Напоминание

программа по учебному предмету музыкальный инструмент (скрипка)


Автор: Шарова Галина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №5
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
Тема: программа по учебному предмету музыкальный инструмент (скрипка)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

г

.

Волгограда

«

Детская

музыкальная

школа

№5»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРОГРАММА

по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(скрипка)

Волгоград 2017

1

ОДОБРЕНО

Педагогическим советом

МБУ ДО

« ДМШ №5»

« » 2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО

« ДМШ №5»

___________Лапин М.А.

« » 2017 года

Разработчик –

преподаватель по классу скрипки высшей

квалификационной категории МБУ ДО «ДМШ №5»

г.Волгограда, заведующая отделом оркестровых инструментов

Шарова Г.В.

2

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

- Список рекомендуемой литературы

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства

(скрипка)»

разработана

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

ре а лизации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-

ГИ.

Детские музыкальные школы ставят перед собой цель - способствовать

развитию общей и музыкальной культуры в стране и эстетическому и духовно-

нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В процессе обучения решаются важные задачи. Педагог прививает

обучающимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая их вкус на

лучших образцах музыкального искусства. За время обучения обучающиеся в

процессе работы над учебным репертуаром должны овладеть интонацией и

ритмом,

достаточной

беглостью,

хорошим

звукоизвлечением,

техникой

основных штрихов, т.е. суммой навыков и знаний, позволяющих им успешно

решать

музыкально-исполнительские

задачи

в

процессе

активного

музицирования.

Обучение игре на скрипке занимает особое место в музыкальном

образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного

опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть

творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства.

При этом освоение скрипичной техники не требует от начинающего музыканта

значительных

усилий,

во

многом

обучение

представляется

ему

как

новая

интересная игра. Обширный и разнообразный репертуар включает музыку

различных стилей и эпох, в том числе, классическую и популярную.

Данная

программа

предполагает

достаточную

свободу

в

выборе

репертуара

и

направлена,

прежде

всего,

на

развитие

интересов

детей,

не

ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих

получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на

принципе

вариативности

для

различных

возрастных

категорий

детей,

обеспечивает

развитие

творческих

способностей,

формирует

устойчивый

интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на пяти, семилетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 – 12

лет.

4

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и

навыков,

расширения

музыкального

кругозора,

закрепления

интереса

к

музыкальным

занятиям,

развития

исполнительских

навыков

рекомендуется

включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.

Для

этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Срок реализации учебного предмета

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства

(скрипка)» в МБУ ДО ДМШ №5 реализуется со сроком обучения 5 и 7 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУ ДО

ДМШ

№5

города

Волгограда

на

реализацию

учебного

предмета

«Музыкальный инструмент (скрипка)» составляет два урока по 40 минут в

неделю. Продолжительность учебных занятий составляет 32 недели для 1-го

класса и 33 недели для учащихся 2-7 классов.

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального

исполнительства (скрипка)» при 5-летнем сроке обучения составляет

656

часов, (при 7-летнем 880). Из них: 328 (440) часов – аудиторные занятия,

328 (440) часов – самостоятельная работа

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1

- 7 классы – по 2 академических часа в неделю (по 40 минут).

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1 - 7 классы – по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма

занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии

с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих

способностей

и

индивидуальности

обучающегося,

овладение

знаниями

и

представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических

умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной

деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

5

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями

искусства;

воспитание активного слушателя, зрителя, музыканта;

приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков

игры

на

скрипке,

позволяющих

исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми

традициями;

приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств

выразительности,

используемых

в

музыкальном

искусстве,

наиболее

употребляемой музыкальной терминологии;

воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования

на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных

знаний, умений и навыков игры на скрипке.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактического материала;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация

программы

учебного

предмета

«Основы

музыкального

исполнительства (скрипка)» обеспечивается:

доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам

фонотеки, аудио и видеозаписей;

6

учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не

менее 6 кв.м., оснащенными фортепиано и имеющими звукоизоляцию.

