Автор: Гаврильчик Раиса Мартыновна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЭКОЦ "Лылынг союм" "Живой ручеек" Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск Наименование материала: учебная программа Тема: "Музей для детей" Раздел: дополнительное образование
Департамент образования Администрации г. Ханты-Мансийска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский этнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм»
ПРОГРАММА
«МУЗЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Педагог дополнительного образования детей
Гаврильчик Раиса Мартыновна
г. Ханты-Мансийск 2015г.
Актуальность
Важной
частью
нравственного
воспитания
является
приобщение
ребенка
к
культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно
только через включение его в культуру собственного народа. Для маленького ребенка
Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье
начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по
данному
вопросу
способствует
развитию
эмоционального,
бережного
отношения
к
традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Поэтому
чтобы
облегчить
этот
процесс,
с
детства
необходимо
формировать
потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к
истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве
познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно
сказывается
на
духовном
формировании
личности
ребенка,
позволяет
значительно
расширить
его
интеллектуальный
и
эмоциональный
опыт,
развить
познавательные
способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. В ходе
реализации программы «Музей для детей» планируется ознакомление детей с историко-
культурным наследием края.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием,
хранением и выставкой для
обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т. п.
Интерес
к
окружающему
миру,
к
культуре,
пробуждается
у
ребенка
еще
в
раннем
возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными
предметами,
установившимися
правилами
и
нормами
поведения
в
семье.
Музейная
педагогика
обладает
многими
значениями
и
смыслами,
дает
богатую
пищу
для
размышлений
и
раздумий.
С
ее
помощью
происходит
«погружение»
ребенка
в
историческое прошлое родного города, изучение природных богатств и окружающего
мира. Музейно-образовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана
раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом
ребенке
с
рождения;
создавать
условия
для
полного
самовыражения
и
реализации
творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием
детей,
предлагать
нетрадиционные
формы
работы,
с
элементами
игры,
поиска
и
совершенствования.
Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память,
способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение
практических
навыков
позволит
учащимся
расширить
свой
кругозор
и
творческий
потенциал.
Существование
музея
позволяет,
с
одной
стороны,
наглядно
продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует
дальнейшему
активному
развитию
музея,
позволяет
формировать
в
определенной
степени профессиональный актив, объединять коллектив.
Процесс
прохождения
программы
дает
возможность
сочетать
коллективную,
групповую,
индивидуальные
формы
работы,
использовать
различные
технологии
обучения, формировать компетенции учащихся.
Программа
рассчитана
на
учащихся
разновозрастной
группы.
Учащиеся
уже
имеют
достаточно
знаний
по
истории,
краеведению,
сформированный
уровень
информационной
компетентности,
самостоятельность,
что
позволит
организовать
обучение на высоком продуктивном уровне.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных
предметов,
создании
экспозиции,
проведении
экскурсий,
вечеров,
конференций
способствует
заполнению
их
досуга.
Кроме
того,
учащиеся
постигают
азы
исследовательской
деятельности.
Они
учатся
выбирать
и
формулировать
темы
исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и
сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного
аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением
выводов
исследования
и
выработкой
рекомендаций
по
использованию
достигнутых
результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих
жизненных
проблем,
умение
ориентироваться
в
потоке
информации,
отличать
достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи
между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Цель:
ознакомление
учащихся
с
основами
музееведения,
формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в
поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы
музейной
работы,
развитие
творческой
активности
и
самодеятельности
детей
и
юношества.
Задачи программы:
Программа экскурсионной работы с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка.
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
В работах и ответах детей должны проявляться следующие умения и навыки:
устойчивый
интерес
к
музею,
владение
навыками
восприятия
особого
образного
языка
музейной
экспозиции,
умение
выявлять
предметы
музейного
значения
в
окружающем мире, обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести
себя в музее, на выставке, иметь навык разглядывания объектов и вещей.
Формы
занятий:
экскурсии,
викторины,
игры,
конкурсы,
встречи
с
интересными людьми, использование интернет - технологий, создание презентаций;
экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.
- В организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы по
истории и искусству, интернет - сайты, содержащие информацию о музеях нашего
города, страны и мира. Программа обеспечена методическими видами продукции –
это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Занятия по программе интегрируются с направлениями декоративно-прикладного
искусства,
художественного
творчества
и
театрального
искусства
обско-угорских
народов.
