Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье
Автор: Бузуверова Татьяна Анатольевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 50" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье Раздел: дошкольное образование
Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье.
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Современное общество становится все более информированным, технически
грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса –
общество становится все более психологически нездоровым. В настоящее время
экономическое
и
социальное
положение
в
нашем
обществе
создают
множество
факторов
риска
для
подрастающего
поколения,
ведут
к
целому
ряду
проблем,
требующих решения. Именно поэтому, в Федеральных государственных требованиях
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
особое
значение
отводится
здоровьесберегающим
технологиям,
психолого-
педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению
и укреплению психологического здоровья детей. А что же включает в себя понятие
«психологическое здоровье? »
Термин
"психическое
здоровье"
был
введен
Всемирной
организацией
здравоохранения
(ВОЗ).
В
докладе
Комитета
экспертов
ВОЗ
"Психическое
здоровье и психосоциальное развитие детей" (1979) сказано, что нарушения
психического
здоровья
связаны
как
с
соматическими
заболеваниями
или
дефектами
физического
развития,
так
и
с
различными
неблагоприятными
факторами
и
стрессами,
воздействующими
на
психику
и
связанными
с
социальными условиями.
Если
термин
"психическое
здоровье"
имеет
отношение
прежде
всего
к
отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое
здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими
проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психо-
логический
аспект
проблемы
психического
здоровья
в
отличие
о т
медицинского, социологического, философского и других аспектов.
В
2000
году
И.В.
Дубровина
обозначила
термин
«Психологическое
здоровье» – как состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем
личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о
цели
и
смысле
жизни,
способностью
к
управлению
собой
(личностной
саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе,
сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие.
Рассматривая психологическое здоровье, нужно обратить внимание, что
его
основу
составляет
нормальное
развитие
индивидуальной
жизни.
Безусловно, на сохранение и укрепление психологического здоровья на высшем
уровне влияют
факторы риска, которые можно условно разделить на две
группы.
Физические:
1. Неблагоприятные погодные условия.
2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка
на свежем воздухе.
3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая
организация.
4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений
и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
5. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен
доступ
к
игрушкам,
не
продумано
цветовое
и
световое
оформление
пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной
потребности
в
движении;
действуют
необоснованные
запреты,
вызванные
псевдозаботой о безопасности ребенка.
Социальные:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному
развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать
за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в
принятии решений, так и в поступках.
2. Межличностные отношения детей с другими детьми. Часто детское
сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого
не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения
такого
явления.
В
результате
у
отвергаемых
детей
появляется
чувство
дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное
учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут
проявляться грубость и жестокость, на которую также может не быть должной
реакции педагогов.
3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-
за
нерационально
построенного
режима
жизнедеятельности
детей.
Однообразие будней.
4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного
стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение
в детском обществе.
Но здоровье детей зависит не только от их внешних физических факторов,
но и от условий жизни и воспитания в семье . Поэтому работа по сохранению
психического здоровья проводится в сотрудничестве с семьей. Ведь только
совместная
работа
сможет
дать
полноценные
результаты
по
воспитанию
здорового
ребенка. Семья является персональной средой жизни ребенка от
самого его рождения, которая во многом определяет его развитие.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, в
своей работе выделила три основных направления работы:
Изучение условий воспитания и развития детей в семье, выявление и
распространения передового опыта семейного воспитания.
Создание оптимальных условий для полноценного воспитания детей в
детском саду и в семье.
Повышение педагогической культуры родителей посредством пропаганды
медико-педагогических знаний.
Самым
существенным
фактором
риска
в
семейной
системе
является
взаимодействие
по
типу
–
"ребенок
–
кумир
семьи"
и
"отверженный".
Следствием
таких
типов
может
явиться
нарушение
в
развитии
такого
важнейшего
новообразования
дошкольника
как
способность
ребенка
воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы
других
людей.
Такой
ребенок
видит
мир
только
с
позиции
собственных
интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать себя и
взрослого.
В
последнее
время
психологи
активно
используют
термины
«положительный
фон
настроения»
и
«эмоциональный
комфорт».
Положительный фон настроения одно из таких условий, он также важен для
формирования психологического здоровья детей. В последнее время наряду с
понятием
«положительного
фона
настроения»
используются
такие,
как
эмоциональное
благополучие,
душевное
равновесие.
Под
положительным
фоном настроения эти два понятия излагаются, как способности в различных
ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя.
Состояние здоровья тесно связано с эмоциональным комфортом ребенка.
Существует некая тождественность здоровья и эмоционального состояния. Так
или иначе, заболевание – это некое нарушение баланса, равновесия систем
организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера
человека. Эмоции в данном случае можно рассматривать как первые позывные,
как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма.
Современные психологи к условиям необходимым для психологического
комфорта ребенка в детском саду относятся:
-личностно-ориентированный
подход
к
дошкольникам,
который
подразумевает
индивидуализацию
и
дифференциацию
воспитательного
и
образовательного
процессов,
ориентацию
педагога
на
интересы
развития
ребенка;
-открытость
дошкольного
учреждения
для
родителей
и
других
членов
семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского
сада с семьей;
-активное
развитие
всех
видов
деятельности
ребенка
посредством
различных
приемов
и
методов
обучения
при
особом
внимании
к
специфическому виду деятельности – игре;
-развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со
сверстниками и взрослыми;
-широкое
использование
средств
искусства
(музыки,
литературы,
живописи);
-активная деятельность специалистов
(педагога-психолога, социального
педагога).
Анализ
данной
проблемы
позволил
определить
некоторые
направления
работы по формированию психологического здоровья у детей в ДОУ:
1.
Адаптация
ребенка
к
детскому
саду
также
является
условием
эмоционального
благополучия.
Адаптация
–
процесс
развития
приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия,
адаптивная
способность
не
является
врожденной,
а
формируется
постепенно. Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от
психофизиологических
и
личностных
особенностей
ребенка,
характера
семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском
саду.
2.
Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду
во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует
себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения,
когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их
участие
в
возможных
ситуациях
эмоционального
комфорта
или
дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают
положительный эмоциональный климат в группе.
3.
Очень важным и необходимым условием является хорошее отношение к
ребенку
взрослых,
работающих
в
ДОУ.
Ребенок
с
радостью
идет
в
тот
детский
сад,
где
его
ждут,
где
проявляют
к
нему
искренний
интерес,
помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
4.
Обстановка
в
семье,
характер
семейных
отношений
влияют
на
эмоциональное
благополучие
и
на
развитие
ребенка.
Возникновение
эмоциональных
нарушений
у
детей
дошкольного
возраста
связано
с
психическими травмами (А. Д. Захаров, В. П. Козлов). В детском возрасте
психотравмирующие ситуации вытекают из семейных отношений и тесно
связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Занимаясь с умственным, психическим и физическим развитием ребенка,
беспокоясь о его здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его
духовном развитии. Врач-психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула идею о том,
что
здоровье
состоит
из
четырех
аспектов:
физического,
эмоционального,
интеллектуального и духовного; и лишь соединение всех этих аспектов и может
дать
здоровую
и
полноценную
личность.
Главная
задача
сохранения
и
укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти
аспекты вокруг себя.