Автор: Шабардина Ольга Геннадьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия" Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования детей Тема: "Вокальная студия" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Вокальная студия»
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации : 4 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
МАОУ «Обдорская гимназия»
Шабардина Ольга Геннадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа представляет собой программу художественной направленности, решающую проблемы ориентации ребенка
школьного возраста в досуговой деятельности, эстетического, музыкального и общекультурного воспитания учащихся.
Воспитание детей
на
вокальных
традициях
является
одним
из
важнейших
средств
нравственного
и
эстетического
воспитания
подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в творческом объединении
пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру.
Актуальность
предлагаемой
образовательной
программы
заключается
в
художественно-эстетическом
развитии
обучающихся,
приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Новизна данной программы, реализуемой в работе творческого объединения, состоит в реализации идеи эффективного развития
творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении;
Программа разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, Д Огороднова
«Музыкально – певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей,
формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях
воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом
зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка
ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию
взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей
образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию,
самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации
общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр
изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к
творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
Обучающие:
• сформировать навыки певческой установки обучающихся;
• научить использовать при пении мягкую атаку;
• сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
• сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
• развить гармонический и мелодический слух;
• совершенствовать речевой аппарат;
• развить вокальный слух;
• развить певческое дыхание;
• развить преодоление мышечных зажимов;
• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
• развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
• расширить диапазон голоса;
• развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
• воспитать эстетический вкус учащихся;
• воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
• воспитать чувство коллективизма;
• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Частнодидактический аспект программы связан с развитием художественных способностей детей в конкретных направлениях:
– основы вокального искусства и вокального ансамбля;
– основы сценического движения и сценического танца.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 8-17 лет. В объединение дети принимаются на
свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального
материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и
сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.
Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной
и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и
физические центры организма в целом.
Комплектование учебной группы производится по разноуровневому возрастному признаку. Занятия с группой проводятся 3 раза в
неделю.
Предполагается активное включение родителей в образовательный процесс и организацию досуговой деятельности объединения.
Коллектив
объединения
может
участвовать
в
организации
и
проведении
массовых
мероприятий
гимназии;
творческих
конкурсах
самодеятельных объединений.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и
индивидуальная работа (сольное пение). На первом году обучения с детьми младшего возраста занятия проводятся 3 раза в неделю по 1часу.
Дети среднего и старшего возраста занимаются 3 раза в неделю по 2часа (или 2 раза в неделю по 3 часа). На каждом году обучения, по
необходимости, отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми. Также ведется по отдельной программе «Сценическое
движение» (ритмика) – 1 раз в неделю по 1 часу.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы
работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Ожидаемые результаты
информированность учащихся в области отечественной и зарубежной популярной музыки;
развитый навык сольного и ансамблевого пения;
развитый навык самостоятельной работы над репертуаром.
Предполагаемые результаты обучения
Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности.
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
Предполагается, что в конце 3 года обучения обучающиеся должны:
- петь в диапазоне: первые голоса — си м. октавы – ми 2-ой октавы; вторые голоса – ля м. октавы – ре 2 октавы.;
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни,
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- петь под фонограмму 2-голосные произведения.
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
Предполагается, что в конце 4 года обучения обучающиеся должны:
- петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа 2-ой октавы; вторые голоса –соль м.октавы – ми ь – 2-ой октавы;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру
звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь держаться на сцене;
- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
- знать правила охраны голоса в предмутационный период;
- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания,
сложные тексты;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
- настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.
Способы проверки результатов обучения
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах разного уровня, проведение творческого отчета по итогам года перед родителями и
учащимися
гимназии,
выступления
на
праздничных
концертах
и
вечерах,
помощь
в
организации
и проведении
общегимназических
праздников.
Общие критерии оценивания результатов: владение знаниями по программе, активность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах,
умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, уровень воспитанности и культуры учащихся, творческий рост и личностные
достижения воспитанников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1,2 года обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
в том числе
теоретических
практических
1.
Певческая установка. Певческое дыхание.
10
3
7
2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.
20
5
15
3.
Работа над дикцией и артикуляцией
22
2
20
4.
Формирование чувства ансамбля.
20
5
15
5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
30
5
25
Итого:
102
20
82
Учебно-тематический план 3,4 года обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее
количество
часов
в том числе
теоретических
практических
1.
Певческая установка. Певческое дыхание.
20
6
14
2.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования.
40
10
30
3.
Работа над дикцией и артикуляцией
44
4
40
4.
Формирование чувства ансамбля.
40
10
30
5.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
60
10
50
Итого:
204
40
164
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
1.
Работа над певческой установкой и дыханием. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его
приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с
навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных
фраз на «цепном дыхании).
2.
Музыкальный звук.
Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без
крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в
различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского
голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
3.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество
произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от
зажатости
и
напряжения
нижней
челюсти,
свободное
положение
языка
во
рту).
Особенности
произношения
при
пении:
напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание
согласных.
4.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических
ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,
половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая
устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.
Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
5.
Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется
сначала
с
помощью
аккомпанирующего
инструмента
в
классе,
в
соответствующем
темпе.
Пение
под
фонограмму
–
заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в
согласно
их
певческим
и
возрастным
возможностям.
Также
необходимо
учить
детей
пользоваться
звукоусилительной
аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности
детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых
навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического
образа.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Практические
формы
работы
являются
приоритетными,
но
теоретические
занятия
также
включены
в
программу.
В
работе
используются беседы, посещение концертов и творческих вечеров, встречи с другими творческими коллективами, выступления перед
учащимися школы и родителями, участие в конкурсах.
