Автор: Мишина Татьяна Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ КОМАРИЧСКАЯ СОШ № 1
Населённый пункт: п.Комаричи
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Аппликация из соломки"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
«Аппликация из соломки»
Кружка художественно-эстетического направления
Учитель ИЗО, педагог дополнительного
образования Мишина Т.В.
Пояснительная записка.
Направленность программы.
«Аппликация из соломки» является
п р о г р а м м о й художественно-творческой
направленности,
предполагает
кружковой
уровень
освоения
знаний
и
практических
навыков,
по
функциональному предназначению – учебно - прикладная.
Срок реализации. Программа рассчитана на 2 года обучения, 105ч. в год.
Возраст детей. Занятия ориентированы на детей 10-15 лет, один раз в неделю.
Продолжительность одного занятия 2 часа.
Современное
декоративно-прикладное
искусство
развивается
на
лучших
традициях
народного
искусства.
Знакомство
с
общими
чертами
народного
искусства способствует расширению и развитию у учащихся художественных
п р е д с т а в л е н и й ,
д у х о в н ы х
п о т р е б н о с т е й .
Данная
программа
основана
на
знакомстве
с
декоративно-прикладным
творчеством, освоении техники аппликации.
Актуальность программы:
Народное
искусство
является
важнейшей
составной
частью
эстетического
воспитания, как единого процесса, обеспечивающего гармоничное развитие
личности
ребёнка,
позволяет
показать
самобытность
и
неповторимое
своеобразие
русской
народной
культуры;
ориентирует
учащихся
на
дополнительное
образование;
позволяет
не
только
комплексно
обогатить
учащихся
новыми
знаниями,
расширить
кругозор,
но
и
активно
развивать
познавательные,
психологические
процессы; даёт
возможность
построить
работу с каждым ребёнком, учитывая его природные способности.
Цель программы: способствовать формированию художественно - творческих
способностей, учить видеть красоту и своеобразие в произведениях народных
умельцев,
развивать
эмоциональную
отзывчивость,
эстетическое
чувство,
умение любоваться своими работами, воспитывать трудолюбие.
Задачи программы I года обучения
Обучающие:
обучить основным правилам сбора природного материала;
научить работать с инструментами для обработки соломы;
обучить основным приемам и навыкам работы с материалами;
познакомить с народными традициями, бытом и обрядами на Руси.
Развивающие:
развить усидчивость, зрительную память, аккуратность;
развить устойчивый интерес к ремеслу посредством предоставления
изучаемого материала в доступной форме;
развить творческие способности и задатки ребёнка.
Воспитывающие:
воспитать трудолюбие на основе положительных эмоций при
изготовлении красивых изделий;
воспитать чувство патриотизма на основе культурных традиций и
уважения к национальной культуре своего народа;
воспитать чувство коллективизма на основе совместной деятельности;
сформировать положительные качества личности.
Задачи программы II года обучения
Обучающие:
научить работать с инструментами для обработки соломы, ;
обучить основным приемам и навыкам работы с материалами;
уметь составлять композиции по предложенным темам;
уметь подчеркивать в композициях фактуру изображаемых предметов;
познакомить с народными традициями, бытом и обрядами на Руси;
Развивающие:
стимулировать творческую активность, индивидуальные способности,
создать условия для самореализации;
развить устойчивый интерес к ремеслу посредством предоставления
изучаемого материала в доступной форме;
развить художественный вкус, наблюдательность, воображение через
творческую самостоятельную работу.
Воспитывающие:
воспитать трудолюбие на основе положительных эмоций при
изготовлении красивых изделий;
воспитать чувство патриотизма на основе культурных традиций и
уважения к национальной культуре своего народа;
воспитать чувство коллективизма на основе совместной деятельности;
воспитать умение доводить начатое дело до конца
Формы и методы работы
Наблюдения
-
это
умение
всматриваться
в
явления
окружающего
мира,
выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения,
устанавливать
их
причины,
делать
выводы.