В

образовательной

организации

должны

быть

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная

программа

по

предмету

«Основы

м у з ы ка л ь н о го

исполнительства (скрипка)» рассчитана на 5,7 лет. В распределении учебного

материала

по

годам

обучения

учтен

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового

материала.

Формирование у обучающихся умений и навыков происходит

постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до

самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства

(скрипка)»

соответствует

направленности

общеразвивающей

программы

на

приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для

продвинутых

обучающихся,

а

также

с

учетом

их

возрастных

возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень

сложности программных требований.

1 класс

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на

скрипке. Освоение 1-й позиции. Штрихи деташе и легато в простейшем их

сочетании. Рекомендуется изучение гамм на средних струнах («ре» и «ля»), а

также исполнение разнохарактерной музыки (песня-танец).

Следует обратить внимание на воспитание свободы мышечного аппарата.

С первых шагов добиваться у учащегося легкого и пластичного звучания.

В

этот

период

желательно

проходить

достаточное

количество

разнообразного музыкального материала, простого по форме и лаконичного по

объему;

формировать

навыки

чтения

с

листа;

обращать

внимание

на

звукоизвлечение и чистое интонирование.

7

В

первом

полугодии

ввиду

сложного

начального

периода

на

зачете

возможна игра отдельно каждой рукой (приемом pizz. и игра по открытым

струнам).

Примеры программ:

Вариант 1 (самый несложный)

Гамма Ре мажор (однооктавная)

Родионов К. Этюд №12

Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.

Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.

Вариант 2

Гамма Ре мажор (однооктавная)

Родионов К. Этюд №46

Моцарт В. Аллегретто

Метлов

Н. «Баю-баюшки, баю»

Вариант 3

Гамма Ля мажор 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 № 16

Гендель Г.Ф.

Гавот с вариациями

Вариант 4

Гамма си минор в 1 позиции

Избранные этюды, вып.1 № 43

Ридинг О. Концерт си минор 1 часть

2 класс

Продолжение

работы

над

постановкой,

свободой

и

естественностью

игровых движений.

Усложнение и детализация игровых навыков. Развитие гибкости пальцев

левой

руки.

Простейшие

хроматизмы.

Изучение

гамм

мажора

и

минора

(натурального, гармонического и мелодического).

Начало изучений позиций и переходов в простейших вариантах (через

открытую струну, на флажолеты). Работа над более разнообразным звучанием

инструмента в зависимости от характера музыкального материала.

Штрихи деташе, легато, мартле и их сочетание. Культура распределения

смычка.

Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.

Примеры программ:

Вариант 1

Гамма ре минор однооктавная, мелодическая

Избранные этюды, вып.1 № 14

Бакланова Н. Колыбельная

Бакланова Н. Марш

Вариант 2

Гамма Соль мажор 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 №17

8

Бетховен Л. Сурок

Бетховен Л. Прекрасный цветок

Вариант 3

Гамма Соль мажор в 3 позиции

Избранные этюды, вып.1. №31

Бакланова Н. Романс

Бакланова Н. Мазурка

Вариант 4

Гамма Соль мажор с переходом в 3 позицию

Избранные этюды, вып.2 № 31

Зейтц Ф. Концерт №1 Соль мажор, 1 часть

Примерный репертуарный список для 1 и 2 классов:

1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000

2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

4. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетр. М., «Композитор»,

1998

5. Григорян

А.

Начальная

школа

игры

на

скрипке.

М.,

«Советский

композитор», 1986

6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2

классы)

Составители:

М.

Гарлицкий,

К.

Родионов,

Ю.

Уткин,

К.

Фортунатов. М., Музыка, 1990

9. Юный

скрипач,

вып.1.

Редактор-составитель

К.Фортунатов.

М.,

«Советский композитор», 1992

3 класс

Дальнейшее

техническое

развитие.

Изучение

хроматических

последовательностей. Навыки игры в позициях. Работа над интонированием.

