"Опыт работы группы кратковременного пребывания (адаптационной, ранний возраст)"
Автор: Щербакова Елена Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1421 дошкольное подразделение №2 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Опыт работы группы кратковременного пребывания (адаптационной, ранний возраст)" Раздел: дошкольное образование
Цель анализа: оценка результатов деятельности педагогического коллектива
ГКП за 2014-2015 уч.год.
Информационная справка
ГКП
Государственного образовательного учреждения была открыта с 1
сентября 2012 г.
В 2014-2015 уч. году были укомплектованы 4
группы
кратковременного пребывания, общей численностью 70 воспитанников.
Группы кратковременного пребывания ГБОУ СОШ (дошкольное
подразделение № 2) функционируют по 3 часа, 4 раза в неделю каждая.
Педагогический коллектив ГКП ГБОУ строит вою деятельность в
соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», городской
целевой
программой
развития
образования
«Столичное
образование
–
4»,национальным проектом «Образование», Международной конвенцией о
правах
ребенка,
статьи
43
Конституции
РФ,
закона
РФ
«Об
основных
гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 № 124-ФЗ, закона РФ «Об образовании»,
п. 5, ст. 18, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении,
п.
21,
Типового
положения
об
образовательном
учреждении
для
детей
дошкольного и младшего школьного возраста, п. 21.Уставом ГБОУСОШ №
1421
Основной
целью
работы
ГКП
является: оказание
помощи
семье
в
воспитании
ребенка
от
2-х
до
3-х
лет,
создания
условий
для
ранней
социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад, а так же:
-
охрана жизни и здоровья детей;
-
коррекция физического и психического развития и здоровья детей;
-
обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
-
забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
-
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
-
диагностическая
и
консультативная
помощь
семьям,
воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
-
координация
деятельности
органов
местной
власти
в
целях
обеспечения
потребности населения
в
получении
дошкольного
образования детьми, не посещающими детские сады.
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО
ВОЗРАСТА
В
УСЛОВИЯХ
ВЫРИАТИВНЫХ
ФОРМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
За последние несколько лет значительно выросла рождаемость, а
соответственно
и
увеличилось
число
детей,
поступающих
в
дошкольные
учрежденияя,
поэтому
в
целях
расширения
образовательных
услуг
населению
микрорайона,
наиболее
полного
удовлетворения
запросов
на
образовательные
услуги,
увеличения
охвата
детей
раннего
возраста
дошкольным воспитанием и образованием в Государственном бюджетном
образовательном
учреждении
-
дошкольном
подразделении
№
2
были
впервые открыты 2 группы кратковременного в сентябре 2012 года общей
численностью 30 человек.
В связи с возросшим спросом родителей к вопросам воспитания и
развития детей раннего возраста в прошедшем и нынешнем 214-2015 уч.году
укомплектованы
4
группы
кратковременного
пребывания
общей
численностью
70
воспитанников
модель
этой
группы
–
адаптационная
(впоследствии,
дети
частично
переходят
в
постоянный
контингент
дошкольного
учреждения)
Поэтому
проблема
привыкания
младшего
дошкольника к условиям детского сада в настоящее время стоит особенно
остро
.
В целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей и
оказания
своевременной
помощи
детям
и
родителям,
согласно
индивидуальным маршрутам на каждого ребенка до 7 лет с нарушением
развития
(это
дети-инвалиды),
которые
не
посещают
государственные
образовательные учреждения по состоянию здоровья или и нуждающихся в
психолого-педагогической и социальной помощи в 2008 году была открыта
группа «Особый ребенок».
группа «Особый ребенок» для детей-инвалидов до
7 лет в целях обеспечения психолого-педагогического сопровождения и
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Организация предметно-развивающей среды в группе кратковременного
пребывания.
Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с «Концепцией
построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и
взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
-
возрастные особенности развития детей;
-
уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
-
индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
-
динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в
соответствии с их запросами;
-
использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной
среде.
В детском саду предметно-развивающая среда ГКП состоит из
следующих помещений:
-
комната для раздевания и ожидания родителями;
-
помещение для занятий и игр;
-
Кабинет песочной терапии с элементами Монтессори
-
сенсорная комната;
-
Музыкальный зал;
-
Физкультурный зал;
-
Изостудия.
АДАПТАЦИОННАЯ группа кратковременного пребывания решает
задачи преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях
семьи к воспитанию в детском саду;
Режим работы групп составлен в соответствии с режимом работы детского
сада. Это первая и вторая половина дня.
