Напоминание

Актуальность развития речи у младших дошкольников


Автор: Дранишникова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 268 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность развития речи у младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дранишникова Инна Александровна

воспитатель МБДОУ

"ДС № 268 г. Челябинска"

Актуальность развития речи у младших дошкольников
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. В настоящее время нет жестких рамок, что и когда должен говорить ребенок, но все же существуют определенные нормы. Нормы нужны для своевременного выявления отклонений от нормы и коррекции этих отклонений.
В возрасте 2-4 лет отклонениями от речевой нормы считаются: полное отсутствие речи, сильное опоздание в появлении речи, к 3-4 года речь абсолютно невнятна, остановка развития речи на одном уровне, к 3-4 годам торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного ритма во время разговора. Привести к нарушениям речи может:  наследственность,  осложненная беременность матери ребенка,  родовые травмы,  заболевания малыша в первые 2 года после рождения,  неблагоприятное влияние среды на ребенка. Речевые нормы для детей 1-4 лет: 1 год К году малыш должен знать много слов и показывать на предмет, который называет взрослый. Это пассивный словарный запас. В актином словарном запасе у ребенка должно быть 8-10 слов . Это могут быть упрощенные слова – «би-би», «киса», «ляля» и т.д. Ребенок учится обобщать – например,показывает собаку и в книжке и на улице. 2-3 года В это время активно пополняется словарный запас ребенка. Он начинает разговаривать предложениями. Начинает использовать предлоги. В этом возрасте ребенок уже различает цвета, формы, размер. Не удивляйтесь, что к трем годам ребенок будет болтать безумолку и задавать кучу вопросов. Дети могут выучить короткие стихи (очень хорошо подходят стихи Барто) 4 года Речь должна быть чистая, все звуки ребенок должен произносить правильно. Если какие-то звуки ребенок говорит неправильно, то нужно проконсультироваться у логопеда. Дети к четырем годам могут запоминать стихи, состоящие из 8-12 строчек, пересказать рассказ или сказку (не очень длинные).Считается нормальным, если ребенок в этом возрасте много фантазирует или разговаривает сам с собой.
Развитие речи у детей 3-4 лет
Развитие речи у детей 3-4 лет с каждым днем совершенствуется. Малыш отвечает на заданные вопросы несколькими короткими предложениями и дает развернутый ответ. Все произносится понятно и четко сравнительно с тем, что было год назад. Уже не только мама понимает своего малыша, но и окружающие люди. В этом возрасте ребенок интересуется значениями слов, пытается создавать новые или подбирает несложные рифмы. Важнейшую роль в процессе формирования речи и лексикона ребенка играет не только педагог, но и оба родителя. Они должны всячески проявлять активное участие в умственных способностей малыша, проводить специальные упражнения для развития речи у детей, верно отвечать на все поставленные ребенком вопросы, знакомить его с новыми неизвестными предметами, животными и явлениями. Только слаженная совместная работа педагога и родителей помогут ребенку сформировать речь.
Познания про предметы и явления, окружающие его, заключаются в знании свойств, качественных сторон или вариантов применения. Что для взрослого элементарно просто, то для ребенка целое открытие, наталкивающее на более новые и интересные факты об этом мире. Например, что предметы сделаны из разных материалов: дерева, резины, ткани. Усвоив определенные свойства материалов и предметов, он начинает перечислять, из чего сделаны предметы, которые попадают под обзор. Немного став старше, научится из существительных получать прилагательные, к примеру: стол из дерева – деревянный стол. Как только словарный запас ребенка увеличивается, соответственно, сложнее становятся и построенные им фразы. Употребляя намного сложнее по своему строению слова и фразы, он все еще может допускать ошибки при их согласовании, произношении окончаний и употреблении правильных предлогов. Конструкция предложений постоянно усложняется, и употребляются новые части речи. В своем возрасте малыш с легкостью может запоминать и использовать основные грамматические формы слов. При назывании предметов ребенок использует количественное обозначение в единичной или множественной форме. Если же пока это плохо у него получается, старайтесь его ненавязчиво поправлять и объяснять в чем ошибка.


В раздел образования