Авторы: Шмидт Любовь Васильевна, Булеева Анна Ивановна Должность: учителя русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ООШ № 6 Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область Наименование материала: Сборник заданий Тема: "Изобразительно-выразительные средства языка" Раздел: среднее образование
средства языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6
Изобразительно-выразительные средства языка
(Сборник заданий)
Исполнители:
Булеева Анна Ивановна,
Шмидт Любовь Васильевна,
учителя русского языка и
литературы МБОУ ООШ № 6
Мысковский городской округ 2017
Исполнители:
Булеева А.И., учитель высшей квалификационной категории,
Шмидт Л..В., учитель 1 квалификационной категории.
В данном сборнике представлены тесты и текстовые задания, а также
словарь ИВС, что поможет выпускникам основной и средней школы более
качественно подготовиться к выполнению заданий подобного типа на ОГЭ и
ЕГЭ по русскому языку.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...4
Тест № 1…………………………………………………………………………5
Тест № 2…………………………………………………………………………6
Тест № 3…………………………………………………………………………8
Тест № 4…………………………………………………………………………10
Тест № 5…………………………………………………………………………11
Тест № 6………………………………………………………………………....12
Тест № 7…………………………………………………………………………14
Задание 1………………………………………………………………………...16
Задание 2………………………………………………………………………...18
Задание 3………………………………………………………………………....20
Литература……………………………………………………………………….21
Приложение……………………………………………………………………...22
Введение
Традиционно
статистические
данные
результатов
ОГЭ
и
ЕГЭ
по
русскому языку свидетельствуют о том, что наиболее низкие результаты
экзаменуемые
показывают,
выполняя
задания,
п р о в е р я ю щ и е
сформированность лингвистической компетенции.
В заданиях по ИВС для анализа предлагается более сложный, чем в
заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не
только в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний,
предложений), а на материале текста.
В задании ЕГЭ
учащиеся должны прочитать небольшой фрагмент
текста, в котором содержался лингвостилистический анализ использованных
в исходном тексте изобразительно-выразительных средств, и на месте
пропуска-пробела поставить цифру, соответствующую правильному ответу
из предложенных в списке 9 терминов, называющих то или иное понятие из
области
стилистических
ресурсов
языка
–
источников
речевой
выразительности. Таким образом, в задании проверяется умение соотнести
функции
изобразительно-выразительного
средства,
охарактеризованные
в
небольшой рецензии, с термином, указанным в списке.
К
сожалению,
процент
успешного
выполнения
этого
задания
недостаточно высок.
Помимо
его
сложности
существует
другая
причина
–
в
учебных
пособиях недостаточно материалов для отработки навыков обучающихся в
определении изобразительно-выразительных средств языка. Данный сборник
представляет
собою
упражнения
для
отработки
навыков
школьников
по
данной теме.
Тест № 1
Определите фигуру речи.
1.В каких предложениях использована антитеза?
А.Сито свито, золотом покрыто - кто взглянет, всяк заплачет.
Б.Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый.
В.Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Г.Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
2.В каких примерах использован параллелизм?
А.Ты вёл мечи на пир обильный.
Б.В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.
В.Я любуюсь тобою: Твоими глазами, твоею улыбкою, твоими речами.
Г.В начале ноября ударили морозы, они были необычно холодны.
3.В каких предложениях использована инверсия?
А.Полночь сошла, непроглядная темень. Б.Тучки грозовые по небу плывут.
В.День был жаркий, грозовые облака тяжелели ежечасно.
Г.Изумительная весна наступила.
4.В каких предложениях использована анафора?
А.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
Б.Жди меня, и я вернусь, только очень жди.
Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.
В.Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос.
Г.Степям и дорогам не кончен счет, камням и порогам не найден счет.
5. В каких предложениях использована градация?
А.Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь…
Б.И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
В.Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.
Г.Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.
