Напоминание

Музыкальное занятие с дошкольниками "Путешествие в страну удивительных звуков и красок" ("Мы рисуем музыку")


Автор: Гиевая-Крамер Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СОРМОВСКОГО РАЙОНА"
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальное занятие с дошкольниками "Путешествие в страну удивительных звуков и красок" ("Мы рисуем музыку")
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Сормовского района»

Методическая разработка итогового музыкального занятия в Эстетической

школе «Цветик-семицветик»

«Путешествие в страну удивительных звуков и

красок»

(«Мы рисуем музыку»)

Автор:

Гиевая-Крамер

Ирина Владимировна,

педагог дополнительного

образования

г. Нижний Новгород

2017 год

Информация о работе

Автор: Гиевая – Крамер Ирина Владимировна.

Название:

Центр

Детского

ТворчестваЭстетическая

школа

«Цветик-

семицветик».

Направление: эстетическое воспитание дошкольников.

Дополнительная

образовательная

программа

объединения

эстетического

воспитания дошкольников «Цветик-семицветик» возраст 5-6 лет.

Срок

реализации

1

год

обучения

12-15

человек.

(Количество

детей

в

группе).

Раздел в программе: Звук-волшебник.

Тема: Итоговое занятие «Мы рисуем музыку».

Место проведения: Центр Детского Творчества.

Время проведения: 15.12.2017.

Краткая характеристика группы:

Ребята дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель:

повторение

знаний

и

закрепление

навыков

игры

намузыкальном

шумовом инструменте - колокольчик. Развитие творческих проявлений детей

в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

образовательные:

1.

Повторить

работу

над

интонационной

выразительностью

во

время

исполнения песни;

исполнение песни лёгким естественным звуком.

2. Закрепить у детей знание о музыкальных инструментах, словарный запас.

развивающие:

1. Развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат, певческое дыхание,

общую моторику;

2. Развивать слуховое внимание, память;

3. Развивать воображение, инициативу, способность к импровизации.

воспитательные:

1. Побуждать детей к активной деятельности;

2. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в

музицировании;

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение

детей к друг другу.

4. Формировать умение согласовывать свои действия с заданием педагога.

5. Воспитывать любовь к музыке, к природе, к животным, к окружающему

миру.

Методы:

* Словесные: беседа, рассказ.

* Наглядные: демонстрация плакатов, рисунков и иллюстраций.

* Практические: самостоятельное выполнение детьми творческих заданий.

* Игровые: игровые задания и упражнения.

Регламент занятия: 30 минут.

Оборудование: рояль, магнитофон, диск «Развивалочки», коммуникативные

игры с песнями, диск с записью релаксационной, ритмичной и танцевальной

музыки: «Колокольчики»; «Дружные ребята», магнитная доска с картинками

(рисунками)на тему «Музыкальные фантазии», «Мир музыки глазами детей»,

плакат - аппликация «Весёлый паровозик», чистый лист ватмана в рамке

(заготовка для поздравительной открытки), игрушки – кукла девочка Люся,

шумовые музыкальные инструменты, волшебная палочка.

Дидактический материал.

* Демонстрационный:

-

иллюстрации

с

изображением

музыкальных

знаков,

нот

и

персонажей

музыкальных

сказок

и

персонажей

из

песен

(два

кота,

котёнок,

птичка,

конфетка, тучка, солнышко);

- плакат – аппликация с изображением вагонов и паровоза.

- чистый лист ватмана в рамке (заготовка);

*Раздаточный (по количеству детей в группе)

- музыкальные шумовые инструменты: маракасы, колокольчики, погремушки,

кастаньеты, треугольник.

Педагогическая

наука

определяет

эстетическое

воспитание

как

развитие

способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в

искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании

окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной

деятельности и развитие творческих способностей.

Мир

детства,

внутренний

мир

ребенка

ключ

ко

многим

волнующим

проблемам

нашей

жизни.

И

раскрыть

заветную

дверь

в

мир

детского

сознания помогает музыкально-игровая деятельность - театр. Театр для детей

- это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра,

которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное

целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно

творить, фантазировать, воображать.

Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития

чувств,

глубоких

переживаний

и

открытий

ребёнка,

приобщает

его

к

духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и

театр не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий

потенциал. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности

являются важным показателем музыкального развития ребёнка.

Ход занятия:

Этап

учебного

занятия

Задача этапа

Содержание деятельности

I этап –

организац

ионный.

Подготовить

детей к работе

на занятии.

- Приветствие

- Организация

внимания

Звучит фонограмма песни «Дружба крепкая».

