Напоминание

Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения в соответствии ФГОС


Автор: Гайнанова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения в соответствии ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения в

соответствии ФГОС.
Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов. Исследования предметной среды ведутся уже давно. О воспитательных возможностях среды, для подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии прошлого и настоящего «среда» рассматривается как один из генеральных факторов, воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития. Изучением предметной среды занимались такие ученые как Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С. Френе, Г. А. Ковалёв, В. А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин, Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др. Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». «Предметная развивающая среда» - это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств. С о гл а с н о Ф ГО С д о ш кол ь н о го о б р а зо ва н и я с од е р ж а н и е образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:  Социально-коммуникативное развитие  Познавательное развитие  Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие  Физическое развитие.
Предметно-развивающая среда группы детского сада организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть и место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. При построении предметно – пространственной развивающей среды следует учитывать и следующие принципы:  принцип дистанции, позиции при взаимодействии;  принцип активности, самостоятельности, творчества;  принцип стабильности, динамичности;  принцип комплексирования и гибкого зонирования;  принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;  принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;  принцип открытости – закрытости;  принцип учета половых и возрастных различий детей. Таким образом, при организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.


В раздел образования