Они
формируют
полноценное
представление и развитие познавательных процессов - восприятия, памяти,
мышления,
воображенияДемонстрация
картин,
репродукций,
диафильмов,
слайдов,
видеофильмов
и
других
наглядных
средств
помогает
развивать
наблюдательность,
мыслительные
процессы
(сравнение,
различение,
обобщение,
анализ),
обогащать
речь,
оказывать
положительное
влияние
на
интересы детей.
В
работе
используются наглядные приёмы обучения: показ образца, показ
действий.
Практические методы обучения придают познавательной деятельности детей,
усвоение новых знаний, умений практический характер.
Использование словесных методов и приёмов, таких как: рассказ педагога,
беседа, чтение художественной литературы, чтение стихотворений, слушание
музыки, комментирование наглядного материала, а так же вопросы к детям,
указание,
пояснение,
объяснение,
педагогическая
оценка
-
позволяют
в
кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную
задачу, указывать пути её решения.
В
ходе
проводимых предварительных бесед воспитатель создает ситуации,
захватывающие детей, используя при этом игровые приемы, устное народное
творчество,
произведения
художественной
литературы,
музыкальные
произведения.
Заинтересовав детей предстоящей работой, взрослый предлагает рассмотреть
рисунок,
учит
делать
тщательный
осмотр
(анализ)
образца,
рисунка,
определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки.
В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую
работу по аналогии с образцом.
На
занятиях
дети
могут
выполнять коллективные
композиции.
Особое
удовлетворение на таких занятиях доставляет общий результат, который в этом
случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем
индивидуальная работа.
Интересными для детей являются и такие формы коллективных композиций, в
которых
вместе
с
ними
работают
воспитатели
(выполняющие
наиболее
сложную
работу).
В
процессе
работы
взрослые
и
дети
объединены
одной
целью,
заинтересованы
в
общем
результате.
Они
обсуждают
предстоящую
работу,
ее
ход,
все
вместе
советуются,
примеряют,
смотрят
как
лучше
получится.
Достигнутые
результаты,
созданной аппликации , оценивают по нескольким
параметрам:
по
качеству,
по
отношению
к
работе,
к
товарищам
во
время
работы, к результатам своего труда и труда сверстников.
Нормативно-правовая база:
Программа составлена на основе:
Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844«
О примерных
требованиях к программам дополнительного образования
детей»
типовой
программы
кружка
“Работа
с
природными
материалами”
(Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ “Художественные кружки”, Москва, “Просвещение”, 1981г.).
специальной литературы по технологии работы с природным
материалом. (В конце программы приведен список литературы.)
профессионального личного опыта педагога.
Программно-методические материалы: Изобразительное искусство.
Начальная школа/Сост. Кузин В.С., Е.О.Яременко, Т.Я Шпикалова.- 3-е
изд., перераб.-М.: Дрофа. 2001.
Формы контроля
Открытые занятия
Отчетные
выставки
творческих
(индивидуальных
и
коллективных) работ
Совместный просмотр и обсуждение работ
Содержание курса
Содержание программы I года обучения
Те ма 1
Вводное
занятие.
знакомство
с
материалом,
способами
обработки
соломки,
принадлежностями
для
работы.
Изучение
правил
техники безопасности при работе: с острыми режущими предметами; с утюгом;
с клеем ПВА. Инструктаж по технике безопасности проводится на вводном
занятии и в начале каждого занятия несколько минут уделяется повторению
правил техники безопасности. Необходимые материалы и инструменты для
работы. Способы обработки соломки. Виды соломы, свойства соломы.
Тема 2 Технология выполнения аппликации из соломки. Выбор эскиза.
Подготовка
соломы
к
работе,
разрезание
на
коленца,
обработка
соломы
холодным
способом. Рисунок в аппликации соломкой. Особенности рисунка.
