Стратегия тестирования информационных систем управления ВУЗом, разработанных на базе архитектуры клиент-сервер
Автор: Галимова Екатерина Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Высшая школа печати и медиатехнологий СПбГУПТД Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Стратегия тестирования информационных систем управления ВУЗом, разработанных на базе архитектуры клиент-сервер Раздел: высшее образование
Стратегия тестирования информационных систем управления ВУЗом,
разработанных на базе архитектуры клиент-сервер
Широкое использование клиент-серверных приложений в образовании
обусловлено рядом факторов. Абстрагирование от физической схемы данных
- это главное отличие клиент-серверной от файл-серверной архитектуры.
Манипулирование данными происходит на уровне логической схемы, что
позволяет создавать надежные многопользовательские информационные
системы с централизованной базой данных.[1]
Клиентские станции связаны локальной сетью, непосредственно на них
поддерживается графический интерфейс пользователя, они независимы от
аппаратной части сервера баз данных. Взаимодействие осуществляется путем
клиентских запросов к серверному программному обеспечению. Таким
образом обеспечивается максимальная поддержка многопользовательской
работы и гарантируется целостность данных.
Информационная
система
(ИС)
–
это
программный
комплекс,
осуществляющий хранение, модификацию и получение информации, которая
представлена в удобном для конечного пользователя виде. [2] Использование
ИС в ВУЗе позволяет: [3]
сократить число сотрудников на отдельных участках, что сокращает
фонд заработной платы;
предоставлять
руководству
полные
и
актуальные
данные,
что
увеличивает эффективность принятия решений;
уме н ьши т ь
бума жн ы й
д о куме н то о б о р от,
ч то
с н и ж а е т
бюрократизацию.
Описанные преимущества информационных систем делают их очень
востребованными в наши дни. Однако следует помнить, что для работы с той
или иной информационной системой пользователю обычно требуются
базовые навыки работы на ПК и хорошие знания своей предметной области.
Например, для работы с информационной системой управления ВУЗом
пользователю необходимы знания принципов делопроизводства и
документооборота, которые применяются в процессе приемной кампании.
ИС управления ВУЗами, как разновидность клиент-серверных
приложений, очень распространены и востребованы. Рассмотрим часть
интегрированной информационной системы управления Санкт-
Петербургским государственным университетом информационных
технологий механики и оптики (СПбГУ ИТМО). Данная часть системы
реализует функции работы с учебными планами ВУЗа.
На основании Государственных образовательных стандартов и основных
образовательных программ создается инфологическая модель учебных
планов. Любая инфологическая модель состоит из сущностей, связей между
ними и свойств сущностей, называемых атрибутами. В ВУЗе создаются
базовые и рабочие учебные планы, у которых есть модификации (для
планирования работы аспирантов, магистров, бакалавров и абитуриентов).
Структура планов схожа, поэтому вводятся две сущности: Шапки планов и
Дисциплины планов. Сущность Направления_специальности участвует в
создании цепочек подчиненности:
специализация -> специальность -> направление подготовки
дипломированных специалистов
или
магистерская программа -> направление подготовки магистров.[4]
Для организации работы с учебными планами также используются
сущности Отделы, Свойства отделов, Характеристики отделов, Планы,
Группы планов и т. д.
Для описания дисциплин планов создана многотабличная модель.
Причиной для создания такой модели послужила нерегулярная и достаточно
сложная структура строк учебных планов. Повторяющиеся текстовые
данные, которых достаточно много, размещены в справочниках Циклы
дисциплин, Компоненты и Дисциплины.
В Московском Государственном Университете для автоматизированного
ведения документации на всех этапах приемной кампании внедрена ИС
«Абитуриент-2011». Она позволяет:
сохранять, редактировать и просматривать анкеты и
экзаменационные оценки абитуриентов;
формировать экзаменационные группы абитуриентов;
на основании правил приема в ВУЗ и полученных оценок
проводить зачисление абитуриентов;
формировать приказы и протоколы о зачислении,
экзаменационные ведомости и листы.[5]
ИС создана на базе реляционной системы управления базами данных
(СУБД) Microsoft SQL Server в архитектуре клиент – сервер. Рабочие места
пользователей ИС «Абитуриент-2011» оборудованы терминалами «тонкий
клиент». Копия системы устанавливается на сервере. Используется общая для
факультетов база данных. Работники приемных комиссий пользуются
системой в режиме терминального доступа. В таком режиме локальная
машина выполняет только функции ввода/вывода. Вся информация
обрабатывается на центральном сервере. Ввиду большого количества
пользователей, работающих с ИС, возможно значительное число системных
конфигураций.
Стратегия тестирования применяется для достижения поставленных
целей и решения задач тестирования. Основная цель стратегии тестирования
информационных систем управления ВУЗом, разработанных на базе
архитектуры клиент-сервер, - это повышение вероятности того, что ИС будет
работать правильно при любых обстоятельствах. Зачастую такие системы
функционируют в гетерогенной среде, где применяется программная
продукция различных поставщиков. Графический пользовательский
интерфейс (GUI) программируется на основе обработки событий. Что будет
делать ИС на следующем шаге, определяет пользователь, которому на
каждом шаге доступно множество операций. Отсюда возникает большое
количество логических путей в ИС. Задачами тестирования будут:
проверка взаимодействия между клиентом и сервером, в том числе
транзакции;
проверка пользовательского интерфейса (соответствие
требованиям, удобство, наличие всех необходимых элементов на
формах);
проверка функционирования сети в стандартных условиях и при
пиковых нагрузках.[6]
Для решения поставленных задач предлагается применять следующие
виды тестирования:
1)
Функциональное тестирование;
2)
Тестирование производительности:
a.
Нагрузочное тестирование;
b.
Стресс-тестирование;
c.
Тестирование стабильности;
3)
Тестирование интерфейса пользователя;
4)
Тестирование совместимости.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сиренко
А.
В.
Проектирование
и
эксплуатация
информационных
систем в медиаиндустрии
2.
Сергеева
Н.
А.
Стратегия
тестирования
информационных
систем
управления ВУЗом на основе документов с теговой разметкой
3.
Беляев Д. А. Службы управления экономическими процессами в
ВУЗе и применение информационных систем, автоматизирующих их
деятельность
4.
Кириллов В. В. Введение в реляционные базы данных. – СПб.: БХВ-
Петербург, 2009. – 464с.
5.
Авраамова
О.
Д.,
Владимиров
А.
В.,
Никитин
В.
В.
И
др.
Автоматизированная информационная система «Абитуриент-2011». –
М.: Изд-во МГУ, 2011. – 150с.
6.
Чикало О. В. Применение SQL Bench для тестирования серверной
части клиент-серверных приложений