Напоминание

"Нетрадиционные формы обучения на уроках литературы"


Автор: Найденова Галина Алексеевна
Должность: заместитель директора по ур
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа №138 для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы обучения на уроках литературы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

НА

УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ»

(обзор

методической

литературы)

НАЙДЕНОВА

Г.А.,

заместитель

директора

по

УР.

ГБОУ

коррекционная

школа

138

для

обучающихся

с

ОВЗ.

Уфа-2017

Нетрадиционные

формы

обучения

на

уроках

литературы.

Урок

был

и

о стается

о сновной

формой

обучения

и

в о с п и т а н и я

школьников.

У

него

есть

организационные,

методические,

педагогические,

психологические,

гигиенические

и

в

нашем

случае

литературоведче ские

аспекты.

Отсюда

своеобразность

подготовки

к

уроку

зависит

от

его

типа

и

вида.

Современная

методика

и

практика

выделяют

несколько

типов

и

множество

видов

уроков

литературы.

В

основу

их

классификации

кладется

содержание

литературного

образования,

методик

проведения

и

этапы

изучения

произведений

и

тем.

Взгляд

на

урок

с

современных

позиций

требует

пересмотра

традиционных

типов

форм

организации

занятий

и

их

структуры.

Все

чаще

предлагалось

заменить

традиционные

уроки

формами

обучения,

у

которых

нет

строгой

структуры,

но

они

открывают

простор

для

творческой

фантазии

учителя.

Однако

на

практике

это

не

привело

к

конкретным

позитивным

сдвигам

в

методике

школьного

обучения,

поскольку

на

таких

уроках

нередко

пр оя вл я л ис ь

хаотичность,

бессистемность,

несоответствие

цели.

При

этом

допускалось

ошибочное

понимание

современной

интерпретации

урока.

Хоть

проблема

заключается

не

в

структуре,

а

в

том,

что

между

сущностью

учебного

познания

и

методическим

инструментарием

урока

должна

быть

точность,

соотнесенная

с

целью

обучения.

С

середины

70-х

годов

в

отечественной

школе

обнаружилась

опасная

тенденция

снижения

интереса

школьников

к

занятиям;

ситуация

не

улучшилась

и

сегодня.

Отлучение

учеников

от

познавательной

работы

педагоги

пробовали

остановить

разными

способами.

На

обострение

проблемы

массовая

практика

отреагировала

так

называемыми

нетрадиционными

уроками,

главной

целью

которых

является

пробуждение

интереса

школьников

к

учебной

работе.

Нетрадиционный

урок

-

это

импровизированное

учебное

занятие,

которое

имеет

нетрадиционную

(неустановленную)

структуру.

Взгляды

педагогов

на

нетрадиционные

уроки

различаются:

одни

видят

в

них

прогресс

педагогической

мысли,

правильный

шаг

в

направлении

демократизации

школы,

а

другие,

наоборот,

считают

эти

шаги

опасным

нарушением

педагогических

принципов,

отступлением

педагогов

под

натиском

учеников,

которые

не

хотят

и

не

умеют

серьезно

работать.

Анализ

педагогической

литературы

позволил

выделить

несколько

десятков

типов

нетрадиционных

уроков:

Урок-"погружение"

Урок-деловая

игра

Урок-пре сс-конференция

Ур о к -

соревнование

Театрализованный

урок

Урок

с

групповыми

формами

работы

Урок-

взаимообучение

учеников

Компьютерные

игры

Урок-творче ство

Ур о к -

консультация

Урок-аукцион

Урок,

который

ведут

школьникиУрок-

зачет

Урок-

сомнения

Урок-творческий

отчет

Урок-формула

Урок-конкурс

Бинарный

урок

Урок-обобщения

Урок-фантазия

Урок-игра

Урок-"суд"

Урок

поиска

правды

Урок-

лекция

"Парадоксы"

Урок-концерт

Урок-диалог

Урок

-

"следствие

ведут

знатоки"

Урок-ролевая

игра

Урок-

конференция

Урок-семинар

Интегральный

урок

Урок

-

"круговая

тренировка"

Межпредметные

уроки

Урок-экскурсия

Легко

заметить,

что

в

число

нетрадиционных

уроков

попали

некоторые

типы

занятий,

которые

в

более

ранних

классификациях

фигурировали

как

вспомогательные,

внеклассные

и

внеурочные

формы

организации

учебной

работы.