Развитие

навыка

вибрато.

Работа

над

звуком.

Навыки

самостоятельной

настройки инструмента.

Начало

изучения

двойных

нот

в

простейшем

варианте

открытой

струной).

Кантилена, работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и

характер штрихов. Изучение музыки разных стилей и эпох.

Навыки ансамблевого музицирования.

Примеры программ:

Вариант 1

Гамма Соль мажор в первой позиции 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 №31

Ридинг О.

Концерт си минор: 2,3 части

Вариант 2

9

Гамма фа мажор во 2-й позиции

Избранные этюды, вып.1 №37

Комаровский А.

Вариации «Вышли в поле косари»

Вариант 3

Гамма Ре мажор с переходом в 3-ю позицию

Избранные этюды. Вып.2 №45

Гречанинов А. Весельчак

Вебер К. Хор охотников

Вариант 4

Гамма ля минор 3-октавная

Мазас К. Этюд №2

Ниязи А. Колыбельная

Яньшинов А. Концертино

Примерный репертуарный список:

1.

Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987

2.

Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

3.

Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

4.

Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор»,

1992

5.

Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 2-3

классы.

Составители: М. Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М.,

Музыка, 2008

6.

Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4

классы.

Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М.,

Музыка, 1991

7.

Юный скрипач, вып. 1 (составитель К. Фортунатов). М., «Советский

композитор», 1992

4 класс

Изучение грифа в высоких позициях. Однооктавные гаммы на одной

струне с различными вариантами аппликатуры. Гаммы мажор и минор в2-3-

октавы.

Работа

над

штрихами

(деташе,

легато,

мартле,

сотийе,

спиккато).

Пунктирный штрих.

Развитие

навыков

более

виртуозной

игры,

легкость

и

точность

артикуляции

пальцев

левой

руки,

разнообразное

вибрато.

Продолжение

работы

над

кантиленой

и

звукоизвлечением.

Стилевое

разнообразие

репертуара, классическая и романтическая пьеса.

Ансамблевое музицирование.

Примеры программ:

Вариант 1

Гамма Ре мажор в 3 позиции

Избранные этюды, вып.2 № 16

10

Векерлен Э. Старинная французская песенка

Бах И.К. Марш

Вариант 2

Гамма До мажор с переходом в 3-ю позицию

Избранные этюды, вып 2 №54

Караев К. Вальс

Бакланова Н. Концертино

Вариант 3

Гамма ля минор 3-октавная

Мазас К. Этюд № 15

Власов А. Марш

Акколаи А. Концерт

Вариант 4

Гамма Ре мажор 3-октавная

Донт Я. Оп.37. Этюд № 11

Комаровский А. Русская песня

Вивальди А. Концерт D dur

Примерный репертуарный список:

1.

Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

2.

Бакланова

Н.

Этюды

средней

трудности.

М.,

«Советский

композитор», 1983

3.

Мазас

К.

Артистические

этюды,

соч.

36,

1

часть.

СПб,

«Композитор», 2004

4.

Донт Я. Этюды, соч. 37. М., Музыка, 1988

5.

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-

5 классы (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

6.

Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М.,

Музыка, 1995

7.

Юный скрипач,

вып.2

(Редактор К.Фортунатов). М., «Советский

композитор», 1992

5 класс

Изучение гамм в более сложных тональностях. Продолжение работы над

штрихами в более сложном их сочетании. Старинная соната. Пьесы и концерты

виртуозно-романтического характера.

Ансамблевое музицирование в разных составах. Игра в ансамбле. Чтение

с листа.

Примерный репертуарный список:

Предлагаемый музыкальный материал содержит произведения для

исполнения в 5, 6, 7 классах на выбор преподавателя.

1. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

11

2.

Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор»,

2004

3.

Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

4.

Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

5.

Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987

6.

Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

7.

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5

классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

8.

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6

классы. М., Музыка, 1987

9.

Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,

Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3,

Холлендер Г. «Легкий концерт»)

10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,

1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С.

Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти

Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К.

