Автор: Гиевая-Крамер Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СОРМОВСКОГО РАЙОНА"
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальное занятие с дошкольниками "Путешествие в страну удивительных звуков и красок" ("Мы рисуем музыку")
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества Сормовского района»
Методическая разработка итогового музыкального занятия в Эстетической
школе «Цветик-семицветик»
«Путешествие в страну удивительных звуков и
красок»
(«Мы рисуем музыку»)
Автор:
Гиевая-Крамер
Ирина Владимировна,
педагог дополнительного
образования
г. Нижний Новгород
2017 год
Информация о работе
Автор: Гиевая – Крамер Ирина Владимировна.
Название:
Центр
Детского
ТворчестваЭстетическая
школа
«Цветик-
семицветик».
Направление: эстетическое воспитание дошкольников.
Дополнительная
образовательная
программа
объединения
эстетического
воспитания дошкольников «Цветик-семицветик» возраст 5-6 лет.
Срок
реализации
1
год
обучения
–
12-15
человек.
(Количество
детей
в
группе).
Раздел в программе: Звук-волшебник.
Тема: Итоговое занятие «Мы рисуем музыку».
Место проведения: Центр Детского Творчества.
Время проведения: 15.12.2017.
Краткая характеристика группы:
Ребята дошкольного возраста 5-6 лет.
Цель:
повторение
знаний
и
закрепление
навыков
игры
намузыкальном
шумовом инструменте - колокольчик. Развитие творческих проявлений детей
в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
образовательные:
1.
Повторить
работу
над
интонационной
выразительностью
во
время
исполнения песни;
исполнение песни лёгким естественным звуком.
2. Закрепить у детей знание о музыкальных инструментах, словарный запас.
развивающие:
1. Развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат, певческое дыхание,
общую моторику;
2. Развивать слуховое внимание, память;
3. Развивать воображение, инициативу, способность к импровизации.
воспитательные:
1. Побуждать детей к активной деятельности;
2. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в
музицировании;
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение
детей к друг другу.
4. Формировать умение согласовывать свои действия с заданием педагога.
5. Воспитывать любовь к музыке, к природе, к животным, к окружающему
миру.
Методы:
* Словесные: беседа, рассказ.
* Наглядные: демонстрация плакатов, рисунков и иллюстраций.
* Практические: самостоятельное выполнение детьми творческих заданий.
* Игровые: игровые задания и упражнения.
Регламент занятия: 30 минут.
Оборудование: рояль, магнитофон, диск «Развивалочки», коммуникативные
игры с песнями, диск с записью релаксационной, ритмичной и танцевальной
музыки: «Колокольчики»; «Дружные ребята», магнитная доска с картинками
(рисунками)на тему «Музыкальные фантазии», «Мир музыки глазами детей»,
плакат - аппликация «Весёлый паровозик», чистый лист ватмана в рамке
(заготовка для поздравительной открытки), игрушки – кукла девочка Люся,
шумовые музыкальные инструменты, волшебная палочка.
Дидактический материал.
* Демонстрационный:
-
иллюстрации
с
изображением
музыкальных
знаков,
нот
и
персонажей
музыкальных
сказок
и
персонажей
из
песен
(два
кота,
котёнок,
птичка,
конфетка, тучка, солнышко);
- плакат – аппликация с изображением вагонов и паровоза.
- чистый лист ватмана в рамке (заготовка);
*Раздаточный (по количеству детей в группе)
- музыкальные шумовые инструменты: маракасы, колокольчики, погремушки,
кастаньеты, треугольник.
Педагогическая
наука
определяет
эстетическое
воспитание
как
развитие
способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в
искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании
окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной
деятельности и развитие творческих способностей.
Мир
детства,
внутренний
мир
ребенка
—
ключ
ко
многим
волнующим
проблемам
нашей
жизни.
И
раскрыть
заветную
дверь
в
мир
детского
сознания помогает музыкально-игровая деятельность - театр. Театр для детей
- это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра,
которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное
целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно
творить, фантазировать, воображать.
Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития
чувств,
глубоких
переживаний
и
открытий
ребёнка,
приобщает
его
к
духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и
театр не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий
потенциал. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности
являются важным показателем музыкального развития ребёнка.
Ход занятия:
Этап
учебного
занятия
Задача этапа
Содержание деятельности
I этап –
организац
ионный.
Подготовить
детей к работе
на занятии.
- Приветствие
- Организация
внимания
Звучит фонограмма песни «Дружба крепкая».
Дети рассаживаются на свои места в два ряда.
