Автор: Наумова Любовь Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным слухом к самостоятельной жизни"
Раздел: дополнительное образование
Сообщение социального педагога на методическом объединении классных
руководителей по теме:
«Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным
слухом к самостоятельной жизни».
У глухих и слабослышащих учащихся ограничены возможности познания
окружающего
мира
и
нарушены
социальные
контакты
из-за
значительных
недостатков слуха.
Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным
слухом к самостоятельной жизни ведётся в следующих направлениях:
1.
Сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся,
формирование
представлений о здоровом образе жизни.
Выполняются рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-
инвалида. Прошли курс реабилитации в Областном реабилитационном центре для
детей и подростков с ограниченными возможностями г. Иркутска многие учащиеся
школы и 9 воспитанников. Были определены на лечение в Иркутскую Областную
консультативную поликлиническую больницу № 1 в психиатрическое отделение 3
воспитанника.
Областным Фондом Социального страхования были обеспечены необходимыми
средствами реабилитации: цифровыми, программируемыми слуховыми аппаратами,
индивидуальными вкладышами к ним 41 ученик, получено 76 аппаратов.
Формируются у учащихся навыки здорового образа жизни и безопасной
жизнедеятельности.
2.
Социальная
защита
учащихся
из
неблагополучных
семей.
Защита
интересов и прав детей-инвалидов.
Социальный педагог осуществляет патронаж неблагополучных семей, принимает
меры
по
охране
и
защите
прав
детства
(восстановление
жизненно-важных
документов,
закрепление
жилья
и
постановка
на
регистрационный
учёт
на
получение
жилья,
взыскание
алиментов,
прохождение
медико-социальной
экспертизы, оформление пенсий, контроль за поступлением денежных средств на
лицевые счета воспитанников, и пр.), обеспечивает выполнение программ коррекции
социального
поведения,
социальной
интеграции,
профориентации
обучающихся,
проводит просветительскую и консультативную работу по проблеме соблюдения
прав детей-инвалидов.
3.
Адаптация
воспитанников
к
новым
условиям
жизни,
воспитания
и
обучения.
Препятствиями к успешной адаптации детей с нарушениями слуха в школе-
интернате является ограничение родительской помощи ребёнку на этапе адаптации и
закрытый «интернатный» тип учреждения.
Для обеспечения успешности адаптации детей к новым условиям необходимо
учебно-воспитательный
процесс
строить,
учитывая
рекомендации
врачей,
психолога, родителей, а также индивидуальные особенности каждого ребёнка.
4.
Социализация воспитанников.
Организуется психолого-педагогическое, медико-социальное просвещение
родителей, взрослых из ближайшего окружения детей и развитие навыков общения,
формирование норм социального поведения, межличностных отношений в процессе
общения со слышащими людьми.
С этой целью реализуется две программы. Первая – «Система работы с
родителями» - направлена на объединение усилий коллектива школы и родителей
учащихся
в
создании
условий
для
формирования
личности,
сохранения
и
укрепления здоровья, социальной реабилитации и адаптации неслышащих детей в
обществе.
Вторая – «Развитие навыков общения глухих воспитанников со слышащими
людьми» - на решение задач социальной интеграции обучающихся.
Семья помогает ребёнку с нарушениями слуха адаптироваться в обществе.
Создание
в
семье
комфортной
обстановки
позволяет
ребёнку
чувствовать
себя
значимым.
Работе с семьёй придаётся большое значение. Она ведётся по следующим
направлениям:
1.
Коррекционно-консультативное направление:
- консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
- исследование детско-родительских отношений;
- коррекция неправильных типов воспитания;
2. Лекционно-просветительское направление:
- выступление специалистов на родительских собраниях;
- беседы с родителями во время проведения «круглых столов», встреч;
- проведение лекций, семинаров для родителей.
3. Популяризация знаний через средства массовой информации:
В
рамках
коррекционно-консультативного
направления
проводятся
индивидуальные консультации для родителей на психолого-медико-педагогическом
консилиуме. Родители получают информацию об особенностях развития ребёнка, об
оптимальном
для
него
образовательном
маршруте,
о
том,
как
следует
с
ним
заниматься. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и
культурный уровень, количество детей. Это делается для того, чтобы советы не
оказались
для
семьи
трудновыполнимыми
и
у
родителей
не
возникло
чувство
собственной беспомощности.
