Автор: Гиренко Сергей Сергеевич
Должность: преподаватель отделения "театральное искусство"
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Словесное действие и роль видений в нем."
Раздел: дополнительное образование
Словесное действие и роль видений в нем.
Словесное
действие
–
главный
закон
сценического
общения.
Умение
воздействовать
словом
на
партнера
или
зрителя,
умение
увлекать
своими
яркими,
конкретными и живыми видениями, созданными в воображении - главная задача актера на
сцене.
Воспитание
этого
качества
у
будущих
актеров
входит
в
задачу
предмета
сценическая речь.
Произнося слова и фразы в жизни, мы не думаем о чувствах, которые выражаются в
интонациях
нашей
речи.
Мелодика,
подтекст
рождаются
органично.
На
сцене
же
современные
актеры
часто
занимаются
интонационными
поисками
в
произношении
отдельных слов, фраз и текста в целом, нарушая тем самым правильный процесс рождения
словесного действия и органическое существование на сцене в целом. Живой жизненный
процесс мыслей и чувств героя превращается в формальный.
«Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов»
1
.
С помощью речи
актер может выразить все те чувства, которые живут в душе героя. Задача преподавателей
сценической речи научить студентов выражать в словах внутреннее состояние человека,
его мысли, желания, отношения. Сценическое слово призвано быть содержательным,
волевым,
действенным
и
многогранным,
воздействовать
на
различные
стороны
человеческой психики: на интеллект, воображение, чувство. К.С.Станиславский в «Работе
актера над собой» писал, что «природа устроила так, что мы, при словесном общении с
другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о
виденном»
2
. Таким образом, любое речевое общение – это процесс передачи друг другу
видений.
Видения – это зрительные образы, создаваемые внутренним взором. Воображать,
фантазировать, мечтать означает видеть внутренним
зрением то, о чем думаешь и
чувствовать это. Практики театра называют видения образными представлениями, а М.О.
Кнебель в книге «Слово в творчестве актера» говорит, что видения – это закон образного
мышления актера на сцене. Когда мы в жизни вспоминаем какое – нибудь поразившее нас
событие, мы воссоздаем его мысленно или в образах, или в словах, или в том и в другом
одновременно.
На
этом
свойстве
нашей
психики
построено
учение
Константина
Сергеевича
Станиславского
о
видениях.
«Законы
искусства
основаны
на
законах
природы»
3
- говорил он. Это с одной стороны очень просто, с другой - очень сложно. На
сближение с текстом, на создание, накопление видений в работе над любым авторским
текстом уходит немало учебного времени. Это самый длительный этап в работе над
художественным
произведением.
Когда
видения
присутствуют,
текст
в
речи
студента
«оживает», становится органичным.
Для этого необходимо стремиться создать внутреннюю жизнь героя, приспособив к
ней свои собственные человеческие чувства, овладеть всеми внутренними побуждениями
действующего
лица,
которые
диктуют
ему
слова.
Процесс
сближения
исполнителя
-
студента с текстом требует от него активной работы над видениями. Любой текст, будь то
проза, поэзия, диалог, монолог и др., необходимо прорабатывать со стороны образного
содержания.
Константин
Сергеевич
утверждал,
что
текст
необходимо
фиксировать
представлением и говорить о нем мыслью – словами. «Вот люстра. Она находится вне
меня. Она есть, она существует в материальном мире. Я смотрю и чувствую, что выпускаю
на нее, если так можно выразиться «щупальца моих глаз». Но вот я отвел глаза от люстры,
закрыл
их
и
хочу
вновь
увидеть
ее
–
мысленно,
«по
воспоминанию».
Для
этого
необходимо, так сказать, втянуть в себя назад «щупальца своих глаз» и потом изнутри
направить их не на реальный предмет, а на какой - то мнимый «экран внутреннего
зрения»». Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти
и затем уже как бы мысленно перемещаются вне нас, для нашего просмотра на «экране
внутреннего зрения»
4
.
