Методические рекомендации по проведению физкультминуток и динамических пауз на уроках теоретического обучения.
Автор: Хазагаев Александр Шагдуржапович Должность: руководитель физического воспитания Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ" Населённый пункт: Республика Бурятия, город Северобайкальск Наименование материала: Методическая рекомендация Тема: Методические рекомендации по проведению физкультминуток и динамических пауз на уроках теоретического обучения. Раздел: среднее профессиональное
2
Хазагаев А. Ш.
Методические
рекомендации
предназначены
для
педагогических
работников техникума и подготовлены с целью приобщения педагогических
работников
и
обучающихся
техникума
к
широкомасштабному
внедрению
«малых»
форм
занятий
физическими
упражнениями,
к
которым
относятся
физкультминутки
и
физкультпаузы
и
содержат
комплексы
легкодоступных
упражнений.
Хазагаев
А.
Ш.
–
Северобайкальск:
мини-типография
ГАПОУ
РБ
«БРМТИТ», 2016. 20 страниц.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………….……...……....
4
1.
Физкультминутки и решаемые ими задачи …………………………...
5
2.
Механизм
воздействия
физкультминуток,
требования
к
подбору
упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения,
классификация …………………………………………………………..
7
3.
Приложение 1 …………………………………………………………...
8
4.
Приложения 2 …………………………………………………………...
12
5.
Перечень источников информации ……………………………………
21
4
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и
образования.
Здоровье
можно
только
заработать
своими
собственными
постоянными усилиями.
В век глобальной информатизации проблема формирования у учащихся
мотивации
здорового
поведения
и
культуры
здоровья,
в
процессе
осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика
ухудшения показателей здоровья становиться все более значимым признаком
кризиса качества жизнедеятельности учащихся. У них возникает устойчивое
нежелание
двигаться,
приводящие
к
гиподинамии,
являющейся
одной
из
основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма.
Методические
рекомендации
подготовлены
с
целью
приобщения
педагогических работников и обучающихся техникума к широкомасштабному
внедрению «малых» форм занятий физическими упражнениями, к которым
относятся физкультминутки и физкультпаузы и содержат комплексы легко
доступных упражнений.
5
1.
Физкультминутки и решаемые ими задачи.
Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить
обучающихся активно отдыхать во время проведения занятий.
Физкультминутки,
наряду
с
двигательными
паузами,
вводной
гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий
физическими упражнениями.
Они
играют
дополнительную
роль
в
системе
физического
воспитания
и
являются
важным
фактором
оптимизации
функционального
состояния
организма
учащегося,
повышают
роль
двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям
профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко
и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они
являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к
движению, обеспечивают подготовку учащегося к работе различного характера
(учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности).
Физкультминутки
–
кратковременные
серии
физических
упражнений,
используемые
в
основном
для
активного
отдыха
и
восстановления
работоспособности.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
активизацию
внимания
обучающихся
и
повышение
способности
к
восприятию учебного материала;
эмоциональную
«встряску»
обучающихся,
возможность
«сбросить»
накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций
и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть
включены
упражнения
по
формированию
осанки,
укреплению
зрения,
улучшению
мозгового
кровообращения,
упражнения
по
выработке
рационального дыхания и др.
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не
были
загружены
при
выполнении
текущей
деятельности,
способствовать
6
расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статико-
динамические нагрузки.
Физкультминутки
проводятся
в
проветриваемом
помещении.
Упражнения,
которые
выполняются
впервые,
показывает
преподаватель,
произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток
может вменяться «физоргу группы». Положительный эмоциональный фон –
обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может
создать музыкальное сопровождение.
7
2.
Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору
упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения,
классификация.
Механизм
воздействия
физкультминуток
на
динамику
общей
работоспособности учащегося в течение учебного дня:
усиливает обмен веществ в организме
повышается внимание
улучшается осанка.
Требования к подбору упражнений:
упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,
быть простыми по выполнению
Выбор времени проведения:
при проявлении первых признаков утомления
при снижении активности на занятии
при нарушении внимания.
