития
творческих
способностей
у
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
уроках
трудового
обучения……………………………………………………………………………13
Глава 2.
Трудовая
деятельность
для
детей с ограниченными
возможностями здоровья………………….……………………………………..16
2.1
Значение
и
основные
задачи
занятий
по
творческому
труду……………………………………………………………………….……….16
2.2
Индивидуальная
работа
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья на уроках трудового обучения……….………..21
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………..…….27
Введение
Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов
пристального внимания к изучению природы ребенка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха,
зрения,
речи,
задержка
психического
развития,
умственная
отсталость,
3
нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям
увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как
помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно
существовать и взаимодействовать в нем?
Как
одно
из
важных
средств,
способными
решить
все
эти
задачи,
являются уроки трудового обучения. Трудовое обучение играет существенную
роль в формировании
практических
и
культурных навыков
ребенка с
проблемами.
Оно
заключает
в
себе
художе ственно-эстетиче ское,
гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на
нравственное, духовное становление личности.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с
которыми на уроках трудового обучения необходимо использовать творчество
не только как средство развития художественной культуры и воображения, но
и как способ профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Творчество в трудовом обучении помогает детям развиваться и жить. Все
формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться
в этом мире.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность,
поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений
рук,
зрительный
контроль,
умение
планировать
свою
деятельность,
устанавливать
связь
между
действием
и
результатом,
развивает
внимание,
воображение, сенсорику.
Цель: изучение особенностей и возможностей развития и активизации
творческих способностей умственно отсталых детей
на уроках трудового
обучения.
Задачи:
Исследование особенностей развития творческих способностей у детей с
нарушением интеллекта.
Исследование специфики коллективной деятельности детей с нарушением
интеллекта.
Изучение
влияния
трудового
обучения
на
развитие
творческих
способностей детей с нарушением интеллекта.
4
Актуальность данного исследования заключается в том, что до недавнего
времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих
способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. Настоящая
работа
доказывает
опытным
путем
возможность
развития
творчества
у
умственно отсталых детей через трудовое обучение, проводимое планово,
системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с
нарушением
интеллекта,
и
достаточный
уровень
эффективности
данного
коррекционно-развивающего воздействия.
Трудовая и
творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное
развитие, даёт ребенку самовыражаться, расширяет общий кругозор ребенка,
реализует познавательные интересы детей, развивает их личность. Творческая
активность ребенка складывается из его познавательных способностей.
Глава 1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках
трудового обучения
1.1 Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения
Очень
часто
в
обыденном
сознании
творческие
способности
отождествляются
со
способностями
к
различным
видам
художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и
т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно,
что
рассматриваемое
понятие
тесным
образом
связано
с
понятием
"творчество",
"творческая
деятельность".
Под
творческой
деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате
которой
создается
нечто
новое
–
будь
это
предмет
внешнего
мира
или
построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,
отражающее новое отношение к действительности.
5
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в
любой
области,
то
можно
выделить
два
основных
вида
поступков.
Одни
действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.
Такой
вид
деятельности
тесно
связан
с
нашей
памятью
и
его
сущность
заключается
в
том,
что
человек
воспроизводит
или
повторяет
уже
ранее
созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует
творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение
бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или
действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей
выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные
особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения
им творческой деятельности различного рода.
Так
как
элемент
творчества
может
присутствовать
в
любом
виде
человеческой
деятельности,
то
справедливо
говорить
не
только
о
художественных
творческих
способностях,
но
и
о
технических
творческих
способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых
и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всем их
внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на
две группы, если подойти к ним с одной меркой – старая эта задача или новая.
Но иногда приходится решать задачу каким-то необычным способом. Это
новые задачи. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не
очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.
Диапазоны
творческих
задач
необычайно
широк
по
сложности
–
от
решения головоломки до научного открытия, но суть их одна при решении
происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.
Вот
здесь-то
и
требуются
особые
качества
ума,
такие
как
наблюдательность,
умение
сопоставлять
и
анализировать,
комбинировать,
6
находить
связи
и
зависимости,
закономерности
и
т.д.