Дети
приобщаются к традиционной культуре
обско-угорских народов,
знакомятся с бытом, фольклором, ставят театрализованные представления по сказкам
народа манси для различных праздничных мероприятий; учаться делать поделки и
изготавливать изделия из природного материала, рисовать, разучивают
мансийские
песни и танцы.
В
течении
учебного
года
дети
принимают
участие
во
время
проведения
традиционных праздниках, спортивных мероприятиях.
В
своей
работе
мы
опираемся
на
принцип
включения
ребенка
в
конкретную
ситуацию
и
освоение
определенной
культурной
обстановки.
Работа
построена
в
соответствии
с
психологическими
особенностями
ребенка.
Непринужденная
форма
проведения
развивающих
занятий
помогает
заинтересовать
детей
и
поддерживать
устойчивый интерес на протяжении всего занятия.
Развитие представлений происходит и через игровые занятия, где дети постепенно
добывают, развивают представления о культуре, быте народов мира. Закрепление идет в
течение недели, ежедневно в одном из видов детской деятельности (художественно-
творческая, игровая, речевая, исследовательская) с учетом перспективного плана занятий
и необходимой индивидуальной работы. Тема прослеживается в течение месяца от
занятия к занятию на разном уровне сложности, по принципу "от простого к сложному".
Формы работы
Ц е л и
и
п р а к т и ч е с к а я
направленность
Экскурсии,
викторины,
игры,
Получение
первичных
знаний
о
конкурсы
м у з е й н о й
р а б о т е .
П е р в и ч н о е
знакомство,
поиск
тем
для
докладов;
экскурсий.
Посещение музеев, экскурсии
О з н а комле н и е
с
о с н о в а м и
оформления музейных экспозиций
С о зд а н и е
п р е з е н т а ц и й
п о
профилю музея
Формирование
умения
отобрать
нужный
исторический
мат е р и а л ,
грамотно оформить работу
Оформление выставки
Учиться составлять выставочную
экспозицию в соответствии с тематикой
и
правилами
оформления
выставок
и
экспозиций
Выступление перед учащимися с
докладами, сообщениями.
Овладевать навыками публичных
выступлений,
умением
формулировать
свои
мысли
и
грамотно
излагать
их
перед аудиторией.
Видеозанятия
Ознакомление
с
недоступными
памятниками
истории
и
культуры,
музеями России и мира.
Работа
по
индивидуальному
плану
По сещение
музеев
г о р од а .
Изучение
по
индивидуальному
плану
литературы, написание докладов и т.д.,
подготовка проектов и творческих работ
Индивидуальные консультации
Оказание
помощи
учащимся
в
подготовке творческих работ.
Проектно
-
исследовательская
деятельность
С о з д а н и е
и
р е а л и з а ц и я
коллективного проекта по организации
школьного музея.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение учащимися знаний по музееведению;
- привитие интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании
самостоятельных исследовательских проектов);
- в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории
родного края, к традициям и культуре коренных народов Югры; сформированные
отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
- в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и
навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов
музейного
значения,
проведение
экскурсий
по
экспозициям
музея;
развитие
творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по
профилю
музея;
сформированная
коммуникативная
компетентность
и
навыки
ораторского искусства.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических
видов занятий.
Методическое
о бе с п еч е н и е
п р о г р а м м ы :
п р о г р а м м а
о б е с п е ч е н а
наглядны м
материа лом
-
музейными
предметами.
Они
включают в себя значительное
количество
веще ственных,
письменных
источников,
на
примере
работы
с
которыми
у ч а щ и е с я
о в л а д е в а ю т
м е т о д и к о й
м у з е й н о й
деятельности.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ
1. Конвенция о правах ребенка
2. Сборник методических материалов «Вожатый». – Йошкар-Ола, 2003.
3.
Кидин,
С.Ю.
Театр-студия
в
современной
школе
/
С.Ю.
Кидин.
–
Волгоград: Издательство «Учитель», 2008 – 156 с.
4. Тимофеева, Н.В. Нетрадиционные формы занятий / Н.В. Тимофеева. –
Волгоград: Издательство «Учитель», 2010 – 128 с.
5. Крутенкова, А.Д.
Кукольный театр / А.Д. Крутенкова. – Волгоград:
Издательство «Учитель», 2009 – 200 с.
6. Гросул, Н.В. Программы дополнительного художественного образования
детей в каникулярное время / Н.В. Гросул. – М: Издательство «Просвещение», 2008
– 206 с.