Концерт №2: 1 часть).

Примеры программ:

Вариант 1

Гамма ля мажор 3-октавная

Избранные этюды, вып.2 № 24

Бонончини Дж. Рондо

Корелли А. Соната Ля мажор

Вариант 2

Гамма ми минор 3-октавная

Мазас К. Этюд № 3

Мурадели В. Вокализ

Вивальди А.

Концерт G dur: 1 часть

Вариант 3

Гамма Си-бемоль мажор

Донт Я. Соч. 37. Этюд № 9

Караев К. Задумчтвость

Боккерини Л. Менуэт

Вариант 4

Гамма Соль мажор 4-октавная, двойные ноты

Фиорилло Ф. Этюд № 13

Берио Ш. Этюд № 29

Шпор Л. Концерт № 2: 1часть

6 класс

Гаммы

3-х

октавные,

продолжение

работы

над

двойными

нотами.

Аккордовая техника.

12

Продолжение

развития

техники

левой

руки,

совершенствование

различных

видов штрихов и их вариантов в этюдах и пьесах.

Работа

над

более

разнообразным

звучанием

инструмента,

более

эмоциональное и смысловое наполнение исполняемого произведения.

Примеры программ :

Вариант 1

Гамма соль минор 3-октавная

Мазас К. Этюд № 17

Обер Ф. Тамбурин

Зейтц Ф. Концерт № 3: 1 часть

Вариант 2

Гамма До мажор

Мазас К. Этюд № 25

Глюк К. Мелодия

Роде П. Концерт № 8: 1 часть

Вариант 3

Гамма ля минор

Крейцер Р.

Этюд № 10

Мострас К. Восточный танец

Берио Ш.

Концерт № 9: 1 часть

Вариант 4

Гамма ре минор

Крейцер Р.

Этюд № 12 Ля мажор

Бах И. Ария

Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть

7 класс

В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В

некоторых

случаях

допускается

повторение

произведения

ранее

исполнявшегося.

В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на

классных вечерах и школьных концертах.

Программа

должна

быть

построена

с

учетом

индивидуальных

возможностей ученика и способствовать развитию и демонстрации лучших его

качеств.

Требования к выпускной программе:

Крупная форма:

Барочная соната 1-2 части или 3-4-части либо

Концерт 1часть или 2 и 3 части,

Две разнохарактерные пьесы

13

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Валентини В.

Соната ля минор, две части

Глиэр Р. Andante

Рамо Ж.Ф. Тамбурин

Вариант 2

Вивальди А. Концерт g moll: 1 часть

Прокофьев С. Русский танец

Верачини Ф. Largo

Вариант 3

Гендель Г.Ф.

Соната Ми мажор: 1,2 части

Шер А. Бабочки

Корчмарев А. Испанский танец

Вариант 4

Берио Ш. Концерт № 9

Рубинштейн А. Мелодия

Венявский Г. Мазурка

Примерный репертуарный список:

1.

Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор»,

2004

2.

Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

3.

Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

4.

Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987

5.

Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

6.

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5

классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

7.

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6

классы. М., Музыка, 1987

8.

Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,

Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3,

Холлендер Г. «Легкий концерт»)

9.

Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,

1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С.

Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти

Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К.

Концерт №2: 1 часть).

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы

музыкального

исполнительства

(скрипка)»

является

приобретение

обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);

14

умений использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения

различных

жанров и стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

знаний основных средств выразительности, используемых в

музыкальном

искусстве;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль

знаний,

умений,

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные

формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить

успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету

«Основы игры

на музыкальном инструменте (скрипка)» являются:

- текущий контроль успеваемости обучающихся,

- промежуточная аттестация,

- итоговая аттестация.

Текущая

аттестация

проводится

с

целью

контроля

за

качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на

поддержание

учебной

дисциплины,

выявление

отношения

к

предмету,

на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

но сить

стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки

выставляются в журнал и дневник обучающегося.

В них учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и

во время домашней работы;

темпы продвижения.

