Автор: Исламгулова Марьям Кинзябаевна Должность: преподаватель начальных классов Учебное заведение: Сибайский филиал Среднего специального музыкального колледжа Населённый пункт: г. Сибай Наименование материала: Поурочная разработка по русскому языку Тема: "Имя прилагательное" Раздел: начальное образование
Тема: Имя прилагательное
Преподаватель: Исламгулова Марьям
Кинзябаевна
Сибайский филиал ГБОУ СПО РБ ССМК
Урок – обобщение по теме: «Имя прилагательное».
Прогнозируемые
результаты:
повторить,
обобщить
знания
об
имени
прилагательном;
умение
безошибочно
находить
прилагательные
в
предложениях и текстах; развивать речь при чтении художественного текста;
умение слушать других; воспитывать аккуратность письма.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности
- Добрый день! Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к
ним, поздоровайтесь. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть
ваши улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным,
полезным, приятным.
-
Проверьте,
что
у
вас
есть
всё
необходимое:
тетради,
ручки,
карандаши,
сигнальные карточки.
Откройте тетради, запишите число.
II. Чистописание.
- Ну, а сначала минутка чистописания.
Оо // юю //
Южный орех осина горох
-В словах поставьте ударения. Что скажете о словах орех, осина, горох?
Какие они слова? (словарные) назовите опасные места. А какой части речи
относятся? Поставьте вопрос. (Что? сущ.)
- А слово южный какой части речи относятся? (Имя прилагательное).
-Правильно! Сегодня мы обобщим знания об имени прилагательном как части
речи.
III. Работа по теме урока .
1)
- А сейчас напишем несколько предложений под диктовку.
Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит
на
солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну.
2
- В каждом предложении найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Выделите окончание имён прилагательных определите, и запишите число и
род. (Проверить).
2)
Устно определить и род имён прилагательных.
- Приготовьте сигнальные карточки и слушаем внимательно.
Берёзовый пень, осенняя погода, классный час, красивое платье, вкусный обед,
гусиное перо, летучая мышь, долгожданное письмо, голубое небо.
-Молодцы.
IV.
Физминутка.
Маша шла, шла, шла,
Маша ягодка нашла.
Опустилась, подняла-
Ах, какая ягодка!
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
И их личики согрелись.
Бабочки летали,
Дружно хлопаем, ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли, и немножечко устали!
V. Работа над пройденными материалами.
1)- Дети, сейчас послушаем одну загадку.
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает? (Весной).
- Назовите признаки весны.
-Правильно. А как догадались:
- Снег тает, лужи появились, день становится длинным.
-Теперь отгадаем ещё несколько загадок.
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
3
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает (март)
В ночь – мороз,
С утра - капель
Значит, на дворе (апрель)
Зеленеет даль полей,
Запоёт соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Что за месяц? (Май.)
-Что скажите об ответах (отгадках)?
-Весенние месяцы.
-Правильно.
2) Работа по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
-Посмотрите на, картину И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
-Какое время года изображено на картине? (Весна).
- Что вы видите на картине?
(Деревья, утопающие в воде, лодку, причаленную к берегу, изображена река,
которая разлилась?)
-Вы
правильно
заметили,
что
весной
всегда
много
воды.
Иногда
это
оборачивается массовым бедствием для многих людей, чьи дома, всё хозяйство
затоплено водой.
-Вы догадались, какой месяц изображён на картине? (Апрель.)
Прочитайте пословицу начните его с отмеченной точкой. Запишите.
3) Работа над стихотворениями. ( карточки со стихотворениями)
-Сейчас Эльвина прочитает одно стихотворение. Слушаем.
Идёт матушка весна,
Отворяй-ка ворота:
Первым март прошёл,
Всех детей провёл.
4
А за ним – апрель
Отворил окно и дверь.
А уж кА пришёл мой,
Сколько хочешь теперь гуляй.
-Хорошо, садись.
-Теперь прочитаем ещё 1 стихотворение (Чтение вслух).
Синее небо, синие тени,
Синие реки, сбросили лёд.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растёт.
4
) -Следующее
задание
из
этого
стихотворения
найти
и
выписать
прилагательные
вместе
с
существительным.
Укажите
число
и
род
прилагательного. )
5) – Следующее задание на доске. Из данных слов составьте и запишите
предложение.
На, набухают, весной, смолистые, березах, почки.
(Весной на березах набухают смолистые почки).
Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Укажи число прилагательных.
Разберите прилагательное смолистые по составу.
Найти однокоренные слова к слову смолистые.
(Смоленый, смолисто, смоленный, смола, смолы)
6) – Следующее задание. Я читаю вам прилагательные, вы подберите к ним
синонимы.
А
что
такое
синонимы?
(Синонимы
–
это
слова,
близкие
по
значению)
Страшный – ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский.
Сильный – мощный, могучий.
Близкий – ближний, окрестный, прилегающий, соседский, близлежащий.
Красивый
–
прекрасный,
великолепный,
восхитительный,
роскошный,
пленительный, божественный.
5
Грустный – печальный, скучный, невеселый.
Холодный – морозный, ледяной.
Робкий – несмелый, малодушный, пугливый, трусливый.
Иностранный – заграничный, зарубежный.
7) – А теперь поиграем. Игра называется «Узнай».
Желтое (красное), ароматное, наливное (яблоко).
Высокая, кудрявая, ветвистая (береза).
Круглый, полосатый, сладкий (арбуз).
Большой, косолапый (медведь).
Рыжая, хищная, ловкая (лиса).
Косой, слабый, трусливый (заяц).
Хрустящая, зеленая, круглая (капуста).
8) Отгадывание кроссворда.
Задание.
Впиши
прилагательные
единственного
числа,
мужского
рода
образованных
от
предложенных
существительных.
Прочитайте
слово,
получившееся в клетках. О чем напоминает?
- О прилагательном.
VI. Рефлекция учебной деятельности
- Что обозначает имя прилагательное?
- Имя прилагательное обозначает признак предмета.
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяются прилагательные?
- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
6