Благодаря консультированию родителей часто удаётся улучшить обстановку в
семье,
«сгладить»
многие
психологические
проблемы.
Причины
этих
проблем
должны найти и осознать родители. Искать эти причины им придётся в себе, а не в
ребёнке. Анализ деятельности родительских собраний показывает, что данный вид
взаимодействия востребован у родителей. В ходе таких встреч родители получают
ответы на волнующие их вопросы, получают советы по воспитанию детей в виде
«памяток для родителей».
Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной
социально-значимой
задачи
–
подготовку
ребёнка
с
интеллектуальной
недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе.
К сожалению, нельзя не признать, что действующая система школ-интернатов
готовит пока выпускников мало подготовленных к самостоятельной жизни.
В какой же помощи нуждается нуждается ребёнок с проблемами слуха?
Цель- вырастить из каждого учащегося достойного и полноправного гражданина
нашей страны, подготовить его к достойной самостоятельной жизни в обществе.
Главная цель школы-
эффективная
подготовка
выпускников
к
условиям
самостоятельной жизни.
Социально-педагогическая
реабилитация
детей-сирот
является
важнейшим
фактором
оптимизации
самого
педагогического
процесса,
охватывающего
все
аспекты школьного, дополнительного образования и быта детей.
Решить вопросы социализации учащихся.
Это прежде всего:
- формирование навыков и потребности в труде, потребности занимать достойное
место в обществе;
- управление личностными мотивами поведения;
- расширение и совершенствование круга культурных потребностей;
- воспитание умения анализировать собственную деятельность;
- формирование стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до
конца;
- развитие стремления к познанию окружающего мира;
- корригирование психических процессов;
- совершенствование умения руководствоваться перспективными мотивами;
- исправление искажённого представления о жизни и др.
Воспитывая
доброго,
ответственного
и
коммуникативного
человека,
мы
воспитываем
хорошего
гражданина
и
хорошего
семьянина,
что
и
составляет
конечную цель всего воспитательного процесса.
Радуют педагогов школы-интерната наши выпускники. Покинув за последние три
года родную школу: 32 выпускника - 89 % юношей и девушек ведут достойный
образ
жизни,
получают
образование.
20
выпускников
-
56
%
полностью
адаптировались
к
непростым
условиям
самостоятельной
жизни,
получили
образование, многие трудоустроились.
Интеграция выпускников за три года.
Год
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Всего за три
года
Количество выпускников
19 чел.
-
17 чел.
36 чел.
Из них сирот
1 чел.
-
1 чел.
2 чел.
Глухих
6 чел.
-
5 чел.
11 чел.
Слабослышащих
13 чел.
-
12 чел.
25 чел.
Обучается в СПУ
15 чел.-79 %
-
15 чел.-88% 30 чел.-83%
Обучается в колледжах
1 чел.-5 %
-
1 чел.-6 %
2 чел.-6 %
По линии собеса
-
-
-
-
Нигде не учатся
(находятся дома)
3 чел.- 16 %
-
1 чел.-6 %
4 чел.-11 %
Выпускникам оказывается помощь в выборе профессии, знакомятся с условиями
приёма в учебные заведения для инвалидов по слуху, готовится пакет документов
для поступления на учёбу.
Несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние
годы, обеспечивающих права семей и
детей, необходимо разработать меры по
гарантированному
трудоустройству
и
дальнейшему
образованию
выпускников
интернатных
учреждений;
гарантирующих
психолого-педагогическое,
медико-
социальное сопровождение развития детей, их социальную адаптацию и подготовку
к вступлению в самостоятельную жизнь.
ОГС (К) ОУ школа-интернат I и II видов г. Черемхово
Сообщение
на производственном собрании на тему:
«Социально-педагогическая работа по
подготовке учащихся с нарушенным
слухом к самостоятельной жизни».
Подготовила и выступила
социальный педагог:
Наумова Л.И.
2008 год.