На

основании

результатов

текущего

контроля

выводятся

четвертные

оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее

распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются технические зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а

также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в

15

концертах

приравнивается

к

выступлению

на

академическом

концерте.

Отметка,

полученная

за

концертное

исполнение,

влияет

на

четвертную,

годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При

прохождении

итоговой

аттестации

выпускник

должен

продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными

требованиями. Исполняется произведение крупной формы (концерт I,II-III ч.,

Вариации или Соната I-II,III-IV ч.) и две разнохарактерные пьесы.

Критерии оценки

Критерии

оценки

качества

подготовки

обучающегося

позволяют

определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным

критерием

оценок

обучающегося,

осваивающего

общеразвивающую

программу,

является

грамотное

исполнение

авторского

текста, художественная выразительность, владение техническими приемами

игры на инструменте.

При

оценивании

обучающегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

музыкально-исполнительской деятельности;

степень

продвижения

обучающегося,

успешность

личностных

достижений.

По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

п р е д у с м а т р и в а е т

и с п о л н е н и е

п р о г р а м м ы ,

соответствующей году обучения, наизусть, выразительно;

отличное

знание

текста,

владение

необходимыми

т ехнич е ск ими

приемами,

ш т рихами;

хо р о ш е е

звукоизвлечение,

понимание

стиля

исполняемого

произведения; использование художественно оправданных

техниче ских

приемов,

позволяющих

с о зд а в ат ь

художественный

образ,

соответствующий

авторскому

замыслу

4 («хорошо»)

программа

соответствует

году

обучения,

грамотное

исполнение с наличием мелких технических недочетов,

небольшое

несоответствие

темпа,

недо ст аточно

убедительное

доне с ение

образа

и с п ол н я е м о го

произведения

16

3 («удовлетворительно»)

программа

не

соответствует

году

обучения,

при

исполнении

обнаружено

плохое

знание

нотного

текста,

технические ошибки, характер произведения не выявлен

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

В а ж н е й ш и е

п ед а го г и ч е с к и е

п р и н ц и п ы

п о с т е п е н н о с т и

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровень подготовки.

Первые

уроки

с

начинающим,

посвящаются

развитию

музыкальных

данных, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом. Очень

важно правильно подобрать инструмент, соответствующий по размеру.

В

начале

идет

работа

над

правильным

положением

корпуса,

инструмента и смычка, освоение целесообразных движений, затем идёт работа

над звукоизвлечением на открытых струнах, начиная с ля и ре. Параллельно с

этим следует работать над постановкой и элементарными движениями пальцев

левой руки. Извлечение звука щипком (пиццикато). Как только обучающийся

приступают

к

звукоизвлечению,

рекомендуется

сопровождать

его

игру

на

фортепиано или исполнением партии 2-ой скрипки.

Одним из важных разделов является изучение художественного

репертуара. Изучаемые произведения должны быть разнообразными по стилю,

форме

и

содержанию.

Программа

предусматривает

изучение

произведений

крупной

и

малой

формы.

Целесообразно

ознакомление

обучающегося

с

изучаемым музыкальным произведением в исполнении педагога или другого

квалифицированного исполнителя. Развитие техники должно осуществляться в

процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию техники

способствует

регулярная

работа

над

гаммами,

арпеджио,

упражнениями

и

этюдами

следует

добиваться

интонационной

точности,

ровности

звучания,

устойчивого

ритма,

плавности

движения

смычка

рационального

его

распределения,

свободной

смены

позиции,

пальцевой

четкости.

Одним

из

важнейших элементов техники скрипача является хорошее знание позиций и

их соединение. Изучение двойных нот начинается со 2 класса – это усвоение

навыков звукоизвлечений по двум открытым струнам формирование слуховых

представлений

о

звучании

интервала

квинты,

что

одновременно

является

подготовкой

учащегося

к

усвоению

навыков

настройки

инструмента.

