Напоминание

"Сила трения"


Авторы: Векшин Владимир Николаевич, Сизикова Людмила Васильевна
Должность: учитель физики,учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка.Технологическая карта урока. 7 класс
Тема: "Сила трения"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Технологическая

карта

урока

Предмет: физика

Класс: 7

Тема: «Сила трения»

Тип урока: открытие нового знания

Основные цели:

1.Формировать понятие «сила трения», познакомить с видами трения, с

причинами возникновения силы трения.

2.Сформировать представления о зависимости силы трения от µ, N.

3.Формировать

исследовательские

умения:

определять

проблему,

выдвигать

гипотезу,

ставить

цель

исследования,

п л а н и р о ват ь

исследовательскую

деятельность

и

эксперимент,

анализировать,

систематизировать,

обобщать

полученную

информацию,

правильно

оформлять отчёт исследования.

4.Формировать умение

работать в группе: уметь слушать товарища,

уметь доказывать свою точку зрения, уметь договариваться.

Оборудование:

1. Доска с мелом.

2. Для этапа «актуализация знаний» на большой доске располагаются

заголовки

таблицы

(либо

записаны

мелом,

либо

отпечатаны

на

бумаге),

которую учащиеся впоследствии должны заполнить.

Виды сил

Определение

Зависимости

Формула

Рисунок

На дополнительной доске вразброс на листах бумаги написаны виды

сил

(F

т.

,

F

упр

,

Р, N) , определения

сил,

формулы(F

т

=mg,

P=mg, F

упр.

=kl),

рисунки с изображенными силами, латинские буквы m,

l, µ , Р, µ, F

тр

. У

каждого

ребенка

в

конце

тетради

прикреплен

лист

с

этой

таблицей

(приложение

1,

но

без

строки

«сила

трения»),

которая

заполнялась

на

протяжении нескольких предыдущих уроков при изучении сил.

2

3. Интерактивная доска. Презентация.

4. Памятка на группу «работа в группе» (приложение 2).

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Результат

Комментар

ии

Организ

ационны

й этап

- Здравствуйте, ребята,

сегодня вы работаете в

группах, поэтому оставьте

на столах только свои

тетради, один учебник,

ручку, карандаш, линейку.

Готовятся к уроку.

Готовность к

уроку.

Актуали

зация

знаний

- Ребята, давайте вспомним,

что мы изучали на

предыдущих уроках.

- Что является мерой

взаимодействия тел?

- Сила.

Повторение

пройденного

материала

- Таблицу с видами сил мы

уже заполняли, давайте

вспомним ее. Не открывая

тетради.

- На доске расположены

заголовки таблицы: (виды

сил, определение,

зависимости, формула,

рисунок), а на доске справа

расположены названия сил,

их определения и величины,

от которых зависят эти силы

(записано несколько новых

величин).

- Обсудите в группах и

распределите написанное на

правой доске в таблицу

(1мин)

Рябята обсуждают в

группе, как заполнить

таблицу

Повторение

пройденного

материала

Что

написано

курсивом,

не стоит

озвучивать,

это скорее

для тех, кто

читает

конспект

Распределя

ют устно

- Группы готовы?

( Учитель вызывает из

разных групп по одному

ученику для заполнения

определенной строки

таблицы. На доске

заполненная таблица).

- Отнеситесь в группах: все

согласны с результатом?

Ребята выдвигают

одного ученика из

своей группы,

который заполняет

определенную строку

на доске.

Если возникают

вопросы, то они

решаются.

Заполненная

таблица, но

остались

несколько

величин,

которые не

вошли в

таблицу

- А почему вы не взяли для

заполнения таблицы карточки

µ, F

тр

?

- На столе лежит тело (лежит

брусок).

- Эти силы не зависят

от этих величин.

- Сила тяжести. Сила

Повторение

пройденного

материала

3

- Какие силы действуют на

тело, на стол?

упругости (сила

реакции опоры). Вес

тела.

- Со стороны какого тела

действует сила тяжести?

Куда она направлена?