Видения - это не только зрительные образы. Это восприятие предмета всеми
органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием и т.д. Например, мы говорим:
«апельсин»,
и
у
нас
возникает
не
только
зрительное
восприятие
апельсина,
но
и
ощущается его вкус и аромат. Ощущения, получаемые от того или иного объекта, могут
быть не одинаковыми: яснее и резче выступает то ощущение, которое в данный момент
действует сильнее остальных. Так, например, вы смотрите вдаль и видите черемуху.
Обоняние в этом случае уступает зрению. Но вот вы сорвали ветку и нюхаете ее: обоняние
взяло
верх
над
зрением.
Или
они
слились
в
одно
комплексное
ощущение
цветка.
Передавая картины жизни, актер видит их во всем комплексе ощущений. И какое-то
ощущение будет сильнее других: зрительное, слуховое или осязательное. Кроме того, эти
картины вызывают различные эмоции, отношения, оценки. Накопление видений связано с
возникновением у будущих актеров или режиссеров чувств и эмоций.
К.С. Станиславский настаивал на том, чтобы актер в процессе работы над текстом
систематически возвращался к своим первоначальным видениям. От этого повторения, как
утверждал мастер, видения становятся богаче, обрастают новым комплексом мыслей,
чувств, ассоциаций, отношений. От частого повторения зрительные образы укрепляются.
Основная
задача
актера
–
убедить,
заставить
слушателя
посмотреть
на
то,
что
он
рассказывает,
его
глазами.
Эту
внутреннюю
цель
необходимо
выполнять
студентам,
будущим актерам или режиссерам, на каждом занятии по сценической речи, каждой
репетиции, тогда они будут действовать словом, если нет, то слова будут произноситься
ради слов. Во избежание этого Константин Сергеевич советовал не заучивать текст, пока
не изучено его содержание. Он учил запоминать видения, внутренние ощущения, которые
нужны при общении со слушателями.
Тренировка видений – это та работа, которую
студент
должен
проделывать
постоянно,
и
не
только
с
преподавателем,
но
и
самостоятельно.
Мастер предлагал актерам сначала тренировать видения отдельных моментов роли,
постепенно накапливать эти видения, а затем, логически и последовательно создавать
«киноленту»
роли.
Благодаря
такой
последовательности
процесса
каждое
слово
наполняется чувством, фраза - подтекстом, а текст - смыслом. В работе над видениями он
выделял два этапа.
Первый
–
накапливание
видений.
Это
подробная,
многократно
повторяемая,
мысленная
зарисовка героев, действующих в произведении, эпизодов их жизни, их
внешний вид, взаимоотношения и главное – уточнение своего отношения к ним. Актеру
необходимо накапливать тот материал, который помогает ему создать свой внутренний
багаж,
живое
прошлое
роли,
оживляющее
авторский
текст
и
выражающееся
в
неповторимой, индивидуальной, живой интонации.
Видения – яркие, конкретные, разнообразные – создают основу для превращения
авторского текста в свой, личный рассказ о пережитом
и перечувствованном. Надо
вникнуть
в
сущность
того,
что
вы
передаете,
знать
предлагаемые
обстоятельства,
о
которых надо думать, факты, о которых говорите, восстановить во внутреннем зрении
соответствующие представления. Процесс создания видений насыщает слова живыми
человеческими эмоциями, включает в работу творческую природу человека. Насытить
слово
жизнью,
внутренним
содержанием
–
это
значит
связать
его
с
точным,
целенаправленным действием. Эта работа схожа в какой-то мере с работой писателя,
накапливающего для своего произведения огромное количество подсобного материала.
Записные книжки, различные заметки, которые мы изучаем у того или иного автора, дают
нам представление о значительности этой подготовительной работы. Работа над этим
этапом для студентов, в основном, домашняя работа над собой.
Второй этап – отбор видений. Когда мы думаем, говорим, рассказываем, наше
подсознание, помимо нашей воли, «прокручивает» более или менее отчетливую киноленту
видений. Для создания роли, а также в работе над любым текстом, отбирать надо такие
видения, которые могли бы эмоционально воздействовать на слушателей. Не рядовые, не
бытовые, а скорее необычные, не похожие на все другие, которые нам пришлось видеть.
