Напоминание

Правописание частицы "не" с глаголами


Автор: Силантьева Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 152"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: урок русского языка, 2 класс
Тема: Правописание частицы "не" с глаголами
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка по программе «Школа России» (2 класс)

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Приглашаю Вас на урок русского языка, 2 класс. Мне нужны 4 добровольца.

Итак: «Школа России», 2 класс. (учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс»)

Место в учебном плане: 3-ий урок по теме «Глагол», 1-ый урок по теме «Правописание частицы «не» с глаголами».

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных

учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для

овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Рассмотрим данный урок с позиции

формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Особое внимание уделю формированию регулятивных

ууд.

Цели урока.

Образовательные:

формировать навык правописания НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

воспитание культуры учебного труда

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

воспитание бережного отношения к окружающим людям

развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие:

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

развивать внимание и память учащихся

развивать умение слушать товарищей

развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Задачи: предметные – способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости,

умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать

графико-каллиграфические задачи, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к

приобретаемым умениям на уроке;

Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной

форме;

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям

русским языком.

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Деят-ть уч-ся

УУД

1. Орг. Момент.

1.Проверка готовности к уроку

( У ч а щ и е с я

п р о в е р я ю т

н а л и ч и е

у ч е б н ы х

принадлежностей,

необходимых к уроку и их

расположение).

Регулятивные ууд

предполагают, что

ребенок может

самостоятельно

формулировать правила

поведения на уроке и

аргументировать их.

2.Чистописание.

Введение в

тему урока.

А) на доске: и, на, за, от, в, под, к, про,

но, не

- Спишите слова.

- Среди данных слов найдите лишнее.

- Почему оно лишнее?

- Кто знает, что такое не?

На доске:

Знать, учить, писать,

прыгать

-Что это объединяет эти слова?

Б) на доске:

Стыдно знать, стыдно учиться.

- Прочитаем предложение.

- Согласны вы с этим утверждением?

Почему?

- Это слово «не».

-Частица.

Это глаголы

- Нет.

Регулятивные УУД

Постановка целей урока

на основе известных и

усвоенных знаний.

- Подумайте, как можно изменить это

предложение, чтобы оно стало верным.

Правильный вариант:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Советую вам чаще вспоминать эту

пословицу и старательно учиться.

-

Кто-нибудь

догадался,

какая

тема

сегодняшнего урока?

-

Вы

правы,

тема

сегодняшнего

урока

«Правописание частицы НЕ с глаголами».

(Ответы учащихся).

- Правописание частицы НЕ

с глаголами

3. Объяснение

нового

материала.

- Как вы думаете, а для чего нужна частица

«не» в русском языке?

- Тогда как же мы будем писать эту частицу

с глаголами?

- Хотите знать, почему частица «не»

пишется с глаголами раздельно?

- Я хочу рассказать вам сказку.

Однажды к Острову Глаголов причалила

лодочка – с ноготок величиной, и вышло из

неё слово- крошка по имени НЕ. Просто

НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг

глаголы заволновались, расстроились и

убежали куда-то. А в это время мимо

острова пролетал добрый волшебник, он

удержал одного из глаголов за руку и

спросил:

- Ты куда?

- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу

“не”! – отвечал глагол.

(Ответы учащихся)

Личностные УУД:

Учебно-познавательный

интерес к новому материалу и

способам решения новой

частной задачи.

Регулятивные УУД:

Возможность управлять

познавательной и учебной

деятельностью посредством

постановки целей,

планирования, коррекции

своих действий и оценки

успешности усвоения.

Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с

учителем.

- За что же? – удивился волшебник.

- Как за что? Она такая маленькая, а

перечеркивает все, что мы говорим. Она все

отрицает! Только мы хотим сказать, что

что-нибудь произошло, происходит или

будет происходить, как она пытается к нам

пристроиться и любое действие отменить.

Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это.

“Не смей, - говорим, прикасаться к нам.

Держись от нас подальше!”

- Так вот почему “не” с глаголами

раздельно пишется! – догадался

волшебник.

- Ну конечно! Если только может любой

глагол без этой “не” обойтись, то

обязательно дистанцию держит. И я держу.

Глагол убежал. Волшебник задумался, а

потом открыл свою волшебную книгу и

нашел страницу, на которой было записано

правило написания частицы “не” с

глаголами:

Глаголу очень нравится

Все делать очень живо…

Частица “не” – красавица,

Но как она ленива!

Глагол же, не любя безделья,

С частицей “не” пишется раздельно!

- Что вы узнали из этой сказки?

- Глаголы не любят частицу

«не», поэтому пишутся с

ней раздельно.

4. Усвоение

новых знаний и

умений.

- Попробуем применить наше новое

правило. Я вам приготовила пословицы.

Прочитайте их.

- С красной строки запишите любую

пословицу, раскройте скобки.

Проверка работы по образцу. (Проверь

соседа)

- Я предлагаю вам вспомнить еще

пословицы, в которых есть частица «не»

перед глаголом.