Нетрадиционные

формы

обучения,

как

и

привычные

типы

уроков,

в

основе

своей

классификации

имеют

целевой

компонент.

Именно

поэтому

и х

целесообразней

рассматривать

как

отдельный

подтип

традиционных

типов

урока.

И

только

те

формы

организации

учебной

деятельности

выдерживают

испытание

временем,

у

которых

есть

конкретная

целевая

установка

и

соответствующие

ей

структура

и

содержание

работы.

Формы

обучения

Цель

как

основа

типологии

форм

обучения

Традиционные

формы

обучения

Нетрадиционные

формы

обучения

Изучение

обзорных

и

Вступительные

Урок-лекция.

монографических

занятия.

Уроки

У

рок-исследование.

тем.

Изучение

изучения

нового.

Урок-устный

журнал.

литературно

Урок-прессконференция

критических

статей.

Начало

изучения

биографии

и

творчества

писателя

Анализ

Общедидактические

Урок-деловая

игра.

Урок-

литературного

типы

уроков

с

разными

путешествие.

Урок

с

произведения.

Теория

путями

анализа.

групповыми

формами

литературы.

работы.

Урок-конкурс.

Урок-суд.

Развитие

языка

Уроки

развития

языка.

Урок-зачет.

учеников.

Урок

контроля

и

Урок-семинар.

Контроль

за

оценки

знаний.

Урок-творческий

отчет.

знаниями,

умениями

и

навыками.

Нетрадиционные

формы

обучения,

в

первую

очередь,

требуют

поисков

учителя

с

целью

разнообразить

формы

урока.

Любые

поиски

н уж н о

приветствовать,

только

нужно

не

забывать,

что

поиски

без

издержек

бывают

редко.

Но

в

подготовке

разных

видов

и

типов

уроков

по

изучению

поэзии

есть

сложности.

Особенного

внимания,

на

наш

взгляд,

требует

философская

лирика,

потому

что

правильно

построенное

обсуждение

не

только

заставит

учеников

задуматься

над

проблемой,

но

и

поможет

становлению

гуманистиче ской,

гражданской,

жизненной

позиции

школьника.

Под

правильным

управлением

учителя

на

таком

уроке

вырабатываются

моральные

принципы

подростка.

"Педагогическая

деятельность

-

творческая

деятельность:

учитель

при

подготовке

нетрадиционного

урока

волен

в

выборе

методов,

приемов

и

форм

обучения,

которые,

по

его

разумению,

обе спечивают

э ф ф е к т и в н о с т ь

дидактического

процесса.

Однако

это

не

означает,

что

п еда гог и ч е с ка я

деятельность

не

регламентирована

определенными

требованиями,

правилами,

нормами"

[Гуляков,

2006:

89].

У

каждого

вида

профессиональной

деятельности

есть

своя

технология.

У

педагогической

работы

тоже

есть

своя

технология

-

правила

организации

нетрадиционного

урока.

Чтобы

урок

литературы

был

эффективным,

нужно:

Точно

обозначить

тему,

дидактическую,

развивающую

и

воспитательную

цели,

тип

и

структуру

урока.

Обозначить

значение

урока

в

системе

других,

связать

его

с

предыдущим

и

следующим.

Отобрать

содержание

учебного

материала

(определить

его

объем,

установить

связь

с

выученным

ранее,

подобрать

дополнительный

материал

и

Т.Д.).

Выбрать

наиболее

эффективные

методы

и

приемы

обучения,

разнородные

виды

деятельности.

Определить

формы

контроля

за

учебной

деятельностью

школьников.

Обеспечить

оптимальный

темп

урока

и

единую

логику

развертывания

деятельности

учителей

и

учеников.

На

практике

реализовать

требования,

которые

следуют

из

общедидактических

и

методологических

принципов.

