Напоминание

"Допрофессиональная подготовка как условие дальнейшего самоопределения детей с ОВЗ"


Автор: Пшеничникова Наталья Михайловна
Должность: заместитель директора по увр, учитель
Учебное заведение: КОГОБУШ ОВЗ № 50 города Кирова
Населённый пункт: город Киров Кировской области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Допрофессиональная подготовка как условие дальнейшего самоопределения детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 50» города

Кирова

Пшеничникова Н.М.

Заместитель директора по учебно-воспитатальной работе КОГОБУШ ОВЗ №

50» города Кирова

«Допрофессиональная подготовка как условие дальнейшего

самоопределения детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта)»

Успешная

реализация

задач,

определённых

требованиями

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС),

предполагает ориентацию школьных воспитательных систем на обеспечение

личностной, социальной

и профессиональной успешности обучающихся c

ОВЗ (нарушение интеллекта). В условиях новых требований общества к

системе

образования,

педагогический

коллектив

призван

усилить

воспитательный

потенциал

специального

образования,

обеспечить

готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальной

адаптации.

Важным звеном педагогического процесса является предпрофильная

подготовка (ППП), это не только организация образовательного процесса,

знания

ради

знаний,

а

подготовка

выпускников

коррекционной

школы

к

жизни и работе в данных экономических условиях города.

Нашим детям особенно сложно определиться с будущей профессией.

А это, во-первых: выбор их не велик в самоопределении;

во-вторых: конкуренция рынка дает минимальные шансы;

в-третьих: оценки своих психофизических особенностей и возможностей

часто бывают не адекватными.

Поэтому

дети

с

ограниченными

возможностями

нуждаются

в

специальной

помощи, которая должна быть целостной системой обучения, воспитания и

профориентации, что в конечном счёте и будет определять модель (или образ)

выпускника специальной (коррекционной) школы.

Характерной чертой времени (а это за последние 2-3 года) отмечаем, что

родители

будущих первоклассников приходя в школу, основным и главным

задают вопрос о профилях трудовой подготовки и возможности дальнейшего

образования,

с

интересом

знакомятся

с

кабинетеми-мастерскими,

работами

учащихся, примеряют возможности профессий на своих детей.

Учитывая актуальность проблемы, в школе в течение 3 лет работает

«Школа

будущего

первоклассника»

и

затем

формирование

ключевых

социальных

компетентностей

проходит

по

всем

этапам

целостной

системы

обучения, воспитания и профориентации.

Организация трудовой подготовки включает обучения профильному труду с 5

по 11 классы

1

По слесарному

Столярному

Швейному

Переплётно-картонажному делу

А также домоводству, занимательному труду в начальных классах и в

классах для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Продление сроков обучения в 10-11 классах и обучение в специальных

группах при многопрофильном техникуме, ПУ города и области – это те

необходимые

условия,

которые

могут

обеспечить

оптима льно е

приспособление в сфере производства. И такой опыт есть.

На диаграмме мы можем отследить поступление выпускников в данные

учебные заведения. Диаграмма показывает количество учащихся-выпускников

9-х, 11 классов поступивших в ПУ за последние три года, где школа имеет

устойчивые традиции увеличения числа поступивших (48%, 57%, 58%) (см.

диаграмму).

Продолжение образования выпускников КОГОБУШ ОВЗ

№ 50 города Кирова

2

Учащимся 9-х классов предстоит сделать ответственный выбор

дальнейшего образовательного пути, и здесь необходима систематическая

психолого-педагогическая помощь.

Методическая тема учителей (МО) профильного труда и домоводства

«Профориентация и психолого-педагогическое сопровождение

профессионального сомоопределения учащихся» определяет следующие

задачи программы:

Обеспечить операционную (технико-технологическую) готовность к

выбору будущей профессии. Формирование первичных трудовых

навыков, профессиональных приёмов.

Обеспечить ценностно-ориентационную готовность к выбору своей

профессии. Оценить свои возможности, склонности, психологическую

готовность к труду.

Обеспечить информационную готовность учащихся к выбору

профессии. Находить информацию в Интернете, пользоваться

компьютерной информацией в ЦЗН, т.е. развитие когнитивного

компонента самоопределения разного вида профессий.