Стилизация. Разработка эскиза по теме «Яблоко», деление на детали.
Те м а
3 «Яблоко».Предметная
аппликация.
Подготовка
основы
под
аппликацию (картон, оргалит, фанера), окрашенная темной краской; перевод
рисунка на основу; дробление рисунка на отдельные детали и перевод их на
кальку;
выклеивание
соломкой
деталей
по
выбранному
направлению;
приклеивание деталей рисунка на подготовленную основу по контуру.
Тема
4,5 «Грибы». Предметная аппликация. Просмотр иллюстраций,
образцов, дидактического материала .Разработка эскиза. Работа в материале
Тема
6,7 «Бабочки». Просмотр иллюстраций, образцов, дидактического
материала .Разработка эскиза. Работа в материале. Правила подбора тоновых
соотношений в соломенном изображении (простые варианты)
Т е м а
8 , 9 «Птица».
Подготовка
соломенных
пластин.
Просмотр
иллюстраций, образцов, дидактического материала .Разработка эскиза. Работа в
материале.
Тема10,11Декоративная
композиция
в
квадрате,
прямоугольнике».
Орнаменты разных народов (этнических). Виды орнамента. Геометрические
орнаменты.
Просмотр
иллюстраций.
Подбор
рисунка
для
аппликации.
Разработка эскизов в квадрате или прямоугольнике. Работа в материале.
Тема12,14 «Натюрморт».
Подготовка
соломенных
пластин.
Просмотр
иллюстраций,
натюрмортов образцов, дидактического материала .Разработка
эскиза. Работа в материале.
Тема
15,16«Цветы
в
вазе»
Просмотр
иллюстраций,
образцов,
дидактического материала .Разработка эскиза. Место применения «соломенной
крошки». Демонстрация образцов. Правила получения.
Тема17,20
Коллективная
работа.
Панно
«Пейзаж».
Просмотр
живописных и графических пейзажей выполненных художниками. Обсуждение
будущей
композиции.
Варианты
эскизов
предлагаются
учащимися,
выбор,
уточнение
эскиза
(учитель).Подготовка
соломенных
пластин
для
работы.
Деление учащихся на группы и распределение работы.
Т е м а
2 3 , 2 4 «Кошечка».
Просмотр
иллюстраций,
фотографий
с
изображением
кошек,
анализ
формы,
пластики
животного.
Подготовка
соломенных пластин, разработка эскиза. Работа в материале.
Тема25,28 Коллективная работа . Панно«Город». Просмотр живописных
и
графических
работ
городских
пейзажей
выполненных
художниками.
Обсуждение будущей композиции. Варианты эскизов предлагаются учащимися,
выбор,
уточнение
эскиза
(учитель).
Подготовка
соломенных
пластин
для
работы. Деление учащихся на группы и распределение работы.
Тема29,31 Композиция «На лесной опушке». Просмотр иллюстраций,
фотографий изображающих лесные опушки. Заготовка соломенных пластин,
работа в материале.
Тема
21,22,32,33
Композиция
на
свободную
тему. Учащимся
предлагается
свободная
тематическая
композиция.
Преподаватель
оказывает
помощь при разработке деталей в эскизах, их уточнение.
Тема
34
Подготовка
к
выставке.
Оформление
работ
в
рамки
или
интересные альтернативы рамок (украшение природными материалами и др.)
Тема35
Итоговая
выставка.
Выставка
проводится
в
кабинете
дополнительного образования. Работы каждого автора имеют отдельное место и
оформляются и размещаются с учетом пожеланий автора, его виденья своей
экспозиции.
Содержание программы II года обучения
Тема1 Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности при
работе: с острыми режущими предметами; с утюгом; с клеем ПВА. Инструктаж
по технике безопасности проводится на вводном занятии и в начале каждого
занятия несколько минут уделяется повторению правил техники безопасности.
Необходимые
материалы
и
инструменты
для
работы.
