Автор: Сапожникова Вера Борисовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ школа№1
Населённый пункт: г. Кинешма
Наименование материала: конспект
Тема: "Системно – деятельностный подход в воспитании патриотизма через экологическое образование."
Раздел: полное образование
Системно – деятельностный подход в воспитании патриотизма
через экологическое образование.
“Через красивое – к человечному
- такова закономерность воспитания”
В. А. Сухомлинский.
Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на
основе природной красоты, необходимы глубокое понимание
характера общественных отношений человека к миру, знания и
конкретные представления о задачах и путях формирования
нравственных, действенно – гуманистических и эстетических
оценок природных объектов, о разновидностях человеческой
деятельности в природе, а так же об особенностях становления
личной духовно -–содержательной позиции по отношению к
природе как объекту социальной и эстетической ценности.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда
человеческого существования, но и как духовная, входящая в
объекты научного и художественного познания, а так же как
материя, предмет и орудие его жизнедеятельности.
Прививая любовь к родному краю, раскрывая ее красоту, заостряя
внимание на ее хрупкости и ранимости, на необходимости
сохранения природных богатств родного края, на значимости
личного вклада и личного примера природоохранной деятельности,
мы приходим к пониманию единственности и неповторимости того
уголка России, где родился и живешь. А это ни что иное, как
истинный патриотизм : чувство гордости и бережная забота о
родном крае.
Небезразличному к судьбе своих воспитанников педагогу, к тому
как они будут себе вести в будущем, как будут воспринимать
законы природы и законы государства следует взять это на
вооружение.
Для решения проблемы: "Патриотическое воспитание через
экологическое образование"
Я поставила перед собой несколько задач:
1.
Научить ребенка видеть красоту, гармонию окружающего
мира, своего края.
2.
Научить любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
3.
Вызвать чувство привязанности к родному краю, своему
городу, своей семье.
4.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать
нравственные чувства.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к
природе, поэтому свою работу я провожу через экологическое
образование, сущность которого заключается в формировании
человека с новым экологическим мышлением, способным
осознать последствия своих действий по отношению к
окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Именно природа играет важную роль в привитии любви к
Родине.
Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я
отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и
рассказываю то, что характерно для нашего города, области,
показываю связь родного края со всей страной.
В этом большую роль играет разработанная программа
«Экологического краеведения», курс которого изучается в
нашей школе.
Знакомство с растениями, животными Ивановской области,
характере взаимосвязей между ними, роли растений и
животных в истории нашего края, позволяет обогатить знания
и биологического и эколого краеведческого плана. Особое
внимание уделяется изучению редких и краснокнижных видов
Ивановской области.
Экскурсии в зеленые зоны нашего города, изучение
экологических проблем, поиск путей их решения позволят
детям ощутить ответственность за судьбу своего города,
реализуя один из постулатов экологии «Думай глобально,
действуй локально».
Ежегодно учащиеся принимают участие в озеленении
пришкольной территории, уборке мусора в скверах
микрорайона, у памятника погибшим воинам.
Традиционными стали конкурсы фотографий красивых
уголков, конкурсы рассказов о местах, особо значимых для
ребенка., изготовление кормушек и подкормка птиц зимой,
конкурсы плакатов и рисунков на природоохранную тематику.
Учащиеся изучают приемы рационального
природопользования, необходимости экономии ресурсов.
В прошлом году прошел конкурс слоганов на тему «Чистый
город», очень понравился и детям и взрослым.
Ученики постепенно приходят к пониманию, что важно не
только понимать значимость природоохранной работы, но и
распространять ее среди сверстников. В этом году
самостоятельно разработали и провели игру для младших
«Люди и лес»., «Берегите птиц», «Почемучки»
В школе создан и функционирует зимний сад, на базе которого
дети могут научится приемам ухода за зелеными питомцами.
Так постепенно через наблюдения, опытническую работу,
практическую работу закладывается самосознание себя как
бережного рачительного хозяина родного края,
неравнодушного к его судьбе и будущему.