Ответы: 1-БВ 2-БВ 3-БВ 4-БВ 5-АВ
Тест № 2
Определите средства выразительности, А – градация, Б – инверсия, В –
параллелизм, Г – антитеза, Д –анафора, Е – риторический
вопрос, Ж – эллипсис, З – многосоюзие, И – парцелляция.
1.Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
2. Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…
3. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.
4. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и
уходил куда-то в бесконечность.
5. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой
особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
6. Тучки грозовые по небу плывут.
7. Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк.
8. Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда.
9. О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
10. Ученье – свет, а неученье – тьма.
11. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
12. Где ещё есть на земле, как у нас,
В золоте реки, в рябинах озера?
13. Музыки бесполезные звуки, лишние звуки,
Непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны…
14. Я быстро шла. Почти бежала. Не догнать меня.
Ответы: 1Е, 2Д, 3Ж, 4З, 5А, 6Б, 7Г, 8И, 9В, 10Г, 11Б, 12Е, 13А, 14 И
Тест № 3
Задание 1: Найдите тропы:
А. МЕТАФОРА
1. У меня в душе ни одного седого волоса.
2. Ты вел мечи на пир обильный
3. Как чайка, парус там белеет в вышине.
4. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.
Б.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1. Улыбнулись сонные березки.
2. Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.
3. И дряхл, и сед закат осенний.
4. Плачет дождь, воет вьюга.
В. МЕТОНИМИЯ
1. Солнце нижет лучами в отвес.
2. Забормотал спросонок гром.
3. И бредёт гармонь куда-то, только слышится куда.
4. Ликует буйный Рим.
Г.ЭПИТЕТ
1. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.
2. Ледовая дорожка ждет..
3. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
4. Я хочу под синим взглядом слушать чувственную вьюгу.
Д.СИНЕКДОХА
1. Студент нынче пошёл не тот. 2. Часок! И я освобожусь.
3. И раб судьбу благословил. 4. В сумерки луга похожи на море.
Е.СРАВНЕНИЕ
1. Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.
2. Богат, хорош собою Ленский. Везде был принят как жених.
3. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…
4. Морозной пылью серебрится его воротник бобровый.
Ж.ГИПЕРБОЛА.
1. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут эти берега.
2. Она бежала легче серны молодой.
3. Василий принес тысячу извинений.
4. Как былинку ветер молодца шатает.
З.ОКСЮМОРОН
1. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
2. Скучна мне оттепель: вонь, грязь – весной я болен.
3. К нему и птица не летит, и тигр нейдёт.
4. Порой влюблялся он страстно в свою нарядную печаль
И. ПЕРИФРАЗА
1. Погиб поэт, невольник чести… 2. Пароход в стоярусных огнях
3. На восток, сквозь дым и копоть, по домам идет Европа.
4. Золотой телец поглотил его чувства
К.ЛИТОТА
1. Одни дома длиною до небес, другие – длиною до луны.
2. И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда печальная
3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
4. Стоит избушка на курьих ножках.
Задание 2:
Определите метафору - А, метонимию - Б, синекдоху -В.
1.Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой.
2.Траурный Шопен громыхал до заката.
3. И на русского солдата брат француз, британец брат, брат поляк и все
подряд с дружбой будто виноватой, но… 4.Бурю страсти не унять.
5.С берёз неслышен, невесом слетает желтый лист.
6. Под окнами костер метели белой.
Ответы: А- 1, 4 Б-1,2,4 В- 3,4 Г- 1,4 Д-1,3 Е-1,3,4 Ж -1,3 З- 1,4 И-1,4
К-3,4
Задание 2: 1-В 2-Б 3-В 4-А 5- В 6-А
Тест 4
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
1. Под ним струя светлей лазури, (М. Лермонтов.)
2. Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина)
3. Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.)
4. Впереди – пустынный сентябрьский день. (К. Паустовский.)
5 . Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться. (Д. Самойлов.)
6 . Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,
детьми, и вместе с нами вставали.