Входит педагог.
Педагог: Здравствуй Колокольчик! (Слова
пропеваются педагогом)
Дети: Здравствуйте! (Слова пропеваются
детьми хором)
Педагог: Звонкий голосочек! (Слова
пропеваются педагогом)
Дети: Здесь мы все! (Слова пропеваются
хором)
IIэтап –
подготовит
ельный.
Обеспечить
мотивацию
обучения и
принятие цели
занятия
- Вводная
беседа.
Организация
целенаправлен
ной
познавательной
деятельности
детей.
- Подготовка к
выполнению
развивающих
заданий.
Педагог: Я очень рада вас видеть.
Педагог: - Наверно вы уже догадались, что у
нас сегодня будет необычное занятие.
Педагог: - Я предлагаю вам отправиться в
сказку вместе со мной. На занятии мы с вами
встретимся со сказочными героями, будем
исполнять песни, играть на музыкальных
шумовых инструментах, играть в различные
игры и даже рисовать.
Педагог: -Сегодня утром ко мне прилетела
птичка и принесла в клюве волшебную
палочку, а также передала слова-приглашение
одной маленькой доброй девочки: «Далеко-
далеко за хрустальными горами, за
изумрудными полями находится волшебная
страна разных звуков и красок. Ребята, а вы
хотите попасть в эту удивительную страну?
Дети: Да, хотим!
Педагог: Настало время отправиться в путь.
Педагог: Располагайтесь по удобнее,
пристегните ремни безопасности и в добрый
путь с песней!
III этап –
основной.
Проверить
умения и
навыки,
понимание.
Закрепить
знания и
творческие
способы
действий в
разных видах
деятельности.
Введение
практических
творческих
заданий,
развивающих
определённые
познавательные
процессы.
Дети: исполняют песню «Едет, едет паровоз» с
элементами инсценировки песни.
Педагог: - Вот мы и приехали с вами.
Педагог: - Какое красивое место, как много
интересных рисунков, картин!
Педагог: - Вы согласны, вам тоже нравится?
Дети:
- Да!
- Очень красиво!
Педагог: -Как здесь тихо! Даже как-то
странно.И почему нас никто не встречает?
Педагог: - Ребята, мне кажется, что я слышу
чьи-то шаги.
Педагог: - А вы слышите? (Имитация шороха)
Дети:
- Да, слышим.
- Кто-то идёт.
Раздаётся тихий шорох и к ребятам выходит
девочка Люся.
(Педагог озвучивает на протяжении всего
занятия персонаж девочки) – кукольный театр.
Девочка Люся:
- Здравствуйте ребята!
- Простите меня за опоздание.
- Как вы доехали?
Дети:
- Здравствуйте!
- Хорошо, весело, на паровозе.
Педагог обращается к девочке:
- Добрая девочка, как тебя зовут? Куда мы
приехали?
Девочка Люся: Меня зовут Люся. Вы приехали
в страну удивительных звуков и красок. Это я
вам отправила приглашение с птичкой и этот
замечательный паровозик за вами.
Девочка Люся:
-Ребята, до меня дошли слухи, что вы не
простые ребята, вы маленькие волшебники
-талантливые, музыкальные, творческие, и что
вы учитесь в Эстетической школе.
- Где находится ваша школа?
Дети:
- В большом доме.
- В Центре Детского Творчества.
Девочка Люся:
- Мне очень захотелось с вами познакомиться!
-Скажите, вы любите играть в игры?
Дети: - Да, любим!
Девочка Люся: -А в какие игры вы больше
играете?
Дети: - В музыкальные.
Девочка Люся: - Отлично! Научите и меня
играть?
Педагог обращается к детям:
- Ребята, давайте познакомим Люсю с
музыкальной игрой «Та-та, два кота».
- Вы согласны?
Дети: - Да, согласны!
Песня – игра.
Дети встают со своих мест и изображают котов,
исполняют песню «Та-та, два кота».
Педагог:
- Я возьму свою волшебную палочку, произнесу
волшебные слова: «Бобиди – бобиди – бу!» и
мои ребята превратились в красивых озорных
котов.
Девочка Люся:
- Молодцы! Спасибо вам, ребята! Вы хорошо,
выразительно, с чувством исполнили песню и
изобразили котов.
Дети:
- Пожалуйста. Мы старались.
