Напоминание

Тема: Согласные звуки [х],[х ʼ], буквы Хх.


Автор: Бондаренко Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: пос Новокавказский Ставропольского края
Наименование материала: урок обучения грамоте по учебнику Бетенькова Н.М.
Тема: Тема: Согласные звуки [х],[х ʼ], буквы Хх.
Раздел: начальное образование





Назад




муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9»

Конспект урока обучения грамоте по УМК «Гармония»,

автор Бетенькова Н.М.

Учитель: Бондаренко В. Н.

2016 г.

Тема: Согласные звуки [х],[х ʼ], буквы Хх.

Цель:

1.

познакомить с глухими согласными звуками [х],[х ʼ], с буквами Хх;

2.

учить читать слоги и слова с буквой «х»;

3.

совершенствовать навыки плавного слогового чтения, речь учащихся;

4.

развивать

логическое

мышление,

пространственное

воображение,

внимание, память, фантазию;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-игра.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование:

доска,

индивидуальные карточки с предложениями:

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землёй.

квадраты 10*10 см,

грамзапись «Голоса птиц»,

муляжи грибов,

карточка с буквами «Х х»,

индивидуальные и магнитные карточки-значки «Звуки гласные и

согласные»,

«Толковый словарь» В.Даль,

счётные палочки,

доска со следующим оформлением:

Ожидаемый результат:

различать согласные звуки

[х],[х ʼ],

уметь читать слова с буквами Хх;

повышение активности учащихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в

практической деятельности и повседневной жизни;

обогащение словарного запаса.

Ход урока:

I.

Организация класса.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а

помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II.

Введение в тему.

1)

Сегодня утром я получила телеграмму. Нас приглашают на прогулку,

а вот куда , мы узнаем если причитаем и отгадаем загадку:

(загадка записана на доске)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает.

- Загадку прочитает Регина.

- Итак, нас приглашают на прогулку в лес. Готовы к путешествию?

2) Игра на внимание.

Идём по тропинке (ходьба на месте)

Идём по дороге (хлопки)

Идём по кочкам (прыжки на месте)

Идём по полю (махи руками).

(

игра повторяется 2-3 раза, темп увеличивается).

3)– Пришли. Сядем на «пенёк», отдохнём. Послушаем звуки леса.

(учитель включает грамзапись «Голоса птиц», появляется Лесовичок – ученик 3

класса, вступает в разговор с первоклассниками)

- Кто это шумит у меня в лесу?

- Как ведут себя в лесу? Почему нельзя шуметь?

- В моём хозяйстве растут грибы. Посмотрите и назовите их.

(показывает муляжи грибов - подберёзовик, подосиновик, мухомор)

- Ай, да, молодцы! А теперь отгадайте мою загадку: «Проворная зверюшка

живёт в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, отыскала грибок, нанизала

на сучок, заготовила впрок». Кто это?

- Почему белка смотрит на грибы?

- Какой из этих грибов вы бы не стали рвать, ребята? Почему?

- А можно его сшибать палкой, ногой? Почему?

- Какие же вы, ребята, молодцы. Всё знаете. Может быть, ещё и стихи про

грибы наизусть расскажете?

Мадина читает стих А.Прокофьева: Шёл Егор через бор,

Видит: вырос мухомор.

«Хоть красив, а не беру»,-

Вслух сказал Егор в бору.

«Верно ты сказал, Егор»,-

Так ему ответил бор.

(Лесовичок уходит, беседу с детьми продолжает учитель)

4) Звуко-буквенный анализ слова.

- Произнесём хором слово «мухомор».

(по ходу беседы составляется схема, дети работают индивидуальными разрезными

карточками-значками, обозначающие звуки)

- Сколько в слове слогов?

- Какой слог ударный?

ʹ

- Произнесите первый слог.

- Произнесите первый звук первого слога. Дайте ему характеристику.([м]-

согласный, звонкий, твёрдый)Каким значком обозначим? ( )

-Произнесите второй звук второго слога. Дайте ему характеристику.Каким

значком обозначим?