(М. Пришвин.)
7. Она щебечет и поёт
В преддверье бора,
как бы оберегая вход
В лесные норы.
(Б. Пастернак.)
8. В багрец и золото одетые леса.
(А. Пушкин.)
9. Скоро Осень проснется
и заплачет спросонья.
(К. Бальмонт.)
10. Но предстоит еще заледенеть,
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
(Д. Самойлов.)
Ответы: 1 .Сравнение (простое). 2. Гипербола. 3 .Олицетворение.
4 .Эпитет. 5 .Однородные члены предложения. 6 .Олицетворение.
7 .Сравнение. 8 .Метафора 9. Олицетворени 10 .Сравнение.
Тест 5
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
1. Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)
2. Мальчик с пальчик.
3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)
4. Когда народ….
Белинского и Гоголя
С базара понесет. (Н.Некрасов)
5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
6. Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
7. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
8. Мы с тобой не виделись сто лет!
9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)
10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)
Ответы: 1. Риторический вопрос 2. Литота 3 .Сравнение
Выберите правильный ответ:
1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз... (Е.
Замятин).
а) метафора б) гипербола в) метонимия
2. То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый пеною ран.
(В. Маяковский)
а) аллитерация б) ассонанс в) анафора
3. В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).
а) оксюморон б) антонимы в) антитеза
4. Пусть заполнится годами
...жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот
зевота
шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)
а) гипербола б) литота в) олицетворение
5. 1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не
достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В.
Пастернак).
а) эпитет б) сравнение в) метафора
6. И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови. (К.
Батюшков)
а) метафора б) олицетворение в) гипербола
7. Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.
(М. Ю. Лермонтов)
а) антитеза б) оксюморон в) эпитет
8. Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.
а) анафора б) сравнение в) параллелизм
9. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать
с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки,
озера, моря, океаны слёз!
(Ф.М. Достоевский)
а) метонимия б) градация в) аллегория
10 . 1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)
а) метафора б) метонимия в) олицетворение
11. Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
а) гипербола б) литота в) сравнение
12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).
а) эпитет б) метафора в) оксюморон
Ответы: 1-в 2-а 3-в 4-б 5-б 6-а 7-б 8-в 9-б 10-б 11-а 12в
Тест №7
Назови средства художественной выразительности языка:
1.Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит.
2.Между тучами и морем гордо веет буревестник.
3. В этих бледных лицах сияла заря обновленного будущего.
4. Золотом переливается на солнце капля росы.
5. Я ль на свете всех милее?
Всех румяней и белее?
6. Автор романа «Евгений Онегин» нам интересен как личность.
7. Нам встретился корабль пустыни, верблюд.
8. Утешится безмолвием печаль, и резвая задумается радость.
9. Нас встретил молодой дедушка.
10. Не то на серебре, на золоте едал.
11.Белый дом (правительство Америки) выразил протест.
12. А пуще всего береги копейку.
13.В саду горит костер рябины красной…
14.Ниже тоненькой былиночки нужно голову склонить.
15. В сто сорок солнц закат сиял.
16. Мы села -в пепел, грады –в прах.
17.И он ушел. Навсегда. Бесповоротно.
18. Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
19. Погибли все: и кормщик, и пловец.
20. Отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
21. Колесом за сини горы солнце тихое плывет.
22…Распустились кисти белой бахромой..
23.Цепи гор стоят великанами
24.Клинками огненных мечей сверкнул сквозь тучу сноп лучей.
25.Лес точно терем расписной.
26.Ночью на небе один золотистый апельсин.
27. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
28.Скинуло кафтан зеленый лето.
29. Осень, в шубу желтую одета, по лесам с метелкою прошлась.
30.Могу овладеть темой. Вплотную.
31.Самое трудное -думать. Вплотную.
32.Их надо разгромить, уничтожить, стереть саму память о них.
33. У сильного всегда бессильный виноват.
