"Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, И"
Автор: Врублевская Татьяна Геннадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ФГБДОУ Центр развития ребенка Детский сад №1387 УДП РФ Населённый пункт: город Москва Наименование материала: конспект Тема: "Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, И" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, И»
Учитель-логопед Врублевская Т.Г.
Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У, Ы, И.
Коррекционно-образовательные:
Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
Закрепление
понятия
буква,
и
правила
написания
большой
буквы.
Способствовать
закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв.
Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения
сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.
Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных
лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать
развивать
фонематическое
восприятие.
Развитие
навыков
звуко-буквенного
анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и
восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию
навыка чтения.
Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка
слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и
классической литературе.
Оборудование:
Игра «Билеты»;
Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
Гласные буквы А, О, У, И, ы;
Магнитная доска;
Игра «Буквы играют в прятки»;
Гусеница со «сломанными» буквами;
Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
Картинки на гласные звуки в конверте;
Игра
«Прочитай-ка»
-
составь
предложения
с
помощью
картинок
букв
и
моделей
предложений;
Игра «Куб с буквами»
Компьютер и музыкальное сопровождение
«Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).
Ход:
1. Орг.момент
Дети входят в игровую зону.
Игра «Билетики»
Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот
эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный
звук «спрятался» в начале слова.
Дети, получают билеты, отвечают.
Повторение пройденного.
- Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?
- Логопед: Как называются эти звуки?
- Логопед: Почему они гласные?
2. «Вспоминай-ка!»
После
каждого
упражнения
делается
обобщение.
Например,
в
какую
игру
поиграли?
("Вспоминай-ка") Мы определяли место звука в слове.
- Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту
нет преграды).
- Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?
Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом
Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.
Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют
на доске.
- А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с
сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.
3. Сообщение темы занятия
- Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.
В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы
закрепим знания о гласных звуках и буквах.
Ребята, скажите как обозначаем звук на письме – буквой.
- Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.
Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.
4. Игра «Иностранные буквы».
«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»
- К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.
- Вот они!
- Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!
-
Ребята,
я
догадалась,
эти
буквы
«поломались,
их
надо
«отремонтировать».
Возьмите
фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.
Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)
(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)
5. Игра «Заколдованные картинки»
-
Посмотрите,
здесь
«заколдованы»
какие-то
картинки.
Давайте
попробуем
их
«расколдовать».
Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги,
нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и
соотносят с буквой.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку, милый мой дружок!
- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и
подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки
начинается
с
гласного
звука
(следить,
чтобы
дети
не
надували
щеки).
Затем
логопед
предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.
6. Игра «Подарочки»
Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и
соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в
словах и обозначали гласной буквой.
- Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.
- Гласные буквы (А,О,У,Ы,И) выставлены на доске.
- Почему картинок меньше чем букв?
( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)
7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита,
буква А - начало букваря...").
Мы старались звуки определить по порядку.
Я вас приглашаю на веселую зарядку.
- У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.
- Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.
- Кто будет кидать первым?
- Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.
- Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.
- Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.
-
Придумывают
слова
с
заданной
буквой,
(например
Автомобиль
-
и
выполняют
соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это
… , выполняют упражнение,
ИВОЛГА - птица
- Выполняют упражнение - «тело-буква».
8. Игра« Прочитай-ка»
С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.
Мальчик плачет: А-а-а!
Винни пух и осы : О-о-о!
Воет волк: У-у-у!
Яблоко и груша.
Морковь____, а огурец_____.
Заблудились в лесу! Ау !
Как зовут ослика: Иа!
Малыш плачет: Уа !
У кошки котенок.
У девочки кукла, а у мальчика машина.
У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.
__, а
___. Конфеты сладкие, а лимон кислый.
__ ___ у-у-у!
_______ _________ Уа,уа!
У
и
,
а у
и
.
У
..
_____ О
.
(Зайчик мечтает, или думает о капусте)
9. Итог занятия. Рефлексия
Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.
В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?
В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.
Дерево - дети украшают дерево листочками.
Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком
желтого цвета.
Если вы испытывали затруднения - оранжевого.
Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки -
закрепляют материал на индивидуальном занятии).
- Какое дерево получилось?
- Осеннее, разноцветное.
Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.
- О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина
«В багрец и золото одетые леса», – что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный,
золото – желто - оранжевое.
- Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы
думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)