Напоминание

Методические рекомендации по проведению физкультминуток и динамических пауз на уроках теоретического обучения.


Автор: Хазагаев Александр Шагдуржапович
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Северобайкальск
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Методические рекомендации по проведению физкультминуток и динамических пауз на уроках теоретического обучения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Хазагаев А. Ш.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И

ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ НА УРОКАХ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Республики Бурятия

«Бурятский республиканский многопрофильный

техникум инновационных технологий»

2
Хазагаев А. Ш.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников техникума и подготовлены с целью приобщения педагогических работников и обучающихся техникума к широкомасштабному внедрению «малых» форм занятий физическими упражнениями, к которым относятся физкультминутки и физкультпаузы и содержат комплексы легкодоступных упражнений. Хазагаев А. Ш. – Северобайкальск: мини-типография ГАПОУ РБ «БРМТИТ», 2016. 20 страниц.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………….……...…….... 4 1. Физкультминутки и решаемые ими задачи …………………………... 5 2. Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация ………………………………………………………….. 7 3. Приложение 1 …………………………………………………………... 8 4. Приложения 2 …………………………………………………………... 12 5. Перечень источников информации …………………………………… 21
4
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. В век глобальной информатизации проблема формирования у учащихся мотивации здорового поведения и культуры здоровья, в процессе осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становиться все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности учащихся. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма. Методические рекомендации подготовлены с целью приобщения педагогических работников и обучающихся техникума к широкомасштабному внедрению «малых» форм занятий физическими упражнениями, к которым относятся физкультминутки и физкультпаузы и содержат комплексы легко доступных упражнений.
5
1.

Физкультминутки и решаемые ими задачи.
Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить обучающихся активно отдыхать во время проведения занятий. Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма учащегося, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку учащегося к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности). Физкультминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:  активизацию внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала;  эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний. В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать
6 расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статико- динамические нагрузки. Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает преподаватель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «физоргу группы». Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение.
7
2.

Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору

упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения,

классификация.
Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности учащегося в течение учебного дня:  усиливает обмен веществ в организме  повышается внимание  улучшается осанка. Требования к подбору упражнений:  упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,  быть простыми по выполнению Выбор времени проведения:  при проявлении первых признаков утомления  при снижении активности на занятии  при нарушении внимания. Форма выполнения, количество и содержание упражнений:  упражнения выполняются стоя или сидя  комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз  рекомендуется использовать потягивания, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками. Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию на системы организма:  общего воздействия  для улучшения мозгового кровообращения  для снятия утомления с плечевого пояса и рук  для глаз  для системы дыхания
8
Приложение 1.

А) Физкультминутка общего воздействия.

Вариант 1.
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счѐт «два» - потянуться вверх за руками. На счѐт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счѐт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперѐд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз. Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперѐд. На счѐт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счѐт «два» - вернуться в исходное положение. На счѐт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счѐт «раз» - согнуть правую ногу вперѐд и, обхватив голень руками, притянуть еѐ к животу. На счѐт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счѐт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.
Вариант 2
Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счѐт «раз» - руки отводятся назад. На счѐт «два» - руки развести в стороны, на счѐт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счѐт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперѐд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе. Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперѐд, кисти в кулаках. На счѐт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперѐд. На счѐт «два» - принять исходное положение. На счѐт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.
9
Б). Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Вариант 1
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счѐт «два» - локти подаются вперед. На счѐт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счѐт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз. Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счѐт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счѐт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счѐт «раз» - отнести голову назад. На счѐт «два» - голову наклонить вперѐд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Вариант 2
Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счѐт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счѐт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе. Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперѐд, пальцы разведены. На счѐт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счѐт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счѐт «раз» - повернуть голову направо. На счѐт «два» - исходное положение. На счѐт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
Вариант 3
1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову
10 наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
В). Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Вариант 1
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - поднять плечи. На счѐт «два» - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе. Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счѐт «раз, два» - выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счѐт «три, четыре» - выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счѐт «два», - расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.
Вариант 2
1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний. 2. И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный. 3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
11
Г). Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища.
1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2. И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Д). Физкультминутка для глаз.
Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления. Спросите — как? Рекомендуем составленный по материалам офтальмолога В.Ф. Базарного специальный комплекс из пяти простейших упражнений упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз». Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока. Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя. Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо. Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх- вниз и вниз-вверх. Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева- направо. Упражнение 4. То же самое, но справа-налево. Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
12
Приложение 2.