–
всё
то,
что
в
совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности,
доступна только человеку. А более простая – исполнительская – может быть
переложена и на машины, для нее ума не так уж много требуется.
В жизни, конечно, все гораздо важнее, сложнее, отделить разные виды
деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность
включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных
пропорциях. И поэтому новые задачи сами находят нас в жизни.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию,
но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и
достичь высокой производительности труда.
И
перед
школой,
учителями
и
родителями
вырастает
задача
чрезвычайной важности: добиваться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас
ходит
в школу, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким
человеком,
но
и
инициативным,
думающим
работником,
способным
на
творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная
жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески,
если видит вокруг возможность для совершенствования.
Одно из важных условий успешного развития творческих способностей
–
раннее
начало.
Точнее
говоря,
первые
толчки
к
развитию
способностей
начинаются с очень раннего, по современным представлениям, физического
развития. Раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими
инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и
самых разных.
Чрезвычайно
важное,
условие
успешного
развития
творческих
способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который
требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей
деятельности
человек
добирается
до
потолка
своих
возможностей
и
постепенно
поднимает этот «потолок» все выше и выше).
Ученику
с
7
нарушением
интеллекта
надо
предоставлять
большую
свободу
в
выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-
либо делом, в выборе способов работы и т.д. Но предоставленная ученику
свобода
не
только
не
исключает,
а,
наоборот,
предполагает
ненавязчивую,
умную, доброжелательную помощь
учителя
– вот
немаловажное условие
успешного развития творческих способностей. Самое сложное заключается в
том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.
Есть
великая
формула
«дедушки»
космонавтики
К.Э.
Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь
развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность –
помочь ребенку встать на этот путь. Этому служат развивающие игры, занятия
творческим
и физическим
трудом. Основные особенности структурного
построения урока сводятся к следующему:
1.Учёт специальных пропедевтических периодов в этапном построении
занятий;
2.Чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым
восприятием учебного материала;
3.Включение в структуру урока зрительной гимнастики;
4.Учёт темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности
коррекционных умений и навыков учащихся.
Особое внимание необходимо уделять совместному труду зрячего ребёнка
и ребёнка с патологией зрения, в процессе которого расширяется социальный
опыт и формируется коммуникативная деятельность.
На
выполнение
практических
работ
учащихся
выделяется
80-90%
учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных
занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ
для
практических
занятий
осуществляется
строго
индивидуально
с
учетом
характера и степени заболевания органов зрения, сопутствующих заболеваний,
8
психофизического
состояния
на
момент
выполнения
трудовой
операции.
Особое внимание уделяется соблюдению условий безопасности работы, охране
и гигиене зрения.
Теоретический материал и практические задания имеют коррекционное
значение в развитии зрительного восприятия предметов, процессов и явлений
окружающей действительности, их анализа, сравнения и синтеза; овладении
приемами пространственной ориентации.
В
процессе
трудового
обучения
большое
внимание
уделяется
воспитанию
точности
в
координации
движений,
выработке
у
школьников
правильной
позы,
осанки;
формированию
умений
организовывать
свою
деятельно сть
с
учетом
релакс ационных
моментов,
физпауз
и
здоровьесберегающих технологий для снятия общего и зрительного утомления.
В процессе изучения теоретического материала и овладения трудовыми
навыками у обучающегося постепенно формируется определенный порядок
обследования,
восприятия,
узнавания
объекта,
затем
поэтапное
его
воспроизведение и, в конечном счете, преобразование и сотворение своего
образа. Отсюда становится ясным, что трудовое обучение должно являться
органичным
компонентом
цикличности
жизни
школы
–
связь
обучения
с
важными
сферами
жизнедеятельности
ребенка
с
ограниченными
возможностями.
При подаче материала по кулинарии учитель формирует умения трудиться
в
коллективе;
практические
и
лабораторные
работы
проводит
с
учётом
их
зрительного
восприятия.