- Как действует сила

упругости и куда она

направлена?

- Что понимают под весом

тела?

- Со стороны Земли.

Направлена

вертикально вниз.

- Действует эта сила

со стороны опоры на

тело и направлена

вертикально вверх.

- Под весом тела

понимают силу, с

которой тело давит на

опору, либо

натягивает подвес,

вследствие земного

притяжения.

- Изобразите на чертеже все

силы, действующие на

брусок (учитель вызывает

ученика к доске, дети

работают в тетради)

- Отнеситесь к чертежу.

Если неверно –

поправляют, и

аргументируют -

почему.

Чертеж с

изображенн

ыми силой

тяжести,

силой

упругости

(силой

реакции

опоры) и

весом тела.

Изучени

е нового

материа

ла

- А положим брусок на

наклонную плоскость, что

произойдет?

- Почему? В чем причина?

За счет чего?

- Есть в таблице эта сила?

Новая?

- Запишите у себя в тетради

тему: Сила трения.

- Давайте сформулируем

определение и дополним

таблицу.

- Брусок остаётся на

месте.

- Брусок удерживается

от соскальзывания за

счёт силы трения.

- Нет, это новая сила.

- Как вы думаете, когда

возникает сила трения и куда

направлена?

- Итак, сила, возникающая

при движении одного тела по

поверхности другого,

направленная против

движения, называется силой

трения. (Учитель помогает

сформулировать

- Когда две

поверхности

соприкасаются.

- А направлена, раз

она мешает, против

движения.

Вместе с

учащимися

формулируе

4

определение)

- Откройте свои таблицы и

дополните

(Учитель вызывает

ученика, который дополняет

таблицу заранее

приготовленными

определением, названием

силы и т.д.)

Каждый ученик

дополняет таблицу

(графы: виды сил и

определение)

м

определение

силы трения

СЛАЙД 1 (определение)

- Вернемся к чертежу, куда

направлена сила трения, если

силу тяги я дорисовываю

вправо? (вызванный ученик

изображает силу трения).

- Сила трения будет

направлена влево.

Все дорисовывают в

тетради

Чертеж с

изображение

м силы

трения

См.

презентаци

ю

Чертеж с

изображен

ными

силами

остается на

доске, с

ним

продолжае

м работать.

- А как вы думаете, в чём

заключаются причины

трения?

- Действительно, одной из

причин возникновения силы

трения является

шероховатость

соприкасающихся

поверхностей.

- А если выровнять

поверхности? Возьмите два

стекла,

прижмите друг к другу

посильнее. А теперь

попробуйте перемещать одно

относительно другого.

-Так в чем же дело?

Поверхности гладкие,

шероховатостей нет, а все же

что-то мешает? Заметьте, тела

располагаются близко друг к

другу.

- Вывод: причины

возникновения трения:

СЛАЙД 2 (шероховатости,

притяжение)

-Зафиксируйте в тетради

- Поверхности

неровные.

Работают в группах,

проводят опыт со

стеклышками.

- Это не так уж легко

сделать.

- Притяжение молекул

взаимодействующих тел

(Учитель помогает,

если не справляются)

1.

Шероховатости

поверхностей

соприкасающи

хся тел.

2.

Притяжение

молекул

взаимодейству

ющих тел.

Причины

трения

записываютс

я в тетради

См.

презентаци

ю

СЛАЙД 3 (просто

картинки)

См.

презентаци

5

-

Ребята,

а

как

вы

думаете,

одинаковое

ли

т р е н и е

испытывают

тела

на

этих

картинках?

- А как бы вы назвали

представленные виды

трения?

СЛАЙД 4 (виды трения:

скольжения, покоя, качения)

- Разное, где на

колесах - там сила

трения меньше.

- сила трения

качения, сила трения

скольжения и сила

трения покоя

(Учитель помогает)

ю

- Возвращаемся к таблице,

какие графы еще в таблице

не заполнены?

- Как вы полагаете, от чего

зависит сила трения?

Посовещайтесь в группах.