Установить

демократический

стиль

управления

учебой

детей,

создать

атмосферу

сотрудничества

в

совместной

деятельности

учителя

и

ученика.

П р и ш л о

в р е м я ,

ч то б ы

у ч и т е л ь

в к л юч и л с я

в

п р о ц е с с

с о з д а н и я

индивидуальных

программ,

чтобы

именно

педагоги

поднимали

актуальные

проблемы

преподавания

литературы

в

школе.

Считаем

наиболее

эффективным

следующий

тип

урока

литературы:

урок-

деловая

игра.

Педагогическое

осмысление

приводит

к

выводам

о

том,

что

подготовка

деловой

игры

начинается

с

разработки

сценария.

В

проект

такого

урока

входят:

цели

обучения,

развитие

и

воспитание

учеников,

формулировка

изучаемой

проблемы,

план

деловой

игры,

содержание

деятельности

членов

игры,

правила

игры.

Деловая

игра

включает

следующие

этапы:

а к т у а л и з а ц и я

б а з о в ы х

з н а н и й ,

м о т и в а ц и я

д е я т е л ь н о с т и

у ч е н и к о в ,

стимулирование

самостоятельной

познавательной

деятельности;

формирование

творче ских

групп

по

3-5

человек,

презентация

кома н д

(обсуждение

названия,

девиза,

эмблемы

каждой

команды).

В

каждой

игровой

группе

выбираются

ведущие

(или

ответственные);

создание

проблемной

ситуации,

формулировка

проблемы;

работа

в

творческих

группах.

Каждая

команда

получает

творческое

задание

и

материалы,

необходимые

для

его

выполнения,

и

вырабатывает

свою

концепцию

решения

проблемы:

1.

общее

обсуждение

проблемы:

на

данном

этапе

совершается

коллективная

выработка

решения

проблемы.

анализ

деятельности

каждой

команды,

выведение

суммарных

поощрений

и

штрафных

баллов,

оценка

деятельности

всех

участников

группы.

домашнее

задание.

Список

литературы

Асеев

В.Г.

Возрастная

психология:

Учеб.

пособие

/

В.Г.

Асеев.

-

Иркутск:

ИГПИ, 1989 - 215с.

Бабинский

Ю.К.

Педагогика.

М.:

Просвещение,

1983

-

185с.

Букатов

В.М.

Педагогические

таинства

дидактических

игр.

М.,

1997 - 90 с.

Выготский Л.С. “Мышление и речь” - М: Лабиринт 1996 - 67 с.

Вяземский

Е.Е.,

Стрелова

О.Ю.

Методика

преподавания

в

школе.

М.,2000

-

72 с.

Вяземский

Е.Е.,

Стрелова

О.Ю.

Методические

рекомендации

учителю.

Основы

профессионального

мастерства.

М.,

2001

-

98

с.

Гордеева

О.В.

Развитие

языка

эмоций

у

детей

//

Вопросы

психологии.

1995 N

- 55 с.

Григорьев

В.М.

Роль

игры

в

оформлении

личности

школьника.

//

Советская

педагогика. №9, 1982 - 78 с.

Губанова

О.В.

Левкина

И.С.

Использование

игровых

приемов

на

уроках

//

Начальная

школа.

3

/4

1997.

3

/4 № 6 - 98 с.

Гурьянова

М.П.

Школа

и

социальная

педагогика.

Пособие

для

педагогов.

-

Мн.: Амалфея, 2000 — 448с

Зак

А.З.

“Развитие

умственных

способностей

младших

школьников”

-

М:

Просвещение

1994 - 77 с.

В.

А.

Крутецкий,

Н.

С.

Лукин.

Воспитание

дисциплинированности

у

подростков, М., 1960 - 183 с.

Кульневич

С.,

Лакоценина

Т.

Нетрадиционные

уроки

в

начальной

школе

учитель 2004 - 245 с.

Лецких

Л.А.

Развивающий

канон

в

системе

Эльконина-Давыдова-

Репкина//Начальная

школа.

3

/4 1997.% № 3.

Макарьев И.И. Если ваш ребенок - левша. С. - Пб., 1995 - 212 с.



В раздел образования