Совершенствует
слуховое,
тактильное,
вкусовое
восприятие,
ориентировку
в
пространстве;
учащиеся
учатся
выполнять
действия
с
учётом
офтальмо
–
гигиенических
требований
и
специальных
приёмов без контроля зрением. Оценивая результат, выполненной
учащимся
работы, учитель обращает внимание в большей мере на достижение успехов в
данный
момент,
аккуратность,
старание,
настойчивость,
умение
доводить
начатое
дело
до
конца;
поощряет
за
творческий
подход
и
рациональное
исполнение.
9
В
процессе
освоения
технологии
обработки
различных
материалов
и
способов изготовления, необходимых в быту вещей у учащихся с нарушением
зрительного восприятия совершенствуется цветовосприятие, чувство размера,
пропорций, объёмов; воспитывается культура внешнего вида; эстетика труда и
быта; повышается мотивация к раскрытию и реализации своего творческого
потенциала.
Учителю
при
обучении
слабовидящего
ученика
важно
обращать
внимание на:
- использование лекал в М 1:1, изготовленных из плотного материала;
- лёгкость конструкции изделия,
- уменьшение зрительной нагрузки;
- стабильность психо – эмоционального состояния учащихся на всех
этапах деятельности.
Для
более
эффективного
освоения
учащимися
данного
раздела
и
повышения уровня их социализации целесообразно использовать такие формы
обучения как: экскурсии на предприятия, конкурсы, выставки, защиту проектов.
Для частично зрячих учащихся необходимо увеличить количество часов
на
занятие
декоративно
прикладным
творчеством
за
счёт
часов
по
конструированию и облегчённой технологической обработки, так как для этой
категории
учащихся
важнее
тренинг
по
совершенствованию
тактильного
восприятия и развитию мелкой моторики рук. Наиболее приемлемы технологии
бисероплетения,
макраме,
узорное
ткачество,
пейчворк,
лепка.
Учитель
выбирает виды работ в соответствии с возможностями, способностями ребят,
находить дело по интересам, организует выполнение коллективных творческих
проектов. Подведением итогов и высшей оценкой качества результатов является
участие в выставках.
Большое значение в успешном решении задач трудового обучения имеет
работа
учащихся
по
самообслуживанию,
как
начальной
стадии
трудового
воспитания и развития трудовых навыков.
Осознание
детьми
необходимости
самообслуживания
и
овладение
навыками
этого
труда
во
многом
способствует
формированию
их
положительного отношения к другим видам труда.
10
Самообслуживание
развивает
пространственную
ориентировку,
координацию
движений,
быстроту,
силу,
обогащает
представление
об
окружающем,
воспитывает
у
слепых
и
слабовидящих
детей
бережное
отношение к вещам, своему дому; настоящее трудовое отношении к жизни.
1.2 Методы развития творческого воображения
Содержание, методика проведения уроков трудового обучения
должны
быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не
только развитие эстетического необходимо не только развитие эстетического
восприятия,
воображения,
формирование
образных
представлений,
но
и
овладение
детьми
разнообразными
способами
выполнения
своих
работ,
позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это
даёт
возможность
детям
свободно
выражать
свой
замысел,
вызывает
положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим
поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование
активности,
самостоятельности
ребенка,
овладение
им
обобщенными
способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.
Как
известно,
универсального
метода
не
существует.
Все
методы
используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной
педагогической
ситуации
может
дать
наибольший
эффект
и
которая
определяется
педагогом
с
учетом
целого
ряда
факторов:
целей
и
задач
воспитания,
возраста
детей,
их
индивидуальных
особенностей,
уровня
подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагога и другие.
Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания должны
максимально
способствовать
развитию,
формированию
творческих
способностей, творческой деятельности и отвечать особым образовательным
потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.
Использование
метода
творческих
заданий
у
детей
с
проблемами
в
развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого
воображения.
Чем
в
большей
степени
развит
творческий
компонент
11
воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.
Создание
ситуации
успеха
особенно
важно
в
работе
с
детьми,
у
которых
необходимо
преодолеть
пассивность,
агрессию,
страх,
неуверенность,
вызванные нарушениями в психическом развитии.
Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью
взрослого.
Например,
открытая
помощь
может
выражаться
в
применении
словесной
инструкции,
в
показе
способов
передачи
образа,
в
поддержке,
ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится – ничего
страшного, можно попробовать еще раз».
Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте
слова, обращенного к ребенку. Например: «Именно ты можешь передать образ
лисы в своей поделке»; или «Мне очень
нравится,
как
ты делаешь эту
поделку».
В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в
результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с
выполнением
тех
или
иных
видов
художественного
творчества
на
уроках
трудового обучения. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева
и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок
удовлетворение
от
своей
деятельности
или
нет.
Задание,
которое
он
дает
ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным.
Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение
успеха
рождается,
когда
ребенок
с
помощью
педагога
или
самостоятельно
преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому
усилия.
Взрослый
помогает
ребенку
преодолеть
страх
перед
новой
деятельностью,
новым
заданием,
порожденный
неуверенностью
в
себе.
Помощь
педагога
направлена
на
то,
чтобы
ребенок
поверил
в
себя,
в
собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм,
веру в то, что он справится с выполнением задания.
1.3
Значение развития творческих способностей у детей с
ограниченными возможностями здоровья
12
Детям
с
нарушением
интеллекта
непросто
заниматься
трудовой
деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи
с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача –
сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс уроков трудового обучения тесно взаимосвязан с развитием
сенсорно-перцептивной
сферы
ребенка
с
ограниченными
умственными
возможностями.
Для
того,
чтобы
он
мог
совершать
трудовые
операции,
необходимо,
чтобы
он
был
знаком
со
свойствами
различных
предметов
и
веществ: воды, бумаги, ткани, дерева.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, учитель
трудового обучения
должен обладать огромным терпением и действовать в
соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя
длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.
Важно
следить
за
тем,
чтобы
неудачи
не
отпугивали
ребенка,
а
его
самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и
способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
На
уроках
трудового
обучения
в
5
классе
творческим
трудом
в
занимательной
форме
используются
доступные
детям
виды
практической
деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-
бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы
у
детей
формируются
такие
личностные
качества
как
трудолюбие,
ответственность,
настойчивость,
чувство
взаимопомощи,
чувство
взаимопомощи,
желание
преодолевать
трудности.
Переход
к
усложненным
формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует
мелкую моторику рук.
Трудовое обучение занимает большое место в системе реабилитационной
работы. Здесь ученик выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного
и красивого.
Дети
под руководством опытных педагогов могут добиться больших
успехов в изготовлении мягких игрушек, расписных тарелок, композиций из
13
природных
материалов.
Осуществляется
связь
эмоциональных
состояний
с
конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку
в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет
механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится
адекватно выражать свои чувства.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а
их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности,
художественному видению окружающей действительности, конструкторскому,
творческому мышлению, овладению практическими навыками. Изготовление
конкретных
поделок
не
должно
являться
самоцелью,
а
должно
служить
средством развития творческих способностей учащихся.
На уроках трудового обучения дети выполняют поделки из различных
материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.
Например, в ходе работы с бумагой дети учатся ее склеивать, сгибать,
скручивать.
Выполнять различные поделки для новогодних праздников: конфетти,
серпантин,
снежинки,
гирлянды,
карнавальные
маски.
Обработки
бумаги,
изготовление различных поделок имеет большое значение для всестороннего
развития детей. В процессе обработки бумаги дети знакомятся с элементами
графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и
измерение,
так
как
от
этого
зависит
качество
работы,
пользуются
технологической документацией – чертежом, эскизом, техническим рисунком,
технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу.
Занятия
творческим
трудом
доставляют
детям
радость,
создают
положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В
процессе творческой деятельности у детей развиваются не только практические
навыки и умения, но и
эстетическое восприятие, образные представления и
воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического,
целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога,
учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
14
Глава 2. Трудовая деятельность для детей с ограниченными
возможностями здоровья
2.1 Значение и основные задачи занятий по творческому труду
Руководствуясь основными принципами воспитания, вспомогательная
школа стремится к решению общих и специальных задач воспитания умственно
отсталых школьников. Осуществляется этот процесс по общим с массовой
школой направлениям с учетом того, что любое воспитательное мероприятие во
вспомогательной
школе
должно
иметь
коррекционную
направленность
и
оказывать корригирующее влияние на личность воспитания.