34. Как странно жизни караван проходит.
35. Ранняя птичка съедает больше корма, но и ранняя кошка съедает раннюю
птичку
36. Ты - шелест нежного листка,
Ты - ветер, шепчущий украдкой,
Ты - свет, бросаемый лампадкой,
Где брезжит сладкая тоска
56
.
Ответы:
1-анафора, 2-эпитет, 3-метафора, 4-сравнение, 5-сравнение, 6-перифраза, 7-
перифраза, 8-олицетворение, 9-оксюморон, 10-метонимия, 11-метонимия, 12-
синекдоха, 13- метафора, 14- литота, 15- гипербола, 16 – эллипсис, 17-
парцелляция, 18- параллелизм (анафора), 19 – синекдоха, 20- эпифора, 21-
сравнение, 22- сравнение, 23- сравнение, 25- сравнение, 26- метафора, 27-
аллегория, 28- олицетворение, 29- олицетворение, 30- парцелляция, 31-
парцелляция, 32- градация, 33- антитеза, 34-метафора, 35-аллегория, 36-
анафора.
Задание 1
Утенок
1)
Маленький
жёлтый
утёнок,
смешно
припадая
к
мокрой
траве
беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо
мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их
высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их
домик
-
перевернутую
корзину
без
дна,
отнесли
под
навес,
накрыли
мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в
ладони.
6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные -
как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем
- тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже
разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца
пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером.
12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все
дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.
14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не
составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот
этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...
(по А.И.Солженицыну)
Прочитайте
фрагмент
рецензии,
составленной
на
основе
прочитанного вами текста.
В
этом
фрагменте
рассматриваются
языковые
особенности
текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина
из списка.
В8. «В
миниатюре
«Утенок»
красоте,
гармонии
и
неповторимости
природы,
воплощенной
в
маленьком
утенке,
Солженицын
противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает
как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство
прекрасного.
Для
подтверждения
этой
основной
идеи
текста
автор
прибегает
к
_____.
Создавая
образ
утенка,
автор
использует
___
(«тепленький»,
«брюшко»,
«бусинки»,
«клювик»
и
др.),
____
(«невесомого
жалкенького
жёлтенького
утёнка»,
«глазки
чёрные»,
«ножки воробьиные» и др.). Неприязнь Солженицына к современной
технике передается и через ____ (предложение 13)».
Список терминов:
1.
противопоставление
2.
архаизмы
3.
лексический повтор
4.
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
5.
анафора
6.
эпитеты
7.
гипербола
8.
риторический вопрос
9.
неологизмы
10.
метафора
ОТВЕТЫ : 1,4,6,7
Задание 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста
В
этом
фрагменте
рассматриваются
языковые
особенности
текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на
места
пропусков
цифры,
соответствующие
номеру
термина
из
списка.
В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам
найти правильный термин.
«Известный литературовед В. Лакшин, обращаясь к одной из актуальных
проблем
современности,
сравнивает
отношение
к
книге
во
времена
его
детства и в наши дни. Мы видим, что эта тема глубоко волнует автора: он
говорит
эмоционально,
ярко,
убедительно.
Экспрессивность
достигается
благодаря
средствам
языковой
выразительности.
Удачно
используются
и
синтаксические
средства,
в
частности
____
(предложение8),
___
(в
предложениях 9, 35, 39))».
Список терминов:
1) Эпитет
2) Антонимы
3) Восклицательные предложения
4) Диалектизм
5) Метафора
6) Парцелляция
7) Цитирование
8) Разговорная лексика
9) Ряды однородных членов
(8)Какой великой ценностью была для нас книга!
(9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на
рогатки, да на что угодно.
(10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать.
(13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и …
«Войну и мир».
(22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и
слишком мало читают книги.
(35)Воспитывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине.
(37)Что
ново
и
оригинально,
а
что
банально
и
истёрто,
тысячу
раз
встречалось.