Девочка Люся:
- Я хочу вам рассказать свою историю. Раньше
я много рисовала и своими рисунками радовала
друзей. У меня была близкая подруга, но в
скором времени она переехала жить в другую
страну. Когда мы были вместе, она вдохновляла
меня рисовать, а после её переезда у меня
пропало вдохновение что-либо творить. Совсем
не осталось никакой фантазии. Скоро у моей
подруги день рождения, и я бы хотела ей
сделать подарок своими руками – нарисовать
поздравительную открытку. Не обычную -
музыкальную! Вот, я приготовила чистый лист
бумаги (показывает детям на плакат-заготовку).
Но, наверно, это невозможно. Ведь музыку
нельзя нарисовать?
Педагог обращается к детям:
- Ребята, я предлагаю вам помочь девочке Люсе
нарисовать музыкальную поздравительную
открытку? Вы согласны сделать доброе дело?
Дети:
-Да, согласны!
Педагог обращается к девочке Люсе:
- Люся, ребята будут петь песни, рассказывая
тебе разные музыкальные истории. Может быть
это тебе поможет вернуть твоё вдохновение и
зажечь в тебе музыкальные фантазии? Ты
готова их слушать?
Девочка Люся:
- Да, конечно! Я вся во внимании.
Педагог:
- История первая.
Дети исполняют песню «Птичка», изображая
движениями рук маленькую птичку.
Девочка Люся:
- Ребята, какие вы молодцы! Благодаря вашему
исполнению песни я смогла увидеть эту
маленькую птичку и вкусную конфетку и у
меня появилось желание их нарисовать.
Дети:
- Пожалуйста! Мы очень рады, что порадовали
тебя!
Люся берёт кисть и начинает рисовать,
приговаривая:
- Раз, два, три, моя кисточка – взмахни!
На поздравительной открытке появляется
первый персонаж из песни – птичка и
конфетка.
Педагог обращается к ребятам:
- Ну что, ребята, продолжаем дальше?
- История вторая.
Дети исполняют песню «Котёнок», изображая
движениями рук и мимикой лица маленького
котёнка.
Девочка Люся:
- Какая прелесть! Спасибо, ребята! Да-да,
именно такой котёнок был в песне. Сейчас я
вам его нарисую.
Дети:
- Пожалуйста! Мы очень рады!
Люся берёт кисть и начинает рисовать,
приговаривая:
- Раз, два, три, моя кисточка – взмахни!
На поздравительной открытке появляется
второй персонаж из песни – маленький
пушистый котёнок.
Педагог обращается к ребятам:
- Молодцы, ребята! Я думаю, что мы с вами на
правильном пути.
(Педагог раздаёт детям шумовые инструменты
– колокольчики).
Педагог:
- Итак, истории продолжаются.
Ребята исполняют песню «Виноватая тучка»,
в проигрыше играют на шумовом инструменте
колокольчик музыкально-ритмическую
композицию.
Девочка Люся:
- Спасибо, ребята! Какая необыкновенная
тучка! Спешу её нарисовать!
Ответы ребят:
- Пожалуйста, Люся. Мы очень рады за тебя!
Ребята сдают музыкальные шумовые
инструменты педагогу и садятся на свои места.
IVэтап
-контроль
ный.
Формировать
систему
целостного
представления
о знаниях по
теме.
Закрепить
знания и
умения.Повтор
ить изученный
материал на
основе
творческого его
Люся берёт кисть и начинает рисовать,
приговаривая:
- Раз, два, три, моя кисточка – взмахни!
На поздравительной открытке появляется
третий персонаж из песни – виноватая тучка.
Девочка Люся:
- Ребята, я не могу оставить без внимания тех
двух котов из музыкальной игры «Та-та, два
кота». Мне так хочется их тоже нарисовать!
Дети:
применения на
практике.
Выявить
качества и
уровень
полученных
знаний.
Подведение
итогов
деятельности.
Оценка
деятельности
детей на
занятии.
- Молодец, Люся! Правильно. Прекрасные коты
тоже должны украсить твою поздравительную
открытку.
Лёгким взмахом руки Люся добавляет на
поздравительной открытке персонаж из
музыкальной игры – двух очаровательных
котов.
Педагог обращается к ребятам:
- Дорогие ребята, в очередной раз вы проявили
свои способности и показали, что вы многому
уже научились.
- Наше путешествие подошло к концу, и мне бы
хотелось поставить точку нашего занятия. Я
надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что
музыку можно не только исполнять и слушать,
но ещё и рисовать.
- Скажите мне, пожалуйста, что нужно для
того, чтобы точка нашего занятия стала
музыкальной?
Дети:
- Мы должны исполнить самую главную
заключительную песню «Мы рисуем музыку».
Дети исполняют заключительную песню «Мы
рисуем музыку».