Дети рассаживаются на свои места в два ряда.

Входит педагог.

Педагог: Здравствуй Колокольчик! (Слова

пропеваются педагогом)

Дети: Здравствуйте! (Слова пропеваются

детьми хором)

Педагог: Звонкий голосочек! (Слова

пропеваются педагогом)

Дети: Здесь мы все! (Слова пропеваются

хором)

IIэтап –

подготовит

ельный.

Обеспечить

мотивацию

обучения и

принятие цели

занятия

- Вводная

беседа.

Организация

целенаправлен

ной

познавательной

деятельности

детей.

- Подготовка к

выполнению

развивающих

заданий.

Педагог: Я очень рада вас видеть.

Педагог: - Наверно вы уже догадались, что у

нас сегодня будет необычное занятие.

Педагог: - Я предлагаю вам отправиться в

сказку вместе со мной. На занятии мы с вами

встретимся со сказочными героями, будем

исполнять песни, играть на музыкальных

шумовых инструментах, играть в различные

игры и даже рисовать.

Педагог: -Сегодня утром ко мне прилетела

птичка и принесла в клюве волшебную

палочку, а также передала слова-приглашение

одной маленькой доброй девочки: «Далеко-

далеко за хрустальными горами, за

изумрудными полями находится волшебная

страна разных звуков и красок. Ребята, а вы

хотите попасть в эту удивительную страну?

Дети: Да, хотим!

Педагог: Настало время отправиться в путь.

Педагог: Располагайтесь по удобнее,

пристегните ремни безопасности и в добрый

путь с песней!

III этап –

основной.

Проверить

умения и

навыки,

понимание.

Закрепить

знания и

творческие

способы

действий в

разных видах

деятельности.

Введение

практических

творческих

заданий,

развивающих

определённые

познавательные

процессы.

Дети: исполняют песню «Едет, едет паровоз» с

элементами инсценировки песни.

Педагог: - Вот мы и приехали с вами.

Педагог: - Какое красивое место, как много

интересных рисунков, картин!

Педагог: - Вы согласны, вам тоже нравится?

Дети:

- Да!

- Очень красиво!

Педагог: -Как здесь тихо! Даже как-то

странно.И почему нас никто не встречает?

Педагог: - Ребята, мне кажется, что я слышу

чьи-то шаги.

Педагог: - А вы слышите? (Имитация шороха)

Дети:

- Да, слышим.

- Кто-то идёт.

Раздаётся тихий шорох и к ребятам выходит

девочка Люся.

(Педагог озвучивает на протяжении всего

занятия персонаж девочки) – кукольный театр.

Девочка Люся:

- Здравствуйте ребята!

- Простите меня за опоздание.

- Как вы доехали?

Дети:

- Здравствуйте!

- Хорошо, весело, на паровозе.

Педагог обращается к девочке:

- Добрая девочка, как тебя зовут? Куда мы

приехали?

Девочка Люся: Меня зовут Люся. Вы приехали

в страну удивительных звуков и красок. Это я

вам отправила приглашение с птичкой и этот

замечательный паровозик за вами.

Девочка Люся:

-Ребята, до меня дошли слухи, что вы не

простые ребята, вы маленькие волшебники

-талантливые, музыкальные, творческие, и что

вы учитесь в Эстетической школе.

- Где находится ваша школа?

Дети:

- В большом доме.

- В Центре Детского Творчества.

Девочка Люся:

- Мне очень захотелось с вами познакомиться!

-Скажите, вы любите играть в игры?

Дети: - Да, любим!

Девочка Люся: -А в какие игры вы больше

играете?

Дети: - В музыкальные.

Девочка Люся: - Отлично! Научите и меня

играть?

Педагог обращается к детям:

- Ребята, давайте познакомим Люсю с

музыкальной игрой «Та-та, два кота».

- Вы согласны?

Дети: - Да, согласны!

Песня – игра.

Дети встают со своих мест и изображают котов,

исполняют песню «Та-та, два кота».

Педагог:

- Я возьму свою волшебную палочку, произнесу

волшебные слова: «Бобиди – бобиди – бу!» и

мои ребята превратились в красивых озорных

котов.

Девочка Люся:

- Молодцы! Спасибо вам, ребята! Вы хорошо,

выразительно, с чувством исполнили песню и

изобразили котов.

Дети:

- Пожалуйста. Мы старались.