Общая и главная задача школы заключается во всестороннем развитии
учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача
решается
путем
проведения
системы
коррекционных
мероприятий,
направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей,
на формирование их личности и социальную адаптацию.
15
Личность
ребенка
формируется
и
развивается
под
влиянием
повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов.
Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, прежде всего систему
педагогического
воздействия.
Именно
целенаправленная
и
систематическая
воспитательная
деятельность
в
наибольшей
степени
обеспечивает
формирование и развитие личности.
Для формирования личности и коррекции дефектов развитие учеников
вспомогательной
школы
необходимы
определенные
благоприятные
условия.
Все условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе
принципов частичного самоуправления и самообслуживания.
Специальной
задачей
во спит ания
лично стных
каче ств
в о
вспомогательной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в
поведении учеников в различных видах деятельности.
Коррекционное влияние воспитательной работы наиболее эффективно,
когда она ориентирована на развитие у умственно отсталых детей высших
психических функций, логического мышления и на формирование мотивов их
практической деятельности.
Психическое
развитие
умственно
отсталых
детей,
подчиняясь
общим
законам
развития
психики,
осуществляется
в
процессе
конкретных
видов
деятельности,
и
в
первую
очередь
в
коллективной.
Это
дает
возможность
активно управлять психическим развитием этих детей.
Развитие эмоционально-волевых качеств личности умственно отсталого
ребенка осуществляется в процессе развития его мыслительной деятельности.
Здесь
решающее
значение
имеет
атмосфера
благожелательности,
сочетание
уважения и требовательности, единство требований учителей и воспитателей к
воспитанникам.
Коллективная
деятельность
создает
объективные
условия
для
возникновения взаимных симпатий и устойчивых отношений между детьми.
Причем межличностные отношения нередко имеют решающее значение для
формирования личности ученика, его нравственных качеств.
16
Формирование
потребности
в
общении
друг
с
другом
и
отношений
умственно
отсталых
школьников
является
важной
задачей
их
воспитания.
Основной путь решения этой задачи – организация общения и деятельности
детей.
Взаимоотношения
учащихся
складываются
на
уроках
трудового
обучения. Характер этих взаимоотношений во многом определяется уровнем
индивидуальной и коллективной работы в классе на уроке и умением детей
правильно оценивать
себя и
своих одноклассников.
Именно в процессе
коллективной
деятельности
на
уроке,
школьники
вступают
в
общение,
в
результате которого формируются коллективные связи и отношения.
Характерными чертами сплоченного ученического коллектива является
участие всех его членов в совместной деятельности, наличие положительных
традиций, атмосфера доверия, умения критиковать и воспринимать критику,
требовательность к отдельным членам коллектива осложняется отклонениями в
психическом развитии учащихся. В коллективе умственно отсталых детей не
могут быть полностью реализованы принципы самоуправления. Однако при
определенных
условиях
педагог
может
добиться
больших
успехов
в
его
организации,
в
воспитании
у
учащихся
чувства
дружбы
взаимопомощи,
развития способностей ребенка.
В
отличие
от
массовой
школы
формирование
коллектива
во
вспомогательной
школе
происходит
более
длительно
и
своеобразно.
Организации коллектива предшествует изучение учащихся уровня их развития,
структуры дефекта, взаимоотношений между ними и положения каждого из них
в коллективе.
Эффективность педагогического воздействия зависит от того, как те или
иные
приемы
труда
воспринимаются
ребенком,
соответствуют
его
наклонностям и интересам. Поэтому в целях обеспечения систематического
трудового влияния на личность ученика необходимо выявить его наклонности
и интересы с помощью различных методов изучения учащихся.
