Автор: Кузнецова Мария Николаевна Должность: преподаватель физики Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: учебная программа Тема: "Программа учебной дисциплины ОУД.08 физика" Раздел: среднее профессиональное
1
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 ФИЗИКА
для специальности
08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений»,
08.02.07«Монтаж и эксплуатация внутренних
сантехнических устройств, вентиляции и
кондиционирования воздуха»,
07.021.01«Архитектура».
Санкт- Петербург
2017
2
РАССМОТРЕНА
на заседании ЦК естественнонаучных
дисциплин
Протокол № __ от « __» _____2017 г.
председатель ЦК
___________ /Кузнецова М.Н./
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________/Ю.А.Груздев/
« ___ » ______2017 года
ОДОБРЕНА
Методическим Советом
СПб ГБПОУ «СПАСК»
протокол № __ от «___» ____2017 г.
председатель МС
________________ Ю.А.Груздев
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на
основе примерной программы и «Рекомендаций по реализации образовательной
программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
профессионального
образования
в
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными
планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики
и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России
от 29.05.2007 № 03-1180). Содержание программы согласовано с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования профильного уровня для специальностей среднего профессионального
образования
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,
08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,
вентиляции и кондиционирования воздуха,
07.02.01Архитектура.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
«Санкт-Петербургский
архитектурно-строительный колледж».
Разработчик:
М.Н. Кузнецова, преподаватель физики
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
Паспорт программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
5
3.
Условия реализации программы учебной дисциплины
17
4.
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
22
4
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы. Содержание программы
согласовано с требованиями федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня для
специальностей среднего профессионального образованияпо специальностям:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,
07.021.01«Архитектура»,
08.02.07«Монтаж и эксплуатация сантехнических устройств, вентиляции и
кондиционирования воздуха».
1.2.Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Физика»
входит
в
общеобразовательный
цикл,
относится к профильным общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :
описывать
и
объяснять
физические
явления
и
свойства
тел:
движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и
твёрдых
тел;
электромагнитную
индукцию,
распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение
света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить
примеры,
показывающие
что:
наблюдения
и
эксперимент
являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность
теоретических
выводов;
физическая
теория
даёт
возможность
объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё
неизвестные явления;
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний:
законов
механики,
термодинамики
и
электродинамики
в
энергетике;
различных
видов
электромагнитных
излучений
для
развития
радио
и
телекоммуникаций,
квантовой
физики
в
создании
ядерной
энергетики,
лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию,
содержащуюся
в
сообщениях
СМИ,
Интернете,
научно-
популярных статьях;
5
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять
ряд
физических
величин,
представляя
результаты
измерений
с
учётом погрешностей;
использовать
приобретённые
знания
и
умения
в
практической
деятельности и в повседневной жизни:
для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
в
процессе
использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств
радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения, планета, звезда, Галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося180,5 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося_121__ час;
самостоятельной работы обучающегося_60,5_ часов.
6
2.
СТРУКТУРА
И
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180,5
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
121
в том числе:
лабораторные работы
22
контрольные работы
4
проверочные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
60,5
в том числе:
реферат, доклад, домашняя работа и т.п.
Итоговая аттестация в форме экзамена
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Предмет и метод изучения физики. Современный взгляд на строение вещества,
физические модели, фундаментальные взаимодействия.
Раздел 1.Механика
Тема 1.1 Кинематика
материальной точки
Основные характеристики движения: перемещение, скорость, ускорение.
Прямолинейное движение с постоянным ускорением, свободное падение тел.
Самостоятельная работа студентов: решение задач по теме.
Тема 1.2 Динамика
материальной точки
Принцип относительности Галилея. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Проверочная работа.
Виды сил: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Применение законов
Ньютона.
Самостоятельная работа студентов: применение законов Ньютона.
Тема 1.3 Законы
сохранения энергии и
импульса
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа и мощность
силы.
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Решение
задач.
Самостоятельная работа студентов: решение задач по теме.
8
1
2
Тема 1.4 Элементы
статики
Условия равновесия тела. Центр тяжести системы материальных точек.
Проверочная работа.
Лабораторная работа № 1 "Проверка условия равновесия тела. Определение
массы линейки с помощью рычага"
Тема 1.1
Релятивистская
механика
Постулаты Эйнштейна. Относительность длины, времени, массы.
Релятивистский закон сложения скоростей.
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка к лабораторной
работе, подготовка к проверочной работе.
Раздел 2 Молекулярная
физика
Тема 2.1 Молекулярная
структура вещества
Тестовая поверочная работа по разделу №1. Масса атомов. Молярная масса.
Агрегатные состояния вещества.
Лабораторная работа № 2 "Определение плотности тела"
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка к лабораторной
работе.
Тема 2.2 Молекулярно-
кинетическая теория
идеального газа
Распределение молекул идеального газа по скоростям. Термодинамическая
температура. Основное уравнение МКТ.