Девочка Люся:

- Я хочу вам рассказать свою историю. Раньше

я много рисовала и своими рисунками радовала

друзей. У меня была близкая подруга, но в

скором времени она переехала жить в другую

страну. Когда мы были вместе, она вдохновляла

меня рисовать, а после её переезда у меня

пропало вдохновение что-либо творить. Совсем

не осталось никакой фантазии. Скоро у моей

подруги день рождения, и я бы хотела ей

сделать подарок своими руками – нарисовать

поздравительную открытку. Не обычную -

музыкальную! Вот, я приготовила чистый лист

бумаги (показывает детям на плакат-заготовку).

Но, наверно, это невозможно. Ведь музыку

нельзя нарисовать?

Педагог обращается к детям:

- Ребята, я предлагаю вам помочь девочке Люсе

нарисовать музыкальную поздравительную

открытку? Вы согласны сделать доброе дело?

Дети:

-Да, согласны!

Педагог обращается к девочке Люсе:

- Люся, ребята будут петь песни, рассказывая

тебе разные музыкальные истории. Может быть

это тебе поможет вернуть твоё вдохновение и

зажечь в тебе музыкальные фантазии? Ты

готова их слушать?

Девочка Люся:

- Да, конечно! Я вся во внимании.

Педагог:

- История первая.

Дети исполняют песню «Птичка», изображая

движениями рук маленькую птичку.

Девочка Люся:

- Ребята, какие вы молодцы! Благодаря вашему

исполнению песни я смогла увидеть эту

маленькую птичку и вкусную конфетку и у

меня появилось желание их нарисовать.

Дети:

- Пожалуйста! Мы очень рады, что порадовали

тебя!

Люся берёт кисть и начинает рисовать,

приговаривая:

- Раз, два, три, моя кисточка – взмахни!

На поздравительной открытке появляется

первый персонаж из песни – птичка и

конфетка.

Педагог обращается к ребятам:

- Ну что, ребята, продолжаем дальше?

- История вторая.

Дети исполняют песню «Котёнок», изображая

движениями рук и мимикой лица маленького

котёнка.

Девочка Люся:

- Какая прелесть! Спасибо, ребята! Да-да,

именно такой котёнок был в песне. Сейчас я

вам его нарисую.

Дети:

- Пожалуйста! Мы очень рады!

Люся берёт кисть и начинает рисовать,

приговаривая:

- Раз, два, три, моя кисточка – взмахни!

На поздравительной открытке появляется

второй персонаж из песни – маленький

пушистый котёнок.

Педагог обращается к ребятам:

- Молодцы, ребята! Я думаю, что мы с вами на

правильном пути.

(Педагог раздаёт детям шумовые инструменты

– колокольчики).

Педагог:

- Итак, истории продолжаются.

Ребята исполняют песню «Виноватая тучка»,

в проигрыше играют на шумовом инструменте

колокольчик музыкально-ритмическую

композицию.

Девочка Люся:

- Спасибо, ребята! Какая необыкновенная

тучка! Спешу её нарисовать!

Ответы ребят:

- Пожалуйста, Люся. Мы очень рады за тебя!

Ребята сдают музыкальные шумовые

инструменты педагогу и садятся на свои места.

IVэтап

-контроль

ный.

Формировать

систему

целостного

представления

о знаниях по

теме.

Закрепить

знания и

умения.Повтор

ить изученный

материал на

основе

творческого его

Люся берёт кисть и начинает рисовать,

приговаривая:

- Раз, два, три, моя кисточка – взмахни!

На поздравительной открытке появляется

третий персонаж из песни – виноватая тучка.

Девочка Люся:

- Ребята, я не могу оставить без внимания тех

двух котов из музыкальной игры «Та-та, два

кота». Мне так хочется их тоже нарисовать!

Дети:

применения на

практике.

Выявить

качества и

уровень

полученных

знаний.

Подведение

итогов

деятельности.

Оценка

деятельности

детей на

занятии.

- Молодец, Люся! Правильно. Прекрасные коты

тоже должны украсить твою поздравительную

открытку.

Лёгким взмахом руки Люся добавляет на

поздравительной открытке персонаж из

музыкальной игры – двух очаровательных

котов.

Педагог обращается к ребятам:

- Дорогие ребята, в очередной раз вы проявили

свои способности и показали, что вы многому

уже научились.

- Наше путешествие подошло к концу, и мне бы

хотелось поставить точку нашего занятия. Я

надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что

музыку можно не только исполнять и слушать,

но ещё и рисовать.

- Скажите мне, пожалуйста, что нужно для

того, чтобы точка нашего занятия стала

музыкальной?

Дети:

- Мы должны исполнить самую главную

заключительную песню «Мы рисуем музыку».

Дети исполняют заключительную песню «Мы

рисуем музыку».