Форма выполнения, количество и содержание упражнений:
упражнения выполняются стоя или сидя
комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз
рекомендуется
использовать
потягивания,
прогибания
туловища,
полунаклоны
и
наклоны,
полуприседы
и
приседы
с
различными
движениями руками.
Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию
на системы организма:
общего воздействия
для улучшения мозгового кровообращения
для снятия утомления с плечевого пояса и рук
для глаз
для системы дыхания
8
Приложение 1.
А) Физкультминутка общего воздействия.
Вариант 1.
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - встать
на носки, руки вверх наружу, на счѐт «два» - потянуться вверх за руками. На
счѐт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счѐт «четыре» -
скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперѐд. Повторить упражнение
в быстром темпе 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперѐд. На счѐт
«раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за
спину. На счѐт «два» - вернуться в исходное положение. На счѐт «три, четыре»
- упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром
темпе.
Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счѐт «раз» - согнуть
правую ногу вперѐд и, обхватив голень руками, притянуть еѐ к животу. На счѐт
«два»
-
притянуть
ногу,
подняв
руки
вверх.
На
счѐт
«три,
четыре»
-
выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе
6-8 раз.
Вариант 2
Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счѐт «раз» - руки
отводятся назад. На счѐт «два» - руки развести в стороны, на счѐт «три» -
поднять руки вверх, стать на носки. На счѐт «четыре» - расслабляя плечевой
пояс,
руки
опустить
с
небольшим
наклоном
вперѐд.
Повторить
4-6
раз
в
медленном темпе.
Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперѐд,
кисти в кулаках. На счѐт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар
правой рукой вперѐд. На счѐт «два» - принять исходное положение. На счѐт
«три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8
раз, не задерживая дыхания.
9
Б). Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
Вариант 1
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - руки за
голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счѐт «два» - локти
подаются вперед. На счѐт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счѐт
«четыре»
- принять исходное положение. Упражнение в
медленном
темпе
повторяется 4-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На
счѐт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счѐт «два» - встречными
махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад.
Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счѐт «раз» - отнести голову
назад.
На
счѐт
«два»
-
голову
наклонить
вперѐд,
плечи
не
поднимать.
Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Вариант 2
Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счѐт «раз, два» -
выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и
головы направо. На счѐт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой
рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6
раз в медленном темпе.
Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони
вперѐд, пальцы разведены. На счѐт «раз» - обхватить себя за плечи как можно
крепче. На счѐт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6
раз в быстром темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счѐт «раз» -
повернуть голову направо. На счѐт «два» - исходное положение. На счѐт «три» -
повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
Вариант 3
1.
Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить
вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову
10
наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп
медленный.
2.
И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 —
поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
В). Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Вариант 1
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - поднять
плечи. На счѐт «два» - опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу
на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном
темпе.
Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счѐт
«раз, два» - выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На
счѐт «три, четыре» - выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение
выполнять 4-6 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счѐт «раз» - слегка
прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счѐт «два», - расслабляя
мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.
Вариант 2
1.
И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 —
переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить
вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4
раза. Темп средний.
2.
И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти
вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6
раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3.
И. п. - сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти.
Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
11
Г). Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища.
1.
И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения
тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и
расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2.
И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит
вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в
другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Д). Физкультминутка для глаз.
Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления.
Спросите — как? Рекомендуем составленный по материалам офтальмолога
В.Ф.
Базарного
специальный
комплекс
из
пяти
простейших
упражнений
упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз».
Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут
зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут.
Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине
каждого урока.
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали
справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-
вниз и вниз-вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-
направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами
вначале
в
правую,
затем
в
левую
стороны,
как
бы
вычерчивая
глазами
уложенную набок цифру 8.
12
Приложение 2.
А) Физкультминутка и физкультпауза.
Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для обучающихся. Различают
укороченные и полные физкультминутки.
Укороченная
состоит
из
одного
упражнения
(ритмическое
сжимание
и
разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и
применяется во время
письменных работ. Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-
3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей
схеме:
а)
выпрямление
туловища
с
движением
руками
и
дыхательными
упражнениями;
б)
упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и
опускание рук и т.п.);
в)
упражнения для туловища (наклоны, повороты);
г)
упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание
ног).