- Итак, ваши гипотезы -

озвучиваете, выходите к

доске и записываете

гипотезу.

Хорошо, представим, на

одинаковых санках катятся

1, а на других - 2 человека.

Какие санки будут двигаться

быстрее?

- И еще я предлагаю,

давайте сравним разные

силы скольжения, качения,

покоя между собой - равны

ли они? (Учитель сам

записывает на доску)

- зависимости,

формулы.

- От площади

соприкасающихся

поверхностей

- От рода

поверхностей

- А, от веса еще будет

зависеть сила трения

Гипотезы

записаны на

доске

- Что надо делать с

гипотезами?

- Хорошо, каждая группа

поработает с одной из гипотез.

- Итак, вашей 1 группе

гипотеза: F

тр

зависит от S

соприкасающихся

поверхностей.

- 2 группе – гипотеза: F

тр

зависит от Р.

- 3 группе – гипотеза: F

тр

зависит от шероховатости

поверхности

- 4 группе - сравнить между

собой F

тр

скольжения, Fтр

качения, F

тр

покоя

- Сейчас группа читает

внимательно задание,

выполняет его, оформляет и,

- Проверять их.

Группы получают

листы с заданиями

Работа в группах

(выполнение

Выполнение

эксперимент

ального

См.

приложени

я 3, 4, 5, 6

Во время

работы

лаборант

делает по 1

фото

эксперимен

та каждой

группы,

сбрасывает

на

компьютер,

чтобы при

стендовом

докладе

другие

группы

6

пользуясь памяткой, готовит

стендовый доклад для

других групп.

- Вопросы? На работу

отводится 10 мин.

экспериментального

задания), помощь

учителя по запросу

задания

группой,

подготовка

стендового

доклада

могли

видеть, что

делала

каждая

группа

См.

приложени

е 2

- Группы готовы?

- Ваша группа с какой

гипотезой работала?

-У групп есть вопросы к

выступающим? После

выступления групп делаем

пометки в тетради.

Группы представляют

результаты своей

работы и выводы

Запись

выводов в

тетради

- Давайте с вами

проанализируем, что мы

добавим в таблицу? Сила

трения зависит от….?

- Давайте разберемся, на

какие тела действуют эти

силы.

-В физике принято

записывать зависимости

между силами

приложенными к одному

телу. Тогда следует писать

F

тр~

N.

От чего еще зависит F

тр

- Как это мы запишем? Это

новая физическая величина,

которая называется

коэффициентом трения

обозначается µ, это

безразмерная величина.

-Давайте запишем эту

зависимость в виде формулы.

- Записываем в тетрадь.

- От чего зависит сила

трения, мы записали, наша

таблица заполнена.

- От Р (веса тела)

т.е.F

тр~

Р.

-сила трения

действует на брусок, а

вес тела на стол

- От материала

поверхностей.

F

тр=

µ N.

Запись

зависимосте

й и формулы

в тетради

Рефлекс

ия

учебной

деятельн

ости

- А сейчас давайте подведем

итоги: что нового вы узнали

на уроке?

- Узнали о причинах

возникновения силы

трения.

- Познакомились с

разными видами силы

трения.

- От чего зависит сила

трения.

Анализ

урока (как

работали)

7

- Что делали в группе, чтобы

прийти к такому выводу?

-Записали формулу.

- Провели

эксперимент,

проанализировали

результаты, обобщили

и сделали вывод.

-

Откройте

дневники

и

запишите домашнее задание:

§32, 33, упражнение №13

До свидания.

Записывают д.з.

Учитель

комментир

ует д.з.

(при

необходим

ости)

8

Приложение

1

Таблица

Виды сил

Определение

Зависи

мости

Формула

Рисунок

Сила тяжести

Сила, с которой Земля притягивает

к себе тело, называется…

m

F

т

=mg

Сила упругости

Сила, возникающая в результате

деформации и стремящаяся вернуть

тело в исходное положение,

называется…

l

F

упр.

