"Организация внеурочной деятельности в начальной школе как важное условие реализации ФГОС НОО."
Автор: Лебедева Марина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "Лицей №3" Населённый пункт: город Астрахань Наименование материала: статья Тема: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе как важное условие реализации ФГОС НОО." Раздел: начальное образование
Организация внеурочной деятельности в начальной школе как
важное условие реализации ФГОС НОО.
Концепция новых образовательных стандартов переориентирует свою
главную цель на развитие личности ученика как главную цель и смысл
современного образования. Исходя из цели образования именно личность
школьника, её свойства являются главным требованием и результатом
образования в начальной школе. Планируемые результаты начального
общего образования теперь формулируются как достигнутый уровень
комплекса его предметных, метапредметных и личностных результатов
обучения.
Именно внеурочной деятельности отводится большая роль в
формировании этих результатов.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения
планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основных
образовательных программ основного общего образования обучающимися,
создание условий для развития, воспитания и социализации обучающихся
через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом с
целью усвоения детьми духовно-нравственных ценностей и социального
опыта, достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, для многогранного развития и социализации каждого школьника
в свободное от учёбы время.
Основные задачи внеурочной деятельности:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей
обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной
сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном
направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и
навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия,
сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО
организуется по основным направлениям развития личности:
спортивно - оздоровительное,
духовно - нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное
Спортивно-оздоровительное направление представлено работой кружков по
следующим программам:
«Перекрёсток» для 1 – 2-х классов, авт. Т.А. Ермолаева. Программа является
модифицированной
и
составлена
на
основе
программы
«Безопасность
на
дороге», авт. М.П. Фролова, В.С. Спиридонова.
«Я пешеход и пассажир» для 3 – 4-х классов, авт. Н.Ф. Виноградова.
Цель:
– привитие обучающимся навыков безопасного поведения в любой дорожной
ситуации: автоматизм оценки опасности дорожной ситуации, мотивированное
поведение, направленное на самосохранение;
– формирование дисциплинированности детей на дороге;
– профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
«Гимнастика» (спортивная секция для 1 – 4-х классов), авт. программы
заслуженный мастер спорта по гимнастике И.А. Винер.
Цель: создать прочную основу для воспитания здорового человека,
сильной, гармонично развитой личности; расширение двигательных
возможностей; компенсации дефицита двигательной активности детей.
Духовно-нравственное направление
представлено
работой
кружков
по
следующим программам:
«Этика: азбука добра» для 1 – 2 классов, авт. И.С. Хомякова, В.И. Петрова.
«Этикет и культура общения» для 3 – 4 классов, авт. И.В. Зубарева, Е.Ю.
Ломтева.
Цель: воспитание грамотной культурной личности, формирование у детей
нравственных ориентиров.
Т ематическими классными часами в 1 – 4 классах, которые позволяют
классному руководителю:
– организовать проблемно-ценностное и досуговое общение;
–
развивать
у
обучающихся
познавательные
интересы,
коммуникативные
качества, мотивацию достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности;
– помочь обучающимся проявить свои творческие способности.
Социальное направление представлено работой кружков по следующим
программам:
«Дорогою открытий и добра» для 1 – 2-х классов, авт.Н.Н. Деменева, Т.Я.
Железнова.
Цель:
– формирование начала экологического мировоззрения и культуры, осознание
ребёнком неразрывного единства мира природы и человека;
– постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;
– формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья.
«Экономика: первые шаги» для 3 – 4-х классов, авт. О.С. Корнеева.
Цель:
–
формирование
начальных
представлений
об
экономике
как
сфере
деятельности человека, связанной с удовлетворением его потребностей;
– формирование осознания взаимосвязи труда человека с его результатами,
приложенными усилиями с успешностью деятельности;
– развитие основ потребительской культуры;
– расширение активного словаря обучающихся, включая в него экономические
термины;
– формирование бережливости, экономности, трудолюбия, щедрости;
– формирование осознания необходимости знаний и образования для нового
информационного общества и создания инновационной экономики.
Проектно-исследовательской деятельностью .
Цель:
– обеспечение высокого компетентностного уровня усвоения программного
содержания;
–
развитие
познавательных,
коммуникативных,
регулятивных,
личностных
способностей обучающихся;
–
обучение
планированию,
целеполаганию
действию
по
алгоритму
на
протяжении всей работы;
– формирование навыков сбора и обработки информации (материалов); умения
анализировать, составлять письменный отчет, презентовать проект;
– формирование позитивного отношения к работе: проявление инициативы,
энтузиазма, выполнение сроков работы.
Социальными пробами, практиками, проектированием.
Цель:
–
развитие
у
обучающихся
социальной
компетентности,
как
навыков
поведения и взаимодействия в социуме;
– формирование и отработка индивидуальной модели поведения в социуме;
– приобретение позитивного опыта социального действия (взаимодействия).
