Авторы: Мелконян Жанета Амазасповна, Петрова Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Кропоткин
Наименование материала: статья
Тема: "Творческая самореализация обучающихся как способ повышения интереса к исследовательской деятельности"
Раздел: среднее профессиональное
«Творческая самореализация обучающихся как способ повышения
интереса к исследовательской деятельности»
Есть
возраст,
в
котором
почти
каждый
обучающийся
хочет
стать
ученым,
исследователем. Это время, когда занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она
кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во
взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить обучающимся заняться настоящей
научной
деятельностью,
мы
почти
наверняка
спасем
их
от
равнодушия
к
сухим
дисциплинам.
Мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность обучающихся
– не альтернатива учебной программе, это как раз наоборот тот “ витамин” интереса к науке,
которого часто не хватает в учебном заведении.
Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от
учебного заведения “на стороне”. Они не вписаны не только в учебные планы и программы,
но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую
науку непереносимо скучной, лишая обучающихся всякой инициативы и самостоятельного
поиска.
Как
преодолеть
этот
барьер?
Как
внести
в
жизнь
студентов
азарт
ученых-
первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая
часть образования, ведущая к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и
пойдет речь в данной работе.
Учебный процесс в учебном заведении необходимо перестроить с учетом включения
элементов исследовательской деятельности к традиционным методам обучения на примере
отношения
к
педагогическим
вопросам:
“...Педагогические
вопросы
весьма
сильно
отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на свой вопрос, и
ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый преподавателем, у него уже
в голове имеется. В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель
знает
ответ
и
все-таки
спрашивает,
то
его
педагогический
вопрос
есть
своего
рода
педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а
старается угадать тот ответ, который имеется в голове преподавателя”
Принципиально
отличным от этого является исследовательская деятельность обучающихся. В этом случае и
педагог, и обучающийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата
работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу,
проверяют
ее,
делают
выводы
и
т.д.
Эта
деятельность
в
полном
смысле
является
сотворчеством педагога и учащегося.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале
должен
моделировать
процесс
научного
исследования,
поиска
новых
знаний.
Исследовательская деятельность обучающихся является формой образовательного процесса,
поэтому для характеристики такого рода деятельности обучающегося часто употребляется
понятие учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации
учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки,
техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного
исследования:
постановку
проблемы,
ознакомление
с
литературой
по
данной
проблеме,
овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и
выводы.
Для
определения
эффективности
учебно-исследовательской
деятельности
мы
сравнили
олимпиаду
и
научную
конференцию
(как
форму
подведения
итогов
исследовательской
деятельности)
по
ряду
параметров,
что
выявило
необходимость
перестройки
учебного
процесса
с
учетом
включения
элементов
исследовательской
деятельности. Отметим основные факторы ведущие к таким выводам.
Одним
из
таких
параметров
нами
был
выбран
образовательный
результат.
Для
олимпиад
–
это
развитие
познавательных,
эвристических
способностей обучающихся,
углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи
повышенной сложности за пределами программы и другое. Для участников конференций
помимо предыдущих качеств уже характерно наличие творческих качеств исследователя.
Студенты – участники конференций – уже не просто решают учебные или олимпиадные
задачи, они выполняют реальное научное исследование в той или иной области науки,
техники, искусства.
Сравнительный
анализ
олимпиад
и
конференций
показал,
что
принципиально
отличается
характер
предшествующей
до
олимпиады
или
конференции
учебной
деятельности обучающихся
в каждом случае. Для того чтобы успешно выступить на
олимпиаде,
необходимо
глубоко
изучить
предмет,
решить
большое
число
повышенной
сложности задач и т.п. Для того чтобы принять участие в научной конференции, необходимо
заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на ней, надо провести
серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования,
изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные
методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом
уже суметь выступить с ней на конференции.
Исследование
показало,
что
различен
и
уровень
усвоения
опыта.
Для
олимпиад
характерен
эвристический
уровень:
обучающийся
может
применить
ранее
освоенные
действия
для
решения
нетиповой
задачи,
при
этом
он
получает
субъективно
новую
информацию.
Для
конференций
–
креативный
уровень:
обучающийся
при
выполнении
исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.
Конечный
результат,
продукт
деятельности
обучающегося
на
олимпиаде
–
выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для
жюри. Он обладает субъективной новизной. В исследовательской деятельности – это научная
работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе
самой
деятельности
обучающегося.
Заранее
результаты
никому
не
известны.
Конечный
творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, этот продукт (научная,
творческая работа) обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой,
практической ценностью.
Коротко приведем сравнение олимпиад и конференций по другим параметрам.
Уровень развития интереса: в первом случае – познавательный (потребность в увеличении
знаний и т.п.), во втором – творческий (потребность сделать свое исследование, творческую
работу и т.п.).
Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе: в первом
случае – продуктивный (делай сам), во втором – креативный (выражение собственного “я”,
сотворчество учащегося и педагога – научного руководителя).
Роль учащегося в образовательном процессе до и во время олимпиады – обучаемый,
“решатель задач”; до и во время конференции – исследователь научной проблемы, докладчик.
Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде – “тренер” в
решении задач, роль педагога при проведении исследовательской работы и подготовке к
конференции – научный руководитель.
Таким
образом,
в
ходе
проблемного
анализа
возникла
необходимость
создания
условий для творческой самореализации обучающихся, приобщение их к исследовательской
деятельности в различных областях науки.