Допрофессиональная подготовки учащихся по профилям труда в 10 – 11

класах в школьных мастерских является хорошей социальной практикой в

самоопределении, позволяет сопоставить потенциальное профессиональное

«хочу» и «могу», реальным возможностям и желаниям, сопоставить свои

профессиональные амбиции с требованиями времени, общества и рынка

труда.

Для того, чтобы наш ученик (выпускник) был конкурентоспособным в

современном обществе, нужно, чтобы он был компетентным в определенных

областях знаний ( коммуникативных, правовых, экономических,

общекультурных и т.д.), и обязательно иметь начальные навыки трудового

профиля.

Для этого необходимы следующие факторы:

1.

Создание среды обитания, адекватной для уч-ся (наличие хорошо

оснащенных мастерских, компьютерного класса и т.д.)

2.

Профессиональная компетентность педагогических кадров,

соответствующая требованиям сегодняшнего времени.

3.

Современные коррекционные методы обучения должны быть

направлены на формирование высоких адаптивных возможностей,

профессиональных ЗУН, успешности, а следовательно социальной

мобильности, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособной

личностью.

НАШИ задачи:

3

Достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня

общего развития и развития трудовых навыков.

Обеспечение преемственности в получении профессионально-

профильных видах образования.

Консультирование и содействие родителям по вопросам

профориентации с учетом индивидуальных возможностей детей.

Повышение уровня социализации учащихся через воспитание

информационной культуры.

Организация трудового обучения и воспитания в коррекционной школе в

современных условиях сегодня – это информатизация образовательного

процесса. Открытие компьютерного класса предоставило большие

коррекционные возможности для школы, решило многие педагогические

задачи школы.

Использование технологии проектной деятельности (её элементов) дало

возможность выйти на качественно высокий уровень подготовки

выпускников к итоговой аттестации.

Одним из механизмов, позволяющих повысить мотивацию и увеличить долю

самостоятельной работы обучающихся, является, по нашему мнению,

модульная технология и элементы технологии проектной деятельности, что

позволяет оптимально организовать и реализовать различные формы и

способы совместной деятельности учителя и учащегося с целью повышения

качества подготовки по профилю труда.

С помощью данной технологии организуется процесс «управляемого

сомообучения» учащихся через систему заданий для самостоятельной работы

разного уровня сложности (Кроссворды, презентации). Это позволяет

учителю дифференцировать содержание обучения путём группировки

учебных модулей, строить образовательный процесс как личностно

ориентированный, повышать активность, заинтересованность учащихся.

Итоги экзаменов в 9, 11 классах и итоговых собеседований в 8 и 10

классе показали (согласно мониторингу и мнению коллег) повышение

коэффициента усвоения учебного материала, уверенности учащихся в

своих силах и в себе, ответственности и конечно же высоких оценочных

показателей.

А это те качества, которые и будут ключевыми в дальнейшем освоении

любой профессии.

Понимаем, что выпускники 9 классов, не в состоянии выдержать

конкуренцию на рынке труда, и часто не способны на самостоятельное

трудоустройство даже на доступные им рабочие места. И только продление

срока обучения в 10-11 классах, продолжение освоения профессии в ПУ дают

реальные возможности быть востребованными.

Выбрать

доступную

и

нужную

для

общества

профессию,

трудоустроиться

и

успешно

работать

довольно

сложно,

так

как

по

образовательному

уровню,

личным

качествам,

воспитанникам

с

ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) многие

4

профессии

невозможны.

Им

нельзя

работать

там,

где

предъявляются

повышенные

требования

к

технике

безопасности.

Исключаются

также

профессии,

вредные

для

здоровья,

превосходящие

их

физические

возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

После окончания школы возможны 3 пути получения дальнейшего

образования. Это учреждения НПО (многопрофильный техникум, ПУ), курсы

при ГЦЗН, платные курсы, предлагаемые различными учебными центрами.

Конечно, наилучшим вариантом является обучение в учреждениях НПО, т.к.

там

наиболее

длительный

период

обучения

(2года),

что

способствует

закреплению

навыков

профессиональной

подготовке

по

выбранной

специальности.