17
Взаимоотношения между учителем и учениками должны строиться на
основе взаимопонимания и доверия. Именно такие отношения содействуют
эффективному использованию индивидуального подхода.
На практических
уроках трудового обучения дети больше раскрываются, рассказывают о себе,
испытывают потребность поделиться своими впечатлениями
Знание особенностей каждого ученика это первое и основное условие
реализации индивидуального подхода, которое позволяет педагогу подобрать
меры
воспитательного
воздействия
по
отношению
к
самому,
казалось
бы,
безнадежному
ученику.
Иногда
педагог
ставит
отвергнутого
в
коллективе
ученика в выгодное положение, дает ему поручение, которое он наверняка
сможет
выполнить.
У
ребенка
появляется
уверенность
в
своих
силах,
он
начинает активно участвовать в работе группы. Постепенно требования к таким
детям
повышаются,
то
есть
применяется
иной
подход.
В
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
ученика
в
одном
случае
нужно
сделать
замечание наедине, в другом – за тот же проступок – перед всем классом, а в
третьем - достаточно взглянуть с укоризной.
Выбор верных методов, приемов
трудового обучения
каждый раз
является
для
педагога
творческой
задачей,
и
чтобы
решить
ее,
он
должен
располагать определенным набором воспитательных средств, знать примерный
«потенциал» каждого из них в условиях вспомогательной школы, применять их
строго индивидуально, с большим вниманием и осторожностью.
Результат
трудового обучения
зависит от умелого использования и
сочетания методов, приемов и средств, обучения, от соблюдения педагогически
охранительного режима. С помощью общественно-полезного труда учитель
развивает
познавательную
деятельность
и
корригирует
отклонения
в
эмоционально-волевой сфере у умственно отсталых детей.
Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает, что уроки
трудового
обучения
способствую
т
более
глубокому
и
всестороннему
развитию
детей,
помогает
положительно
решать
задачи
коррекции
и
компенсации различных дефектов развития.
18
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы,
дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают
внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
На уроках трудового обучения, занимаясь творческим трудом, дети
учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации;
работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и
украшения, одновременно учитель решает следующие задачи:
-
Коррекция
познавательной
сферы
ребенка,
а
именно
сенсорных
эталонов цвета, формы и величины;
- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности
сравнивать и обобщать;
-
Знакомство
детей
с
отдельными
видами
искусств
и
направлениями
декоративно-прикладного искусства;
- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к труду;
развитие интереса к духовному миру человека;
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности
применять полученные знания в повседневной жизни.
Таким
образом,
все
сферы
психической
деятельности
ребенка
«работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
Работа
на
уроках
трудового
обучения
строится
по
принципу
добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать
индивидуальным
устремлениям
учащихся.
,
что
развивает
творческие
способности детей, воспитывает у них интерес к выполнению работ, любовь к
творчеству.
Занятия обычно проводятся
каждый день по 2
урока. На первых
занятиях дети знакомятся с оборудованием, выполняют практические задания
по образцу, чертежу. На последующих занятиях детям даются задания вносить
дополнения и изменения в поделки. Когда у детей накопится достаточный
материал, можно давать им задания самостоятельно изготовлять поделки.
Интересным и полезным являются конкурсы по изготовлению игрушек,
изделий
прикладного
искусства.
Такие
конкурсы
имеют
большое
воспитательное значение. Содержание конкурсов может быть самое разное. Это
19
могут быть поделки из ткани, бумаги, природных материалов, папье-маше,
бросового материала.
В зависимости от целей и сложности изделий конкурс может проходить в
течение нескольких дней.
Примерные темы отдельных конкурсов:
- изготовление самодельных игрушек;
- изготовление из природного материала елочных игрушек;
- оформление собранных за лето коллекций;
- на лучшее панно из засушенных листьев и цветов;
- на лучшую композицию из разных материалов
и другие конкурсы.
Выставка
должна
привлекать
внимание
не
только
экспонатами,
но
и
самим оформлением. Поэтому при ее организации следует четко продумать
назначение выставки, расположение экспонатов, общее оформление. Каждая
работа должна иметь табличку с указанием фамилии и имени ее автора.
