Напоминание

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье


Автор: Бузуверова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 50"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье
Раздел: дошкольное образование





Назад





Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье.


«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Именно поэтому, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое значение отводится здоровьесберегающим технологиям, психолого- педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. А что же включает в себя понятие «психологическое здоровье? » Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ "Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей" (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Если термин "психическое здоровье" имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психо-
логический аспект проблемы психического здоровья в отличие о т медицинского, социологического, философского и других аспектов. В 2000 году И.В. Дубровина обозначила термин «Психологическое здоровье» – как состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Рассматривая психологическое здоровье, нужно обратить внимание, что его основу составляет нормальное развитие индивидуальной жизни. Безусловно, на сохранение и укрепление психологического здоровья на высшем уровне влияют факторы риска, которые можно условно разделить на две группы.
Физические:
1. Неблагоприятные погодные условия. 2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе. 3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация. 4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания. 5. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
Социальные:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.
2. Межличностные отношения детей с другими детьми. Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также может не быть должной реакции педагогов. 3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из- за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей. Однообразие будней. 4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. 5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. Но здоровье детей зависит не только от их внешних физических факторов, но и от условий жизни и
воспитания в семье
. Поэтому работа по сохранению психического здоровья проводится в сотрудничестве с семьей. Ведь только совместная работа сможет дать полноценные результаты по воспитанию здорового ребенка. Семья является персональной средой жизни ребенка от самого его рождения, которая во многом определяет его развитие. Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, в своей работе выделила три основных направления работы: Изучение условий воспитания и развития детей в семье, выявление и распространения передового опыта семейного воспитания. Создание оптимальных условий для полноценного воспитания детей в детском саду и в семье. Повышение педагогической культуры родителей посредством пропаганды медико-педагогических знаний. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу – "ребенок – кумир семьи" и "отверженный".
Следствием таких типов может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольника как способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Такой ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать себя и взрослого. В последнее время психологи активно используют термины «положительный фон настроения» и «эмоциональный комфорт». Положительный фон настроения одно из таких условий, он также важен для формирования психологического здоровья детей. В последнее время наряду с понятием «положительного фона настроения» используются такие, как эмоциональное благополучие, душевное равновесие. Под положительным фоном настроения эти два понятия излагаются, как способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Состояние здоровья тесно связано с эмоциональным комфортом ребенка. Существует некая тождественность здоровья и эмоционального состояния. Так или иначе, заболевание – это некое нарушение баланса, равновесия систем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае можно рассматривать как первые позывные, как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма. Современные психологи к условиям необходимым для психологического комфорта ребенка в детском саду относятся: -личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка; -открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
-активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; -развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми; -широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); -активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога). Анализ данной проблемы позволил определить некоторые направления работы по формированию психологического здоровья у детей в ДОУ: 1. Адаптация ребенка к детскому саду также является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. 2. Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе. 3. Очень важным и необходимым условием является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
4. Обстановка в семье, характер семейных отношений влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка. Возникновение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста связано с психическими травмами (А. Д. Захаров, В. П. Козлов). В детском возрасте психотравмирующие ситуации вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители. Занимаясь с умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о его здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. Врач-психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье состоит из четырех аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного; и лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти аспекты вокруг себя.


В раздел образования