Автор: Найденова Галина Алексеевна
Должность: заместитель директора по ур
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы обучения на уроках литературы"
Раздел: среднее профессиональное
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ
ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
НА
УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ»
(обзор
методической
литературы)
НАЙДЕНОВА
Г.А.,
заместитель
директора
по
УР.
ГБОУ
коррекционная
школа
№
138
для
обучающихся
с
ОВЗ.
Уфа-2017
Нетрадиционные
формы
обучения
на
уроках
литературы.
Урок
был
и
о стается
о сновной
формой
обучения
и
в о с п и т а н и я
школьников.
У
него
есть
организационные,
методические,
педагогические,
психологические,
гигиенические
и
в
нашем
случае
литературоведче ские
аспекты.
Отсюда
своеобразность
подготовки
к
уроку
зависит
от
его
типа
и
вида.
Современная
методика
и
практика
выделяют
несколько
типов
и
множество
видов
уроков
литературы.
В
основу
их
классификации
кладется
содержание
литературного
образования,
методик
проведения
и
этапы
изучения
произведений
и
тем.
Взгляд
на
урок
с
современных
позиций
требует
пересмотра
традиционных
типов
форм
организации
занятий
и
их
структуры.
Все
чаще
предлагалось
заменить
традиционные
уроки
формами
обучения,
у
которых
нет
строгой
структуры,
но
они
открывают
простор
для
творческой
фантазии
учителя.
Однако
на
практике
это
не
привело
к
конкретным
позитивным
сдвигам
в
методике
школьного
обучения,
поскольку
на
таких
уроках
нередко
пр оя вл я л ис ь
хаотичность,
бессистемность,
несоответствие
цели.
При
этом
допускалось
ошибочное
понимание
современной
интерпретации
урока.
Хоть
проблема
заключается
не
в
структуре,
а
в
том,
что
между
сущностью
учебного
познания
и
методическим
инструментарием
урока
должна
быть
точность,
соотнесенная
с
целью
обучения.
С
середины
70-х
годов
в
отечественной
школе
обнаружилась
опасная
тенденция
снижения
интереса
школьников
к
занятиям;
ситуация
не
улучшилась
и
сегодня.
Отлучение
учеников
от
познавательной
работы
педагоги
пробовали
остановить
разными
способами.
На
обострение
проблемы
массовая
практика
отреагировала
так
называемыми
нетрадиционными
уроками,
главной
целью
которых
является
пробуждение
интереса
школьников
к
учебной
работе.
Нетрадиционный
урок
-
это
импровизированное
учебное
занятие,
которое
имеет
нетрадиционную
(неустановленную)
структуру.
Взгляды
педагогов
на
нетрадиционные
уроки
различаются:
одни
видят
в
них
прогресс
педагогической
мысли,
правильный
шаг
в
направлении
демократизации
школы,
а
другие,
наоборот,
считают
эти
шаги
опасным
нарушением
педагогических
принципов,
отступлением
педагогов
под
натиском
учеников,
которые
не
хотят
и
не
умеют
серьезно
работать.
Анализ
педагогической
литературы
позволил
выделить
несколько
десятков
типов
нетрадиционных
уроков:
Урок-"погружение"
Урок-деловая
игра
Урок-пре сс-конференция
Ур о к -
соревнование
Театрализованный
урок
Урок
с
групповыми
формами
работы
Урок-
взаимообучение
учеников
Компьютерные
игры
Урок-творче ство
Ур о к -
консультация
Урок-аукцион
Урок,
который
ведут
школьникиУрок-
зачет
Урок-
сомнения
Урок-творческий
отчет
Урок-формула
Урок-конкурс
Бинарный
урок
Урок-обобщения
Урок-фантазия
Урок-игра
Урок-"суд"
Урок
поиска
правды
Урок-
лекция
"Парадоксы"
Урок-концерт
Урок-диалог
Урок
-
"следствие
ведут
знатоки"
Урок-ролевая
игра
Урок-
конференция
Урок-семинар
Интегральный
урок
Урок
-
"круговая
тренировка"
Межпредметные
уроки
Урок-экскурсия
Легко
заметить,
что
в
число
нетрадиционных
уроков
попали
некоторые
типы
занятий,
которые
в
более
ранних
классификациях
фигурировали
как
вспомогательные,
внеклассные
и
внеурочные
формы
организации
учебной
работы.