К

усвоению навыков вибрации целесообразно приступить когда учащийся усвоит

необходимые

постановочные

и

двигательные

навыки,

изучит

первые

три

позиции.

Наиболее

эффективным

и

действенным

средством

улучшения

качества

вибрации

является

работа

над

ней

в

процессе

изучения

художественного

произведения,

так

как

последнее

является

основным

побуждающим

фактором

и

наиболее

выразительному

его

исполнению.

На

17

протяжении всех лет обучения следует постоянно и тщательно работать над

качеством звукоизвлечения. Свободное движение правой руки, плавная смена

смычка, навыки исполнения длинных нот, хороший контакт волоса со струной,

равномерность

движения

смычка –

это

необходимые

условия

для

качественного звукоизвлечения и усвоения навыков исполнения кантилены. В

работе над освоением темпа и метроритмической структуры произведения

необходимо

обратить

внимание

учащегося

на

правильное

исполнение

различных

темповых

и

ритмических

обозначений,

на

понимание

их

музыкально-выразительного

значения.

Отклонение

от

указанных

автором

темповых обозначений не допустим, замедленное исполнение технических

мест

в

произведение

в

результате

неподготовленности

учащегося

неоправданно. Навыки рационального применения аппликатуры и творческий

подход

к

её

реализации

является

необходимыми

элементами

музыкально

исполнительского

развития

обучающегося.

Выбор

аппликатуры

должен

определяться

не

только

удобством

её

применения,

но

главным

образом

задачами

музыкально-выразительного

исполнения.

Большое

значение

для

музыкального развития обучающегося имеет работа с аккомпанементом.

Организация домашних занятий

Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной

организации их самостоятельных домашних занятий.

Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом

времени, необходимого для приготовления задания по общеобразовательным,

музыкально-теоретическим предметам и по специальности, не допуская при

этом перегрузок.

Очень важно научить обучающихся рационально использовать время,

отведённое для самостоятельных домашних занятий.

Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы

рекомендуется

начинать

с

разбора

музыкального

материала

на

уроке

под

руководством

педагога.

При

этом

педагог

должен

прививать

ученику

сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с тем, чтобы

продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.

Особо важное значение в организации домашних занятий имеют четко

сформулированные задания, записанные педагогом или обучающимся

(преимущественно

в

старших

классах)

в

дневник.

Систематическое

и

профессионально

грамотное

ведение

дневника

обучающегося

одно

из

условий,

обеспечивающих

эффективность

домашней

работы.

Успех

в

организации и проведении домашних занятий в значительной степени зависит

от привлечения и содействия родителей.

Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые

годы

обучения

в

ДМШ),

предоставлены

сами

себе

и

не

находятся

под

наблюдением

контролем

родных,

занятия

в

музыкальной

школе

мало

эффективны.

18

Систематические

беседы

педагога

и

постоянные

консультации,

даваемые

родителям,

несомненно,

помогут

повысить

качество

выполнения

домашних заданий.

Путь развития ребенка определяется лишь в процессе занятий, поэтому

пед а гогич е с кие

т ре б ова ния

к

уч е ника м

д олжны

б ыт ь

с т р о г о

дифференцированы.

Недопустимо

включать

в

индивидуальный

план

произведения,

превышающие

музыкально-исполнительские

возможности

учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.

В ДМШ обучаются дети самых различных музыкальных способностей,

поэтому

допускается

включать

в

индивидуальные

планы

произведения

предыдущего класса.

Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих

хорошими

данными,

могут

быть

включены

отдельные

произведения

из

репертуара следующего класса.

Для

расширения

музыкального

кругозора

обучающихся

помимо

произведений, детально изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью

ознакомления включается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается

различная степень завершенности над ним.

Методические и справочные пособия

1. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей

под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981

2. Гинзбург Л. Работа над музыкальным произведением. Методические

очерки. – М., 1981

3. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -

Москва, 2007

4. Яньшинов А. Техника смычка. Руководство для выработки штрих - М.,

1963

5. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983

19



В раздел образования