Автор: Смирнова Ирина Владимировна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №13" Населённый пункт: п. Мичуринское, Ленинградская область Наименование материала: конспект занятия Тема: "Дымковская игрушка" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№13»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по декоративному рисованию с детьми средней группы.
Тема: «Дымковская игрушка.»
Составила и провела воспитатель: Смирнова И. В.
26 ноября 2015 года.
п .Мичуринское. .
Цель : Закрепить знания детей о дымковской игрушке, умение отличать узор
от других росписей.
Задачи:1.Обучающие : Формировать умение детей рисовать концом кисти,
наносить точки, рисовать круги, кольца.
Различать цвета используемые в дымковской росписи.
Узнать историю дымковской игрушки.
2. Развивающие: Развивать у детей эстетическое восприятие,
чувство цвета, интерес к народному творчеству .Развивать композиционные
умения располагать узор в шахматном порядке.
3.Воспитательные : Воспитывать желание самостоятельно расписывать
игрушку по мотивам дымковской росписи.
4.Корекционные . Развивать мелкую моторику рук, память, внимание.
5. Обогащение словаря детей .
Предварительная работа :
Просмотр презентации «Дымковская игрушка.»
Рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке.
Организация мини-музея по дымковской игрушке.
Изготовление дидактической игры «Собери узор.»
Упражнять в рисовании отдельных элементов (круги ,точки)
Дидактический материал:
Иллюстрации с дымковскими игрушками.
Шаблоны на каждого ребенка ,запасные шаблоны (конь)
Элементы образцов росписи на каждый стол (в количестве 3 шт.)
Кисти, краски, салфетки, клеенки.
Декоративные пазлы –игра.
Словарная работа .
Активизация словаря : глиняные, свистулька, барышни, дама, обжиг.
Обогащение : умельцы, мастера, народный промысел, роспись ,станки,
ярмарка .
Ход занятия : (создание проблемной ситуации)
В-ль: ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: да, любим!
В-ль: а хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие?
Дети : да.
В-ль : а на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: на самолете, машине, поезде.
В-ль : я вам хочу предложить отправиться в наше путешествие на
ковре-самолете.(расстилаю ковер)
А куда мы с вами отправимся будет для вас загадкой.
Усаживайтесь все поудобнее на ковер-самолет, возьмитесь за руки и
закройте глазки.
Итак, наше путешествие начинается. (звучит музыка, выставляю декорации).
Открывайте глаза, мы с вами прилетели в старинное село под названием
Дымково.
Ребята, а вы знаете, чем знаменито это село?
Дети : может игрушками.
В-ль : правильно, здесь живут русские мастера, которые длинными вечерами
Делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами.
А вы знаете, какие игрушки делают мастера? (смотрят на игрушки и
называют).
Дети : куклы, лошади, свистульки. (рассматривают изображения разных
видов игрушек)
В-ль : правильно, много разных игрушек лепят мастера: это и кони, и птицы,
и барышни.
А почему это село назвали Дымково, а игрушку дымковской?
Дети: не знаем.
(Идет показ слайдов презентации)
В-ль : Зимой, над каждой избой поднимается голубой дымок над каждой
трубой. Мастера долгими зимними вечерами топят печи, обжигают игрушки,
и все село в дыму. А летом над селом часто поднимается туман, и все как в
дымке. Оттого и назвали деревню Дымково, а игрушки дымковскими.
А давайте, мы с вами сейчас и посмотрим, какие игрушки расписывали
мастера, и какие краски для этого использовали?
Дети : давайте.
В-ль: посмотрите внимательно ,какие цвета вы видите на игрушках?
Дети : желтый, красный, синий, розовый, зеленый.
В-ль : а давайте посмотрим, какие узоры использовали мастера при росписи
игрушек. (показываю элементы на отдельных карточках).
Дети: точки, колечки, волнистые линии.
В-ль : правильно. какие вы внимательные.
А хотите узнать, как после трудной работы мастера умели отдохнуть?
Повторяйте за мной, я вам сейчас покажу.
Физминутка: «Лошадка.»
Цок-цок-цок-цок! (поочередное топанье одной ногой, затем другой)
Я лошадка- серый бок.
Я копытцем постучу, (ходьба на месте)
Если хочешь- прокачу! (легкий бег на месте).
Посмотри, как я красива,(руки на поясе, наклоны)
Хороши и хвост, и грива.(туловища влево-впрво)
Цок-цок-цок-цок! (кружатся на месте)
Я лошадка- серый бок!
В-ль : ребята, я хочу предложить вам ненадолго стать народными мастерами,
умельцами. Вы согласны?
Дети : да!
В-ль : тогда пора превращаться:
«Покружились .покружились и в мастеров – художников превратились.»
Посмотрите, вот наша мастерская.
Перед вами рабочие столы ,на которых есть все, что необходимо для росписи
дымковской игрушки.
Внимательно посмотрите и выберите, какой рисунок будет на вашей
игрушке. Силуэт какой игрушки мы будем с вами расписывать?
Дети : конь.
В-ль : правильно, мы будем расписывать дымковского коня.
Давайте на него внимательно посмотрим.
Какие части у него закрашены полностью?
Дети : хвост, грива, копыта, уши.
В-ль : а какого они цвета?
Дети : черного.
В-ль: а где расположен узор?
Дети: ноги, туловище.
В-ль : узор на дымковскую игрушку наносится сверху вниз и только на
внешнюю сторону. Узор для своей игрушки вы уже выбрали .
Посмотрите внимательно, какие краски вам необходимо использовать,
и как наносится узор.
Все готовы приступить к работе?
Тогда давайте пройдем за столы, на которых стоит выбранный вами узор.
( звучит русская народная мелодия, дети расписывают силуэты, в ходе
занятия оказывается необходимая помощь. Дети, которые справляются с
заданием быстрее могут взять еще силуэты коней или пройти поиграть в
пазлы с декоративной росписью.)
В-ль : кто закончил свою работу, можно нести свои игрушки для оформления
выставки «Веселая дымковская ярмарка.»
Заключительная часть: релаксация, анализ работ.
В-ль : ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Почему так называется село?
А что мы делали?
Вам понравилось наше путешествие?
Вы ребята, молодцы!
Какие красивые кони у вас получились!
Вы постарались от души, все работы хороши!
А теперь все на прощанье,
Скажем дружно – до свиданья!
Нам пора в детский сад, нас ждет ковер – самолет.
«Покружились, покружились и в девочек и мальчиков превратились.»
Садитесь на наш ковер- самолет, закрывайте глазки, летим в детский сад.
( звучит веселая мелодия)