Нетрадиционные
формы
обучения,
как
и
привычные
типы
уроков,
в
основе
своей
классификации
имеют
целевой
компонент.
Именно
поэтому
и х
целесообразней
рассматривать
как
отдельный
подтип
традиционных
типов
урока.
И
только
те
формы
организации
учебной
деятельности
выдерживают
испытание
временем,
у
которых
есть
конкретная
целевая
установка
и
соответствующие
ей
структура
и
содержание
работы.
Формы
обучения
Цель
как
основа
типологии
форм
обучения
Традиционные
формы
обучения
Нетрадиционные
формы
обучения
Изучение
обзорных
и
Вступительные
Урок-лекция.
монографических
занятия.
Уроки
У
рок-исследование.
тем.
Изучение
изучения
нового.
Урок-устный
журнал.
литературно
Урок-прессконференция
критических
статей.
Начало
изучения
биографии
и
творчества
писателя
Анализ
Общедидактические
Урок-деловая
игра.
Урок-
литературного
типы
уроков
с
разными
путешествие.
Урок
с
произведения.
Теория
путями
анализа.
групповыми
формами
литературы.
работы.
Урок-конкурс.
Урок-суд.
Развитие
языка
Уроки
развития
языка.
Урок-зачет.
учеников.
Урок
контроля
и
Урок-семинар.
Контроль
за
оценки
знаний.
Урок-творческий
отчет.
знаниями,
умениями
и
навыками.
Нетрадиционные
формы
обучения,
в
первую
очередь,
требуют
поисков
учителя
с
целью
разнообразить
формы
урока.
Любые
поиски
н уж н о
приветствовать,
только
нужно
не
забывать,
что
поиски
без
издержек
бывают
редко.
Но
в
подготовке
разных
видов
и
типов
уроков
по
изучению
поэзии
есть
сложности.
Особенного
внимания,
на
наш
взгляд,
требует
философская
лирика,
потому
что
правильно
построенное
обсуждение
не
только
заставит
учеников
задуматься
над
проблемой,
но
и
поможет
становлению
гуманистиче ской,
гражданской,
жизненной
позиции
школьника.
Под
правильным
управлением
учителя
на
таком
уроке
вырабатываются
моральные
принципы
подростка.
"Педагогическая
деятельность
-
творческая
деятельность:
учитель
при
подготовке
нетрадиционного
урока
волен
в
выборе
методов,
приемов
и
форм
обучения,
которые,
по
его
разумению,
обе спечивают
э ф ф е к т и в н о с т ь
дидактического
процесса.
Однако
это
не
означает,
что
п еда гог и ч е с ка я
деятельность
не
регламентирована
определенными
требованиями,
правилами,
нормами"
[Гуляков,
2006:
89].
У
каждого
вида
профессиональной
деятельности
есть
своя
технология.
У
педагогической
работы
тоже
есть
своя
технология
-
правила
организации
нетрадиционного
урока.
Чтобы
урок
литературы
был
эффективным,
нужно:
Точно
обозначить
тему,
дидактическую,
развивающую
и
воспитательную
цели,
тип
и
структуру
урока.
Обозначить
значение
урока
в
системе
других,
связать
его
с
предыдущим
и
следующим.
Отобрать
содержание
учебного
материала
(определить
его
объем,
установить
связь
с
выученным
ранее,
подобрать
дополнительный
материал
и
Т.Д.).
Выбрать
наиболее
эффективные
методы
и
приемы
обучения,
разнородные
виды
деятельности.
Определить
формы
контроля
за
учебной
деятельностью
школьников.
Обеспечить
оптимальный
темп
урока
и
единую
логику
развертывания
деятельности
учителей
и
учеников.
На
практике
реализовать
требования,
которые
следуют
из
общедидактических
и
методологических
принципов.