V этап –

итоговый.

Настрой детей

на следующее

занятие.

Рефлексивный

этап - выяснить

настроение

детей по

окончании

занятия, их

самочувствия,

отношение к

изученному

материалу,

узнать

предложение и

пожелание

Педагог обращается к ребятам:

- Молодцы ребята! Какие вы у меня

догадливые, а самое главное очень добрые,

отзывчивые и талантливые. Я рада, что вы

пришли к такому решению! Ну что,

принимаемся за дело!

Девочка Люся:

- Дорогие ребята! Спасибо вам большое за то,

что вы мне сегодня помогли нарисовать

необыкновенную поздравительную открытку

для моей подружки. Ко мне вновь вернулось

вдохновение, желание рисовать и родились в

моей душе новые фантазии – музыкальные.

Благодаря вашим песням я поняла и сделала

великое открытие для себя, что музыку можно

детей.

не только слушать и слышать, а ещё и рисовать.

И за это я хочу вас отблагодарить и подарить

вам небольшой подарок, памятный рисунок о

нашей встрече.

Дети:

- Пожалуйста, Люся. Мы очень рады, что

смогли тебе помочь.

Люся раздаёт свой подарок- рисунок каждому

ребёнку.

Педагог обращается к ребятам:

- Подошло время и нам возвращаться домой.

Весёлый поезд нас доставит до места.

- Вы готовы?

Дети:

- Да, готовы!

Педагог:

- Пристегните ремни безопасности и в добрый

путь!

Педагог:

- Вот мы и приехали в свой родной класс.

- Ребята, вам понравилось путешествие?

Дети:

- Да, очень понравилось!

Педагог:

- А что вам больше всего запомнилось?

Дети:

- Встреча и знакомство с девочкой Люсей.

- Понравились рисунки и картины страны

удивительных звуков красок.

- Очень приятно было совершать добрые дела.

- Понравилось наше исполнение песен и игра

на музыкальном шумовом инструменте

колокольчик.

- Понравилась поздравительная открытка,

которую нарисовала Люся с помощью наших

песен.

Педагог обращается к ребятам:

- Я очень рада, что наше путешествие оставило

у вас яркие и тёплые впечатления, и прошлась

вам по душе.

- К сожалению, наше занятие подошло к концу.

- Вы все молодцы! Хорошо справились со

всеми заданиями, совершили много добрых дел

и помогли вернуть хорошее настроение.

- Посмотрите друг на друга.

- Улыбнитесь друг другу.

- Подарите себе и друг другу хорошее

настроение.

- Большое вам спасибо!

- До свидания ребята!

Дети пропевают слова:

- До свиданья, до свиданья, всем пора нам

уходить. Обещаем, обещаем на занятия

приходить.

Педагог:

- До новых встреч!

Литература:

1.

«Песенки - играйки», сборник песен, составитель Ольга Рогальская //С-

Пб., издательство «Композитор»

Аудио-материалы:

1.

«Едет, едет паровоз» Музыка Г. Эрнесакса, слова С. Эрнесакса

2.

Коммуникативные игры с песенками «Развивалочки», минусовка «Та-

та, два кота» (автор – составитель Екатерина Железнова – «Забавные

уроки»).

3.

Минусовки песен: Давид Туханов «Тучка», «Птичка», «Котёнок».

Сценарий занятия «Путешествие в страну удивительных звуков и

красок» («Мы рисуем музыку») составлен педагогом (автор).

Самоанализ музыкального занятия

Тема занятия: «Путешествие в страну удивительных звуков и красок» («Мы

рисуем музыку»)

Вид занятия: Итоговое

Тема основного раздела в программе: Звук-волшебник

Темы музыкальных видов деятельности: «Песня-игра»; «Распевание, пение»;

«Музыка и ритм»

Описание

контингента: группа

«Колокольчик»

-

14

человек

в

группе.

Мальчики и девочки 5-6 лет

Цель

занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников

творческих

проявлений и самовыражения личности ребёнка с использованием различных

видов музыкальной деятельности. Проверка – наблюдение умений и навыков.

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

1) Развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание

музыки;

2) Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания,

движения, чувства ритма, красоты мелодии);

3)

Закрепление

эмоционального

словаря

(настроение,

эмоции,

весёлый,

грустный, печальный, удивлённый, спокойный и т.д.);

4) Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения

сотрудничать;

5)

Воспитывать

устойчивый

интерес

и

эмоциональную

отзывчивость

к

музыке, к друг другу и окружающей среде;

6)

Формировать

радостные

ощущения

от

активного

участия

и

желания

совершить доброе дело.

