Напоминание

"Опыт работы группы кратковременного пребывания (адаптационной, ранний возраст)"


Автор: Щербакова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1421 дошкольное подразделение №2
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Опыт работы группы кратковременного пребывания (адаптационной, ранний возраст)"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы группы кратковременного пребывания

(адаптационной, ранний возраст)

Цель анализа:
оценка результатов деятельности педагогического коллектива ГКП за 2014-2015 уч.год.
Информационная справка
ГКП Государственного образовательного учреждения была открыта с 1 сентября 2012 г. В 2014-2015 уч. году были укомплектованы
4
группы кратковременного пребывания, общей численностью
70
воспитанников. Группы кратковременного пребывания ГБОУ СОШ (дошкольное подразделение № 2) функционируют по 3 часа, 4 раза в неделю каждая. Педагогический коллектив ГКП ГБОУ строит вою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», городской целевой программой развития образования «Столичное образование – 4»,национальным проектом «Образование», Международной конвенцией о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 № 124-ФЗ, закона РФ «Об образовании», п. 5, ст. 18, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, п. 21, Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, п. 21.Уставом ГБОУСОШ № 1421
Основной

целью

работы

ГКП

является:
оказание помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад, а так же: - охрана жизни и здоровья детей; - коррекция физического и психического развития и здоровья детей; - обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; - забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; - обеспечение преемственности дошкольного и начального образования; - диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому; - координация деятельности органов местной власти в целях обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.

РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

ДЕТЕЙ

РАННЕГО

ВОЗРАСТА

В

УСЛОВИЯХ

ВЫРИАТИВНЫХ

ФОРМ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
За последние несколько лет значительно выросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в дошкольные учрежденияя, поэтому в целях расширения образовательных услуг населению микрорайона, наиболее полного удовлетворения запросов на образовательные услуги, увеличения охвата детей раннего возраста дошкольным воспитанием и образованием в Государственном бюджетном образовательном учреждении - дошкольном подразделении № 2 были впервые открыты 2 группы кратковременного в сентябре 2012 года общей численностью 30 человек. В связи с возросшим спросом родителей к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста в прошедшем и нынешнем 214-2015 уч.году укомплектованы 4 группы кратковременного пребывания общей численностью 70 воспитанников модель этой группы – адаптационная (впоследствии, дети частично переходят в постоянный контингент дошкольного учреждения) Поэтому проблема привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада в настоящее время стоит особенно остро . В целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей и оказания своевременной помощи детям и родителям, согласно индивидуальным маршрутам на каждого ребенка до 7 лет с нарушением развития (это дети-инвалиды), которые не посещают государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или и нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи в 2008 году была открыта группа «Особый ребенок». группа «Особый ребенок» для детей-инвалидов до 7 лет в целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения и
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Организация предметно-развивающей среды в группе кратковременного

пребывания.
Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:

- возрастные особенности развития детей; - уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности; - индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка; - динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами; - использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
В детском саду предметно-развивающая среда ГКП состоит из

следующих помещений:
- комната для раздевания и ожидания родителями; - помещение для занятий и игр; - Кабинет песочной терапии с элементами Монтессори - сенсорная комната; - Музыкальный зал; - Физкультурный зал; - Изостудия.
АДАПТАЦИОННАЯ
группа кратковременного пребывания решает задачи преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; Режим работы групп составлен в соответствии с режимом работы детского сада. Это первая и вторая половина дня. Такая группа содействует всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; Условия нашего детского сада и предметно-развивающая среда способствует развитию познавательной сферы детей, соответствующей возрасту; расширению кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира; Во время пребывания ребенка в группе, мы проводим развивающие занятия в игровой форме. Ребенок получает новые знания и впечатления, что позволяет ему развиваться в соответствии с возрастом.
Этот процесс включает в себя разнообразные виды детской

деятельности:




коммуникативной
(конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– игровой
(сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
- изобразительной
(рисования, лепки, аппликации)деятельностью построены таким образом, что малыши путем эксперементирования с красками, бумагой, пластилином начинают чувствовать цвет, получать эмоциональное впечатление от деятельности. Мы рисуем мелками, карандашами, красками с использованием поролонных губок, ватных палочек, штампиков, кистей, а также пальчиков и ладошек. –
музыкальной
(пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).Такой вид деятельности направлен на приобщение детей к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальности. Дети вместе с педагогом учатся совершать движения под музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, первыми театрализованными действиями в процессе разнообразных игр-забав. Первое театрализованное досуговое мероприятие в группе уже традиционно проходит в канун Нового года. Следующий наш праздник будет посвящен Международному женскому дню 8 марта.