-Мадина, проанализирует звуки второго слога.

(работа у доски с магнитными

карточками-значками).

- Третий слог проанализируйте самостоятельно. Регина работает у доски

(в ходе анализа каждого звука слова появляется следующая схема)

ʼ

- Какой новый звук услышали в слове? ([х])

5) Сообщение темы и цели урока.

- Кто уже догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

(Будем

знакомиться с новым звуком

([х])

- Что вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (

Какой буквой обозначается

этот звук и есть ли ещё похожие звуки)

- Где стоит этот звук в слове?

- В каком по счёту слоге?

- Что это за звук?

III. Работа по новой теме.

1) Фонетическая зарядка.

- Покажите, как мы смеёмся? (ха-ха)

- Какой новый звук вы слышите? Дайте ему характеристику? Каким значком

обозначим?

- Покажите, как тихо смеёмся? (хи-хи-хи)

- Есть ли здесь новый звук? Какой он? Дайте ему характеристику? Каким

значком обозначим?

- Итак, какие новые звуки встретились сегодня на уроке?

- В чём сходство звуков? В чём различие?

2) Физминутка.

-_

-_

-_

-_

-_

-_

-_

-_

А сейчас все встали. Потянулись. Повернулись. Ножками потопали. Ручками

похлопали.

А теперь листы квадратные возьмём.

Загадаю вам загадку,

Выполняйте по порядку:

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – ещё разок свернём,

На четыре – развернём.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови.

- Правильно. Это буква «Х». На что похожа эта буква?(

на доске появляется

карточка с буквой «Х»)

- «Х» на ножницы похожа (показ ножниц)

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.

- Чтобы хорошо запомнить новую букву, построим её из палочек. Молодцы.

3) Чтение слогов, слов с буквой «Х».

- На дереве выросли листочки, но не простые, а со слогами. Давайте их

прочитаем: ха, хо, хе, хи, хы, ух, ох, ах,их.

- А это, наверное, пошутил Лесовичок, он спрятал слова в траве. Читаем, что

за слова приготовил нам Лесовичок. (хомяк, ухо, уха, хрен, хор, муха, хор,

мех)

- Какое слово вам не понятно? (хомяк)

- Хомяк – маленький зверёк.

(показ иллюстрации с изображением животного)

4) Работа с текстом.

- Предлагаю прочитать хором стихотворение Лунина о хомяке.

Чтение хором.

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землёй.

- Кто догадался, как проводит зиму зверёк? Почему?

- Что такое хоромы?

-Обратимся за помощью в «Толковый словарь».

- Хоромы – жилые помещения огромного размера.

- Мадина найдёт в стихотворении слоги «хо», а Регина – слова с буквой «Х».

IV. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

V. Работа по учебнику.

- Где живёт хомяк?

- Значит хомяк – это…

(дикое животное).

- Каких ещё диких животных вы знаете? А домашних?

- На странице учебника 365 прочитаем какие звуки произносят домашние

животные?

- Вы согласны? Почему?

- А как они на самом деле кричат?

- Что произошло? Как назван текст?

- на странице 64 прочитаем слова и скажем, что можно увидеть в лесу? А что

нельзя встретить в лесу?

VI. Итог урока.

-Прогулка наша окончена, пора возвращаться в класс.

- Но сначала поделитесь своим настроением с окружающими.

- У вас на столе лежат разноцветные отрезки.

Жёлтый - мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.

Зелёный – мне понравилось на уроке.

Синий– мне сейчас грустно.

-Жёлтые отрезки – лучи солнышка, зеленые- травка, синие – капли дождя.

Прикрепите любую полоску на рисунок на доске.

-Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

- Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.

- Какую новую букву выучили? Какие звуки имеет эта буква?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

На следующем уроке мы…

- Спасибо за урок. До свидания.



В раздел образования