Автор: Кротенко Лариса Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Тайтурская СОШ" Населённый пункт: поселок Тайтурка, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Органы чувств Раздел: начальное образование
Разработка учителя нач. классов МБОУ "Тайтурская СОШ" Кротенко Л.А.
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: "Органы чувств".
Цель: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением
для человека.
Задачи: систематизировать представления учащихся об органах чувств
человека и их роли в восприятии окружающего мира;
формировать установки на здоровый и безопасный образ жизни: бережное
отношение к органам чувств.
Планируемые результаты
предметные:
знать органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира;
формулировать правила гигиены органов чувств;
метапредметные:
понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать
достижения на уроке; работать в группе: извлекать информацию из текста
учебника, готовить рассказ по предложенному плану, формулировать
определения понятий;
личностные:
понимать значимость безопасного, здорового образа жизни, владеть
начальными навыками адаптации в мире; определять личностный смысл
учения;
Программа обучения:" Школа России", учебник "Окружающий мир" 3
класс. А.А. Плешаков.
Используемая литература : В.И.Ковалько. Школа физминуток 1-4 классы.
М., "Вако", 2005 г. Сборник рабочих программ "Школа России". Под рук.
А.А. Плешакова М., Просвещение, 2011 г.;
1
Оборудование : ребусы, карточки для игры "Вопрос-ответ", таблица "Органы
человека", для практической работы: лук, яблоко, хлеб, сахар, соль, лимон,
ручка, книга, мяч.
Ход урока
Результаты по ФГОС
Мотивация познавательной деятельности
1. Организационный момент.
Приветствие.
Утром солнышко проснулось,
Всем нам ярко улыбнулось.
Пусть удачным будет день,
Ведь трудиться нам не лень.
-Подумайте, что нам пригодится для
успешной работы на уроке?
Девиз нашего урока: «С малой удачи
начинается большой успех!»
М.: организационные умения –
формирование навыков
самоорганизации, самодисциплины;
Л.: формирование ответственности,
доброжелательного отношения к
людям, положительного
эмоционального настроя.
Актуализация знаний
1. Игра "Вопрос-ответ".
(Предложения записаны на
карточках)
Изучает работу органов тела...
(анатомия, физиология,
гигиена)
Занимается охраной и
укреплением здоровья
человека...(анатомия,
физиология, гигиена)
2.
Опрос
Приведите примеры органов
человека (используйте
демонстрационный материал)
Что такое системы органов?
П.: актуализация знаний по анатомии
и физиологии человеческого
организма, характеристика системы
органов человека, умение показывать
расположение внутренних органов на
демонстрационном материале;
М.: формирование умения
сравнивать, обобщать;
Л.: развитие внимания, памяти,
зрительного восприятия.
2
Приведите пример
2. Отгадайте ребусы
(уши, глаза, нос)
Ж Ш
Как одним словом можно назвать эти
слова? Вспомните, какие органы
чувств еще не назвали?
М.: развитие внимания, логического
мышления, сообразительности;
Л.: формирование познавательной
активности, успешности в обучении.
П.: актуализация знаний по анатомии
и физиологии человеческого
организма, полученные во 2 классе.
Постановка учебной задачи
Подумайте, что об органах чувств вы
хотели бы еще узнать?
М.: умение понимать учебную задачу
и стремиться ее выполнить;
учащимся формулировать цель
урока, составлять план работы на
уроке;
Л.: формирование любознательности
Открытие нового знания
1.
Работа в группе.
С помощью учебника
самостоятельно подготовьте
рассказ об одном из органов
чувств по плану:
название органа чувств,
его значение в нашей
жизни,
П.: знание органов чувств человека и
их роль в восприятии окружающего
мира;
М.: самостоятельное изучение темы
урока и составление рассказа по
предложенному плану;
формулирование правил личной
гигиены органов чувств;
3
гл
СОН
3 2 1
гигиена органа чувств.