(39)Воспитать
вкус
можно
лишь
чтением, вдумыванием,
в г л я д ы в а н и е м
в
т е к с т ы
и с т и н н о
совершенные.
Ответы: 3. 9.
Задание 3
(…) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из списка. (…)
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль
о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить
доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в
предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении
21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в
предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______
(«отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот
приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие
мысли автора.
Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4)
профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7)
противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы.
Текст:
(12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более
выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках.
(21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце
полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик,
потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.
(24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а
вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
Ответы: 1, 8, 3, 6
Литература
1.
Александров, В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык.
[Текст] / В.Н. Александров - Челябинск: «Взгляд» 2004. – 126 с.
2.
Горшков,
А.И.
Русская
словесность
[Текст]
:
учебное
пособие
для
учащихся 10-11 классов. / А.И. Горшков - Москва : «Просвещение», 1995.
-143 с.
3.
Крюкова, О.С.
Русский язык. [Текст] : тренировочные материалы для
подготовки к ЕГЭ / О.С.Крюкова - МГУ, 2010. – 181 с.
Приложение
Словарь
Фонетические средства (фоника)
1. Аллитерация — повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи,
её смысловую сторону:
- Город грабил, грёб, грабастал. (М.)
2. Ассонанс — повторение гласных; усиливает образность, выразительность речи, её
смысловую сторону: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н.)
3. Звукоподражание — слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета;
имеет иллюстративный характер:
Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать.
Вот дождик вкрадчиво прокрапал (Твард.).
4. Интонация — бывает ораторская, эпическая, разговорная.
5.
Ритм — создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства; ритм
может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.
6. Паузы — бывают: логические — подчеркивают слово в лексике; — эмоциональные —
передают речь неторопливую, взволнованную, объективное повествование.
7. Рифмы — в поэтической речи.
II Лексические средства (тропы)
1. Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще
выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы
эпитетов: общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические (красная девица); ин-
дивидуально-авторские (мармеладное настроение.- Чехов):
- Золотая роща.
- Заливались весёлые птахи.
- Лазурь небесная смеётся.
- Гордо реет буревестник.
- Поэт — эхо мира.
2. Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью создания
художественного описания первого:
- И берёзы стоят, как большие свечки.
- Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.
- Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена (П.) —
(развёрнутое сравнение, т.е. используется сразу два образа).
- Храбрый как лев. (речевой штамп).
3. Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится
скрытое сравнение на основе сходства:
- Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н.Забол.)
- Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая метафора, т.е.
нанизывание метафор).
- Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает.
- Ситец неба голубой.
- Поля шляпы (стёртая метафора)
4. Олицетворение — явления, предметы, изображающиеся как живые существа и
наделяемые их свойствами:
- Звезда с звездою говорит.
- Спит черёмуха в белой накидке.
- Время бежит.
5. Метонимия — слово, которое употребляется в переносном значении на основе
внешней или внутренней связи между предметами, явлениями:
- Я три тарелки съел.
- Медь не померкла (доспехи).
- Молчалины блаженствуют на свете (Гр.).
6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого
вместо части (и наоборот):
- Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).
7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных
образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах):
- Хитрость — в образе лисицы,
- Мужество и сила — в образе Ильи Муромца.
- Красота — в образе Аполлона.
8. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.
- Я сто раз говорила.
- Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К.Т.).
9. Литота — преуменьшение свойств, качеств.
- В двух шагах отсюда.
- Ваш шпиц не более напёрстка (Гр.).
10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:
- Белокаменная столица (Москва).
- Унылая пора! Очей очарованье, (осень).
- Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне? (Твард.). — (это эвфемизм —
средство для создания юмора).
11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или
омонимии:
- Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для её тряпок — я не в
состоянии (П.).
- Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).
12. Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для
характеристики персонажа, подчеркивания смысла:
- Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.