Такая группа содействует всестороннему развитию детей раннего
возраста, их ранней социализации, которая позволяет обеспечить успешную
адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
Условия нашего детского сада и предметно-развивающая среда
способствует
развитию
познавательной
сферы
детей,
соответствующей
возрасту;
расширению
кругозора,
усвоение
общественно
выработанных
способов использования предметов окружающего мира;
Во время пребывания ребенка в группе, мы
проводим развивающие
занятия в игровой форме. Ребенок получает новые знания и впечатления, что
позволяет ему развиваться в соответствии с возрастом.
Этот процесс включает в себя разнообразные виды детской
деятельности:
–
коммуникативной
(конструктивного
общения
и
взаимодействия
со
взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и
игры с правилами);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации)деятельностью построены
таким образом, что малыши путем эксперементирования с красками, бумагой,
пластилином
начинают
чувствовать
цвет,
получать
эмоциональное
впечатление от деятельности. Мы рисуем мелками, карандашами, красками с
использованием поролонных губок, ватных палочек, штампиков, кистей, а
также пальчиков и ладошек.
–
музыкальной (пения,
музыкально-ритмических
движений,
игры
на
детских музыкальных инструментах).Такой вид деятельности направлен на
приобщение
детей
к
музыке,
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
музыкальности. Дети вместе с педагогом учатся совершать движения под
музыку,
знакомятся
с
музыкальными
инструментами,
первыми
театрализованными действиями в процессе разнообразных игр-забав.
Первое театрализованное досуговое мероприятие в группе уже традиционно
проходит в канун Нового года.
Следующий наш праздник будет посвящен Международному женскому дню 8
марта.
–
элементарной
трудовой
деятельности
(самообслуживания,
бытового
труда, труда в природе);
познавательно-исследовательской
(исследования
объектов
окружающего
мира и экспериментирования с ними);
конструирования
из
различных
материалов
(строительного
материала,
конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.)
Использовать
для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик,
призма — крыша
- восприятия художественной литературы и фольклора
Чтение сказок и их инсценировка с помощью кукол (кукольный театр)
Эта
деятельность
организуется
посредством
фронтальных,
подгрупповых, индивидуальных занятий, благодаря которым стимулируется
общение
детей,
развиваются
эмоции
и
мотивы,
способствующие
налаживанию
межличностных
отношений.
На
групповых
занятиях
создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний,
для
развития
подражательных
способностей,
и
доброжелательного
отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры,
социальной
и
эмоциональной
сфер,
когнитивных
навыков
и
навыков
самообслуживания, повышению инициативы и активности.
Структура комплексного группового занятия
Круг–совместная музыкально-игровая деятельность
1.
Игры с простым правилом
2.
Пальчиковые гимнастики, стихи, песенки с движениями
3.
Хороводные танцевальные игры
4.
Двигательная активность
Общение
в
коллективе
сверстников
позволяет
ребенку
социально
адаптироваться и психологически подготавливает его к общественной
жизни, развивая с одной стороны здоровый коллективизм, с другой —
чувство собственной индивидуальности.
Практика первого года работы ГКП показывала, что в настоящее
время необходима целенаправленная организация жизни детей раннего
возраста,
которая
способствовала
бы
адекватному,
безболезненному
приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать
положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде
всего со сверстниками. Возникла потребность в создании и разработке
целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых
бы
способствовала
эффективному
повышению
адаптационных
возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в
песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и
является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду
было решено более активно использовать
в адаптационный период метод
пескотерапии, упражнения по сенсорно-моторному воспитанию с элементами
Монтессори. Дети, вместе с педагогом изучают форму, цвет, размер, величину
игрушек;
учятся
сравнивать,
различать,
обобщать.
Используя
при
этом
мозаики,
вкладыши,
сборные
фигурные
игрушки
(грибочки,
бочонки,
к л оу н ы ) ,
п и р а м и д к и ,
б а ш е н к и ,
бу с ы
( к р у п н ы е ,
с р е д н и е ,
мелкие),нетрадиционный
материал:
закрытые
емкости
с
прорезями
для
заполнения
мелкими
и
крупными
предметами,
освоение
операций
вкладывания, наложения, соединение частей в целое.
Песочные
занятия
способствуют
развитию
речи,
мелкой
моторики, памяти, воображения
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты
во взаимоотношениях, страхи и др. Как показала наша практика,
игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая
ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в
общении и многих других проблем.