2.2 Индивидуальная работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Индивидуальная
работа
учащихся
на
уроках
трудового
обучения
осуществляется по специальному плану учителя. По рекомендации учителя
дети могут самостоятельно изготовлять поделки.
Перед началом работы учитель проводит вводную беседу, рассказывая о
целях и задачах предстоящего трудового задания. Ученик
в общих чертах
проектирует
образцы будущих изделий, устанавливают их элементы, какие
требуются
для
работы
материалы
и
инструменты.
Часть
изделий
дети
выполняют
из
своих
материалов:
используют
открытки,
цветные
нитки,
собранные природные материалы и так далее. Объекты для индивидуальной
работы
подбираются
таким
образом,
чтобы
дети
могли
изготовить
их
самостоятельно без помощи
учителя .
Ненавязчиво, исподволь учащиеся
осваивают
культуру
труда;
чувствуют
свою
успешность
и
значимость,
т.е.
учатся
принимать
себя
такими,
какие
они
есть,
развиваться
и
совершенствоваться.
20
Педагогическое руководство общественно-полезным трудом слепых и
слабовидящих школьников предусматривает:
1.
Выбор
дела,
имеющего
обще ственно
ценный
с м ы с л ,
способствующего
формированию
положительных
мотивов
трудовой
деятельности.
2.
Связь этого дела с жизнью классного коллектива, школы, города,
страны. Постоянное усложнение и развитие трудовой деятельности.
3.
Помощь
детям
в
организации
планирования
и
контроле
за
выполнением трудовых поручений.
4.
Определение коррекционных задач общественно полезного дела и в
соответствии с этим распределение поручений, выбор оборудования, дозировка
нагрузки по времени
появления и степени тяжести дефекта, соблюдение
техники безопасности.
5.
Учет
возрастных,
индивидуальных
особенностей
и
состояния
зрения и здоровья детей.
6.
Обучение
слепых
и
слабовидящих
детей
трудовым
умениям
и
навыкам,
способствующим
эффективности
труда
и
сохранению
зрения
учащихся.
7.
Подведение
итогов,
обсуждение
результатов
и
степени
участия
каждого ребенка в коллективной деятельности.
8.
Разработка необходимых приемов и орудий труда, способствующих
эффективности работы слепых и слабовидящих и отвечающих требованиям
техники безопасности.
9.
Постепенный, по мере роста детей и развития коллектива, переход
от
непосредственного
руководства
деятельностью
школьников
к
более
опосредованному.
Иногда дети не могут выполнить до конца задание, например, раскрасить
изделие из бумаги или оформить поделку из ткани. Поэтому завершение таких
работ
может
быть
поручено
некоторым
детям
в
качестве
индивидуального
задания.
Такие
задания
требуют
проведения
продуманного
инструктажа.
Например, поручая детям завершить отделку изделий: украсить их узорами,
21
аппликацией, необходимо проинструктировать детей, как лучше и проще это
сделать.
Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую
пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде
у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и
ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе
общественно-полезный
характер,
создавать
в
школе
положительный
эмоциональный
настрой
для
такой
работы.
Целесообразно
организовывать
передачу
в
методический
кабинет
изготовленных
детьми
пособий
в
торжественной обстановке.
Также велико коррекционно-воспитательное значение уроков трудового
обучения.
Здесь
в
процессе
работы
у
умственно
отсталого
ребенка
преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство
неполноценности.
Заключение
Основной целью уроков трудового обучения детей с дефектом зрения
является не столько результат выполненной работы, сколько создание у ребенка
эмоционального
опыта
совместных
переживаний,
рождение
новых
общественных устремлений. Возможность овладения трудовыми приемами
22
и
политехническими
знаниями
детьми-инвалидами
зависит
от
состояния
проводимой учителем коррекционной работы. А именно:
1.
Применение специальных приспособлений, опознавательных знаков
и указателей.
2.
Изготовление
демонстрационного
и
раздаточного
материала
с
учетом офтальмологических требований; частичное или полное дублирование
по рельефно – точечной системе Л. Брайля.
3.
