Автор: Силантьева Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 152"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: урок русского языка, 2 класс
Тема: Правописание частицы "не" с глаголами
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка по программе «Школа России» (2 класс)
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Приглашаю Вас на урок русского языка, 2 класс. Мне нужны 4 добровольца.
Итак: «Школа России», 2 класс. (учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс»)
Место в учебном плане: 3-ий урок по теме «Глагол», 1-ый урок по теме «Правописание частицы «не» с глаголами».
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных
учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для
овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Рассмотрим данный урок с позиции
формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Особое внимание уделю формированию регулятивных
ууд.
Цели урока.
Образовательные:
формировать навык правописания НЕ с глаголами;
познакомить с глаголами-исключениями;
уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
воспитание культуры учебного труда
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
воспитание бережного отношения к окружающим людям
развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
развивать внимание и память учащихся
развивать умение слушать товарищей
развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Задачи: предметные – способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости,
умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать
графико-каллиграфические задачи, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к
приобретаемым умениям на уроке;
Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной
форме;
познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям
русским языком.
Ход урока:
Этап урока
Содержание
Деят-ть уч-ся
УУД
1. Орг. Момент.
1.Проверка готовности к уроку
( У ч а щ и е с я
п р о в е р я ю т
н а л и ч и е
у ч е б н ы х
принадлежностей,
необходимых к уроку и их
расположение).
Регулятивные ууд
предполагают, что
ребенок может
самостоятельно
формулировать правила
поведения на уроке и
аргументировать их.
2.Чистописание.
Введение в
тему урока.
А) на доске: и, на, за, от, в, под, к, про,
но, не
- Спишите слова.
- Среди данных слов найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
- Кто знает, что такое не?
На доске:
Знать, учить, писать,
прыгать
-Что это объединяет эти слова?
Б) на доске:
Стыдно знать, стыдно учиться.
- Прочитаем предложение.
- Согласны вы с этим утверждением?
Почему?
- Это слово «не».
-Частица.
Это глаголы
- Нет.
Регулятивные УУД
Постановка целей урока
на основе известных и
усвоенных знаний.
- Подумайте, как можно изменить это
предложение, чтобы оно стало верным.
Правильный вариант:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Советую вам чаще вспоминать эту
пословицу и старательно учиться.
-
Кто-нибудь
догадался,
какая
тема
сегодняшнего урока?
-
Вы
правы,
тема
сегодняшнего
урока
«Правописание частицы НЕ с глаголами».
(Ответы учащихся).
- Правописание частицы НЕ
с глаголами
3. Объяснение
нового
материала.
- Как вы думаете, а для чего нужна частица
«не» в русском языке?
- Тогда как же мы будем писать эту частицу
с глаголами?
- Хотите знать, почему частица «не»
пишется с глаголами раздельно?
- Я хочу рассказать вам сказку.
Однажды к Острову Глаголов причалила
лодочка – с ноготок величиной, и вышло из
неё слово- крошка по имени НЕ. Просто
НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг
глаголы заволновались, расстроились и
убежали куда-то. А в это время мимо
острова пролетал добрый волшебник, он
удержал одного из глаголов за руку и
спросил:
- Ты куда?
- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу
“не”! – отвечал глагол.
(Ответы учащихся)
Личностные УУД:
Учебно-познавательный
интерес к новому материалу и
способам решения новой
частной задачи.
Регулятивные УУД:
Возможность управлять
познавательной и учебной
деятельностью посредством
постановки целей,
планирования, коррекции
своих действий и оценки
успешности усвоения.
Учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с
учителем.
- За что же? – удивился волшебник.
- Как за что? Она такая маленькая, а
перечеркивает все, что мы говорим. Она все
отрицает! Только мы хотим сказать, что
что-нибудь произошло, происходит или
будет происходить, как она пытается к нам
пристроиться и любое действие отменить.
Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это.
“Не смей, - говорим, прикасаться к нам.
Держись от нас подальше!”
- Так вот почему “не” с глаголами
раздельно пишется! – догадался
волшебник.
- Ну конечно! Если только может любой
глагол без этой “не” обойтись, то
обязательно дистанцию держит. И я держу.
Глагол убежал. Волшебник задумался, а
потом открыл свою волшебную книгу и
нашел страницу, на которой было записано
правило написания частицы “не” с
глаголами:
Глаголу очень нравится
Все делать очень живо…
Частица “не” – красавица,
Но как она ленива!
Глагол же, не любя безделья,
С частицей “не” пишется раздельно!
- Что вы узнали из этой сказки?
- Глаголы не любят частицу
«не», поэтому пишутся с
ней раздельно.
4. Усвоение
новых знаний и
умений.
- Попробуем применить наше новое
правило. Я вам приготовила пословицы.
Прочитайте их.
- С красной строки запишите любую
пословицу, раскройте скобки.