Комплекс
выполняется
учащимися
в
проходах
между
партами
и,
как
исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении.
Через
каждые
2-3
недели
упражнения
комплекса
заменяются
новыми,
предварительно разученными на уроках физической культуры. Ее содержание
определяется
функциональным
состоянием
организма
учащихся,
а
так
же
особенностями
учебной
или
производственной
деятельности.
Комплексы
физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:
режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых
действий;
чем
больше
физическая
нагрузка,
тем
больше
упражнений
на
расслабление;
упражнения
должны
быть
подобраны
так,
чтобы
основная
нагрузка
ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
13
при
незначительном
утомлении
учащихся
в
комплекс
включаются
преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления,
при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;
темп выполнения должен соответствовать привычному;
Комплекс физкультпаузы можно составить так:
ходьба на месте с движениями рук;
упражнения в подтягивании;
подскоки или бег на месте;
наклоны или повороты туловища;
приседания, выпады вперед-назад, в стороны;
разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;
упражнения на расслабление мышц рук и туловища;
ходьба на месте с заданиями на внимание.
Б) Специальная гимнастика для глаз.
Один из источников утомления обучающихся связан с книжным фоном.
С
целью
профилактики
данных
истоков
утомления
разработана
система
офтальмотренажеров (автоматизированная система с сигнальными лампами,
упражнения
с
глазными
сигнальными
метками,
а
также
зрительными
траекториями). В автоматизированной системе офтальмотренажеров цветовой
ритм сигнальных ламп, размещенных на потолке каждого кабинета, не только
снимает
зрительно-психогенное
напряжение
и
утомление,
но
и
навязывает
глазам
и
голове
специфический
двигательный
ритм,
тренирующий
вестибулярный и зрительный анализаторы.
Для
профилактики
близорукости
могут
также
использоваться
и
специальные упражнения для глаз.
В середине каждого урока в течение 2-3 мин. Предлагается следующая
гимнастика
для
глаз
в
физкультминутках,
разработанная
МНИИ
глазных
болезней им. Гельмгольца.
14
1.
И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись
вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
2.
И.п.
-
сидя,
откинувшись
на
спинку
парты.
Прикрыть
веки,
крепко
зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
3.
И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4.
И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по
часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
5.
И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки
вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх.
Вдох.
Следить
за
руками
не
поднимая
головы.
Руки
опустить.
Выдох.
Повторить 4-5 раз.
6.
И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек.,
перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
7.
И.п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками
указательных пальцев.
Физкультпаузу
проводят
преподаватели
или
обучающихся
-
физорги
групп.
Она
способствует
укреплению
склеры
глаза,
повышению
работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование
рефракции глаз у учащихся, улучшает кровообращение в глазах.
Разнообразить физкультпаузу можно путем использования следующего
комплекса упражнений:
В) Комплексы упражнений
Комплекс 1
1.
И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад,
прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
2.
И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
3.
И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону.
Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
15
4.
И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не
изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
5.
И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
6.
И.п.
-
стоя,
палец
держать
перед
носом
на
расстоянии
25-30
см.,
переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в
течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.
Комплекс 2
1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 -
руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
2.
И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть
глаза. Повторить 8-10 раз.
3.
И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую
сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
4.
И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону.
Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
5.
И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п.
повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
6.
И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на
расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть
ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем
закрыть левый глаз и смотреть на палец даумя глазами. Проделать то же, но
закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 3
1.
И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти
вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
2.
И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
3.
И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка
наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
4.
И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не
изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
16
5.
И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10-12 раз.
6.
И.п.
-
стоя,
палец
держать
перед
носом
на
расстоянии
25-30
см.,
переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в
течении 30-40 сек. Выполнять медленно.
Комплекс 4
1.
И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох,
2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
2.
И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть
глаза. Повторить 8-10 раз.
3.
И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую
сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
4.
И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону.
Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
5.