Установить
демократический
стиль
управления
учебой
детей,
создать
атмосферу
сотрудничества
в
совместной
деятельности
учителя
и
ученика.
П р и ш л о
в р е м я ,
ч то б ы
у ч и т е л ь
в к л юч и л с я
в
п р о ц е с с
с о з д а н и я
индивидуальных
программ,
чтобы
именно
педагоги
поднимали
актуальные
проблемы
преподавания
литературы
в
школе.
Считаем
наиболее
эффективным
следующий
тип
урока
литературы:
урок-
деловая
игра.
Педагогическое
осмысление
приводит
к
выводам
о
том,
что
подготовка
деловой
игры
начинается
с
разработки
сценария.
В
проект
такого
урока
входят:
цели
обучения,
развитие
и
воспитание
учеников,
формулировка
изучаемой
проблемы,
план
деловой
игры,
содержание
деятельности
членов
игры,
правила
игры.
Деловая
игра
включает
следующие
этапы:
а к т у а л и з а ц и я
б а з о в ы х
з н а н и й ,
м о т и в а ц и я
д е я т е л ь н о с т и
у ч е н и к о в ,
стимулирование
самостоятельной
познавательной
деятельности;
формирование
творче ских
групп
по
3-5
человек,
презентация
кома н д
(обсуждение
названия,
девиза,
эмблемы
каждой
команды).
В
каждой
игровой
группе
выбираются
ведущие
(или
ответственные);
создание
проблемной
ситуации,
формулировка
проблемы;
работа
в
творческих
группах.
Каждая
команда
получает
творческое
задание
и
материалы,
необходимые
для
его
выполнения,
и
вырабатывает
свою
концепцию
решения
проблемы:
1.
общее
обсуждение
проблемы:
на
данном
этапе
совершается
коллективная
выработка
решения
проблемы.
анализ
деятельности
каждой
команды,
выведение
суммарных
поощрений
и
штрафных
баллов,
оценка
деятельности
всех
участников
группы.
домашнее
задание.
Список
литературы
Асеев
В.Г.
Возрастная
психология:
Учеб.
пособие
/
В.Г.
Асеев.
-
Иркутск:
ИГПИ, 1989 - 215с.
Бабинский
Ю.К.
Педагогика.
М.:
Просвещение,
1983
-
185с.
Букатов
В.М.
Педагогические
таинства
дидактических
игр.
М.,
1997 - 90 с.
Выготский Л.С. “Мышление и речь” - М: Лабиринт 1996 - 67 с.
Вяземский
Е.Е.,
Стрелова
О.Ю.
Методика
преподавания
в
школе.
М.,2000
-
72 с.
Вяземский
Е.Е.,
Стрелова
О.Ю.
Методические
рекомендации
учителю.
Основы
профессионального
мастерства.
М.,
2001
-
98
с.
Гордеева
О.В.
Развитие
языка
эмоций
у
детей
//
Вопросы
психологии.
1995 N
- 55 с.
Григорьев
В.М.
Роль
игры
в
оформлении
личности
школьника.
//
Советская
педагогика. №9, 1982 - 78 с.
Губанова
О.В.
Левкина
И.С.
Использование
игровых
приемов
на
уроках
//
Начальная
школа.
3
/4
1997.
3
/4 № 6 - 98 с.
Гурьянова
М.П.
Школа
и
социальная
педагогика.
Пособие
для
педагогов.
-
Мн.: Амалфея, 2000 — 448с
Зак
А.З.
“Развитие
умственных
способностей
младших
школьников”
-
М:
Просвещение
1994 - 77 с.
В.
А.
Крутецкий,
Н.
С.
Лукин.
Воспитание
дисциплинированности
у
подростков, М., 1960 - 183 с.
Кульневич
С.,
Лакоценина
Т.
Нетрадиционные
уроки
в
начальной
школе
учитель 2004 - 245 с.
Лецких
Л.А.
Развивающий
канон
в
системе
Эльконина-Давыдова-
Репкина//Начальная
школа.
3
/4 1997.% № 3.
Макарьев И.И. Если ваш ребенок - левша. С. - Пб., 1995 - 212 с.