Сочетание словесного объяснения с практическим показом тех или
иных операций и приемов работы, основанных на осязательном
и слуховом
восприятии; при необходимости приёмом «рука в руке».
4.
Поручение
конкретного
дела
индивидуально
или
группе
воспитанников.
5.
Увеличение
времени
на
выполнение
данной
операции
при
изготовлении вещи.
6.
Строгое дозирование зрительной и физической нагрузки.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся – неотъемлемый
компонент
учебно-воспитательного процесса в учебных мастерских. Учёт и
проверка
завершаются
оценкой
и
выставлением
отметки
по
пятибалльной
системе. Отметка выставляется как за выполнение определённого вида работы,
так и за выполнение отдельных технологических операций. Оценка работы
слабовидящего и слепого учащегося имеет мотивирующий и стимулирующий
характер, поэтому важно: проговаривать учащемуся о его успехах или неудачах
на данный период и в сравнении с собственными предыдущими результатами, а
так
же
формировать
адекватное
восприятие
замечаний
в
процессе
работы,
анализа
качества
готового
изделия.
Объективность
оценки
деятельности
учащихся
с
ограниченными
возможностями
базируется
на
следующих
требованиях:
-организация рабочего места, ориентировка в пространстве;
-соблюдение правил техники безопасности, офтальмо – гигиенических
требований;
23
-правильность
выполнения
трудовых
приёмов,
активное
включение
сохранных анализаторов в деятельность;
-знание
материала;
умение
анализировать,
сопоставлять,
сравнивать.
синтезировать;
-точность, качество обработки, достижение положительных результатов.
Особо
поощряется
рационализаторство,
изобретательно сть,
само стоятельно сть,
творче ство,
партнёрство,
умение
о ка з ы ват ь
консультативную помощь товарищам, работать в парах и группе.
Снижение
оценки
возможно
при
недобросовестном
и
небрежном
отношении к труду, нарушении правил техники безопасности.
Только
при
учете
всех
особенностей
организации
общественно
полезного труда и специфики контингента, учащихся возможно эффективное
проведение этого вида деятельности, способствующей компенсации дефекта
р а з в и т и я ,
ф о р м и р о в а н и ю
а к т и в н о й ,
с а м о о п р е д е л я ю щ е й с я
и
самосовершенствующейся личности, успешно интегрирующей в современные
социальные условия
Подводя итог, можно сказать:
1.
Коррекция
недостатков
умственного
развития
учащихся
вспомогательной
школы
в
развитии
творческих
способностей,
в
обучении
(трудовом,
эстетическом,
нравственном)
будет
заключаться
в
том,
чтобы
научить
умственно
отсталых
школьников
всесторонне
обдумывать
задания,
практическом их выполнении.
2.
Для
успешного
выполнения
заданий,
кроме
предварительной
ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать
свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать
творческое воображение, фантазию детей.
3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к
практической
деятельности
во
внеурочное
время,
прививая
тем
самым
жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.
24
Список литературы
1.
Бещенков А. К. Методика обучения технологии 5 – 9 классы - М:
«Дрофа», 2012.
2.
Волкова О. А., Денискина В. З. Навстречу незрячему – М: центе
реабилитации слепых, 2011.
3.
Казакевич В. М., Марченко А. В. Оценка качества по технологии –
М: «Дрофа», 2001.
4.
Кондратов А. М. Если ребёнок не видит – М: ВОС, 1991.
5.
Примерная программа трудового обучения (5 - 7 классы) журнал
«Школа и производство» - 1995 -№4.
6.
Программа средних общеобразовательных учреждений Российской
Федерации. Трудовое обучение. Технология 5 – 11 классы – М: Просвещение,
2000.
7.
Программа
для
5
–
9
классов
специальных
(коррекционных)
учреждений VIII вида; Сб.2.- М: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
8.
Силкин
Л.Н.
Психологическая
диагностика
личности
и
психотерапия инвалидов по зрению – М: ВОС, 1984.
9.
Чистякова
С.Н.
Технология
профессионального
успеха
10
–
11
классы – М: «Просвещение», 2010.
25
26