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи
находили своё выражение в песочных картинках в символическом
виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных
картин
все
негативные
тенденции
ослабевали
и
исчезали
-
уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и
гуманными.
Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью
(дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают
отпечатки, создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в
песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать
формы: рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами.
Методы
и
приемы
песочной
терапии,
используемые
в
работе:
Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с
раздаточным
материалом
(совочки,
формочки,
кисточки),
элементы
экспериментирования, наблюдения;
Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной
дождь», инсценировка, элементы театрализации);
В весенний период мы приступим к занятиям с водой, на которых будем
познавать
ее
свойства,
получим
информацию
о
тонущих
и
плавающих
предметах
Сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных
задач:
снятие мышечного и психоэмоционального напряжения
достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
активация различных функций центральной нервной системы за счет
создания обогащенной мультисенсорной среды;
стимуляция ослабленной сенсорной функций (зрение, осязание, слух и
т.д);
создание
положительного
эмоционального
фона,
повышение
мотивации к проведению других лечебных процедур.
Занятия проводятся в виде игры, в которой “волшебная” комната дарит
детям свои сюрпризы
Цель:
расширение
познавательной
сферы,
развитие
воображения,
сенсомоторных
навыков,
коррекция
внимания,
эмоционально
волевой
сферы ребенка.
Использование сенсорного оборудования в коррекционной работе с
детьми,
воспитывающимися
в
ГКП,
является
мощным
мотивационным
фактором
и
важнейшей
развивающей
средой,
стимулирующей
эмоциональную, речевую, физическую, интеллектуальную и другие сферы
развития.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную
систему
человека,
очарование
«живой
сказки»,
создающее
радостное
настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить
об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными
нуждами,
с
проблемами
в
развитии,
обучении,
поведении
и
социальной
адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также
для
всех
людей
нуждающихся
в
восстановлении
и
сохранении
психоэмоционального равновесия.
o
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных
ощущений)
оказывает
различное
воздействие
на
психическое
и
эмоциональное
со стояние
человека:
как
успокаиваю щее,
р а с с л а бл я юще е ,
т а к
и
то н и зи ру юще е ,
с т и м ул и р у ю щ е е ,
восстанавливающее.
Поэтому
сенсорная
комната
не
только
способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать
различные функции центральной нервной системы:
o
стимулирует все сенсорные процессы;
o
создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть
нарушения в эмоционально-волевой сфере;
o
возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
o
корректирует нарушенные высшие корковые функции;
o
развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные
нарушения.
Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки,
напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами,
приборы,
создающие
рассеянный
свет,
подвешенные
подвижные
конструкции, игрушки, .
Ребенок
или
взрослый,
лежа
в
бассейне
или
на
мягких
формах,
может
принять
комфортную
позу
и
расслабиться.
Медленно
проплывающий
рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой
создают
атмосферу
безопасности
и
спокойствия.
При
необходимости,
дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую
работу .
Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и
звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и
т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают
внимание,
создают
радостную
атмосферу
праздника.
Применение
оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского
интереса и двигательной активности.
Световое оборудование для СК также служит одной из двух указанных целей:
1.
релаксация
2.
активация.
К
первой
группе
относятся:
фибероптические
эффекты:
звездное
небо,
звездный
дождь,
«Веселый
фонтан»,
мерцающие
занавеси,
а
также:
воздушно-пузырьковые
колонны,
«Жар-птица»,
зеркальные
шары
с
подсветкой, ультрафиолетовое оборудование.
Ко
второй
группе
относятся:
мультимедиапроектор
эффектов,
интерактивные
панели
«Конфетти»,
«Огненное
колесо»,
системы
прожекторов
«Бегущие
огни»
и
«Луч».
Использование
сенсорного
оборудования работе с детьми, является мощным мотивационным фактором
и
важнейшей
развивающей
средой,
стимулирующей
эмоциональную,
речевую, физическую, интеллектуальную и другие сферы развития.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную
систему
человека,
очарование
«живой
сказки»,
создающее
радостное
настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить
об уникальности и ценности сенсорной комнаты.
Наша практика показала, что более 90% детей после посещения групп
кратковременного пребывания переходят в постоянно действующие группы
дошкольных
подразделений
нашего
комплекса,
поэтому
очень
важно
сформировать:
1.
Положительное
отношение
детей
к
новым
условиям,
снятие
отрицательных эмоций.
2.
Развитие
контактов
ребенка
с
педагогом
и
сверстниками,
чувство
уверенности в новой обстановке.
3.
Включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4.
Подготовленность ребёнка раннего возраста к посещению ДОУ.
5.
Успешная адаптация к условиям детского сада.
Анализ психолого – педагогического сопровождения детей и
родителей в группе кратковременного пребывания
Педагог-психолог работает с детьми раннего дошкольного возраста, не
посещающими ДОУ, выступает посредником между семьей и ДОУ.
Цель
работы
педагога-психолога
-
оказание
консульт ат ивной,
диагностической и коррекционной помощи семье, воспитывающей детей в
домашних условиях.
Задачи :
1. Создавать комфортные условия для пребывания ребенка в ДОУ.
2. Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы,
доверия к окружающему миру.
3. Оказывать
квалифицированную
консультативную
и
практическую
помощь родителям в вопросах воспитания, развития и адаптации детей.
Примерное содержание работы педагога-психолога в группе адаптации для
детей раннего возраста:
-
Оказание
консультационной
помощи
родителям
по
формированию
адекватных
представлений
родителей
о
возрастных
особенностях
ребенка.
-
Индивидуальная работа с детьми по облегчению процесса привыкания
к условиям ДОУ.
-
Организация
специальных
занятий,
предусматривающих
речевое
и
сенсорное развитие детей.
-
Организация работы по ранней социализации детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
6.
Положительное
отношение
детей
к
новым
условиям,
снятие
отрицательных эмоций.
7.
Развитие
контактов
ребенка
с
педагогом
и
сверстниками,
чувство
уверенности в новой обстановке.
8.
Включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
9.
Подготовленность ребёнка раннего возраста к посещению ДОУ.
10. Успешная адаптация к условиям детского сада.
Организация групповых игровых сеансов в ГКП
Основные
цели
групповых
занятий:
содействие
успешной
социализации
ребенка,
способствование
взаимодействию
ребенка
с
другими
детьми,
родителями.
Контакт со сверстниками дает ребенку дополнительные впечатления, новые
эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности,
стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям. Так
же
спо собствует
повышению
активно сти
ребенка,
р а з в и т и ю
коммуникативной,
социальной
и
эмоциональной
сфер,
развитию
когнитивных навыков и навыков самообслуживания.
На
групповых
занятиях
создаются
благоприятные
условия
для
новых
эмоциональных переживаний, для развития подражательных способностей, и
доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и
совместной игры, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков
и навыков самообслуживания, повышению инициативы и активности.
Чаще всего группы формируются по уровню развития детей — в таком
случае
в
программы
могут
быть
включены
упражнения
и
игры,
благоприятные
для
развития
и
учитывающие
особенности
именно
этой
группы. Приветствуется включение в группы братьев и сестер с обычным
развитием.
Задачи групповой работы:
Создание эмоционально комфортной атмосферы на занятиях,
установление положительного эмоционального контакта.
Стабилизация эмоциональной сферы ребенка, снятие аффектов и
страхов, формирование эмоционально положительного отношения к
социуму.
Формирование навыков взаимодействия с социумом.
Содействие познавательному развитию.
Формирование понимания речи, положительной коммуникативной
мотивации, активизация речевой деятельности.
Снятие мышечного напряжения, активизация сенсорной
чувствительности, формирование межполушарных связей.
Условия организации групповой работы
Занятия проводятся два раза в неделю в течение 30 минут
Оптимальное количество детей в группе 4 – 6 человек.
В помещениях, где проводятся занятия, есть постоянные зоны, что
облегчает детям ориентировку в пространстве.
Желательно
участие
в
проведении
занятия
двух
специалистов
(например,
психолог
и
или
дефектолог)
и
одного
музыкального
педагога,
который
осуществляет
музыкальное
или
вокальное
сопровождение занятий.
Структура комплексного группового занятия
Круг–совместная музыкально-игровая деятельность
5.
Приветствие
6.
Игры с простым правилом
7.
Пальчиковые гимнастики, стихи, песенки с движениями
8.
Хороводные танцевальные игры
9.
Прощание
Психодиагностическая работа
Наблюдение
(
наблюдение за ребенком в различных видах
деятельности; опрос педагогов и родителей;
анализ детской продуктивной
деятельности; игры, тренинги, тестовые задания и др.) Макарычева Н.В.
«Проблемы
раннего
детства».
Анкетирование,
диагностика
детско-
родительских отношений.
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
(Печора
К.Л.
«Развитие
и
воспитание
детей
раннего
и
дошкольного
возраста»;Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. «Развитие и воспитание
детей раннего возраста»)