Напоминание

"Изучение влияния внимания младших школьников на их успеваемость"


Автор: Кирюшина Юлия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение влияния внимания младших школьников на их успеваемость"
Раздел: начальное образование





Назад




ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ

Проблема

школьной

успеваемости

во

все

времена

была

одной

из

основных

в

педагогической

психологии.

Количество

слабоуспевающих

и

неуспевающих

школьников

не

уменьшается

и

сегодня.

Существуют

достаточно

причин

неуспеваемости:

потеря

интереса

к

обучению,

и н д и в и д у а л ь н о

п с и х о л о г и ч е с к и е

о с о б е н н о с т и

у ч а щ и х с я ,

несформированность

мыслительных

операций

и

т.д.

Среди

возможных

причин слабой успеваемости психологи и педагоги чаще всего называют

невнимательность школьника, т.к. от

уровня развития свойств внимания и от

уровня сформированности произвольного внимания, во многом зависит и

успешность обучения в школе.

Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается чаще

всего,

потому

что

жалобы

на

недостаток

внимания

и

усидчивости

у

школьников составляет большую часть всех жалоб со стороны родителей и

учителей. Особо остро эта проблема встает в период младшего школьного

возраста,

т.к.

в

этом

возрасте

память

находится

ещё

в

процессе

своего

становления [2, с. 204].

Проблемой

изучения

внимания

занимались

такие

выдающиеся

отечественные психологи как И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге,

Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю. Б. Гиппенрейтер и

многие другие.

Интересные данные о развитии внимания приводит Г.Н. Понарядова

Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении

1–4

класса

развивается

по–разному.

У

средне

и

хорошо

успевающих

учащихся

внимание

развито

средне,

у

отличников

хорошо,

а

у

неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к

классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие

произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1–м и

2–м

классах

примерно

одинаковы

и

лишь

к

3-му

классу

наблюдается

небольшой рост [1, с. 368].

У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что

связано

с

возрастной

слабостью

процесса

торможения.

Устойчивость

внимания первоклассники могут сохранять в течение 30–35 минут. А вот

учащиеся

3–х

классов

могут

сохранять

внимание

непрерывно

в

течение

урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило

утомление.

Младшие

школьники

также

не

умеют

быстро

переключать

свое

внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это

свойство внимания совершенствуется.

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния

высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого

происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет

интенсивное

развитие

всех

его

свойств:

особенно

резко

2

раза)

увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются

навыки переключения и распределения. Однако только к 9–10 годам дети

становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно

заданную программу действий.

Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания

поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию

объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и

устойчивости

можно

и

нужно

тренировать,

чтобы

предотвратить

их

стихийное развитие.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется

также

индивидуально–типологическими

особенностями,

в

частности

свойствами

высшей

нервной

деятельности.

Установлено,

что

разные

сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив,

препятствовать

оптимальному

развитию

характеристик

внимания.

В

частности,

люди

с

сильной

и

подвижной

нервной

системой

имеют

устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с

инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо

распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и

силы

показатели

устойчивости

повышаются,

свойства

переключения

и

распределения достигают средней эффективности [3, с. 247]. Таким образом,

необходимо

учитывать,

что

индивидуально–типологические

особенности

каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в

определенных

пределах.

Однако

относительно

слабое

развитие

свойств

внимания

не

является

фактором

фатальной

невнимательности,

поскольку

решающая

роль

в

успешном

осуществлении

любой

деятельности

принадлежит

организованности

внимания,

т.е.

навыку

управления

собственным

вниманием,

способностью

поддерживать

его

на

должном

уровне,

гибко

оперировать

его

свойствами

в

зависимости

от

специфики

выполняемой деятельности.

На базе МОУ СОШ №8 г. Саранск было проведено исследование,

посвященное

изучению

влияния

внимания

младших

школьников

на

успеваемость. Общая выборка составила 20 человек.

Д л я

д о с т и же н и я

п о с т а вл е н н о й

ц е л и

б ы л и

о п р е д е л е н ы

исследовательские задачи:

1. Подобрать и применить комплекс методов исследования внимания.

2. Изучить уровень развития внимания у младших школьников.

3. Изучить уровень успеваемости у младших школьников.

4. Изучить

взаимосвязь

внимания

и

успеваемости

у

младших

школьников.

Исследование

уровня

развития

внимания

у

младших

школьников

проводилось по следующим критериям:

− устойчивость внимания;

− скорости распределения и переключения внимания;

− объем внимания.

В исследовании использовались следующие методики: «Переплетенные

линии», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки».

Обобщая

данные

проведенных

методик,

можно

сказать

о

том,

что

высокий уровень развития внимания характерен для значительного числа

учащихся с высоким уровнем академической успеваемости (15 %) и для 10 %

со

средней

успеваемостью.

Среди

младших

школьников

с

низкой

академической успеваемостью, таких учащихся выявлено не было.

Средний уровень развития внимания в большей степени характерен для

младших

школьников

со

средней

академической

успеваемостью

30

%

(6 чел.). Среди учащихся с высокой и низкой академической успеваемости

таких испытуемых равное число – 10 % (2 чел.) соответственно.

Низкий уровень развития внимания выявлен у значительного числа

учащихся с низкой академической успеваемостью – 20 % (4 чел.). Среди

младших

школьников

со

средней

академической

успеваемостью

такие

испытуемые встречаются реже – 5 % (1 чел.). Среди учащихся с высокой

академической успеваемостью такие испытуемые не встречаются.

Таким образом, значительный процент учащихся с высоким и средним

уровнем

развития

внимания

имеет

высокий

и

средний

уровень

академической успеваемости; низкий уровень развития внимания характерен

для большинства учащихся с низкой академической успеваемостью и для

незначительного числа учащихся со средней академической успеваемостью.

В качестве методических рекомендаций можно предложить систему

работы по развитию внимания младших школьников.

Внимание

развивается

не

в

результате

отдельных

мероприятий,

не

путем

применения

отдельных

приемов,

а

всей

системой

учебной

и

воспитательной

работы

школы.

Воспитание

произвольного

(волевого)

внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к

тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво

воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное.

Воспитанию

привычки

быть

внимательным

способствует

четкая

организация

урока.

Рабочий

ритм

урока,

динамическое

ведение

занятий,

яркость

и

новизна

изложения,

образная,

выразительная

речь

учителя,

сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся

установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп

ведения урока, непоспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, так

как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и

ошибкам,

а

замедленный,

вялый

темп

работы

способствует

отвлечению

внимания [4, с. 373].

Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет,

с чем связано притупление и отвлечение внимания. Дети же утомляются от

однообразной

работы

быстрее,

чем

взрослые.

Поэтому

необходимо

разнообразить работу учащихся на уроке. Но также необходимо помнить, что

слишком частая смена занятий не способствует формированию устойчивого

внимания − учащийся не успеет втянуться в одну работу, как ему приходится

переключаться на другую.

Таким

образом,

в

период

младшего

школьного

возраста

важно

проводить целенаправленную работу по развитию внимания ребенка.

Список литературы

1.

Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие

для студентов всех спец. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова,

Л. М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

2.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / В. Г.

Крысько. – М. : Юрайт, 2013. – 471 c.

3.

Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / Е. И. Рогова.

– Изд.

4-е. - Ростов н/Д : Феникс : МарТ, 2010. – 557 с.

4.

Столяренко,

Л.

Д.

Психология

и

педагогика:

учебник

/

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д :

Феникс, 2012. – 636 c.



В раздел образования