Напоминание

Организация самостоятельной работы студентов, направленная на формирование профессиональных компетенций.


Авторы: Марковская Наталия Владимировна, Драчевская Анастасия Викторовна
Должность: заведующий методическим отделом, методист
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов, направленная на формирование профессиональных компетенций.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Марковская Н.В., Драчевская А.В.

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж», Кропоткин.

Организация самостоятельной работы студентов, направленная на

формирование профессиональных компетенций.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

по

специальностям, утвержденный приказом Министерства образования и науки

РФ от 12 мая 2014 г. среди требований к условиям реализации программы

подготовки

специалистов

среднего

звена

указывает

на

то,

что

образовательная

организация

«обязана

обеспечивать

эффективную

самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием

управления ею со стороны преподавателей»

Если брать во внимание профессиональные компетенции ПК и ОК, есть

такие,

где

четко

прописано,

что

студент

должен

что-то

выполнить

самостоятельно, те есть способности специалиста к организации собственной

деятельности, принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях

и т.д.

При

этом

перед

преподавателями

медицинских

колледжей

стоит

актуальная

задача

научить

студентов

применять

полученные

знания

и

практические навыки в самостоятельной деятельности.

Основные

виды

самостоятельной

работы,

отражающей

логическую

последовательность изучения материала, указываются в рабочей программе и

календарно-тематическом плане.

В

учебном

процессе

выделяют

три

вида

самостоятельной

работы:

аудиторная, которая выполняется на учебных занятиях по заданию и под

руководством

преподавателя;

внеаудиторная,

которая

выполняется

по

заданию

и

при

методическом

руководстве

преподавателя,

но

без

его

непосредственного

участия;

творческая,

в

том

числе

учебно-

исследовательская работа.

По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную

самостоятельную

работу

по

УД,

МДК.

и

составляет

около

50%

объема

времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку.

Варианты заданий при организации самостоятельной работы студентов

могут

быть:

задания

для

овладения

знаниями:

чтение

текста

(учебника,

первоисточника, дополнительной литературы), составление схем и таблиц по

тексту,

конспектирование

текста,

работа

со

словарями

и

справочниками,

ознакомление

с

нормативными

документами,

учебно-исследовательская

работа, создание презентации; задания для закрепления и систематизации

знаний:

работа

с

конспектом

лекции

(обработка

текста),

подготовка

сообщений, тематических кроссвордов, тестирование; составление памятки;

задания для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу,

решение ситуационных и профессиональных задач, создание презентаций.

Выполнение студентами аудиторной и внеаудиторной самостоятельной

работы способствует закреплению необходимых компетенций, что помогает

подготовить

его

к

самостоятельности

при

написании

выпускной

квалификационной работы.

К

распространенным

ошибкам

преподавателей

в

организации

самостоятельной

работы

студентов

можно

отнести

отсутствие:

четкой

организации

познавательной

деятельности

обучающихся;

ориентации

обучающихся на овладение общими и профессиональными компетенциями;

объяснения алгоритма или процедуры выполнения самостоятельной работы;

контроля за объемом заданий, которые необходимо выполнить в короткие

сроки; разнообразия в форме заданий, монотонность в работе (например,

бесцельное списывание первоисточников, бездумное скачивание рефератов

Среди причин неэффективности выполнения внеаудиторной самостоятельной

работы студенты называют: отсутствие учета преподавателем трудоемкости и

сложности

различных

видов

заданий;

слабое

освоение

темы;

наличие

доступных

бесплатных

материалов

в

сети

Интернет, что

позволяет

предоставить материал не используя дополнительные источники.

В

организации

самостоятельной

работы

студентов

особенно

важно

правильно определить объем и структуру содержания учебного материала,

в ы н о с и м о г о

н а

с а м о с т о я т е л ь н у ю

п р о р а б о т к у,

а

т а к ж е

необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Последнее,

как

правило,

включает

программу

работ

(проведение

наблюдений,

изучение

первоисточников

и

т. п.),

вариантные

задачи,

нестандартные

индивидуальные

задания

для

каждого

студент а,

инструментарий

для

их

выполнения.

Применяемые

сейчас

различные

методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно

информационный

характер.

Студента

же

необходимо

ориентировать

на

творческую деятельность в контексте дисциплины.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется

степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа

предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах:

организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать

знания

убеждениями.

Психологические

предпосылки

развития

самостоятельности

студентов

заключаются

в

их

успехах

в

учебе,

положительном

к

ней

отношении,

заинтересованности

и

увлеченности

предметом,

понимании

того,

что

при

правильной

организации

самостоятельной

работы

приобретаются

навыки

и

опыт

творческой

деятельности.

Список используемых источников:

1.

Сюзяева

Е.

Н.

Инновационный

формы

и

методы

аудиторной

и

внеаудиторной самостоятельной работы студентов//СПО – 2003 – № 7 – с.

33 – 35.

2.

Новикова Т. В. Самостоятельная работа студентов//СПО – 2003 – № 7 – с.

43 – 44.



В раздел образования