V этап –
итоговый.
Настрой детей
на следующее
занятие.
Рефлексивный
этап - выяснить
настроение
детей по
окончании
занятия, их
самочувствия,
отношение к
изученному
материалу,
узнать
предложение и
пожелание
Педагог обращается к ребятам:
- Молодцы ребята! Какие вы у меня
догадливые, а самое главное очень добрые,
отзывчивые и талантливые. Я рада, что вы
пришли к такому решению! Ну что,
принимаемся за дело!
Девочка Люся:
- Дорогие ребята! Спасибо вам большое за то,
что вы мне сегодня помогли нарисовать
необыкновенную поздравительную открытку
для моей подружки. Ко мне вновь вернулось
вдохновение, желание рисовать и родились в
моей душе новые фантазии – музыкальные.
Благодаря вашим песням я поняла и сделала
великое открытие для себя, что музыку можно
детей.
не только слушать и слышать, а ещё и рисовать.
И за это я хочу вас отблагодарить и подарить
вам небольшой подарок, памятный рисунок о
нашей встрече.
Дети:
- Пожалуйста, Люся. Мы очень рады, что
смогли тебе помочь.
Люся раздаёт свой подарок- рисунок каждому
ребёнку.
Педагог обращается к ребятам:
- Подошло время и нам возвращаться домой.
Весёлый поезд нас доставит до места.
- Вы готовы?
Дети:
- Да, готовы!
Педагог:
- Пристегните ремни безопасности и в добрый
путь!
Педагог:
- Вот мы и приехали в свой родной класс.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
Дети:
- Да, очень понравилось!
Педагог:
- А что вам больше всего запомнилось?
Дети:
- Встреча и знакомство с девочкой Люсей.
- Понравились рисунки и картины страны
удивительных звуков красок.
- Очень приятно было совершать добрые дела.
- Понравилось наше исполнение песен и игра
на музыкальном шумовом инструменте
колокольчик.
- Понравилась поздравительная открытка,
которую нарисовала Люся с помощью наших
песен.
Педагог обращается к ребятам:
- Я очень рада, что наше путешествие оставило
у вас яркие и тёплые впечатления, и прошлась
вам по душе.
- К сожалению, наше занятие подошло к концу.
- Вы все молодцы! Хорошо справились со
всеми заданиями, совершили много добрых дел
и помогли вернуть хорошее настроение.
- Посмотрите друг на друга.
- Улыбнитесь друг другу.
- Подарите себе и друг другу хорошее
настроение.
- Большое вам спасибо!
- До свидания ребята!
Дети пропевают слова:
- До свиданья, до свиданья, всем пора нам
уходить. Обещаем, обещаем на занятия
приходить.
Педагог:
- До новых встреч!
Литература:
1.
«Песенки - играйки», сборник песен, составитель Ольга Рогальская //С-
Пб., издательство «Композитор»
Аудио-материалы:
1.
«Едет, едет паровоз» Музыка Г. Эрнесакса, слова С. Эрнесакса
2.
Коммуникативные игры с песенками «Развивалочки», минусовка «Та-
та, два кота» (автор – составитель Екатерина Железнова – «Забавные
уроки»).
3.
Минусовки песен: Давид Туханов «Тучка», «Птичка», «Котёнок».
Сценарий занятия «Путешествие в страну удивительных звуков и
красок» («Мы рисуем музыку») составлен педагогом (автор).
Самоанализ музыкального занятия
Тема занятия: «Путешествие в страну удивительных звуков и красок» («Мы
рисуем музыку»)
Вид занятия: Итоговое
Тема основного раздела в программе: Звук-волшебник
Темы музыкальных видов деятельности: «Песня-игра»; «Распевание, пение»;
«Музыка и ритм»
Описание
контингента: группа
«Колокольчик»
-
14
человек
в
группе.
Мальчики и девочки 5-6 лет
Цель
занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников
творческих
проявлений и самовыражения личности ребёнка с использованием различных
видов музыкальной деятельности. Проверка – наблюдение умений и навыков.
Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
1) Развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание
музыки;
2) Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания,
движения, чувства ритма, красоты мелодии);
3)
Закрепление
эмоционального
словаря
(настроение,
эмоции,
весёлый,
грустный, печальный, удивлённый, спокойный и т.д.);
4) Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения
сотрудничать;
5)
Воспитывать
устойчивый
интерес
и
эмоциональную
отзывчивость
к
музыке, к друг другу и окружающей среде;
6)
Формировать
радостные
ощущения
от
активного
участия
и
желания
совершить доброе дело.
