Автор: Дранишникова Инна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 268 г. Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область Наименование материала: статья Тема: Актуальность развития речи у младших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Актуальность развития речи у младших дошкольников
Овладение родным языком является одним из важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается
человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А
взрослые
должны
приложить
немало
усилий,
чтобы
речь
ребенка
развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна
из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной
речью
зависит
успешность
обучения
детей
в
школе,
умение
общаться
с
людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и
образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов
психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во
всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и
условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических
задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных
задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом
зависит от уровня развития устной речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются
существенные
различия
в
уровне
речи
детей.
Главной
задачей
развития
связной
речи
ребёнка
в
данном
возрасте
является
совершенствование
монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой
деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и
явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение
форм
речи-рассуждения
(объяснительная
речь,
речь-доказательство,
речь-
планирование),
пересказ
литературных
произведений,
а
также
сочинение
рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе
над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние,
т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых
трудных как для детей, так и для педагога.
В настоящее время нет жестких рамок, что и когда должен
говорить
ребенок, но все же существуют определенные нормы. Нормы нужны для
своевременного
выявления
отклонений
от
нормы
и
коррекции
этих
отклонений.
В возрасте 2-4 лет отклонениями от речевой нормы считаются: полное
отсутствие
речи,
сильное
опоздание
в
появлении
речи,
к
3-4
года
речь
абсолютно невнятна, остановка развития речи на одном уровне, к 3-4 годам
торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного
ритма во время разговора. Привести к нарушениям речи может:
наследственность,
осложненная беременность матери ребенка,
родовые травмы,
заболевания малыша в первые 2 года после рождения,
неблагоприятное влияние среды на ребенка.
Речевые нормы для детей 1-4 лет:
1 год
К
году
малыш
должен
знать
много
слов
и
показывать
на
предмет,
который называет взрослый. Это пассивный словарный запас. В актином
словарном
запасе
у
ребенка
должно
быть
8-10
слов
.
Это
могут
быть
упрощенные слова – «би-би», «киса», «ляля» и т.д. Ребенок учится обобщать
– например,показывает собаку и в книжке и на улице.
2-3 года
В это время активно пополняется словарный запас ребенка. Он начинает
разговаривать
предложениями.
Начинает
использовать
предлоги.
В
этом
возрасте ребенок уже различает цвета, формы, размер. Не удивляйтесь, что к
трем годам ребенок будет болтать безумолку и задавать кучу вопросов. Дети
могут выучить короткие стихи (очень хорошо подходят стихи Барто)
4 года
Речь
должна
быть
чистая,
все
звуки
ребенок
должен
произносить
правильно. Если какие-то звуки ребенок говорит неправильно, то нужно
проконсультироваться у логопеда.
Дети
к
четырем
годам
могут
запоминать
стихи,
состоящие
из
8-12
строчек,
пересказать
рассказ
или
сказку
(не
очень
длинные).Считается
нормальным,
если
ребенок
в
этом
возрасте
много
фантазирует
или
разговаривает сам с собой.
Развитие речи у детей 3-4 лет
Развитие речи у детей 3-4 лет с каждым днем совершенствуется. Малыш
отвечает на заданные вопросы несколькими короткими предложениями и
дает развернутый ответ. Все произносится понятно и четко сравнительно с
тем, что было год назад. Уже не только мама понимает своего малыша, но и
окружающие люди. В этом возрасте ребенок интересуется значениями слов,
пытается создавать новые или подбирает несложные рифмы.
Важнейшую роль в процессе формирования речи и лексикона ребенка
играет не только педагог, но и оба родителя. Они должны всячески проявлять
активное
участие
в
умственных
способностей
малыша,
проводить
специальные упражнения для развития речи у детей, верно отвечать на все
поставленные ребенком вопросы, знакомить его с новыми неизвестными
предметами, животными и явлениями. Только слаженная совместная работа
педагога и родителей помогут ребенку сформировать речь.
Познания про предметы и явления, окружающие его, заключаются в
знании свойств, качественных сторон или вариантов применения. Что для
взрослого
элементарно
просто,
то
для
ребенка
целое
открытие,
наталкивающее на более новые и интересные факты об этом мире. Например,
что предметы сделаны из разных материалов: дерева, резины, ткани. Усвоив
определенные свойства материалов и предметов, он начинает перечислять, из
чего сделаны предметы, которые попадают под обзор. Немного став старше,
научится из существительных получать прилагательные, к примеру: стол из
дерева – деревянный стол.
Как
только
словарный
запас
ребенка
увеличивается,
соответственно,
сложнее становятся и построенные им фразы. Употребляя намного сложнее
по своему строению слова и фразы, он все еще может допускать ошибки при
их
согласовании,
произношении
окончаний
и
употреблении
правильных
предлогов.
Конструкция
предложений
постоянно
усложняется,
и
употребляются новые части речи.
В своем возрасте малыш с легкостью может запоминать и использовать
основные грамматические формы слов. При назывании предметов ребенок
использует количественное обозначение в единичной или множественной
форме. Если же пока это плохо у него получается, старайтесь его ненавязчиво
поправлять и объяснять в чем ошибка.