Научиться рисовать такие картины, отбирать такие факты, которые будут воздействовать
на зрителей – вот задача студентов. «Говорить, значит рисовать зрительные образы»
5
, то
есть оперировать готовыми, ранее сложившимися видениями. Но передавать эти видения
так, как будто они сложились сейчас. К.С. Станиславский обращал пристальное внимание
на умение актера увлечь партнера, зрителя своими видениями, говорить «не уху, а глазу»,
то есть действовать словом. Произнося слова в жизни, мы всегда выполняем какое-либо
действие, совершаем «речевой поступок» (выражение Н.И. Жинкина): требуем, просим,
хвалим, дразним, одобряем и так далее.
Следовательно, эмоционально воздействуем
словом. На сцене это умение теряется.
Для овладения умением действовать картинами своего воображения, студенту надо
провести огромную работу. Сначала накопить видения на отдельные моменты текста,
затем это накапливание создаст своеобразную «киноленту» роли.
В процессе создания «киноленты» видений важны логика и последовательность.
Чтобы
построить
последовательную
цепь
видений,
необходимо
осмыслить
факты,
прочувствовать события, понять действия героев произведения и логически связать их.
Точное понимание во имя чего вы начинаете рассказ, и какое у вас отношение к этим
фактам и событиям поможет сохранить их непрерывность. Ответы на ряд вопросов: когда?
где?
почему?
для
чего?
как?
ярче
и
точнее
нарисуют
видения,
помогут
разбудить
воображение.
Непрерывная «кинолента» видений студента создает живой, внутренний мир героя,
рождает
в
его
поведении
намерения,
которые
перерастают
в
«речевые
поступки».
Намерения наполняют оценками и чувствами каждое слово, благодаря чему появляется
органичная и неповторимая мелодика голоса, та или иная тембральная окраска, темпо-
ритм речи. Это обеспечивает
рождение живой, искренней, неповторимой интонации
будущих актеров и режиссеров.
Сохранить
непрерывную
линию
видений
в
сценическом
творчестве
–
трудная
задача. Поэтому работа по практическому освоению видений должна идти от простого к
сложному. До работы над рассказом, стихотворением, монологом и др. литературным
материалом
студенту
следует
проделать
ряд
упражнений,
тренирующих
способность
воображения видеть то, о чем он рассказывает, передавать свое отношение к сообщаемому
факту, не докладывать, а действовать словом.
Упражнение 1.
Прочтите фразу: «Перед обедом, к которому Катя прибавила пирожное, крем и соус из
шпината, Сергей Михайлыч приехал. » (Л.Н.Толстой «Семейное счастье»)
Перескажите как можно подробнее свои вкусовые ощущения. Затем произнесите фразу,
помня об этих ощущениях.
Цель
упражнения
-
научиться
подключать
эмоциональную
память
к
вкусовым
ощущениям.
Упражнение 2.
Произнесите фразу:
«Он взял своею большою рукой меня за руку, и пожал так крепко,
честно, только что не больно. Я думала, что он поцелует мою руку, и нагнулась было к
нему, но он еще раз пожал мне руку и прямо в глаза посмотрел своим твердым и
веселым взглядом..» (Л.Н.Толстой «Семейное счастье»)
Перескажите как можно подробнее свои осязательные ощущения. Затем произнесите
фразу еще раз, помня об этих ощущениях.
Цель
упражнения
–
научиться
подключать
эмоциональную
память
в
осязательных
ощущениях о конкретном предмете.
Упражнение 3.
Произнесите фразу: «Я видела в окно, как он подъезжал к дому в маленьких санках…»
(Л.Н.Толстой «Семейное счастье»)
Расскажите о звуковых видениях, встающих за данным понятием. Выстройте логическую
связь звуков.
Цель
данного
упражнения
–
научиться
последовательно
и
логически
точно
воспроизводить слуховую картину событий.
Упражнение 4.
