Напоминание

"Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным слухом к самостоятельной жизни"


Автор: Наумова Любовь Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным слухом к самостоятельной жизни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сообщение социального педагога на методическом объединении классных

руководителей по теме:

«Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным

слухом к самостоятельной жизни».

У глухих и слабослышащих учащихся ограничены возможности познания

окружающего

мира

и

нарушены

социальные

контакты

из-за

значительных

недостатков слуха.

Социально-педагогическая работа по подготовке учащихся с нарушенным

слухом к самостоятельной жизни ведётся в следующих направлениях:

1.

Сохранение

и

укрепление

здоровья

учащихся,

формирование

представлений о здоровом образе жизни.

Выполняются рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-

инвалида. Прошли курс реабилитации в Областном реабилитационном центре для

детей и подростков с ограниченными возможностями г. Иркутска многие учащиеся

школы и 9 воспитанников. Были определены на лечение в Иркутскую Областную

консультативную поликлиническую больницу № 1 в психиатрическое отделение 3

воспитанника.

Областным Фондом Социального страхования были обеспечены необходимыми

средствами реабилитации: цифровыми, программируемыми слуховыми аппаратами,

индивидуальными вкладышами к ним 41 ученик, получено 76 аппаратов.

Формируются у учащихся навыки здорового образа жизни и безопасной

жизнедеятельности.

2.

Социальная

защита

учащихся

из

неблагополучных

семей.

Защита

интересов и прав детей-инвалидов.

Социальный педагог осуществляет патронаж неблагополучных семей, принимает

меры

по

охране

и

защите

прав

детства

(восстановление

жизненно-важных

документов,

закрепление

жилья

и

постановка

на

регистрационный

учёт

на

получение

жилья,

взыскание

алиментов,

прохождение

медико-социальной

экспертизы, оформление пенсий, контроль за поступлением денежных средств на

лицевые счета воспитанников, и пр.), обеспечивает выполнение программ коррекции

социального

поведения,

социальной

интеграции,

профориентации

обучающихся,

проводит просветительскую и консультативную работу по проблеме соблюдения

прав детей-инвалидов.

3.

Адаптация

воспитанников

к

новым

условиям

жизни,

воспитания

и

обучения.

Препятствиями к успешной адаптации детей с нарушениями слуха в школе-

интернате является ограничение родительской помощи ребёнку на этапе адаптации и

закрытый «интернатный» тип учреждения.

Для обеспечения успешности адаптации детей к новым условиям необходимо

учебно-воспитательный

процесс

строить,

учитывая

рекомендации

врачей,

психолога, родителей, а также индивидуальные особенности каждого ребёнка.

4.

Социализация воспитанников.

Организуется психолого-педагогическое, медико-социальное просвещение

родителей, взрослых из ближайшего окружения детей и развитие навыков общения,

формирование норм социального поведения, межличностных отношений в процессе

общения со слышащими людьми.

С этой целью реализуется две программы. Первая – «Система работы с

родителями» - направлена на объединение усилий коллектива школы и родителей

учащихся

в

создании

условий

для

формирования

личности,

сохранения

и

укрепления здоровья, социальной реабилитации и адаптации неслышащих детей в

обществе.

Вторая – «Развитие навыков общения глухих воспитанников со слышащими

людьми» - на решение задач социальной интеграции обучающихся.

Семья помогает ребёнку с нарушениями слуха адаптироваться в обществе.

Создание

в

семье

комфортной

обстановки

позволяет

ребёнку

чувствовать

себя

значимым.

Работе с семьёй придаётся большое значение. Она ведётся по следующим

направлениям:

1.

Коррекционно-консультативное направление:

- консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

- исследование детско-родительских отношений;

- коррекция неправильных типов воспитания;

2. Лекционно-просветительское направление:

- выступление специалистов на родительских собраниях;

- беседы с родителями во время проведения «круглых столов», встреч;

- проведение лекций, семинаров для родителей.