Общеинтеллектуальное направление
представлено
работой
предметных
кружков по следующим программам:
«Эрудит» для 1 – 2 классов.
1
модуль
«Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…» (гуманитарно-экологический)
– составители И.В. Шалагина, Е.В. Чибирева (1 час в неделю для 1-х классов);
Цель:
углубление
и
расширение
знаний
по
русскому
языку,
развитие
активного,
самостоятельного
творческого
мышления,
речи,
эмоционального
мира ребёнка на основе знаний об окружающем мире.
2 модуль
«Думаю,
решаю,
доказываю…»
(логико-арифметический
и
пространственный) – составители
И.В. Шалагина, В.Н. Воротникова, Н.С.
Касель (1 час в неделю для 1-х классов).
Цель :
формирование
в
сознании
обучающихся
целостной
научной
картины мира и развитие логического, алгоритмического и пространственного
мышления.
«Олимпик» для3 – 4 классов – составители Л.А. Лукьянова, Е.А. Акельева.
– 1 направление – гуманитарное
Цель:
– формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью
в соответствии со своими возрастными особенностями;
– развитие языковой культуры и речевых умений: чёткое и ясное изложение
мыслей, определение понятий, аргументированное доказательство своей точки
зрения;
–
развитие
психических
познавательных
процессов:
памяти,
внимания,
зрительного и слухового восприятия, творческого воображения.
– 2 направление – математическое
Цель:
– обучение основам логического мышления, пространственного воображения,
математической речи, вычислительных навыков;
– развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умозаключений;
– формирование опыта применения математических знаний и представлений в
повседневных ситуациях.
«В мире книг» для 3 – 4 классов – составитель Л.А. Ефросинина (1 час в
неделю для 3 – 4-х классов.
Цель:
– развитие читательских умений и интереса к чтению книг, формирование УУД:
личностных,
коммуникативных,
познавательных
и
регулятивных
учебных
умений, воспитание ученика-читателя;
–
нравственно-эстетическое
воспитание,
эмоциональное,
творческое,
литературное, интеллектуальное развитие обучающихся;
– расширение литературно-образовательного пространства: литературные игры,
библиотечные
уроки,
путешествия
по
страницам
книг,
проекты,
уроки-
спектакли.
Индивидуальной и
групповой
работой
по
образовательным
траекториям.
Подготовкой и проведением интеллектуальных конкурсов, олимпиад .
Общекультурное направление представлено:
«Гусельки» (музыкальная студия для 1 – 4 классов) по программе авт. И.В.
Захарычева.
Цель:
– раскрытие творческих способностей в области музыкального искусства;
–
развитие
обучающихся
средствами
народной
музыки
и
ритмических
движений;
–
формирование
опыта
музsцирования,
певческого
голоса,
хорового
исполнительства;
– познавательное и нравственное развитие обучающихся.
Коллективными
творческими
делами
и
событиями
по
планам
воспитательной работы (интегрируют воспитательные цели и задачи лицея и
классного коллектива):
– подготовка и проведение традиционных календарных праздников;
– подготовка и проведение общелицейских и классных мероприятий;
–
проведение
мероприятий
на
базе
учреждений
культуры
города,
производственных
организаций,
учреждений
дополнительного
образования
детей в формате экскурсий, интерактивных занятий, соревнований, концертов и
др.
Для организации внеурочной деятельности в начальной школе лицея в
соответствии с рабочими программами и тематическими планами используются
такие формы как:
– кружки духовно-нравственной направленности;
– кружки социальной направленности;
– предметные кружки;
– классные часы.
Для организации внеурочной деятельности в соответствии с планами
воспитательной работы классных руководителей используются такие формы
как:
– коллективные творческие дела;
– общественно полезные практики;
– экскурсии в музеи, производственные организации;
– походы в театры, культурные и природные объекты;
– олимпиады, конкурсы, соревнования;
– традиционные праздники и события.
Обобщенный результат образовательной (учебной и воспитательной)
деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора
фиксируется в портрете ее выпускника:
Портрет ученика начальной школы лицея
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться информационными источниками;
владеющий
опытом
мотивированного
участия
в
конкурсах
и
проектах
регионального и международных уровней;
обладающий
основами
коммуникативной
культуры
(умеет
слушать
и
слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации
собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий
высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя
и окружающих.
Использование
метода
проектов
прочно
заняло
свое
место
в
начальной
школе.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся
-
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
учащиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени.
По продолжительности проекты бывают: .
1.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
2.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при
участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации
выполняются во внеурочное время.
Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.
Этапы работы над проектом в начальной школе:
I этап – мотивационный.
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный
настрой;
Ученики:
обсуждают
задание,
предлагают
собственные
идеи,
создают
рабочие группы;
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются
тема и цели проекта;
формулируются и уточняются задачи;
уточняется информация (источники);
вырабатывается план действий;
определяются средства достижения цели;
устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
согласовываются способы совместной деятельности.