Уравнение Клайперона-Менделеева. Изопроцессы в идеальных газах.
Самостоятельная работа студентов: презентации по темам: "Агрегатные
состояния вещества на планетах Солнечной системы"
9
1
2
Тема 2.3 Основы
термодинамики
Тестовая проверочная работа по темам раздела №2. Внутренняя энергия. Работа
газа при изопроцессах.
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон
термодинамики. Тепловые двигатели.
Самостоятельная работа студентов: решение аналитических и графических задач;
подготовка к проверочной работе.
Раздел 3 Пар.
Жидкость. Твёрдое
тело.
Тема 3.1 Насыщенный
пар и его свойства
Проверочная работа. Испарение и конденсация. Свойства насыщенного пара.
Влажность воздуха: абсолютная и относительная. Точка росы.
Лабораторная работа №3 "Определение относительной и абсолютной влажности
воздуха".
Самостоятельная работа студентов: решение задач по теме, подготовка к
лабораторной работе.
Тема 3.2 Жидкость и её
свойства
Кипение жидкости. Смачивание и капиллярность.
Лабораторная работа №4 "Определение коэффициента поверхностного
натяжения воды".
Самостоятельная работа студентов: решение задач; подготовка к лабораторной
работе
10
1
2
Тема 3.3 Твёрдое тело:
механические и
тепловые свойства
Структура твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Закон Гука.
Презентации студентов.
Тепловые свойства твёрдых тел. Линейное расширение.
Лабораторная работа №5 "Определение коэффициента линейного расширения
меди и стали".
Самостоятельная работа студентов: презентации по заданным темам, подготовка
к лабораторной работе.
Раздел 4Механические
колебания и волны
Тема 4.1 Механические
колебания
Тестовая проверочная работа по темам раздела №3. Динамика свободных
колебаний, математический и пружинный маятники.
Лабораторная работа №6 "Определение ускорения свободного падения с помощью
математического маятника"
Тема 4.2
Распространение
колебаний в упругой
среде
Распространение волн в упругой среде. Звуковые волны. Высота звука. Эффект
Доплера. Тембр, громкость звука. Презентации студентов.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к лабораторной работе, подготовка
презентаций на заданную тему решение задач.
Систематизация и
контроль знаний
Контрольная работа по материалу первого семестра.
Представление творческих работ.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к контрольной работе, анализ
контрольной работы, работа над ошибками.
11
1
2
Раздел 5 Электростатика
Тема 5.1
Электромагнитное
взаимодействие
неподвижных зарядов
Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряжённость
электростатического поля. Линии напряжённости электростатического поля.
Самостоятельная работа студентов: решение задач по теме.
Тема 5.2 Энергия
взаимодействия
неподвижных зарядов
Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля.
Эквипотенциальные поверхности.
Электрическое поле в веществе: проводники и диэлектрики. Электроёмкость
проводника. Конденсаторы. Энергия электростатического поля.
Самостоятельная работа студентов: решение задач по теме подготовка к
проверочной работе
Раздел 6
Электродинамика.
Законы постоянного тока
Тема 6.1 Электрический
ток. Закон Ома для
участка цепи
Тестовая проверочная работа по разделу №5. Электрический ток. Сопротивление
проводника. Источник тока. Закон Ома для участка цепи.
Лабораторная работа №7 " Исследование зависимости силы тока от напряжения
I(U) по закону Ома".
Зависимость сопротивления проводника и полупроводника от температуры.
Сверхпроводимость. Решение задач.
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка к лабораторной
работе.
12
1
2
Тема 6.2 Закон Ома для
замкнутой цепи. Расчет
цепей постоянного тока
Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Расчёт сопротивления,
силы тока и напряжения в электрических цепях.
Самостоятельная работа студентов: решение задач.
Тема 6.3 Тепловое
действие тока. Мощность
тока
Проверочная работа. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа и
мощность тока. Решение задач.
Лабораторная работа №8 "Исследование зависимости мощности, потребляемой
лампой накаливания, от напряжения на её зажимах P(U) ".
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка к лабораторной
работе.
Тема 6.4 Электрический
ток в жидкостях
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов, законы Фарадея.
Лабораторная работа №9 "Определение электрохимического эквивалента меди".
Самостоятельная работа студентов: подготовка к лабораторной работе, подготовка
сообщений по темам.
Раздел 7
Электромагнетизм и
переменный ток
Тема 7.1 Магнитное поле
электрического тока
Тестовая проверочная работа по разделу №6. Магнитное взаимодействие,
магнитное поле электрического тока и его свойства.
Действие магнитного поля на проводник с током, рамка с током в магнитном поле.
Взаимодействие электрических токов
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка рефератов по
заданным темам.
13
1
2
Тема 7.2 Движение
заряженной частицы в
магнитном поле. Энергия
магнитного поля
Движущаяся заряженная частица в магнитном поле. Сила Лоренца. Масс-
спектрограф. Циклотрон.