Характеристика объёма содержания музыкального /итогового/ занятия:

Выбранная

структура

занятия

«Путешествие»

позволило

мне

решить

поставленные задачи. Каждый этап занятия плавно перетекал из одного в

другой, был взаимосвязан с последующим этапом. Время, отведённое на

каждый этап, распределено рационально.

Закрепление

детьми

основных

видов

тематического

раздела

происходило

через многие основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкальное

движение,

игра

на

музыкальных

шумовых

инструментах,

слушание.

Предполагаемый материал-сказка – «Путешествие в страну удивительных

звуков и красок» («Мы рисуем музыку») преподносился мною в игровой

форме, что соответствовало возрасту данной группы, их интересам и уровню

развития. Содержание материала опиралось на имеющие у детей знания и

умения. В режиме каждого учебного занятия, а также итогового занятия

большую часть времени занимает игровая деятельность. Я считаю, что игра

удовлетворяет

основные

потребности

дошкольника:

стремление

к

самостоятельности,

активному

участию

во

всех

видах

музыкальной

деятельности. На данном занятии игра удовлетворила потребности каждого

ребёнка в общении, дети вступали в отношения взаимного контроля, помощи

к друг другу и постоянному желанию помочь девочке Люсе. Отсюда следует,

что

организация

деятельности

ребят

в

предложенной

мною

форме

(музыкально-игровая деятельность) позволила решить поставленные задачи и

заинтересовать

всю

группу,

направить

её

на

творческое

коллективное

выполнение общего дела –помочь девочке Люсе нарисовать поздравительную

открытку для своей подруги через исполнение песен ребятами.

Оценка усвоения детьми учебного материала.

В процессе занятия ребята повторили и закрепили пройденный материал по

темам:

1) Распевание, пение: приветствие, итоговое прощание;

2) Песня-игра: «Та-та, два кота»; песня с инсценировкой-игрой «Котёнок»,

«Птичка», «Виноватая тучка», «Мы рисуем музыку».

3) Музыка и ритм: исполнение музыкальной композиции и использованием

музыкальных шумовых инструментов (колокольчики).

Все эти три вида музыкальной деятельности способствовали закреплению

основной

темы

раздела

«Звук-волшебник»

и

помогли

мне

провести

промежуточную полугодовую аттестацию. Используя метод – наблюдение, я

смогла

подвести

итог

и

получила ожидаемые результаты. На протяжении

всего занятия всех его этапов проходит проверочный этап, так как данное

занятие

определенно

в

учебно-тематическом

/календарном/

плане

программы, как занятие – итоговое. Отсюда следует, что на занятии ребята

показали свои навыки и умения в каждом виде музыкальной деятельности,

проявили

себя,

как

творческую

личность,

показали

свои

музыкальные

ритмические способности и творческое самовыражение, умение мыслить,

рассуждать, размышлять.

На занятии были использованы такие методы:

Беседа о

способах

выполнения

предстоящего

задания,

заключительная

беседа, направленная на закрепление знаний.

Проблемно-поисковый: самостоятельный

поиск

ответа-решения

на

заданный вопрос – «Как и чем мы можем помочь девочке?»

Метод игры: песня – игра «Та-та, два кота».

Наглядный: Использование картин, рисунков жителей страны. Аппликация

«Весёлый

паровозик».

Чистый

лист

ватмана

в

рамке

(заготовка

для

поздравительной открытки). Итоговая поздравительная открытка.

Практический: исполнение

песен,

музицирование

с

использованием

музыкально-шумовых инструментов.

Оценка активности учащихся: Дети были внимательны, заинтересованы на

музыкальном занятии, эмоциональны в силу своих возможностей. Показали

положительный результат умений и навыков, принимая участие в разных

видах

музыкальной

деятельности.

С

интересом

размышляли,

давали

правильные

ответы

на

заданные

вопросы.

Выразительно,

с

чувством

интонации исполняли песни, принимали участие в игровой деятельности.

Во время занятия создалась творческая доброжелательная атмосфера мира,

дружбы и добра.

Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе в

доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были

мною выполнены на необходимом уровне.

Приложение 1

Музыкальная поздравительная открытка любимой подружке от Люси

«МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Приложение 2

Весёлый паровозик

Приложение 3

Кукла «Девочка Люся»

Приложение 4

Картинки и рисунки удивительных звуков и красок

Приложение 5

Подарок Люси ребятам

Приложение 6

Персонажи песен!

Два кота.

Птичка.

Котёнок.

Солнышко.

Конфетка.

Приложение 7

Фотографии с мероприятия



В раздел образования