Характеристика объёма содержания музыкального /итогового/ занятия:
Выбранная
структура
занятия
«Путешествие»
позволило
мне
решить
поставленные задачи. Каждый этап занятия плавно перетекал из одного в
другой, был взаимосвязан с последующим этапом. Время, отведённое на
каждый этап, распределено рационально.
Закрепление
детьми
основных
видов
тематического
раздела
происходило
через многие основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкальное
движение,
игра
на
музыкальных
шумовых
инструментах,
слушание.
Предполагаемый материал-сказка – «Путешествие в страну удивительных
звуков и красок» («Мы рисуем музыку») преподносился мною в игровой
форме, что соответствовало возрасту данной группы, их интересам и уровню
развития. Содержание материала опиралось на имеющие у детей знания и
умения. В режиме каждого учебного занятия, а также итогового занятия
большую часть времени занимает игровая деятельность. Я считаю, что игра
удовлетворяет
основные
потребности
дошкольника:
стремление
к
самостоятельности,
активному
участию
во
всех
видах
музыкальной
деятельности. На данном занятии игра удовлетворила потребности каждого
ребёнка в общении, дети вступали в отношения взаимного контроля, помощи
к друг другу и постоянному желанию помочь девочке Люсе. Отсюда следует,
что
организация
деятельности
ребят
в
предложенной
мною
форме
(музыкально-игровая деятельность) позволила решить поставленные задачи и
заинтересовать
всю
группу,
направить
её
на
творческое
коллективное
выполнение общего дела –помочь девочке Люсе нарисовать поздравительную
открытку для своей подруги через исполнение песен ребятами.
Оценка усвоения детьми учебного материала.
В процессе занятия ребята повторили и закрепили пройденный материал по
темам:
1) Распевание, пение: приветствие, итоговое прощание;
2) Песня-игра: «Та-та, два кота»; песня с инсценировкой-игрой «Котёнок»,
«Птичка», «Виноватая тучка», «Мы рисуем музыку».
3) Музыка и ритм: исполнение музыкальной композиции и использованием
музыкальных шумовых инструментов (колокольчики).
Все эти три вида музыкальной деятельности способствовали закреплению
основной
темы
раздела
«Звук-волшебник»
и
помогли
мне
провести
промежуточную полугодовую аттестацию. Используя метод – наблюдение, я
смогла
подвести
итог
и
получила ожидаемые результаты. На протяжении
всего занятия всех его этапов проходит проверочный этап, так как данное
занятие
определенно
в
учебно-тематическом
/календарном/
плане
программы, как занятие – итоговое. Отсюда следует, что на занятии ребята
показали свои навыки и умения в каждом виде музыкальной деятельности,
проявили
себя,
как
творческую
личность,
показали
свои
музыкальные
ритмические способности и творческое самовыражение, умение мыслить,
рассуждать, размышлять.
На занятии были использованы такие методы:
Беседа о
способах
выполнения
предстоящего
задания,
заключительная
беседа, направленная на закрепление знаний.
Проблемно-поисковый: самостоятельный
поиск
ответа-решения
на
заданный вопрос – «Как и чем мы можем помочь девочке?»
Метод игры: песня – игра «Та-та, два кота».
Наглядный: Использование картин, рисунков жителей страны. Аппликация
«Весёлый
паровозик».
Чистый
лист
ватмана
в
рамке
(заготовка
для
поздравительной открытки). Итоговая поздравительная открытка.
Практический: исполнение
песен,
музицирование
с
использованием
музыкально-шумовых инструментов.
Оценка активности учащихся: Дети были внимательны, заинтересованы на
музыкальном занятии, эмоциональны в силу своих возможностей. Показали
положительный результат умений и навыков, принимая участие в разных
видах
музыкальной
деятельности.
С
интересом
размышляли,
давали
правильные
ответы
на
заданные
вопросы.
Выразительно,
с
чувством
интонации исполняли песни, принимали участие в игровой деятельности.
Во время занятия создалась творческая доброжелательная атмосфера мира,
дружбы и добра.
Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе в
доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были
мною выполнены на необходимом уровне.
Приложение 1
Музыкальная поздравительная открытка любимой подружке от Люси
«МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»
Приложение 2
Весёлый паровозик
Приложение 3
Кукла «Девочка Люся»
Приложение 4
Картинки и рисунки удивительных звуков и красок
Приложение 5
Подарок Люси ребятам
Приложение 6
Персонажи песен!
Два кота.
Птичка.
Котёнок.
Солнышко.
Конфетка.
Приложение 7
Фотографии с мероприятия