Магнитный поток. Энергия магнитного поля. Магнитное поле в веществе:
парамагнетики, диамагнетики, ферромагнетики.
Самостоятельная работа студентов: решение задач по темам.
Тема 7.3
Электромагнитная
индукция
Тестовая проверочная работа по теме «Электромагнетизм». ЭДС в проводнике.
Электромагнитная индукция. Получение индукционного тока.
Генератор переменного тока. Передача электроэнергии на расстояние.
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка сообщения на
заданную тему.
Тема 7.4 Цепи
переменного тока
Резистор, конденсатор, катушка в цепи переменного тока. Векторные диаграммы
для описания переменного тока и напряжения.
Лабораторно-практическая работа №10 "Режимы работы трансформатора.
Конденсатор в цепи переменного тока".
Самостоятельная работа студентов: решение задач, подготовка к лабораторной
работе, решение задач.
Тема 7.5
Электромагнитные
колебания
Тестовая проверочная работа по теме «Переменный ток». Колебательный контур
в цепи переменного тока. Полупроводники в цепи переменного тока: диод,
транзистор.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к проверочной работе.
14
1
2
Раздел 8
Электромагнитное
излучение
Тема 8.1 Излучение и
приём
электромагнитных волн
Электромагнитные волны и их свойства. Распространение электромагнитных
волн. Опыт Герца
Энергия, давление, импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных
волн. Радио - и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь.
Самостоятельная работа студентов: реферат на заданную тему.
Тема 8.2
Геометрическая и
волновая оптика
Тестовая проверочная работа по теме «Электромагнитные колебания и волны».
Принцип Гюйгенса. Отражение и преломления света. Дисперсия света.
Лабораторная работа №11 "Определение показателя преломления стекла".
Сообщения студентов. Линзы. Построение изображения в собирающих и
рассеивающих линзах. Формула тонкой линзы.
Интерференция и дифракция света. Дифракционная решётка.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к проверочной работе, подготовка
к лабораторной работе, подготовка сообщений
Тема 8.3 Квантовая
теория
электромагнитного
излучения вещества
Тестовая проверочная работа по теме «Геометрическая и волновая оптика».
Тепловое излучение, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, волновые
свойства частиц.
15
1
2
Теория атома водорода, поглощение и излучение света атомом. Лазер.
Электрический разряд в газах.
Самостоятельная работа студентов: изучение теоретического материала, решение
задач
Раздел 9. Физика
высоких энергий
Тема 9.1 Физика
атомного ядра
Состав атомного ядра. Естественная радиоактивность. Термоядерный синтез.
Ядерное оружие. Действие радиоактивного излучения.
Тема 9.2 Элементарные
частицы
Классификация элементарных частиц. Лептоны, структура адронов. Взаимодействие
кварков.
Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщений на заданную тему.
Систематизация и
контроль знаний
Сообщения студентов. Подготовка к контрольной работе: повторение
теоретического материала второго семестра, решение задач.
Контрольная работа по материалу второго семестра.
Анализ контрольной работы. Систематизация полученных знаний.
Самостоятельная работа студентов: подготовка к контрольной работе: повторение
теоретического материала второго семестра, решение задач.
ВСЕГО:
16
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация
учебной
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета
«Физики» и «Лаборатории физики».
Оборудование учебного кабинета:
–
30 посадочных мест для обучающихся;
–
рабочее место преподавателя;
–
мультимедийный проектор;
–
компьютер;
–
экран;
–
аудиторная доска;
–
оборудование для демонстрационного эксперимента.
Оборудование лаборатории физики:
–
32 посадочных места для обучающихся;
–
рабочее место преподавателя;
–
аудиторная доска;
–
оборудование для лабораторных работ.
Печатные пособия:
Методические пособия для проведения практических работ и справочный
материал представлены в виде демонстрационного издания
18
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы:
1.
Касьянов В.А. Физика. 10 класс углубленный уровень. – М. 2015.
2.
Касьянов В.А. Физика. 11 класс углубленный уровень. – М. 2015.
3.
Гладкова Р.И. Цодиков Ф.С. Задачи и вопросы по физике. – М. 2010.
4.
Жданов Г.С. Жданов Л.Г. Физика для средних специальных учебных
заведений. – М.2006.
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий,
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
описывать и объяснять физические
явления и свойства тел
Оценка выполнения практических и
лабораторных заданий, самостоятельных
и контрольных работ.
отличать гипотезы от научных теорий
делать выводы на основе
экспериментальных данных
приводить примеры практического
использования физических знаний
воспринимать и на основе полученных
знаний самостоятельно оценивать
информацию
применять полученные знания для
решения физических задач
измерять ряд физических величин
использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Знания/понимание:
смысла физических понятий и физических
величин
Текущий контроль, экспресс-опрос,
тестирование.
смысла физических законов и вклада
российских и зарубежных учёных в
развитие физики
Тестирование, внеаудиторной
самостоятельной работы.