Использование определенных приемов и методов обучения, таких как прием активизации учащихся, использование наглядных и
технических средств, творческой деятельности позволяют достичь в работе положительных результатов.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах разного уровня, проведение творческого отчета по итогам года перед родителями и
учащимися
школы,
выступления
на
школьных
праздничных
концертах
и
вечерах,
помощь
в
организации
и
проведении
школьных
праздников.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и
наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления
информации в виде вокально-хоровой работы Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и
функции музыкального искусства.
Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
• метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
• метод общения;
• метод импровизации;
• метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов
работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого
к
сложному,
поскольку
носит
эмоциональный
характер.
Методы
музыкального
воспитания представляют
собой
различные
способы
совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость,
музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их
активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой
работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный
репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог
давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.
Совместная подготовка
педагога
и
детей
к
проведению праздников
реализуется
по
принципу
педагогического
сотрудничества.
Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его
психологический
настрой.
«Зажатый»
ребёнок
плохо
осваивает
материал
и
ощущает
страх,
поэтому
необходима
дополнительная,
индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его
мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся
активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной
деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную
работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и
метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть
прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении
стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.
Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних
расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных
особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных
правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С
помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует
певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти.
Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным
вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от
заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного
выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте
звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень
длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное
формирование
гласных
звуков.
От
правильного
формирования
гласных
зависит
умение
петь
связно,
красивым,
округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог
использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а»
требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько
более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также
наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения
тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении
которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у»
даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в
связи
с
поставленной
задачей.
Педагог
обязан
знать
о
факторе
взаимовлияния
гласных:
если
первый
гласный
своими
качествами
воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й»,
который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть
певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое
формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или
мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают
большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом
педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса-
искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или
ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром
темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих
минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные
звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения
полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит,
эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению
ритмических
трудностей
в
песенном
репертуаре.
Каждое
произведение
должно
быть
исследовано
педагогом
на
предмет
выявления
трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить
характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью
педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную
тональность.
Хорошей
помощью
является
пение
без
сопровождения.
Применяется
упрощённый
аккомпанемент
с
обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое
пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных
тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В
ансамблевом
исполнении
следует
учить
детей
прислушиваться
друг
у
другу,
соотносить
громкость
пения
с
исполнением
товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и
окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос
общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего
инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной
работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить
детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются
артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким
образом,
развитие
вокально-хоровых
навыков
сочетает
вокально-техническую
деятельность
с
работой
по
музыкальной
выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Наконец, необходимым средством методического обеспечения деятельности объединения является и работа с родителями.
Используются такие основные формы:
– проведение родительских собраний;
– анкетирование;
– концерты для родителей;
– непосредственное участие родителей в деятельности творческого объединения.
Условиями успешности этой работы являются:
– точная и корректная диагностика статуса ребёнка в семье и стиля семейного воспитания;
– создание заинтересованности родителей не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребёнка в творческом
объединении;
– информированность родителей о процессе работы объединения, в котором занимается ребёнок;
– установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий;
– умение педагога «говорить на языке» и детей, и родителей (что в каждом конкретном случае весьма индивидуально).
– чёткая принципиальная позиция педагога по всем вопросам деятельности объединения и работы каждого ребенка в нем
Дидактический материал, используемый в ходе работы, представляет собой набор произведений известных зарубежных и российских
исполнителей, методические рекомендации и программы обучения эстрадных школ – студий.
Материально-техническое обеспечение предполагает: помещение для занятий (кабинет, актовый зал), фортепиано, аудиоаппаратура
(музыкальный центр, компьютер, микрофоны, усилитель), фонограммы.
Список литературы
1.
Емельянов В.В. Развитие голоса, координация и тренаж: СПб, 1997.
2.
Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, последовательность введения упражнений: СПб, 1997.
3.
Методическая разработка ЛГИК. Гармония в эстрадной музыке.
4.
Методическая разработка СПб ГУКИ. Джазовые распевки в ансамбле.
5.
Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи: Л., 1977.
6.
Назаренко И.К. Искусство пения: М., 1963.
7.
Прокопьев Е.Н. Как стать певцом и сделать карьеру: СПб, 2000.
8.
Риггс С. Пойте как звезды. Полная программа совершенствования голоса: СПб, 2007.
9.
Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе воплощения: М., 1984.
10.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
11.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с., ил.
12.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.–415с.
13.
4.Дмитриева
Л.Г.,
Черноиваненко
Н.М.
Методика
музыкального
воспитания
в
школе.
–
2-е
изд.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 1998. – 240с.
14.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Г уманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 304
с.: ноты.
15.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
16.
Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.
17.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
18.
Фридкин Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1997. – 296с.
19.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. – 192с.
Литература, рекомендованная учащимся:
1.
Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Лом «Литере», 2004. – 96 с.
2.
Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». - М.:ООО Издательство АСТ», 2000. – 60с.
3.
Клёнов А.С. Там где музыка живёт. – М.: Педагогика, 1985. – 152с.
4.
Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.
5.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.
6.
Великие музыканты XX века / Автор – сост. Д.Е. Сидорович – М.: «Мартин», 2003. – 512с.
7.
Музыка. Что о ней должен знать современный человек: Словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 608с.
8.
Музыка: Энциклопедия/ Под ред. Г.В. Келдыш. - М.: Большая российская Энциклопедия, 2003 – 672с.
9.
Современная энциклопедия. Музыка наших дней. /Под ред. Д.М. Волохин. – М.: Аванта+, 2002. –432с.: ил.