Напоминание

"Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, И"


Автор: Врублевская Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГБДОУ Центр развития ребенка Детский сад №1387 УДП РФ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект
Тема: "Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, И"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, И» Учитель-логопед Врублевская Т.Г.

Цель
: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У, Ы, И.
Коррекционно-образовательные:
Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии. Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения. Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.
Оборудование:
 Игра «Билеты»;  Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;  Гласные буквы А, О, У, И, ы;  Магнитная доска;  Игра «Буквы играют в прятки»;  Гусеница со «сломанными» буквами;  Красные карандаши или маркеры по количеству детей;  Картинки на гласные звуки в конверте;  Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;  Игра «Куб с буквами»  Компьютер и музыкальное сопровождение
 «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).
Ход:

1. Орг.момент
Дети входят в игровую зону.
Игра «Билетики»
Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова. Дети, получают билеты, отвечают.
Повторение пройденного.
- Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили? - Логопед: Как называются эти звуки? - Логопед: Почему они гласные?
2. «Вспоминай-ка!»
После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка") Мы определяли место звука в слове. - Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды). - Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему? Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом
Игра «Читалочка» -
по сигналам гласных звуков. Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске. - А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия
- Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня. В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах. Ребята, скажите как обозначаем звук на письме – буквой. - Что такое буква- это то, что мы видим и пишем. Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.
4. Игра «Иностранные буквы».
«Приползает» гусеница с «поломанными буквами» - К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились. - Вот они! - Ой, какие буквы странные совсем как иностранные! - Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите
фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв. Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно) (когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)
5. Игра «Заколдованные картинки»
- Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать». Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой. Вышли на полянку, Сели все в кружок. Угадай картинку, милый мой дружок! - Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.
6. Игра «Подарочки»
Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой. - Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам. - Гласные буквы (А,О,У,Ы,И) выставлены на доске. - Почему картинок меньше чем букв? ( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)
7. Физкультминутка «Веселый кубик».
(Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря..."). Мы старались звуки определить по порядку. Я вас приглашаю на веселую зарядку. - У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.
- Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру. - Кто будет кидать первым? - Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться. - Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её. - Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка. - Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение, ИВОЛГА - птица - Выполняют упражнение - «тело-буква».
8. Игра« Прочитай-ка»
С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.  Мальчик плачет:
А-а-а!
 Винни пух и осы :
О-о-о!
 Воет волк:
У-у-у!
 Яблоко
и
груша.  Морковь____,
а
огурец_____.  Заблудились в лесу!
Ау
!  Как зовут ослика: Иа!  Малыш плачет:
Уа
! 
У
кошки котенок. 
У
девочки кукла, а у мальчика машина. 
У
врача лекарство
и
градусник,
а у
повара чайник
и
кастрюля. __,
а
___. Конфеты сладкие, а лимон кислый.
__ ___
у-у-у!
_______ _________
Уа,уа!

У

и

,

а у

и
.
У
..


_____ О

.

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)
9. Итог занятия. Рефлексия
Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка. В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть? В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками. Дерево - дети украшают дерево листочками. Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета. Если вы испытывали затруднения - оранжевого. Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии). - Какое дерево получилось? - Осеннее, разноцветное. Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах. - О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина «В багрец и золото одетые леса», – что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото – желто - оранжевое. - Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)


В раздел образования