элементарной

трудовой

деятельности
(самообслуживания, бытового труда, труда в природе); 
познавательно-исследовательской
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); 
конструирования

из

различных

материалов
(строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.) Использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, призма — крыша
-
восприятия художественной литературы и фольклора
Чтение сказок и их инсценировка с помощью кукол (кукольный театр) Эта деятельность организуется посредством фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий, благодаря которым стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений. На групповых занятиях создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, для развития подражательных способностей, и доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания, повышению инициативы и активности.

Структура комплексного группового занятия Круг–совместная музыкально-игровая деятельность
1.
Игры с простым правилом
2.
Пальчиковые гимнастики, стихи, песенки с движениями
3.
Хороводные танцевальные игры
4.
Двигательная активность Общение в коллективе сверстников позволяет ребенку социально адаптироваться и психологически подготавливает его к общественной жизни, развивая с одной стороны здоровый коллективизм, с другой — чувство собственной индивидуальности.
Практика первого года работы ГКП показывала, что в настоящее

время необходима целенаправленная организация жизни детей раннего


возраста,

которая

способствовала

бы

адекватному,

безболезненному

приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать

положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде

всего со сверстниками. Возникла потребность в создании и разработке

целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых

бы

способствовала

эффективному

повышению

адаптационных

возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду было решено более активно использовать в адаптационный период метод пескотерапии, упражнения по сенсорно-моторному воспитанию с элементами Монтессори. Дети, вместе с педагогом изучают форму, цвет, размер, величину игрушек; учятся сравнивать, различать, обобщать. Используя при этом мозаики, вкладыши, сборные фигурные игрушки (грибочки, бочонки, к л оу н ы ) , п и р а м и д к и , б а ш е н к и , бу с ы ( к р у п н ы е , с р е д н и е , мелкие),нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения мелкими и крупными предметами, освоение операций вкладывания, наложения, соединение частей в целое.  Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения  Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Как показала наша практика, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.  Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными. Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, создают горки); 2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением; 3) организация сюжетов, создание композиции. При создании песочных композиций песочница позволяет использовать формы: рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами.
Методы

и

приемы

песочной

терапии,

используемые

в

работе:
Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения; Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации); В весенний период мы приступим к занятиям с водой, на которых будем познавать ее свойства, получим информацию о тонущих и плавающих предметах
Сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных

задач:
 снятие мышечного и психоэмоционального напряжения  достижение состояния релаксации и душевного равновесия;  активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;  стимуляция ослабленной сенсорной функций (зрение, осязание, слух и т.д);  создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.  Занятия проводятся в виде игры, в которой “волшебная” комната дарит детям свои сюрпризы
Цель:
расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.
Использование сенсорного оборудования в коррекционной работе с детьми, воспитывающимися в ГКП, является мощным мотивационным фактором и важнейшей развивающей средой, стимулирующей эмоциональную, речевую, физическую, интеллектуальную и другие сферы развития. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия. o Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное со стояние человека: как успокаиваю щее, р а с с л а бл я юще е , т а к и то н и зи ру юще е , с т и м ул и р у ю щ е е , восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: o стимулирует все сенсорные процессы; o создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; o возбуждает интерес к исследовательской деятельности; o корректирует нарушенные высшие корковые функции; o развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.
Релаксационный
- в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, . Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости,
дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу .
Активационный -
в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности. Световое оборудование для СК также служит одной из двух указанных целей: 1. релаксация 2. активация.
К

первой

группе

относятся:
фибероптические эффекты: звездное небо, звездный дождь, «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, а также: воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой, ультрафиолетовое оборудование.
Ко