Проверка работы по образцу. (Проверь
соседа)
- Я предлагаю вам вспомнить еще
пословицы, в которых есть частица «не»
перед глаголом.
- Итак, как же пишется частица «не» с
глаголом?
Волить, навидеть, годовать, взлюбить,
здоровится, доумевать
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам знакомы
эти глаголы? Можно так говорить?
Кто (не) стыдится
спрашивать, узнает многое.
Чего (не) знаешь, о том (не)
говори.
Волков бояться – в лес (не)
ходить.
“Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда. Под
лежачий камень вода не
течет. За двумя зайцами
погонишься – ни одного не
поймаешь”.
- Частица «не» с глаголом
пишется раздельно.
- Нет, таких глаголов нет в
русском языке.
- Приписать к глаголам
«не», записать «не» с
Регулятивные ууд:
умение действовать по
плану.
Коммуникативные ууд:
Умение понимать смысл
текста в целом (главную
мысль)
Познавательные ууд:
использовать знаково-
символические средства
- Как же нам исправить ошибку?
Неволить, ненавидеть, негодовать,
невзлюбить, нездоровится, недоумевать
- Почему же так получилось?
- Давайте я вам расскажу, что же в сказке
было дальше.
Волшебнику стало интересно: всегда ли
частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
Он перелистнул страницу своей волшебной
книги и прочел окончание правила:
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Бывает все же, что глагол
Совсем без “НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И “НЕ” с ним вместе тоже.
И нет глаголу воли,
Если глагол – неволить.
Не может “не” не видеть
В глаголе ненавидеть.
глаголами слитно”.
Слово не – это частица.
Частица не с глаголами
Дети читают правило в учебнике на с. 78
Выстроим алгоритм рассуждений при
написании частицы не с глаголами.
Существует ли такое слово в русском языке?
Да. Если слово в русском языке употребляется
без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке?
Нет. Если слово в русском языке не
употребляется без частицы не, пишем слитно.
пишется раздельно. Это
орфограмма.
5. Закрепление
новых знаний.
А сейчас поработаем в парах.
На столах у вас лежат карточки.
Прочитайте слова, которые на них
написаны. Вам надо будет разбить глаголы
на 2 группы.
Как вы думаете, что это будут за группы?
- Раздельное написание «не»
с глаголами, слитное
Регулятивные ууд.
учитывать правило в
планировании и контроле
способа выполнения
задания. Вносить
необходимые коррективы
в действие после его
завершения на основе его
оценки и учёта характера
Проверка работы. (На слайде правильный
вариант)
- Давайте проверим, как вы справились с
работой.
(не)звонил
(не)здоровится
(не)взлюбить
(не)навидеть
(не)узнает
(не)горели
Выполним упр. 136 на с. 78
- Покажите пальчиком, то упражнение,
которое будем выполнять.
- Что необходимо сделать в этом
упражнении.
- Найдите глаголы с частицей «не»,
назовите их.
написание.
Работа в парах.
Читают задание по
учебнику.
Не хвались, не похвалят, не
дразни, не станет, не спеши,
не ленись.
сделанных ошибок.
Личностные ууд:
умение определять
важные для себя и
окружающих правила
поведения.
Коммуникативные ууд:
умение распределять
обязанности и работать в
группах и парах, строить
сообщения в устной
форме.
- Как будем писать «не» с глаголами?
- Спишите одну из пословиц на выбор,
обратите внимание на правописание
выделенных орфограмм, подчеркните
раздельное написание «не» с глаголами.
Работа в группах.
- Придумайте и запишите по 3 правила
поведения : 1 гр. – на уроках
2 гр. – на перемене
3 гр. – в столовой
Используйте в своих правилах глаголы с
частицей «не».
-Раздельно.
6. Информация
о домашнем
задании,
инструктаж по
его
выполнению
С целью обеспечения понимания учащимися
цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания. Самоопределение
(учащиеся сами выбирают посильное,
интересное для себя задание)
Упр. 136 с. 78 придумать на тему
любой пословицы рассказ.
Подготовиться его рассказать.
Придумать и записать несколько
правил безопасного поведения дома,
употребив частицы НЕ
Подобрать пословицы, в которых
встречаются глаголы с частицей НЕ,
и записать их в тетрадь.
7. Рефлексия.
Фразы для рефлексии записаны на доске:
- Продолжите фразы.
Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .
Я научился (-лась)…, потому что … .
Мне было интересно…, потому что… .
Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому
что… .
Личностные ууд: умения
определять важные для
себя правила,
формировать
внутреннюю позицию
школьника на уровне
положительного
отношения к занятиям
русским языком.
8. Итог урока.
-
Какую
новую
информацию
получили,
работая на уроке
- Чему научились?
- Что было самым трудным?
- Самым интересным?
- Всем спасибо за урок.
Регулятивные ууд:
умение анализировать и
оценивать результаты
работы.