Для выпускников коррекционных школ города Кирова на базе 9,11 классов

предлагаются профессии:

МАСТЕР СТОЛЯРНО-ПЛОТНИЧНЫХ И ПАРКЕТНЫХ РАБОТ

(столяр строительный, плотник) Срок обучения 2 года

МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

(маляр строительный, штукатур) Срок обучения 2 года

ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (швея) Срок обучения 2 года

СБОРЩИК ОБУВИ Срок обучения 2 года

К сожалению список профессий, которые предлагает техникум в Кирове

для

учащихся

коррекционных

школ,

не

расширяется,

он

на

протяжении

многих лет остается прежним.

Но в районах Кировской области наши учащиеся могут получить и

другие специальности.

Например:

Сосновский судостроительный техникум приглашает учиться по

специальности слесарь

Техникум №17в г. Слободском по специальности – скорняк.

Техникум №27 в г. Котельниче предлагает специальность – овощевод

защищенного грунта.

Техникум народных промыслов в г. Советске учит по специальности

мастер народных художественных промыслов.

Политехнический техникум в с. Савали, Малмыжский район предлагает

профессию мастер растениеводства.

Предпочитаемые специальности в учреждениях НПО

5

Давайте посмотрим, на какие специальности идут учиться наши ребята.

Наиболее популярными специальностями в течение трех лет остаются маляр-

штукатур, столяр-плотник. У девочек остается востребованной профессия

швея.

Конечно,

далеко

не

все

выпускники

работают

по

полученной

профессии, так как не выдерживают ритма и темпа работы, не умеют войти в

коллектив, найти в нем свое место.

Как показывает практика, в основном все учащиеся, которые хотели

поступить в училище, были зачислены в учебное заведение. Отказано было

только тем ребятам, которые не прошли по состоянию здоровья.

Здесь хотелось бы остановиться на детях-инвалидах, которых в нашей

школе

достаточно

много.

К

сожалению,

дальнейшее

профессиональное

образование таких детей, как и их трудоустройство, остается одной из самых

актуальных проблем. По состоянию здоровья их не берут в училища, им

практически

невозможно

трудоустроиться.

Хотя

в

Кировской

области

и

существуют

специальные

программы,

помогающие

трудоустроиться,

но

работодатели неохотно берут людей с ограниченными возможностями - ведь

это

дополнительные

риски,

требования,

расходы.

Вот

и

получается,

что

лучше заплатить компенсацию, чем брать на себя ответственность за такого

человека. Проблема трудоустройства инвалидов остается одной из самых

актуальных на рынке труда.

6

Специальное (коррекционное) образование сегодня находится в состоянии

поиска новых форм, возможностей, моделей воспитания и обучения детей.

Сегодня специальные школы поставлены в жесткие рамки рыночных

отношений

Как видим, проблемы профориентации, преемственности в обучении в

настоящее время очень актуальны.

Две системы: школа и НПО рассматривались как самостоятельные.

Сейчас – школу и допрофессиональное

профильное образование в ней

необходимо рассматривать как ступень профессионального образования.

В чем видим преемственность в дальнейшем:

1.

Расширение профилей доступных профессии в системе НПО.

2.

Корректировке

содержания

образования,

внесение

изменений

и

дополнений в учебные планы и программы.

3.

В

отборе

форм,

методов,

способов

обучения

с

учетом

общих

тенденций профессионального обучения.

4.

В

профориентационной

практической

направленности

при

изучении общеобразовательных предметов.

5.

В организации и комплектовании специальных групп учащихся-

Этим

детям

особенно

важна

постоянная

поддержка

близких,

активное

участие

родителей.

Поэтому

учителя

находятся

в

непосредственном

контакте

с

родителями,

информируют

об

участии ребенка в занятиях, режимных моментах, его достижениях

и трудностях.

В заключении можно отметить, что конкурентоспособность ученика

зависит от конкурентоспособности учителя, который его обучает, а это

значит, что нам предстоит дальнейшая работа по повышению своих

компетенций для соответствия современным требованиям специального

коррекционного образования.

7



В раздел образования