III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)
Ученики:
собирают материал;
разрабатывают
документацию,
технологию
изготовления
проектного
изделия;
проводят исследование;
работают с литературой и другими источниками;
непосредственно выполняют проект;
оформляют проект;
составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для
защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия
руководителей
группы
и
каждого
участника
проекта;
поддерживает
и
помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает
содействие
процессу
творчества
учащихся;
сам
является
источником
информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный.
Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов
и
процесса
работы,
оценивают
достижение
поставленных
целей;
осуществляют
устную
или
письменную
самооценку;
исправляют
или
дополняют содержание проекта, рефлексируют;
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности
переводит
совместно
с
учащимися
рейтинговую
шкалу
в
пятибальную
систему оценивания
В
своей
педагогической
практике
я
использую
метод
проектов
для
активизации познавательной деятельности обучающихся.
В 1 классе ученики только обучаются делать проекты.
При
изучении
темы
«Алфавит»,
чтобы
обобщить
знания
об
изученных
буквах,
первоклассникам
предлагается
сделать
индивидуальный
проект
-
выбрать
одну
букву
русского
алфавита
и
рассказать
о
ней.
Проект
краткосрочный, он занимает одну-две недели.
Дети работают по определенному плану: сначала вспоминают, какой звук
обозначает данная буква на письме, какая она по счету в русском алфавите,
как
называлась
и
как
выглядела
в
старинной
азбуке.
Первоклассники
собирают стихи, загадки, ребусы со своей буквой. Иногда дети сочиняют
рассказы и сказки о выбранной ими букве.
Ученики творчески подходят к выполнению задания.
Важный
этап
реализации
этого
проекта
–
это
его
презентация.
Дети
оформляют презентацию о букве на листах А3 или А4.
Иногда дети нестандартно представляют свою букву, используя аппликацию,
вышивку, роспись, лепку презентуемой буквы. На заключительном этапе
работы над проектом дети рассказывают и показывают свою работу классу.
В результате работы над этим проектом дети обобщают знания о буквах
русского
алфавита,
подбирают
занимательный
материал
о
буквах,
учатся
творчески оформлять свою работу, выступать перед аудиторией, представляя
результаты своего труда
Ученикам второго класса, при изучении темы «Фразеологизмы», предлагаю
поработать с фразеологизмами в виде проекта: «Объясни фразеологизм»
Обучающиеся, работая с фразеологическим словарем, объясняют значение
фразеологизма, который они выбрали, находят историю его происхождения,
подбирают
примеры
использования
фразеологизмов
в
речи.
Часть
ребят,
объединяясь
в
группу,
подбирают
фразеологизмы
с
похожим
значением,
также объясняя значение, происхождение, употребление в речи.
Результаты своей работы ученики оформляют на листах А4. Презентация
данного проекта проходит в виде выступления перед классом.
В 3-м классе на уроках Русского языка, работая над темой по развитию речи
«Происхождение
имен
и
фамилий»,
обучающие ся
выполняют
индивидуальный
проект
«Происхождение
моей
фамилии».
Проект
краткосрочный, время выполнения – 2-3 дня. Ученики, работая вместе с
родителями, находят информацию о происхождении своей фамилии, приводя
возможные версии ее появления. Эта работа очень интересна детям, потому
что история их фамилии является частью истории их семьи.
Продукт
данного
проекта
–
информация
о
происхождении
фамилии,
презентация – выступление перед классом с историей своей фамилии.
В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках
уроков
по
литературному
чтению,
обобщая
материал
по
народным
и
авторским
сказкам,
детям
предлагается
проект
«Сочини
свою
сказку».
Исследуя
построение
сказочного
сюжета,
четвероклассники
под
руководством
учителя
создают
свою
сказку,
оформляют
ее
в
текстовом
редакторе
MS
Word,
делают
необходимые
иллюстрации,
а
учитель
редактирует сказку и оформляет сборник сказок «Сказки четвероклассников».
Продукт проекта- сборник сказок учеников 4 класса, презентация проекта –
выступление перед классом со своей сказкой и публикация ее в сборнике.
Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку
делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей.
Проводя
работу
над
проектом,
ученик
больше
узнает
о
себе,
о
своих
возможностях
и
развивает
способности,
формирует
свою
компетенцию:
информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это
является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.
В
заключение
хочется
отметить,
что
нельзя
не
согласиться
с
мнением
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому
“проектное
обучение
не
должно
вытеснять
классно-урочную
систему
и
становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение
к другим видам прямого или косвенного обучения”.
И,
как
показывает
опыт
работы,
метод
творческих
проектов
наряду
с
другими активными методами обучения может эффективно применяться уже
в начальных классах.