=k l

Вес тела

Сила, с которой тело вследствие

притяжения к Земле действует на

опору или подвес называется…

m

P=mg

Сила трения

Сила, возникающая при движении

одного тела по поверхности

другого или попытке вызвать

движение, приложенная к телу и

направленная против движения

или действующей силы,

называется силой трения.

µ , Р

F

тр .

= µ N

9

Приложение

2

Памятка для группы

1.

С какой гипотезой работала группа.

2.

Какой опыт проделала группа.

3.

Какие результаты получила группа.

4.

К какому выводу пришла группа, подтвердили гипотезу, или нет?

5.

Что делали такое в группе, чтобы прийти к такому выводу?

10

Приложение

3

Задание для 1 группы

Зависит ли сила трения от площади трущихся поверхностей? С

увеличением площади соприкосновения сила трения

________________________________________ ( , ,const)?

Ход работы:

1.

измерьте длину и ширину большей и меньшей грани бруска;

2.

рассчитай площадь граней;

а

1

=______см_______м; b

1

=_______см _______ м; S

1

=_________

а

2

=______см_______м; b

1

=_______см_______м; S

2

=__________

3.

положите брусок на поверхность меньшей гранью и равномерно

тяните брусок по одной и той же поверхности несколько раз, измеряя силу

трения и занося показания в таблицу;

4.

повторите действия пункта 3, положив брусок на поверхность

большей гранью. Изменяемый в опыте параметр __________.

Неизменные в опыте параметры __________

5. Результаты измерения запишите в таблицу.

Опыт1

Опыт2

Опыт3

Среднее

значение

Опыт1

Опыт2

Опыт3

Среднее

значение

Сила F,

Н,

Площадь

S , см

2

,

Вывод:

11

Приложение

4

Задание для 2 группы

Сила трения скольжения не равна силе трения качения и

силе трения покоя.

1. Измерьте силу трения скольжения бруска с 2 грузами по коврику.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи

динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.

2. Измерьте силу трения качения бруска по резиновому коврику. Для

этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и

перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра.

Результат измерения силы запишите в таблицу.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по коврику. Для

этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите

динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание

динамометра, соответствующее началу движения бруска.

Изменяемый в опыте параметр ___________.

Неизменные параметры ______________.

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

1

Сила трения

скольжения F

тр.,

Н

2

Сила трения качения

F

тр.

Н

3

Сила трения покоя F

тр.

, Н

Вывод:

12

Приложение

5

Задание для 3 группы

Зависит ли сила трения от веса тела? С увеличением веса

тела сила трения _____________________________ ( , ,const).

1. Измерьте силу трения скольжения бруска поочередно без грузов,

затем изменяя вес каждый раз на 1Н. Для этого перемещайте брус

равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в

таблицу.

Изменяемый в опыте параметр __________ .

Неизменные в опыте параметры _________.

Без

грузов

1 груз

2 груза

3 груза

Вес тела Р, Н

Сила трения

F

тр.

Н

2.По данным таблицы постройте график зависимости F трения от Р

веса тела.

Вывод:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________

13

Приложение

6

Задание для 4 группы

Зависит ли сила трения от качества обработки поверхностей и

материала поверхностей

1. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами

поочередно по различным поверхностям. Для этого перемещайте брусок

равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в

таблицу.

Изменяемый в опыте параметр ___________.

Неизменные в опыте параметры__________ .

Дерево по

дереву

Дерево по

бумаге

Дерево по

ковру

1

Сила трения F

тр.

Н

Вывод: _______________________________________________________

_____________________________________________________________

14

Литература

Грук В.Ю., Львовский В.А. Учебник-тетрадь по физике (Текст).

Второй год обучения. Часть 1(8) (Программа развивающего обучения Д.Б.

Эльконина

В.В.

Давыдова).

Экспериментальные

материалы

/

Под

ред.

В.А.Львовского. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004.- 40с.: пл.

Перышкин, А.В. Физика. 7 кл. (Текст): учеб. для общеобразоват.

учреждений / – М.: Дрофа, 2013. – 221с.



В раздел образования