А) Физкультминутка и физкультпауза.
Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для обучающихся. Различают укороченные и полные физкультминутки. Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ. Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2- 3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме: а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями; б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.); в) упражнения для туловища (наклоны, повороты); г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног). Комплекс выполняется учащимися в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:  режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;  чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;  упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
13  при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;  темп выполнения должен соответствовать привычному; Комплекс физкультпаузы можно составить так:  ходьба на месте с движениями рук;  упражнения в подтягивании;  подскоки или бег на месте;  наклоны или повороты туловища;  приседания, выпады вперед-назад, в стороны;  разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;  упражнения на расслабление мышц рук и туловища;  ходьба на месте с заданиями на внимание.
Б) Специальная гимнастика для глаз.
Один из источников утомления обучающихся связан с книжным фоном. С целью профилактики данных истоков утомления разработана система офтальмотренажеров (автоматизированная система с сигнальными лампами, упражнения с глазными сигнальными метками, а также зрительными траекториями). В автоматизированной системе офтальмотренажеров цветовой ритм сигнальных ламп, размещенных на потолке каждого кабинета, не только снимает зрительно-психогенное напряжение и утомление, но и навязывает глазам и голове специфический двигательный ритм, тренирующий вестибулярный и зрительный анализаторы. Для профилактики близорукости могут также использоваться и специальные упражнения для глаз. В середине каждого урока в течение 2-3 мин. Предлагается следующая гимнастика для глаз в физкультминутках, разработанная МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца.
14 1. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз. 2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз. 3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. 4. И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз. 5. И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз. 6. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 7. И.п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев. Физкультпаузу проводят преподаватели или обучающихся - физорги групп. Она способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у учащихся, улучшает кровообращение в глазах. Разнообразить физкультпаузу можно путем использования следующего комплекса упражнений:
В) Комплексы упражнений

Комплекс 1
1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз. 2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек. 3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
15 4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз. 5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз. 6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.
Комплекс 2
1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз. 2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз. 3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой. 4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону. 5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону. 6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец даумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 3
1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз. 2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек. 3. И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз. 4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
16 5. И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10-12 раз. 6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течении 30-40 сек. Выполнять медленно.
Комплекс 4
1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз. 2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз. 3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой. 4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону. 5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону. 6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 5
1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед- выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз. 2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек. 3. И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз. 4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх- направо, после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
17 5. И.п. - кисти на затылок. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. 6. И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 секунд. То же правым глазом. Во время регламентированных перерывов при работе с видеодисплейными терминалами, персональными компьютерами с целью снижения утомления зрительного анализатора целесообразно через каждые 20- 25 минут выполнять следующие комплексы упражнений, их следует менять через каждые 2-3 недели. Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана (при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз). Вариант 1 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Вариант 2 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
18 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево- вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 верх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо- прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и в другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3- 4 раза. Вариант 3 1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15. 2. Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25- 30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать глазами 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 ра
Г) Мероприятия для снятия статического утомления мышц спины.
Специальные упражнения для физкультминуток на занятиях Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать следующие упражнения: Комплекс 1 (сидя за партой) 1. И.п. - руки на краю парты, встать, сесть. 2. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
19 3. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п. Комплекс 2 (сидя за партой) 1. И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться 2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками пол, вернуться в исходное положение. 3. И.п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание. Комплекс 3 (стоя за партой) 1. И.п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п. 2. И.п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То же в другую сторону. 3. И.п. - основная стойка, руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону. Комплекс 4 (стоя за партой) 1. И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п. 2. И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево. 3. И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз.
Д) Корригирующие упражнения для нормализации осанки
 Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединены, живот подтянуть, подбородок приподнять.  Ходьба обычная, следя за осанкой.  Ходьба на носках, руки за головой.  Ходьба на пятках, руки на поясе.  Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
20 Упражнения стоя  Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — другой ногой.  Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1-2 развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; на 3-4 — исходное положение — выдох.  Приседание с прямой спиной на носочках (на пяточки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на счет 3-4 медленно вернуться в исходное положение.  Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.  Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.  «Мельница»— соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).  Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.  Поднимание прямых рук через стороны вверх— вдох. Возвращение в исходное положение — выдох.  Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.  Ходьба на скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).
21
Перечень источников информации
1. «Комплексная программа физического воспитания учащихся». 1-11 классы‖. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва. ―Просвещение‖. 2011. 2. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы". СанПиН 9-131 РБ. 2000. Приложения 7, 8, 9. 3. Интернет-ресурсы.


В раздел образования