Прочтите фразу: «Почему-то я почувствовала, что с ним мне невозможно отказываться и
делать предисловия, что я дурно играю; я покорно села за клавикорды и
начала играть,
как умела, хотя и боялась суда, зная, что он понимает и
любит музыку…
»
(Л.Н.Толстой «Семейное счастье»)
Расскажите о своих двигательных ощущениях. Произнесите текст еще раз, помня об этих
ощущениях.
Цель данного упражнения – научиться подключать эмоционально – двигательную память.
Упражнение 5.
Произнесите фразу:
«Он (Сергей Михайлыч) расспрашивал меня тоже про то, что я (Марья Александровна)
люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы. Он был теперь для меня не
шутник и весельчак, дразнивший меня и делавший игрушки, а
человек
серьезный,
простой и любящий, к которому я чувствовала невольное уважение и симпатию.
Мне
было легко, приятно, и вместе с тем я чувствовала невольную напряженность, говоря с
ним. Я боялась за каждое свое слово; мне так хотелось самой заслужить его любовь,
которая
уж
была
приобретена
мною
только
за
то,
что
я
была
дочь
моего
отца.
»
(Л.Н.Толстой «Семейное счастье»)
Теперь попробуйте зримо представить то, о чем идет речь в тексте; представляя, чаще
задавайте
себе
вопросы:
«Кто
они
друг
другу?»,
«Сколько
им
лет?»,
«Где
это
происходит?», «Зачем он задает ей вопросы?», «Как одет Сергей Михайлыч?», «Как одета
Марья Александровна?», «Почему она чувствовала к нему уважение?», «Зачем Марье
Александровне его любовь?» и т.д. Задавая вопросы, как можно подробнее ответьте на
них. Попробуйте зарисовать свои видения.
Цель данного упражнения – сохранить непрерывность видений при произнесении текста.
Упражнение 6.
Сохраняя «киноленту видений» произнесите вышеуказанный текст, выполняя поочередно
следующие задачи:
1.
успокоить
2.
потребовать
3.
похвалить
4.
обрадовать
5.
сообщить по секрету
Цель
данного
упражнения
–
закрепить
найденные
видения
в
различных
ситуациях,
действовать словом с сохраненными непрерывными видениями.
Видения – это внутренний, психический компонент творческой природы артиста,
недоступный для непосредственного наблюдения. Партнер, слушатель, узнает о наличии
картин видений у актера из произносимого текста: из подтекста, отношения к той или
иной ситуации, герою, которые выражаются в интонации, из воздействия или бездействия
на чувства, ум, волю собеседника словом. Если видения отсутствуют - актер докладывает
текст, если присутствуют - действует словом.
Работа
над
видениями
-
это
продуктивный
способ
развития
внимания,
воображения,
чувства
правды
и
веры,
эмоциональной
памяти
–
всех
элементов
психотехники
актера.
Кинолента
видений,
создавшаяся
у
исполнителя,
способна
постоянно
поддерживать
соответствующее
настроение,
намерения
и
вызывать
живой
внутренний
позыв
к
произнесению
слов.
«Киноленту
видений»
нужно
обновлять
и
обогащать. Тогда зрительные образы дадут актеру те необходимые импульсы, которые
сделают текст живым и органичным, заставят исполнителя действовать словом.
Развитие видений – один из основных этапов развития умения действовать словом.
Примечания:
1
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8Т. Т.3 – М.: Искусство, 1948. - С. 130.
2
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8Т. Т.3 – М.: Искусство, 1948. - С. 130
3
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8Т. Т.3 – М.: Искусство, 1948. - С. 142.
4
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8Т. Т.3 – М.: Искусство, 1948. - С. 156
5
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8Т. Т.3 – М.: Искусство, 1948. - С. 130.
Список использованной литературы:
1.
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8Т. Т.3 - М.: Искусство,1948. – 346 с.
2.
Кнебель М.О. Действенный анализ пьесы и роли. – М.: Искусство,1982. – 148 с.
3.
Савкова З.В. Искусство оратора - СПб.: Знание, 2003г. – 246с.
4.
Козлянинова И.П. Сценическая речь – М.: Просвещение, 1976. – 335 с.
5.
Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.,1986. - 294с.