- Итак, как же пишется частица «не» с

глаголом?

Волить, навидеть, годовать, взлюбить,

здоровится, доумевать

- Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы

эти глаголы? Можно так говорить?

Кто (не) стыдится

спрашивать, узнает многое.

Чего (не) знаешь, о том (не)

говори.

Волков бояться – в лес (не)

ходить.

“Без труда не вытащишь и

рыбку из пруда. Под

лежачий камень вода не

течет. За двумя зайцами

погонишься – ни одного не

поймаешь”.

- Частица «не» с глаголом

пишется раздельно.

- Нет, таких глаголов нет в

русском языке.

- Приписать к глаголам

«не», записать «не» с

Регулятивные ууд:

умение действовать по

плану.

Коммуникативные ууд:

Умение понимать смысл

текста в целом (главную

мысль)

Познавательные ууд:

использовать знаково-

символические средства

- Как же нам исправить ошибку?

Неволить, ненавидеть, негодовать,

невзлюбить, нездоровится, недоумевать

- Почему же так получилось?

- Давайте я вам расскажу, что же в сказке

было дальше.

Волшебнику стало интересно: всегда ли

частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Он перелистнул страницу своей волшебной

книги и прочел окончание правила:

Глаголы, не любя безделья,

С частицей пишутся раздельно!

Всегда? Нет! Без сомнения,

Бывают исключения.

Бывает все же, что глагол

Совсем без “НЕ” не может!

Тогда, куда бы он ни шел, -

И “НЕ” с ним вместе тоже.

И нет глаголу воли,

Если глагол – неволить.

Не может “не” не видеть

В глаголе ненавидеть.

глаголами слитно”.

Слово не – это частица.

Частица не с глаголами

Дети читают правило в учебнике на с. 78

Выстроим алгоритм рассуждений при

написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке?

Да. Если слово в русском языке употребляется

без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке?

Нет. Если слово в русском языке не

употребляется без частицы не, пишем слитно.

пишется раздельно. Это

орфограмма.

5. Закрепление

новых знаний.

А сейчас поработаем в парах.

На столах у вас лежат карточки.

Прочитайте слова, которые на них

написаны. Вам надо будет разбить глаголы

на 2 группы.

Как вы думаете, что это будут за группы?

- Раздельное написание «не»

с глаголами, слитное

Регулятивные ууд.

учитывать правило в

планировании и контроле

способа выполнения

задания. Вносить

необходимые коррективы

в действие после его

завершения на основе его

оценки и учёта характера

Проверка работы. (На слайде правильный

вариант)

- Давайте проверим, как вы справились с

работой.

(не)звонил

(не)здоровится

(не)взлюбить

(не)навидеть

(не)узнает

(не)горели

Выполним упр. 136 на с. 78

- Покажите пальчиком, то упражнение,

которое будем выполнять.

- Что необходимо сделать в этом

упражнении.

- Найдите глаголы с частицей «не»,

назовите их.

написание.

Работа в парах.

Читают задание по

учебнику.

Не хвались, не похвалят, не

дразни, не станет, не спеши,

не ленись.

сделанных ошибок.

Личностные ууд:

умение определять

важные для себя и

окружающих правила

поведения.

Коммуникативные ууд:

умение распределять

обязанности и работать в

группах и парах, строить

сообщения в устной

форме.

- Как будем писать «не» с глаголами?

- Спишите одну из пословиц на выбор,

обратите внимание на правописание

выделенных орфограмм, подчеркните

раздельное написание «не» с глаголами.

Работа в группах.

- Придумайте и запишите по 3 правила

поведения : 1 гр. – на уроках

2 гр. – на перемене

3 гр. – в столовой

Используйте в своих правилах глаголы с

частицей «не».

-Раздельно.

6. Информация

о домашнем

задании,

инструктаж по

его

выполнению

С целью обеспечения понимания учащимися

цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания. Самоопределение

(учащиеся сами выбирают посильное,

интересное для себя задание)

Упр. 136 с. 78 придумать на тему

любой пословицы рассказ.

Подготовиться его рассказать.

Придумать и записать несколько

правил безопасного поведения дома,

употребив частицы НЕ

Подобрать пословицы, в которых

встречаются глаголы с частицей НЕ,

и записать их в тетрадь.

7. Рефлексия.

Фразы для рефлексии записаны на доске:

- Продолжите фразы.

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .

Я научился (-лась)…, потому что … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому

что… .

Личностные ууд: умения

определять важные для

себя правила,

формировать

внутреннюю позицию

школьника на уровне

положительного

отношения к занятиям

русским языком.

8. Итог урока.

-

Какую

новую

информацию

получили,

работая на уроке

- Чему научились?

- Что было самым трудным?

- Самым интересным?

- Всем спасибо за урок.

Регулятивные ууд:

умение анализировать и

оценивать результаты

работы.



В раздел образования