Напоминание

"Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Улевич Елена Вацлавовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад № 1 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Влияние гаджетов на

развитие детей

дошкольного возраста»

Выполнила: Улевич Е. В.

Воспитатель МКДОУ БГО Детский сад № 1

комбинированного вида


Гаджеты (планшеты, игровые приставки,

мобильные телефоны) теперь можно

увидеть в руках не только у взрослых,

но и у малышей.


Чтобы выкроить

для себя немного

свободного

времени

Почему

родители дают

своим детям

гаджеты?

Для развития

ребёнка

Во время

долгого ожидания

в очереди

Для пресечения его

капризов и истерик


Отрицательное влияние гаджетов

на развитие ребёнка.

В

раннем дошкольном возрасте у ребёнка

возникают особые эмоциональные отношения

с близкими людьми.

Это время, когда роль любящего родителя

незаменима и любые «электронные няни»

могут необратимо навредить ребёнку.


Для

компьютерной

игры

характерны

малоосмысленное

продвижение по

уровням сложности

многократный повтор

действия для достижения

результата

преобладание механического

следования игровому протоколу

с погружением в мир звуков и

ярких цветовых эффектов;

попытки поймать, отсортировать

или собрать что-то, преодолевая

однотипные препятствия,

уничтожая возникающие на пути

преграды.


Игра ребёнка на компьютере или планшете

не требует эмоциональной включенности в

этот процесс родителя, его участия, помощи

и содействия, что отражается на степени

детско-родительской привязанности. Роль

родителя трансформируется: постепенно

ребёнок воспринимает его как «хранителя

гаджета» или досадное препятствие на пути

к любимому устройству.


Развитие речи и проблема

компьютерной зависимости


Характеристика степеней компьютерной

зависимости

Степень

зависимости

Описание

1 степень.

Увлечённость в

период освоения

Свойственна ребёнку в первый месяц после

приобретения компьютера. Это овладение

новой забавой, освоение неизвестного, но

необычайно интересного предмета. В данный

период «застревание» за компьютером

обычно не превышает одного месяца, затем

интерес идёт на убыль, и вскоре происходит

нормализация временного режима, возникают

периодические паузы, вызванные чем-то

более интересным. Если же выхода из

данной стадии не происходит, то возможен

переход во вторую степень


2 степень.

Состояние

возможной

зависимости

Данному состоянию свойственны:

сильная погружённость в игру;

пребывание за компьютером или

использование гаджета более трёх часов в

день;

снижение познавательной мотивации;

повышенный эмоциональный тонус во

время игры;

негативное реагирование на любые

препятствия, мешающие игре;

разговоры только о компьютерных играх;

сужение круга общения;

иногда нарушение сна и пр.


3 степень.

Выраженная

зависимость

На данной стадии зависимый ребёнок:

не контролирует себя, становится эмоционально

неустойчивым;

при необходимости прервать игру нервничает,

реагирует эмоционально или не реагирует вовсе;

в случае насильственного вмешательства

взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться

на родителей соседям, пойти искать полицейского

на улице;

становится безразличным ко всему, что не касается

его увлечения;

не усваивает новые знания (происходит регресс в

развитии познавательных процессов);

вне игровой деятельности чересчур тревожен и

возбудим, рассеян, невнимателен.

Если на данной стадии ребёнок не получает помощи в

течение длительного времени (пребывание за

компьютером превышает 5 ч в сутки), есть опасность

перехода в 4-ю степень


4 степень

Клиническая

зависимость

Признаками данной степени зависимости являются:

серьёзные отклонения от нормы в поведении,

реакциях, неадекватная эмоциональность

(заторможенность или импульсивность,

истеричность, резкая смена эмоций с их крайним

проявлением);

отсутствие эмоционального и поведенческого

самоконтроля;

слышание голосов, команд;

отсутствующий потухший и пустой взгляд;

потеря аппетита и интереса к жизни.

На данном этапе зависимости ребёнку необходима

помощь психиатра, а психолог лишь выполняет

функцию диспетчера. Однако у детей дошкольного

возраста данная степень зависимости не наблюдается


Рекомендации для профилактики

компьютерной зависимости родителям:

1.

Введите строгий режим.
«Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20–30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребёнка. Реагируйте спокойно, объясняйте терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.

2. Поощряйте и хвалите детей.
Не стесняйтесь хвалить ребёнка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устаёт хвалить малыша, подчёркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребёнка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей.

3. Станьте примером для ребёнка.
Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка.

4. Стимулируйте разнообразную занятость ребёнка.
Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребёнка к играм своего детства.

Положительное влияние гаджетов

на развитие ребёнка


Игра на компьютере служит хорошим стимулом для

развития у ребёнка познавательных процессов и других

полезных навыков. Ведь когда ребёнок сидит за

компьютером, у него горят глаза от неподдельного

увлечения и интереса. Он становится более собранным и

внимательным, вследствие чего повышается объем

запоминаемой информации, включается рассудочная

деятельность, развивается мелкая моторика рук и глаз.


Существует огромное количество развивающих и

обучающих компьютерных программ для

дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а

игры, которые помогают специалистам (учителям-

логопедам, тифлопедагогам, учителям-

дефектологам и педагогам-психологам) развивать

способности ребёнка и проводить коррекцию

нарушенных функций.


Кроме игр существуют образовательные

программы по обучению детей

дошкольного возраста иностранным

языкам, по развитию творческих

способностей детей. Например, очень

популярны программы обучения

компьютерной графике, в которых

ребёнок становится мультипликатором и

создаёт собственный мультфильм.


Естественно, необходимо соблюдать правила работы за

компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые

он приносит.

Через 15 мин после начала игры за компьютером проводите с

детьми специальную гимнастику для снятия зрительного

напряжения, а в конце игры – физкультурную минутку для

снятия мышечного напряжения.

Длительность занятия(игры) за компьютером определяется

санитарными нормами:

25 мин – для детей 5–6 лет,

30 мин – для детей 6–7 лет.


Спасибо за внимание!


Источники
1. Алла Фазлетдинова, педагог-психолог центра развития ребёнка – детского сада № 122 г. Уфы Республики Башкортостан


В раздел образования