Напоминание

"Имя прилагательное"


Автор: Исламгулова Марьям Кинзябаевна
Должность: преподаватель начальных классов
Учебное заведение: Сибайский филиал Среднего специального музыкального колледжа
Населённый пункт: г. Сибай
Наименование материала: Поурочная разработка по русскому языку
Тема: "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование





Назад




1
Урок русского языка в 4

классе

Тема: Имя прилагательное
Преподаватель: Исламгулова Марьям Кинзябаевна Сибайский филиал ГБОУ СПО РБ ССМК

Урок – обобщение по теме: «Имя прилагательное».

Прогнозируемые

результаты:
повторить, обобщить знания об имени прилагательном; умение безошибочно находить прилагательные в предложениях и текстах; развивать речь при чтении художественного текста; умение слушать других; воспитывать аккуратность письма.
Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности
- Добрый день! Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным, полезным, приятным. - Проверьте, что у вас есть всё необходимое: тетради, ручки, карандаши, сигнальные карточки. Откройте тетради, запишите число.
II. Чистописание.
- Ну, а сначала минутка чистописания. Оо // юю // Южный орех осина горох -В словах поставьте ударения. Что скажете о словах орех, осина, горох? Какие они слова? (словарные) назовите опасные места. А какой части речи относятся? Поставьте вопрос. (Что? сущ.) - А слово южный какой части речи относятся? (Имя прилагательное). -Правильно! Сегодня мы обобщим знания об имени прилагательном как части речи.
III. Работа по теме урока
.
1)
- А сейчас напишем несколько предложений под диктовку. Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. 2
- В каждом предложении найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое. - Выделите окончание имён прилагательных определите, и запишите число и род. (Проверить).
2)
Устно определить и род имён прилагательных. - Приготовьте сигнальные карточки и слушаем внимательно. Берёзовый пень, осенняя погода, классный час, красивое платье, вкусный обед, гусиное перо, летучая мышь, долгожданное письмо, голубое небо. -Молодцы.
IV.

Физминутка.
Маша шла, шла, шла, Маша ягодка нашла. Опустилась, подняла- Ах, какая ягодка! Дети по лесу гуляли За природой наблюдали Вверх на солнце посмотрели, И их личики согрелись. Бабочки летали, Дружно хлопаем, ножками мы топаем! Хорошо мы погуляли, и немножечко устали!
V. Работа над пройденными материалами.

1)-
Дети, сейчас послушаем одну загадку. Тает снежок Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает? (Весной). - Назовите признаки весны. -Правильно. А как догадались: - Снег тает, лужи появились, день становится длинным. -Теперь отгадаем ещё несколько загадок. Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. 3
Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает (март) В ночь – мороз, С утра - капель Значит, на дворе (апрель) Зеленеет даль полей, Запоёт соловей, В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят, Что за месяц? (Май.) -Что скажите об ответах (отгадках)? -Весенние месяцы. -Правильно.
2)
Работа по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». -Посмотрите на, картину И.И.Левитана «Весна. Большая вода». -Какое время года изображено на картине? (Весна). - Что вы видите на картине? (Деревья, утопающие в воде, лодку, причаленную к берегу, изображена река, которая разлилась?) -Вы правильно заметили, что весной всегда много воды. Иногда это оборачивается массовым бедствием для многих людей, чьи дома, всё хозяйство затоплено водой. -Вы догадались, какой месяц изображён на картине? (Апрель.) Прочитайте пословицу начните его с отмеченной точкой. Запишите.
3)
Работа над стихотворениями. ( карточки со стихотворениями) -Сейчас Эльвина прочитает одно стихотворение. Слушаем. Идёт матушка весна, Отворяй-ка ворота: Первым март прошёл, Всех детей провёл. 4
А за ним – апрель Отворил окно и дверь. А уж кА пришёл мой, Сколько хочешь теперь гуляй. -Хорошо, садись. -Теперь прочитаем ещё 1 стихотворение (Чтение вслух). Синее небо, синие тени, Синие реки, сбросили лёд. Синий подснежник, житель весенний, На синей проталинке смело растёт.
4

)
-Следующее задание из этого стихотворения найти и выписать прилагательные вместе с существительным. Укажите число и род прилагательного.
)

5)
– Следующее задание на доске. Из данных слов составьте и запишите предложение. На, набухают, весной, смолистые, березах, почки. (Весной на березах набухают смолистые почки).  Подчеркните подлежащее и сказуемое.  Укажи число прилагательных.  Разберите прилагательное смолистые по составу.  Найти однокоренные слова к слову смолистые. (Смоленый, смолисто, смоленный, смола, смолы)
6)
– Следующее задание. Я читаю вам прилагательные, вы подберите к ним синонимы. А что такое синонимы? (Синонимы – это слова, близкие по значению) Страшный – ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский. Сильный – мощный, могучий. Близкий – ближний, окрестный, прилегающий, соседский, близлежащий. Красивый – прекрасный, великолепный, восхитительный, роскошный, пленительный, божественный. 5
Грустный – печальный, скучный, невеселый. Холодный – морозный, ледяной. Робкий – несмелый, малодушный, пугливый, трусливый. Иностранный – заграничный, зарубежный.
7)
– А теперь поиграем. Игра называется «Узнай».  Желтое (красное), ароматное, наливное (яблоко).  Высокая, кудрявая, ветвистая (береза).  Круглый, полосатый, сладкий (арбуз).  Большой, косолапый (медведь).  Рыжая, хищная, ловкая (лиса).  Косой, слабый, трусливый (заяц).  Хрустящая, зеленая, круглая (капуста).
8)
Отгадывание кроссворда. Задание. Впиши прилагательные единственного числа, мужского рода образованных от предложенных существительных. Прочитайте слово, получившееся в клетках. О чем напоминает? - О прилагательном.
VI. Рефлекция учебной деятельности
- Что обозначает имя прилагательное? - Имя прилагательное обозначает признак предмета. - На какие вопросы отвечает? - Как изменяются прилагательные? - С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? 6


В раздел образования