Способы
обработки
соломки. Виды соломы, свойства соломы. разрезание на коленца; замачивание в
горячей
воде;
разрезание
соломины
вдоль
волокон
и
проглаживание
электроутюгом; сортирование по оттенкам.
Тема 2,3 Подготовка соломки для аппликации. Инструменты. Два
занятия посвящены заготовке
материала, соломенных пластин холодным и
горячим способом.
Тема 4,5 Выполнение задания по образцу. Простые «решетки». Понятие
ритмичности.
Аппликация
по
заданному
контуру.
Демонстрация
образцов.
Условия и места применения. Подготовка материала к выполнению изученных
приемов. Практическая работа: нарезка соломенных полос. Выполнение трех
образцов простых «решеток» из узких, средних, широких полос с разным
ритмом. Выполнение образца аппликации по заданному контуру.
Тема 6,7 Композиция геометрического характера. Отрабатываются на
примере изготовления закладки и поздравительной открытки. Выбор готового
орнамента или создание индивидуального.
Тема 8-11 Аппликация с созданием композиции цветочного характера.
Основы композиции. Формы композиции: круглые, овальные, вертикальные,
треугольные,
серповидные,
свободные.
Видовое
многообразие
цветковых
растений. Просмотр иллюстраций. Технологические приемы в аппликации при
выполнении соцветий. Правила построения букета. Варианты-схемы. Правила
подбора
тоновых
соотношений
в
соломенном
изображении
(
варианты
с
усложнением).
Практическая
работа:
схематические
зарисовки
основных
принципов
построения цветочных к освоение приемов вырезания контуров с усложнением
(
тренировка
с
бумагой)
.Практическая
работа:
аппликация
из
соломки
,
выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования, линейное,
продолговатое, яйцевидное, языковидное, округлое, щитовидное, сердцевидное.
Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка в одном из стилей по
выбору. Подготовительные, основные и оформительские работы.
Тема
12-17
Композиция
анималистического
характера.
Животные
(рыбки, насекомые) в техники аппликации из соломки. Просмотр иллюстраций,
образцов, дидактического материала. Дополнительные правила в аппликации
при выполнении сложных форм.
Тема 18-24 Тематические композиции по мотивам сказок. Обсуждение,
беседа о сказках, сказочных героях, мультипликационных героях. Знакомство с
литературой
и иллюстрационным материалом. Разработка эскизов, работа в
материале.
Тема
25-31
Аппликация
с
пейзажными
мотивами.
Знакомство
с
породами деревьев, кустарников, травянистых растений, имеющих простую
форму и разное направление жилкования. Просмотр репродукций графических
и живописных пейзажей. Практическая работа: зарисовка различных пород
деревьев.
Практическая
работа:
зарисовка
пейзажей,
разработка
эскиза.
Законы воздушной, линейной перспективы. Заготовка материала, выполнение
итоговой работы
Тема 32,33
Композиция
на
свободную
тему.
Учащимся
предлагается
свободная
тематическая
композиция.
Преподаватель
оказывает
помощь
при
разработке деталей в эскизах, их уточнение.
Тема
34,35
Оформление
работ
к
выставке.
Результатом
работы,
проводимой
в
объединении,
наглядное
представление
дают
выставки
-
это
средство воспитательного, эмоционального и информационного воздействия.
Каждая выставка - это дальнейшее творческое развитие учащихся. Лучшие
работы проходят признание на всевозможных выставках, а потом остаются в
постоянной экспозиции в школе.
Технология работы с соломкой .
Заготовка.
Соломка – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал.
Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает
золотистый
оттенок.
У
каждой
соломины
отрезают
ножницами
колос
или
метёлку, удаляют покровные листья, а затем разрезают на отдельные коленца,
удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учётом
длины
и
толщины.
Чтобы
часть
соломин
приобрела
равномерную
и
насыщенную золотистую окраску, их выдерживают примерно два – три дня на
солнце. Это единственный способ окрашивания соломы, с которым медлить
нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца.
