Авторы: Мелконян Жанета Амазасповна, Галкина Ирина Вячеславовна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Кропоткин
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий и их влияние на формирование общих и профессиональных компетенций на клинических дисциплинах
Раздел: среднее профессиональное
Использование информационных технологий и их влияние на формирование общих
и профессиональных компетенций на клинических дисциплинах
Внедрение
информационно
коммуникационных
технологий
в
учебный
процесс
-одна из основных задач,стоящих перед преподавателями всех учебных заведений нашей
страны.Перед преподавателями клинических дисциплин и профессиональных модулей,
стоит задача сделать свои темы интересными для всех студентов, привить интерес к
знаниям,
помочь
студентам
раскрыть
свои
возможности,
активизировать
их
познавательную
деятельность.
Ведь
именно
на
уроках
клинических
дисциплин
и
профессиональных
модулейреализуется
основное
направление
процесса
воспитания
в
колледже: формирование общих и профессиональных компетенций, социально активной
личности.Поиск инновационных педагогических технологий предопределил актуальность
данной темы в работе «Использование ИКТв преподавании клинических дисциплин и
профессиональных модулей»с целью повышенияуровня профессионального образования
студентов. Клинические дисциплиныидеально укладываются в компьютерные технологии
и активно используются в преподавании. Повышение эффективности обучения во многом
зависит
от
использования
на
занятиях
дидактических
материалов,
деловыхигр
и
компьютерных
технологий.
Применениеинформационныхтехнологийпри
изучении
клинических дисциплин активизируетпроцесс обучения, формируются навыки работы с
компьютером,
экономится
максимум
времени
занятия,
появляется
возможность
увеличения объема нового материала на занятии и сокращение времени на его объяснение,
сокращается
время
на
подготовку
к
занятию,
создается
возможность
выполнения
демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования. Использование
презентаций
открывает
более
широкие
возможности
для
творческого
преподавания.
Презентации,
как
наглядные
пособия,
помогают
преподавателю
излагать
учебный
материал,
развивают
навыки
наблюдения
и
запоминания
устройств
оборудования,
моделей,
обеспечивают
прочное
усвоение
студентамизнаний,
повышаютинтерес
к
изучению тем МДК. Презентации могут применяться на всех этапах при изучении, как
теории, так и при выполнении практических работ. Демонстрируемые слайды служат
образцами для правильного выполнения работы.
Для
преподавателей
клинических
дисциплин
необходимо
обладать
предметно
-углубленной
ИКТ
-компетентностью,
соответствующей
осознанному
методически
грамотному использованию ИКТ в преподавании своей дисциплины. Для того чтобы
преподаватели
имели
волю
и
желание
к
внедрению
информационныхи
коммуникационных
технологий
в
образовательный
процесс,
желание
повышать
свою
информационно
-коммуникационную
культуру
возникает
необходимость
создания
образовательной
среды,
насыщенной
аппаратными
и
программными
средствами
информационно
-коммуникационных
технологий.
Возможности
этой
среды
должны
использоваться
преподавателями
для
развития
у
студентов
информационной
компетентности
и
информационной
культуры,
для
собственного
профессионального
развития. Это важно, так как информационная компетентность студентов является одной
из
ключевых
компетентностей,
которые
призвано
формировать
образовательное
учреждение.
Современный
студент
может
по
своему
усмотрению
иллюстрировать
изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно
пересоздать
любой
текст,
полученный
из
сети,
иллюстрируя
его,
отбирая
нужные
аргументы, выстраивая их в определённую логику доказательности, отражающую его
собственную точку зрения, образ его мысли, добавить видеоролики или учебные фильмы.
Таким образом, информационные технологии органично вписываются в любую
среду
человеческой
деятельности
и
становятся
одним
из
главных
средств
адаптации
человека
к
жизни
в
информационном
обществе.
Опираясь
на
общие
методические
рекомендации
по
формированию
у
обучающихся
коммуникативных
действий,
используются элементы новых технологий. Одним из таких элементов является
использование
интерактивной
доски.
Использование
интерактивной
доски
является
эффективным средством вовлечения обучающихсяв активный процесс познания на основе
использования
интерактивных
способов
обучения,
что
позволяет
создать
условия,
способствующие формированию и развитию различных компетенций обучающихся. На
сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной
доски
является
программа
«Notebook».
Данное
программное
обеспечение
позволяет
одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами,
управляя
процессом
работы
с
помощью
указки
по
сенсорной
поверхности
доски.
Возможность
анимации,
перемещение
объектов,
изменение
и
выделение
наиболее
значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные,
аудиальные,
а
также
кинестетические
каналы
усвоения
информации,
что
особенно
актуально, именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее
эффективным.
Рассеянные
обучающиеся
лучше
воспринимают
информацию,
размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала
не
вызывает
затруднений.
В
результате
повышается
мотивация
и
активизируется
познавательная
деятельность
обучающихся.
Создание
на
занятиях
и
во
внеурочной
деятельности доброжелательной атмосферыдоверия и сотрудничества, помогает верить в
себя. Кроме того, программные оболочки «Notebook» позволяют четко структурировать
занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями,улучшает способ подачи
материала.
Страницы
можно
просматривать
в
любом
порядке,
демонстрируя
определенные
темы
и
возвращаясь
к
изученному
материалу,
а
рисунки
и
тексты
перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные
задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в
рамках обобщающего занятия. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную
проблему
раздаточного
материала.В
рамках
самообразования
разработаны
занятия
с
использованием интерактивных средств по учебной дисциплине. Необходимость создания
таких занятий–это недостаток демонстрационногои раздаточного материала, возможность
писать, заполнять документы исправлять ошибки прямо на интерактивной доске и что
очень важно –наглядность.Подготовка каждого занятия требует от преподавателя очень
большого
времени
и
творческих
усилий.
Анализ
проведенных
занятий
и
опрос
обучающихся показывает, что применение интерактивных технологий увеличивает объем
изучаемого материала, а у обучающихсяоживленныйинтерес к занятию и как следствие
лучшее усвоениематериала, все активны на занятии, улучшается психологический климат
в коллективе.
Необходимость
использования
конкретного
программного
средства
в
образовательном
учреждении
среднего
профессионального
образования
объясняется
следующими причинами:
- дефицитом качественных источников учебного материала;
- возможностью представления в мультимедийной форме информационных материалов
(таблиц, графиков, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
- необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с
целью их исследования в интерактивном режиме;
-необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
Одним
из
путей
реализации
задачи
по
использованию
информационных
технологий является разработка мультимедийной презентации для занятий клинических
дисциплин. Преподаватель работает в программе PowerPoint. Прежде чем проектировать
компьютерную презентацию занятий, педагог разбивает весь курс на модули, что дает
возможность показать, из каких учебных элементов он состоит, как они взаимосвязаны
между собой. Любой модуль должен заканчиваться контрольной акцией .С помощью
компьютерной презентации педагог транслирует весь объем материала в сжатом виде и
демонстрирует
наглядно
тесные
взаимосвязи
содержания учебных
дисциплин
между
собой.
Представление
текста
учебного
материала
на
слайдах
сопровождается
видеоматериалами, анимацией, что позволяет учащимся более глубоко проникнуть в суть
какого-либо процесса.
Таким
образом,
использование
программных
средств
учебного
назначения
положительно
влияет
на
развитие
личности
обучаемого,
обеспечивает
повышение
эффективности и качества процесса обучения, углубление межпредметных связей за счет
реализации
возможностей
электронных
образовательных
ресурсов
и
использования
современных
средств
обработки
информации,
способствует
качественной
подготовке
компетентного специалиста.