второй

группе

относятся:
мультимедиапроектор эффектов, интерактивные панели «Конфетти», «Огненное колесо», системы прожекторов «Бегущие огни» и «Луч». Использование сенсорного оборудования работе с детьми, является мощным мотивационным фактором и важнейшей развивающей средой, стимулирующей эмоциональную, речевую, физическую, интеллектуальную и другие сферы развития. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Наша практика показала, что более 90% детей после посещения групп кратковременного пребывания переходят в постоянно действующие группы дошкольных подразделений нашего комплекса, поэтому очень важно сформировать:
1.
Положительное отношение детей к новым условиям, снятие отрицательных эмоций.
2.
Развитие контактов ребенка с педагогом и сверстниками, чувство уверенности в новой обстановке.
3.
Включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

4.
Подготовленность ребёнка раннего возраста к посещению ДОУ.
5.
Успешная адаптация к условиям детского сада.
Анализ психолого – педагогического сопровождения детей и

родителей в группе кратковременного пребывания
Педагог-психолог работает с детьми раннего дошкольного возраста, не посещающими ДОУ, выступает посредником между семьей и ДОУ.
Цель

работы

педагога-психолога
- оказание консульт ат ивной, диагностической и коррекционной помощи семье, воспитывающей детей в домашних условиях.
Задачи
:
1.
Создавать комфортные условия для пребывания ребенка в ДОУ.
2.
Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
3.
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания, развития и адаптации детей. Примерное содержание работы педагога-психолога в группе адаптации для детей раннего возраста: - Оказание консультационной помощи родителям по формированию адекватных представлений родителей о возрастных особенностях ребенка. - Индивидуальная работа с детьми по облегчению процесса привыкания к условиям ДОУ. - Организация специальных занятий, предусматривающих речевое и сенсорное развитие детей. - Организация работы по ранней социализации детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:

6.
Положительное отношение детей к новым условиям, снятие отрицательных эмоций.
7.
Развитие контактов ребенка с педагогом и сверстниками, чувство уверенности в новой обстановке.
8.
Включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
9.
Подготовленность ребёнка раннего возраста к посещению ДОУ.
10.
Успешная адаптация к условиям детского сада.
Организация групповых игровых сеансов в ГКП

 Основные цели групповых занятий: содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями.  Контакт со сверстниками дает ребенку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям. Так же спо собствует повышению активно сти ребенка, р а з в и т и ю коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, развитию когнитивных навыков и навыков самообслуживания.  На групповых занятиях создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, для развития подражательных способностей, и доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания, повышению инициативы и активности.  Чаще всего группы формируются по уровню развития детей — в таком случае в программы могут быть включены упражнения и игры, благоприятные для развития и учитывающие особенности именно этой группы. Приветствуется включение в группы братьев и сестер с обычным развитием.
Задачи групповой работы:
 Создание эмоционально комфортной атмосферы на занятиях, установление положительного эмоционального контакта.  Стабилизация эмоциональной сферы ребенка, снятие аффектов и страхов, формирование эмоционально положительного отношения к социуму.  Формирование навыков взаимодействия с социумом.  Содействие познавательному развитию.  Формирование понимания речи, положительной коммуникативной мотивации, активизация речевой деятельности.  Снятие мышечного напряжения, активизация сенсорной чувствительности, формирование межполушарных связей.
Условия организации групповой работы
 Занятия проводятся два раза в неделю в течение 30 минут  Оптимальное количество детей в группе 4

6 человек.
 В помещениях, где проводятся занятия, есть постоянные зоны, что облегчает детям ориентировку в пространстве.  Желательно участие в проведении занятия двух специалистов (например, психолог и или дефектолог) и одного музыкального педагога, который осуществляет музыкальное или вокальное сопровождение занятий.
Структура комплексного группового занятия



Круг–совместная музыкально-игровая деятельность

5.

Приветствие

6.

Игры с простым правилом

7.

Пальчиковые гимнастики, стихи, песенки с движениями

8.

Хороводные танцевальные игры

9.

Прощание

Психодиагностическая работа
Наблюдение ( наблюдение за ребенком в различных видах деятельности; опрос педагогов и родителей; анализ детской продуктивной деятельности; игры, тренинги, тестовые задания и др.) Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Анкетирование, диагностика детско- родительских отношений. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»;Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего возраста»)


В раздел образования