Если соломка при обработке ломается, её необходимо запарить. Для этого
подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не
сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в
ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой
обработки соломка
становиться
эластичной,
прочной,
легко
сгибается
и
плетётся.
Для
выполнения
плоских
аппликационных
работ
необходимо
из
соломенных трубочек сделать плоские ленты.
Соломенные
ленты
можно
получить
двумя
способами:
горячим
и
холодным.
Горячий
способ.
Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать
вдоль
стебля
маленькими
ножницами
или
острым
концом
ножа,
затем
прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и
широкими, в работе более податливые.
Холодный
способ.
Разрезать
соломины
вдоль
ствола,
раскрыть
в
стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ
несложен: ленты, полученные таким способом, приобретают ещё большую
эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Тонировка
соломы. Естественный
цвет соломки
имеет
различные
оттенки: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневый, розоватый и другие.
Коричневые
и
тёмно-коричневые
оттенки
соломы
получаются
в
результате
довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент.
Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания её в
отбеливатель (персоль), кипячение соломы в растворе питьевой соды придаёт
ей жёлто-золотистый, а в марганцовокислом калии бурый оттенок. Для окраски
соломы
в
яркие
тона
–
красный,
синий
и
другие
применяют
анилиновые
красители, которыми красят ткани. Цветными лаками покрывают солому после
проглаживания её утюгом. Разнообразие цвета соломки , сочетание светлых,
золотых, коричневых оттенков крайне необходимы в работе. Когда соломка
готова, можно разложить её по цветам в коробки. Для выполнения аппликации
такое подкрашивание соломы весьма ценно.
Выполнение работы. Процесс выполнения аппликации из соломки
делится на следующие этапы: выбор эскиза; перенос каждой отдельной детали
на
тонкую
просвечивающую
бумагу;
подбор
материала
по
цвет;
с
учётом
направления
полос соломки ;
наклеивание соломки на бумагу по рисунку.
Клеем
ПВА
смазывают
бумагу,
на
которую
затем
накладывают
полоски
соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Вырезание производят по
изнаночной
стороне,
т.к.
на
ней
видна
линия
контура
детали.
Ножницами
обрезают
бумагу
вместе
с соломкой .
Этим
достигается
хорошее
качество
работы,
линии
получаются
ровными,
аккуратными.
Наклеивание
на
фон
с
учётом композиции.Выполнение необходимой отделки. Сушка под грузом.
Технология
наклейки
соломенных
полос
-
важнейший
этап
работы.
Вначале создают эскиз аппликации . При этом учитывают различные свойства
и специфику материала. Очень важно также подумать, в каком направлении
класть стебель соломки , так как это создаёт особую игру света, блеск. Когда
подготовлен эскиз, его фрагментами (частями), с учётом направления полос,
переносят на тонкую, но достаточно прочную, просвечивающуюся бумагу. Для
аппликации используют клей ПВА. Клеем смазывают бумагу, на которую затем
накладывают
полоски соломки
в
направлении,
предусмотренным
эскизом.
Полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы
полосок
должны
выходить
за
контурные
линии.
Так
подготавливают
все
фрагменты рисунка. Потом поворачивают заготовку на изнаночную сторону и
по контурной линии обрезают ножницами лишнюю бумагу вместе с соломкой .
Подготовленные фрагменты кладут на фон – основу, находят наиболее
удачное
композиционное
расположение
и
наклеивают.
Потом
производят
отделку:
выжигают
некоторые
части,
если
необходимо,
покрывают
лаком.
Кладут аппликацию
под
груз,
где
она
просыхает.
К
готовому
изделию
с
изнаночной стороны приклеивают петельку для подвешивания или оформляют
в рамку.
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
2011-2012 – учебный год
№
Тема занятия
Кол-
во ч.
