Напоминание

"Творческая самореализация обучающихся как способ повышения интереса к исследовательской деятельности"


Авторы: Мелконян Жанета Амазасповна, Петрова Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Кропоткин
Наименование материала: статья
Тема: "Творческая самореализация обучающихся как способ повышения интереса к исследовательской деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Творческая самореализация обучающихся как способ повышения

интереса к исследовательской деятельности»

Есть

возраст,

в

котором

почти

каждый

обучающийся

хочет

стать

ученым,

исследователем. Это время, когда занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она

кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во

взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить обучающимся заняться настоящей

научной

деятельностью,

мы

почти

наверняка

спасем

их

от

равнодушия

к

сухим

дисциплинам.

Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность обучающихся

– не альтернатива учебной программе, это как раз наоборот тот “ витамин” интереса к науке,

которого часто не хватает в учебном заведении.

Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от

учебного заведения “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы,

но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую

науку непереносимо скучной, лишая обучающихся всякой инициативы и самостоятельного

поиска.

Как

преодолеть

этот

барьер?

Как

внести

в

жизнь

студентов

азарт

ученых-

первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая

часть образования, ведущая к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и

пойдет речь в данной работе.

Учебный процесс в учебном заведении необходимо перестроить с учетом включения

элементов исследовательской деятельности к традиционным методам обучения на примере

отношения

к

педагогическим

вопросам:

“...Педагогические

вопросы

весьма

сильно

отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на свой вопрос, и

ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый преподавателем, у него уже

в голове имеется. В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель

знает

ответ

и

все-таки

спрашивает,

то

его

педагогический

вопрос

есть

своего

рода

педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а

старается угадать тот ответ, который имеется в голове преподавателя”

Принципиально

отличным от этого является исследовательская деятельность обучающихся. В этом случае и

педагог, и обучающийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата

работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу,

проверяют

ее,

делают

выводы

и

т.д.

Эта

деятельность

в

полном

смысле

является

сотворчеством педагога и учащегося.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале

должен

моделировать

процесс

научного

исследования,

поиска

новых

знаний.

Исследовательская деятельность обучающихся является формой образовательного процесса,

поэтому для характеристики такого рода деятельности обучающегося часто употребляется

понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации

учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой,

исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки,

техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного

исследования:

постановку

проблемы,

ознакомление

с

литературой

по

данной

проблеме,

овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и

выводы.

Для

определения

эффективности

учебно-исследовательской

деятельности

мы

сравнили

олимпиаду

и

научную

конференцию

(как

форму

подведения

итогов

исследовательской

деятельности)

по

ряду

параметров,

что

выявило

необходимость

перестройки

учебного

процесса

с

учетом

включения

элементов

исследовательской

деятельности. Отметим основные факторы ведущие к таким выводам.

Одним

из

таких

параметров

нами

был

выбран

образовательный

результат.

Для

олимпиад

это

развитие

познавательных,

эвристических

способностей обучающихся,

углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи

повышенной сложности за пределами программы и другое. Для участников конференций

помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя.

Студенты – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные

задачи, они выполняют реальное научное исследование в той или иной области науки,

техники, искусства.

Сравнительный

анализ

олимпиад

и

конференций

показал,

что

принципиально

отличается

характер

предшествующей

до

олимпиады

или

конференции

учебной

деятельности обучающихся

в каждом случае. Для того чтобы успешно выступить на

олимпиаде,

необходимо

глубоко

изучить

предмет,

решить

большое

число

повышенной

сложности задач и т.п. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо

заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести

серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования,

изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные

методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом

уже суметь выступить с ней на конференции.

Исследование

показало,

что

различен

и

уровень

усвоения

опыта.

Для

олимпиад

характерен

эвристический

уровень:

обучающийся

может

применить

ранее

освоенные

действия

для

решения

нетиповой

задачи,

при

этом

он

получает

субъективно

новую

информацию.

Для

конференций

креативный

уровень:

обучающийся

при

выполнении

исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

Конечный

результат,

продукт

деятельности

обучающегося

на

олимпиаде

выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для

жюри. Он обладает субъективной новизной. В исследовательской деятельности – это научная

работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе

самой

деятельности

обучающегося.

Заранее

результаты

никому

не

известны.

Конечный

творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, этот продукт (научная,

творческая работа) обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой,

практической ценностью.

Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.

Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении

знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую

работу и т.п.).

Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом

случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”,

сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).

Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый,

“решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в

решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к

конференции – научный руководитель.

Таким

образом,

в

ходе

проблемного

анализа

возникла

необходимость

создания

условий для творческой самореализации обучающихся, приобщение их к исследовательской

деятельности в различных областях науки.



В раздел образования