- Потоки патоки.
- Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.).
13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий:
- Убогая роскошь наряда.
- Звонкая тишина.
- «Горячий снег».
14. Синонимы — слова, близкие по значению; используются для перечислен точности,
градации, чтобы избежать тавтологии:
- Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы).
- Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.
15. Устаревшие слова — архаизмы, историзмы; используются для воссоздав
исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:
- Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).
16. Неологизмы — новые слова — общеязыковые или авторские — для создания
художественного эффекта:
- Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован (П.).
- Пусть сосны бурей омамаены (Хл.).
17. Просторечная и диалектная лексика — придаёт тексту выразительность,
употребляется в речи персонажей:
- А вчерась мне была выволочка (Ч.).
- Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дежке квас (Ее).
18. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов; помогают строить текст, придают ему
шутливую окраску; средство речевой характер стики персонажа:
- Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч.).
- Дело не в новой метле, а в том, как она метёт.
19. Лексический повтор — повторение слова, словосочетания в предложении или в
тексте:
- Ветер, ветер на всём белом свете (Бл.).
- Роман классический, старинный, отменно длинный, длинны длинный (П.).
20. Крылатые выражения — афоризмы, имеющие авторство:
- Как белка в колесе (Кр.).
- Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).
21. Пословицы, поговорки:
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Нет худа без добра.
22. Ирония — вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель —
тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии — сарказм:
- Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).
- Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (Кр.).
23. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:
- Тише едешь — дальше будешь.
III Синтаксические средства (стилистические фигуры)
1. Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления
выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:
- Вывели лошадей. Не понравились они мне.
- Зимы ждала природа.
2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в
стилистических целях:
- Тёркин мой — к огню поближе (Твард.).
- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).
3. Умолчание — незаконченное высказывание, используется для выражения
напряженной, взволнованной речи:
- Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал… (Ее).
4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи для смыслового и
эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:
- Что же такое эта сигнализация?
- Как выйти из кризиса?
5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение:
- Кто же не радовался солнечному лучу?
- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).
6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций, идей:
- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога
- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).
7. Риторическое восклицание — для демонстрации высшей точки концентрации чувств:
- О времена, о нравы! (Цицерон).
- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).
8. Период — синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование,
2-ая — вывод:
- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность,
правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь
великой литературы?
9. Параллелизмы — сходное расположение элементов, однотипное построение:
- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел
- Книга — хранилище знаний. Книга — вместилище всего вели кого опыта.
10.Парцелляция - расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько
пунктуационно самостоятельных отрезков
11. Градация — «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их
силы, с нагнетанием впечатления:
- Не жалею, не зову, не плачу, …
- Звериный, чужой, неприглядный мир.
12.Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление
противоположных понятий:
- Глупый осудит, а умный рассудит.
- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.
13. Анафора — повтор, повторение начальных слов:
- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём.
- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.
14. Эпифора — повтор, повторение конечных слов:
- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный
советник? (Г.).
15. Композиционный стык — повтор слова в середине фразы или на стык двух
предложений:
- О весна без конца и без края, без конца и без края мечты (Бл.).
16. Присоединительные конструкции, парцелляция — разделение предложения на
части; является средством экспрессии создания новых смыслов:
- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестал] его ждать.
- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.
- На дворе осень. Поздняя (Аст.).
17. Именительный представления — изолированный номинатив, называет тему
повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его
звучание:
- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени…
18. Разговорные синтаксические конструкции — особая организация речи, которая
создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:
- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).
- А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла выстоять Ленинграду
19. Вопросно-ответные конструкции - неполные предложения, образующие
диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и
публицистическую речь:
- Какие новости?- спросил офицер.
- Хорошие!
20. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов,
вводные структуры и др. — могут быть средством выразительности:
- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).
- Фёкла, за доктором! (М.Г.).
- За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Март.).
- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).