Дата
проведения
1
Вводное занятие. знакомство с материалом,
способами обработки соломки,
принадлежностями для работы
3
2
Технология выполнения аппликации из
соломки. Выбор эскиза
3
3
«Яблоко».Предметная аппликация
3
4-5
«Грибы». Предметная аппликация
6
6-7
«Бабочки»
6
8-9
«Птица»
6
10-11
Декоративная композиция в квадрате,
прямоугольнике»
6
12-14
«Натюрморт»
9
15-16
«Цветы в вазе»
6
17-20
Коллективная работа. Панно «Пейзаж»
12
21-22
Работа на свободную тему
6
23-24
«Кошечка»
6
25-28
Коллективная работа . Панно«Город»
12
29-31
Композиция «На лесной опушке»
9
32-33
Композиция на свободную тему
6
34
Подготовка к выставке
3
35
Итоговая выставка
3
Календарно - тематическое планирование 2 года обучения
2012-2013 учебный год
№
Тема занятия
Кол-
во ч.
Дата
проведения
1
Вводное занятие.
3
2,3
Подготовка соломки для аппликации.
Инструменты
6
4,5
Выполнение задания по образцу
6
6,7
Композиция геометрического
Характера
6
8-11
Аппликация с созданием композиции
цветочного характера
12
12-17
Композиция анималистического
характера
18
18-24
Тематические композиции по мотивам
сказок
21
25-31
Аппликация с пейзажными мотивами
21
32-33
Композиция на свободную тему
6
34-35
Оформление работ к выставке
6
Результативность курса I года обучения
Обучения:
умело
и
безопасно
работать
с
инструментами,
применяемыми
в
аппликации соломкой;
уметь подбирать и обрабатывать материал для работы;
Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении;
владеть основными приемами и навыками работы с материалами;
Развития:
проявление устойчивого интереса к изучаемому виду творчества;
умение работать под руководством педагогов, предлагая свои идеи.
Воспитания:
знать о культурных традициях своего народа;
умение адаптироваться в коллективе, уважительно относиться к педагогам
и друг другу.
Результативность курса II года обучения
Обучения:
Кружковец
должен
владеть
знаниями
терминологии
по
декоративно-
прикладной работе с соломкой;
соблюдать правила техники безопасности при любых видах работ;
Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении
( варианты с усложнением)
самостоятельно работать с поджигателем и другими инструментами;
самостоятельно изготавливать изделия методом сюжетной аппликации с
разбивкой рисунка на любое количество деталей;
знать все виды изучаемого орнамента;
уметь составлять орнамент самостоятельно.
Развития:
отчитываться за проделанную работу, уметь доводить начатое дело до
конца;
проявлять творческую смекалку, принимать самостоятельные решения;
быть
готовым
участвовать
в
выставках
по
декоративно-прикладному
искусству.
Воспитания:
проявлять высокую культуру труда;
уважать свой труд и достижения других;
найти свое место в коллективе;
проявлять склонность к сознательному выбору профессии.
Методическое обеспечение
Перевертень Г.И.«Аппликации из соломки» АСТ - издательство 2005 г.
Перевертень
Г.И
«Самоделки
из
разных
материалов
«Просвещение»
Москва 2009
«Внеклассная работа по труду» Москва «Просвещение» 2007 . Г.И.
Цейтлин Н.Е. «Справочник по трудовому обучению» «Просвещение»
Москва
Щеблыкин
И.К. «Аппликационные работы» «Просвещение» Москва
2008 г.
Учебно-материальное обеспечение.
Основными материалами для работы служат:
-плоские ленты соломки ,
сделанные из соломенных трубочек,
-тонкая береста (распаренная в
горячей воде),
-калька,
-простой карандаш,
-образцы,
-клей ПВА,
-кисти клеевые,
-ножницы,
-салфетки.
Для основы берут темный фон:
-картон,
-бархатная бумага, используют
также ткань, натянутую на
подрамник или лист фанеры, картон.