Напоминание

Сочинение "Новогодняя сказка"


Автор: Яковлева Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа №135"
Населённый пункт: город Можайск- 10
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"
Раздел: начальное образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135»

Согласовано

Директор школы №135

____________ Е. Полянина

«____ » _________2015г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «Сочинение «Новогодняя сказка»

2015

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «Сочинение Новогодняя сказка»

Педагогические технологии, применяемые на уроке

Наименование

современных

образова-

тельных

технологий,

применяемых

в

УВП

Этапы урока, на которых технология при-

меняется

1

Технология критического мышления

Этап актуализации знаний и их обобще-

ние.

2

Технология проблемного обучения

Этап

работы

по

сюжетным

картинкам.

Определение целей и задач

3

Информационно – коммуникативные тех-

нологии

Этап решения учебных задач с помощью

презентации и слайдов

4

Технология

личности

ориентированного

обучения

Этап деятельности над построением тек-

ста

5

Технология

перспективного

опережаю-

щего обучения

Этап

формирование

умения

строить

текст

в

определенной

композиционной

форме

Методическая цель урока: показать технологию личностно – ориентированного обуче-

ния.

Планируемые результаты урока:

Личностные: воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетические чув-

ства, любовь к родной природе.

Предметные: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме,

определять основную мысль сочинения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и обосновывать выводы; проявлять готовность к сотруд-

ничеству.

Познавательные: использовать источники информации; определять их последователь-

ность.

Коммуникативные: проявлять готовность к сотрудничеству, овладеть навыком смыслово-

го чтения.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – сочинение.

Материальное

обеспечение: презентации

к

уроку,

нарисованные

картинки,

карточки со словарной работой, книжка А. Барто со стихотворением «Дело было в

январе».

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.

Форма организации познавательной деятельности: коллективнотворческая.

ХОД УРОКА.

1.Оргмомент. Объявление темы урока.

2.Повторение.

- Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим).

- Для чего нужна речь? (Чтобы общаться).

- Какая бывает речь? (Устная и письменная).

- Из чего состоит речь? (Из предложений).

- Что выражает предложение? (Законченную мысль).

- Из чего состоит предложение? (Из слов).

3.На доске группа слов:

В, ЖИЛИ, ВЕСЁЛЫЕ, ЛЕСУ, ЗАЙЦЫ

(Дети успешно составляют свои предложения)

3.Беседа:

- О ком говорится в предложении (О зайцах).

- Что о них говорится? (Что они жили в лесу).

- Можно ли узнать, что с ними происходило? (Нет, нужно составить несколько по-

следовательных предложений, т. е. составить текст).

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, запи-

санных в строгом порядке).

Если предложения связаны по смыслу, то у них есть общая тема.

- Что такое тема? (Тема – это о ком или о чем говорится в тексте).

- Какова наша тема? (Зайцы).

О зайцах можно много писать.

- Что дальше мы должны определить? (Главную мысль).

- Что такое главная мысль? (Главная мысль – это то, что говорится в тексте о пред-

мете).

Мы должны определить, что именно будем писать о зайцах.

(Вывешиваются три картинки)

(На первой картинке зайцы в лесу украшают ёлку, на второй – волки показались

вдалеке, на третьей – зайцы сидят на ёлке, а волки внизу чешут головы лапами).

4.Физминутка.

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Прыг-скок, прыг- скок. Начинается урок.(Имитируются движения зайчика)

5.Беседа (продолжение)

1-я картинка вывешивается

- Кого видим? (Зайцев).

- Что они делают? (Наряжают ёлку).

- Когда ёлку наряжают? (Под Новый год).

- Что вешают зайцы на ёлку? (Морковь, капусту).

Появляется вторая картинка

- Кто появился? (Волки).

- Как вы думаете, что же делать зайцам? (Ответы детей).

Появляется третья картинка

- Что сделали зайцы? (Забрались на ёлку).

- Почему волки чешут головы лапой? (Удивляются).

- На что похожи зайцы? (На ёлочные украшения).

- Какова же главная мысль нашего будущего рассказа? (Хитрые зайцы обманули

волков).

Главная мысль видна часто уже в названии рассказа. На самом деле могло та-

кое произойти? (Нет). Значит это сказочный сюжет.

Давайте подберём варианты названий: «Зимняя сказка»

«Новогодняя сказка»

- Сколько мы использовали картинок? (Три, несколько).

Следовательно текст будет повествовательный, т. к. рассказываем о последователь-

ных действиях.

- А при описании сколько требуется картинок? (Достаточно одной).

- А при рассуждении? (Можно совсем обойтись без картинок).

Давайте вспомним схему текста – повествования.

1. Завязка действия.

2. Развитие действия.

3. Кульминация.

4. Заключение.

По этой схеме коллективно составляют план и записывают его в тетрадях.

1. Зайцы наряжали ёлку.

2. Волки.

3. Повисли, как игрушки.

4. Обманули.

6.Для написания сочинения нам понадобятся опорные слова.

- Что такое опорные слова? (Опорные слова – это слова, по которым можно соста-

вить связный текст).

При составлении текста – повествования основными словами – помощниками яв-

ляются глаголы, слова, обозначающие последовательные действия.

Слова записываются на доску постепенно. При подборе опорных слов обяза-

тельно идет орфографическая работа.

I. под Новый год

решили нарядить

развесил

принесла

II. из – за горы

показались

Что делать?

испугались

III. прыгнули

прижали

повисли

удивились

IY. решили

подумали, что…

украшенная

Ай да зайцы!

обманули

(Можно обговорить содержание каждой части отдельно, выписать на доску опор-

ные слова и часть писать сразу), писать сразу после обсуждения или устно соста-

вить весь текст, подобрать опорные слова ко всем четырем частям. Потом весь

текст ребята пишут самостоятельно.(Приложение 5)

7.

Все вместе пишем вступительное предложение. Так как это сказка, то дети

пишут: «Жили – были в лесу весёлые зайцы».

Самостоятельная работа. Дети пишут свои сказки – сочинения.

8.После того как дети написали свои сказки. Учитель поясняет, что писать сочине-

ния можно не только в прозе, но и в стихах. Чтение стихотворения А. Барто «Дело

было в январе».

Дело было в январе.

Стояла ёлка на горе.

А возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Вот как – то раз

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречает волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы к волку?

Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат.

Обманули волка.

Дело было в январе,

Подумал он, что на горе

Украшенная ёлка.

9. Итоги урока.

10.Рефлексия.

Дети по желанию читают свои рассказы. Определяют своё эмоциональное состоя-

ние на уроке.

Учитель благодарит детей за плодотворный урок.

С О Ч И Н Е Н И Е (примерное)

Новогодняя сказка

1. Жили – были в лесу весёлые зайцы. Дело было под Новый год. Решили они наря-

дить ёлку. Заяц повесил морковку, а зайчиха принесла капусту.

2. Вдруг из – за горы показались злые волки. Что делать? Бедные зайчики очень ис-

пугались.

3. Они прыгнули на ёлку. Прижали ушки и повисли как ёлочные игрушки. Очень

удивились волки.

4. Они решили, что на горе стоит украшенная ёлка. Обманули волков. Ай да зайцы!



В раздел образования