Автор: Яковлева Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа №135"
Населённый пункт: город Можайск- 10
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"
Раздел: начальное образование
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
Согласовано
Директор школы №135
____________ Е. Полянина
«____ » _________2015г.
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «Сочинение «Новогодняя сказка»
2015
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «Сочинение Новогодняя сказка»
Педагогические технологии, применяемые на уроке
Наименование
современных
образова-
тельных
технологий,
применяемых
в
УВП
Этапы урока, на которых технология при-
меняется
1
Технология критического мышления
Этап актуализации знаний и их обобще-
ние.
2
Технология проблемного обучения
Этап
работы
по
сюжетным
картинкам.
Определение целей и задач
3
Информационно – коммуникативные тех-
нологии
Этап решения учебных задач с помощью
презентации и слайдов
4
Технология
личности
ориентированного
обучения
Этап деятельности над построением тек-
ста
5
Технология
перспективного
опережаю-
щего обучения
Этап
формирование
умения
строить
текст
в
определенной
композиционной
форме
Методическая цель урока: показать технологию личностно – ориентированного обуче-
ния.
Планируемые результаты урока:
Личностные: воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетические чув-
ства, любовь к родной природе.
Предметные: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме,
определять основную мысль сочинения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать и обосновывать выводы; проявлять готовность к сотруд-
ничеству.
Познавательные: использовать источники информации; определять их последователь-
ность.
Коммуникативные: проявлять готовность к сотрудничеству, овладеть навыком смыслово-
го чтения.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – сочинение.
Материальное
обеспечение: презентации
к
уроку,
нарисованные
картинки,
карточки со словарной работой, книжка А. Барто со стихотворением «Дело было в
январе».
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.
Форма организации познавательной деятельности: коллективно–творческая.
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент. Объявление темы урока.
2.Повторение.
- Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим).
- Для чего нужна речь? (Чтобы общаться).
- Какая бывает речь? (Устная и письменная).
- Из чего состоит речь? (Из предложений).
- Что выражает предложение? (Законченную мысль).
- Из чего состоит предложение? (Из слов).
3.На доске группа слов:
В, ЖИЛИ, ВЕСЁЛЫЕ, ЛЕСУ, ЗАЙЦЫ
(Дети успешно составляют свои предложения)
3.Беседа:
- О ком говорится в предложении (О зайцах).
- Что о них говорится? (Что они жили в лесу).
- Можно ли узнать, что с ними происходило? (Нет, нужно составить несколько по-
следовательных предложений, т. е. составить текст).
- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, запи-
санных в строгом порядке).
Если предложения связаны по смыслу, то у них есть общая тема.
- Что такое тема? (Тема – это о ком или о чем говорится в тексте).
- Какова наша тема? (Зайцы).
О зайцах можно много писать.
- Что дальше мы должны определить? (Главную мысль).
- Что такое главная мысль? (Главная мысль – это то, что говорится в тексте о пред-
мете).
Мы должны определить, что именно будем писать о зайцах.
(Вывешиваются три картинки)
(На первой картинке зайцы в лесу украшают ёлку, на второй – волки показались
вдалеке, на третьей – зайцы сидят на ёлке, а волки внизу чешут головы лапами).
4.Физминутка.
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Прыг-скок, прыг- скок. Начинается урок.(Имитируются движения зайчика)
5.Беседа (продолжение)
1-я картинка вывешивается
- Кого видим? (Зайцев).
- Что они делают? (Наряжают ёлку).
- Когда ёлку наряжают? (Под Новый год).
- Что вешают зайцы на ёлку? (Морковь, капусту).
Появляется вторая картинка
- Кто появился? (Волки).
- Как вы думаете, что же делать зайцам? (Ответы детей).
Появляется третья картинка
- Что сделали зайцы? (Забрались на ёлку).
- Почему волки чешут головы лапой? (Удивляются).
- На что похожи зайцы? (На ёлочные украшения).
- Какова же главная мысль нашего будущего рассказа? (Хитрые зайцы обманули
волков).
Главная мысль видна часто уже в названии рассказа. На самом деле могло та-
кое произойти? (Нет). Значит это сказочный сюжет.
Давайте подберём варианты названий: «Зимняя сказка»
«Новогодняя сказка»
- Сколько мы использовали картинок? (Три, несколько).
Следовательно текст будет повествовательный, т. к. рассказываем о последователь-
ных действиях.
- А при описании сколько требуется картинок? (Достаточно одной).
- А при рассуждении? (Можно совсем обойтись без картинок).
Давайте вспомним схему текста – повествования.
1. Завязка действия.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4. Заключение.
По этой схеме коллективно составляют план и записывают его в тетрадях.
1. Зайцы наряжали ёлку.
2. Волки.
3. Повисли, как игрушки.
4. Обманули.
6.Для написания сочинения нам понадобятся опорные слова.
- Что такое опорные слова? (Опорные слова – это слова, по которым можно соста-
вить связный текст).
При составлении текста – повествования основными словами – помощниками яв-
ляются глаголы, слова, обозначающие последовательные действия.
Слова записываются на доску постепенно. При подборе опорных слов обяза-
тельно идет орфографическая работа.
I. под Новый год
решили нарядить
развесил
принесла
II. из – за горы
показались
Что делать?
испугались
III. прыгнули
прижали
повисли
удивились
IY. решили
подумали, что…
украшенная
Ай да зайцы!
обманули
(Можно обговорить содержание каждой части отдельно, выписать на доску опор-
ные слова и часть писать сразу), писать сразу после обсуждения или устно соста-
вить весь текст, подобрать опорные слова ко всем четырем частям. Потом весь
текст ребята пишут самостоятельно.(Приложение 5)
7.
Все вместе пишем вступительное предложение. Так как это сказка, то дети
пишут: «Жили – были в лесу весёлые зайцы».
Самостоятельная работа. Дети пишут свои сказки – сочинения.
8.После того как дети написали свои сказки. Учитель поясняет, что писать сочине-
ния можно не только в прозе, но и в стихах. Чтение стихотворения А. Барто «Дело
было в январе».
Дело было в январе.
Стояла ёлка на горе.
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как – то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречает волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы к волку?
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе,
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.
9. Итоги урока.
10.Рефлексия.
Дети по желанию читают свои рассказы. Определяют своё эмоциональное состоя-
ние на уроке.
Учитель благодарит детей за плодотворный урок.
С О Ч И Н Е Н И Е (примерное)
Новогодняя сказка
1. Жили – были в лесу весёлые зайцы. Дело было под Новый год. Решили они наря-
дить ёлку. Заяц повесил морковку, а зайчиха принесла капусту.
2. Вдруг из – за горы показались злые волки. Что делать? Бедные зайчики очень ис-
пугались.
3. Они прыгнули на ёлку. Прижали ушки и повисли как ёлочные игрушки. Очень
удивились волки.
4. Они решили, что на горе стоит украшенная ёлка. Обманули волков. Ай да зайцы!