И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п.
повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
6.
И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на
расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть
ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем
открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но
закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс 5
1.
И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти
вперед- выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
2.
И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
3.
И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка
наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
4.
И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх- направо,
после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх -
налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
17
5.
И.п. - кисти на затылок. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в
сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
6.
И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30
см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в
окно) на палец и обратно в течение 10-15 секунд. То же правым глазом.
Во
время
регламентированных
перерывов
при
работе
с
видеодисплейными
терминалами,
персональными
компьютерами
с
целью
снижения утомления зрительного анализатора целесообразно через каждые 20-
25 минут выполнять следующие комплексы упражнений, их следует менять
через каждые 2-3 недели. Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись
от экрана (при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения
глаз).
Вариант 1
1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем
раскрыть
глаза,
расслабив
мышцы
глаз,
посмотреть
вдаль
на
счет
1-6.
Повторить 4-5 раз.
2.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости
глаза
не
доводить.
Затем
открыть
глаза,
посмотреть
вдаль
на
счет
1-6.
Повторить 4-5 раз.
3.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4
раза.
4.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз,
потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2
1.
Закрыть
глаза,
не
напрягая
глазные
мышцы,
на
счет
1-4,
широко
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
18
2.
Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.
Не
поворачивая
головы
(голова
прямо),
делать
медленно
круговые
движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-
вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4
верх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-
прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и в другую
стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3- 4 раза.
Вариант 3
1.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет
10-15.
2.
Не
поворачивая
головы
(голова
прямо),
с
закрытыми
глазами,
посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6.
Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-
30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.
4.
В среднем темпе проделать глазами 3-4 круговых движения в правую
сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 ра
Г) Мероприятия для снятия статического утомления мышц спины.
Специальные упражнения для физкультминуток на занятиях
Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений
осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать
следующие упражнения:
Комплекс 1 (сидя за партой)
1.
И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.
2.
И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до
спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
19
3.
И.п.
-
руки
над
головой,
локти
вперед.
Развести
локти
в
стороны,
прогнуться, вернуться в и.п.
Комплекс 2 (сидя за партой)
1.
И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться
2.
Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать
руками пол, вернуться в исходное положение.
3.
И.п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание.
Комплекс 3 (стоя за партой)
1.
И.п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад,
прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п.
2.
И.п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То
же в другую сторону.
3.
И.п.
-
основная стойка,
руки
за
спиной. Переступанием повернуться
направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
Комплекс 4 (стоя за партой)
1.
И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад,
прогнувшись, вернуться в и.п.
2.
И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.
3.
И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое
упражнение повторять 6-8 раз.
Д) Корригирующие упражнения для нормализации осанки
Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединены,
живот подтянуть, подбородок приподнять.
Ходьба обычная, следя за осанкой.
Ходьба на носках, руки за головой.
Ходьба на пятках, руки на поясе.
Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти
отведены назад.
20
Упражнения стоя
Поднять
руки
вверх,
отводя
ногу
назад,
сделать
вдох,
вернуться
в
исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — другой
ногой.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1-2 развести локти в
стороны, сводя лопатки — вдох; на 3-4 — исходное положение — выдох.
Приседание с прямой спиной на носочках (на пяточки не опускаться),
колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на
счет 3-4 медленно вернуться в исходное положение.
Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах
назад.
Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой
спиной.
«Мельница»— соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая
рука).
Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
Поднимание прямых рук через стороны вверх— вдох. Возвращение в
исходное положение — выдох.
Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в
сторону на выдохе.
Ходьба
на
скамейке,
стоящей
на
полу,
или
по
рейке
перевернутой
скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в
зависимости от возраста и тренированности).
21
Перечень источников информации
1.
«Комплексная
программа
физического
воспитания
учащихся».
1-11
классы‖. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва. ―Просвещение‖. 2011.
2.
Санитарные
правила
и
нормы
"Гигиенические
требования
к
видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и
организации работы". СанПиН 9-131 РБ. 2000. Приложения 7, 8, 9.
3.
Интернет-ресурсы.