Предлагаю вам придумать и
нарисовать в рабочих тетрадях
условные знаки к правилам гигиены
выбранного вами органа чувств. При
подготовке используйте
дополнительный материал из
находящихся в классе энциклопедий.
использование разных способов
поиска учебной информации в
различных источниках и
интерпретация информации в
соответствии с познавательными
задачами;
Л.: понимание значимости
безопасного, здорового образа жизни,
владение начальными навыками
адаптации в мире.
Гимнастика для глаз .
Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-
вправо и вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими)
4
Первичное закрепление
Учебный эксперимент
1. Закройте уши и глаза, сосчитайте
до 10. Что я делала в этот
промежуток времени? Почему не
можете ответить?
Да, больше всего сведений об
окружающем мире люди получают с
помощью зрения и слуха.
2 . Игра «Узнайте предметы по
запаху». (С завязанными глазами
дети должны узнать предметы по
запаху: лук, яблоко, хлеб).
3. Игра «Узнайте предметы по
вкусу ». (С завязанными глазами
дети должны узнать предметы по
вкусу: сахар, соль, лимон ).
4. Игра «Узнайте предметы на
ощупь ». ( С завязанными глазами
нужно узнать предметы с помощью
осязания: ручка, книга, мяч ).
П.: распознавание предметов на
ощупь и по запаху в ходе учебного
эксперимента;
М.: понимание учебной задачи и
стремление ее выполнить; овладение
логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения,
построения рассуждений;
Л.: владение начальными навыками
адаптации в мире.
Самостоятельная работа
Используя полученные знания,
выполните задания теста, сравните с
ответами на доске, сделайте вывод о
том, что уже умеете.
Укажи, как называется
способность человека
чувствовать запахи
П.: знание органов чувств человека и
их роль в восприятии окружающего
мира;
М.: умение применить полученную
информацию из разных источников
для решения учебной задачи;
Л.: формирование правил гигиены
5
Обоняние
Осязание
Зрение
Откуда должен падать свет при
письме
Слева
Справа
Сверху
Какой должна быть
температура пищи?
Холодной
Теплой
Горячей
органов чувств; умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной
деятельности, самооценки.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
1. Инсценирование стихотворения
«Мои друзья».
Хорошо, что у меня
Есть прекрасные друзья.
Самый главный друг у нас-
Это же, конечно, глаз.
Не один, а сразу пара.
Разглядеть хочу все сразу:
Небо, солнце, облака
И себя чуть -чуть, слегка.
И не менее главней –уши.
Слышать чтоб людей,
Чтобы чувствовать, как пахнет
Луг, цветы, земля, трава.
Лучший орган обонянья-
Нос, конечно же, друзья.
П.: знание органов чувств человека и
их роль в восприятии окружающего
мира;
М.: умение договариваться о
распределении ролей в совместной
деятельности, осмысливание
собственного поведения и поведения
окружающих;
Л.: воспитание эстетических
ценностей и чувств на основе опыта
слушания произведений
художественной литературы.
6
Различить чтоб вкус продукта,
Горько, сладко или жжет,
Орган есть незаменимый,
Он во рту у нас живет.
Кожей чувствую, как солнце
Греет плечи и живот,
Ветерок несет прохладу,
Дождик по макушке бьет.
Вот такие есть друзья
Ежедневно у меня,
Их я очень берегу,
Жить без них я не могу!!!
Рефлексия деятельности
Что нового узнали?
Над какими умениями работали?
Какие выводы для себя сделали в
результате работы над темой?
Где можно применить новое знание,
что на уроке у вас хорошо
получилось?
Над чем еще надо поработать?
П.: знание органов чувств человека и
их роль в восприятии окружающего
мира;
М.: формулирование выводов
изученного материала; умение
отвечать на итоговые вопросы,
оценивание своих достижений на
уроке;
Л.: формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни,
личностного смысла изучения темы.
7