3. Популяризация знаний через средства массовой информации:

В

рамках

коррекционно-консультативного

направления

проводятся

индивидуальные консультации для родителей на психолого-медико-педагогическом

консилиуме. Родители получают информацию об особенностях развития ребёнка, об

оптимальном

для

него

образовательном

маршруте,

о

том,

как

следует

с

ним

заниматься. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и

культурный уровень, количество детей. Это делается для того, чтобы советы не

оказались

для

семьи

трудновыполнимыми

и

у

родителей

не

возникло

чувство

собственной беспомощности.

Благодаря консультированию родителей часто удаётся улучшить обстановку в

семье,

«сгладить»

многие

психологические

проблемы.

Причины

этих

проблем

должны найти и осознать родители. Искать эти причины им придётся в себе, а не в

ребёнке. Анализ деятельности родительских собраний показывает, что данный вид

взаимодействия востребован у родителей. В ходе таких встреч родители получают

ответы на волнующие их вопросы, получают советы по воспитанию детей в виде

«памяток для родителей».

Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной

социально-значимой

задачи

подготовку

ребёнка

с

интеллектуальной

недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе.

К сожалению, нельзя не признать, что действующая система школ-интернатов

готовит пока выпускников мало подготовленных к самостоятельной жизни.

В какой же помощи нуждается нуждается ребёнок с проблемами слуха?

Цель- вырастить из каждого учащегося достойного и полноправного гражданина

нашей страны, подготовить его к достойной самостоятельной жизни в обществе.

Главная цель школы-

эффективная

подготовка

выпускников

к

условиям

самостоятельной жизни.

Социально-педагогическая

реабилитация

детей-сирот

является

важнейшим

фактором

оптимизации

самого

педагогического

процесса,

охватывающего

все

аспекты школьного, дополнительного образования и быта детей.

Решить вопросы социализации учащихся.

Это прежде всего:

- формирование навыков и потребности в труде, потребности занимать достойное

место в обществе;

- управление личностными мотивами поведения;

- расширение и совершенствование круга культурных потребностей;

- воспитание умения анализировать собственную деятельность;

- формирование стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до

конца;

- развитие стремления к познанию окружающего мира;

- корригирование психических процессов;

- совершенствование умения руководствоваться перспективными мотивами;

- исправление искажённого представления о жизни и др.

Воспитывая

доброго,

ответственного

и

коммуникативного

человека,

мы

воспитываем

хорошего

гражданина

и

хорошего

семьянина,

что

и

составляет

конечную цель всего воспитательного процесса.

Радуют педагогов школы-интерната наши выпускники. Покинув за последние три

года родную школу: 32 выпускника - 89 % юношей и девушек ведут достойный

образ

жизни,

получают

образование.

20

выпускников

-

56

%

полностью

адаптировались

к

непростым

условиям

самостоятельной

жизни,

получили

образование, многие трудоустроились.

Интеграция выпускников за три года.

Год

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Всего за три

года

Количество выпускников

19 чел.

-

17 чел.

36 чел.

Из них сирот

1 чел.

-

1 чел.

2 чел.

Глухих

6 чел.

-

5 чел.

11 чел.

Слабослышащих

13 чел.

-

12 чел.

25 чел.

Обучается в СПУ

15 чел.-79 %

-

15 чел.-88% 30 чел.-83%

Обучается в колледжах

1 чел.-5 %

-

1 чел.-6 %

2 чел.-6 %

По линии собеса

-

-

-

-

Нигде не учатся

(находятся дома)

3 чел.- 16 %

-

1 чел.-6 %

4 чел.-11 %

Выпускникам оказывается помощь в выборе профессии, знакомятся с условиями

приёма в учебные заведения для инвалидов по слуху, готовится пакет документов

для поступления на учёбу.

Несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние

годы, обеспечивающих права семей и

детей, необходимо разработать меры по

гарантированному

трудоустройству

и

дальнейшему

образованию

выпускников

интернатных

учреждений;

гарантирующих

психолого-педагогическое,

медико-

социальное сопровождение развития детей, их социальную адаптацию и подготовку

к вступлению в самостоятельную жизнь.

ОГС (К) ОУ школа-интернат I и II видов г. Черемхово

Сообщение

на производственном собрании на тему:

«Социально-педагогическая работа по

подготовке учащихся с нарушенным

слухом к самостоятельной жизни».

Подготовила и выступила

социальный педагог:

Наумова Л.И.

2008 год.



В раздел образования