"LEGO-конструирование - универсальный способ достижения целевых показателей дошкольного образования"
Авторы: Жигалова Алла Леонидовна, Лыкова Наталья Александровна Должность: методист, воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Журавлёнок" г. Надыма" Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "LEGO-конструирование - универсальный способ достижения целевых показателей дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
«LEGO-конструирование - универсальный способ достижения целевых
показателей дошкольного образования»
Жигалова Алла Леонидовна, методист
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»;
Лыкова Наталья Александровна,
воспитатель
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
Достижение
воспитанниками
целевых
показателей
дошкольного
образования - одна из главных задач, стоящих перед педагогом детского сада
в рамках ФГОС. Для решения данной задачи в течение двух последних лет в
МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» используются в практике
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
т ех ноло гия
образовательного LEGO-конструирования.
Один из
важнейших целевых показателей дошкольного образования -
хорошо
развитая
речь,
умение
правильного
построения
высказываний.
В
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении
80%
воспитанников
имеют
нарушения
речи
той
или
иной
степени
тяжести,
поэтому
LEGO-
конструирование является актуальным и действенным средством развития
правильной речи. В процессе конструирования развивается мелкая моторика
рук, что непосредственно связано с развитием мозговых функций, а значит и
речи.
Работа
по
LEGO-конструированию
ведется
в
старших
и
подготовительных к школе группах по трем направлениям:
- оснащение предметно-пространственной развивающей среды;
- работа с воспитанниками;
- работа с родителями.
Свою
работу
педагоги
начали
с
того,
что
в
группе
были
созданы
условия
для
развития
у
детей
начального
технического
творчества
воспитанников. Для этого в группах оборудованы тематические оснащенные
средствами обучения и воспитания в соответствии с ФГОС зоны «LEGO
Мир» и «Город мастеров».
В
тематической
зоне
«LEGO
Мир»
для
регламентированной
и
нерегламентированной
конструктивно-модельной
д е я т е льн о с т и
воспитанников
представлены
конструкторы
LEGO
DUPLO
и
LEGO
Education. В тематической зоне «Город мастеров» собраны пластмассовые и
деревянные
напольные
и
настольные
конструкторы,
различные
схемы,
рисунки, фото, образцы моделей и построек. Такое обновление предметно-
развивающей
среды
обе спечивает
максимальную
р е а л и з а ц и ю
образовательного
потенциала
пространства.
Совместная
образовательная
деятельность взрослых и детей выстраивается, прежде всего, на интересах
дошкольника
и
поддержке
его
инициативы.
Вне
занятий
в
группе
воспитатели
организуют сюжетно-ролевые
и
строительные
игры.
Достраивание построек, обыгрывание предполагает не только обсуждение и
сравнение
индивидуально
созданных
моделей,
но
и
совместное
их
усовершенствование и преобразование.
Вначале учебного года для детей с ОВЗ (с тяжёлыми нарушениями
речи)
было
проблемным
даже
составить
полное
предложение,
поэтому
педагоги
используют
особые
приемы
работы.
Например,
прием
многократного проговаривания того или иного нового понятия или термина.
Для детей со сниженным вниманием
используются следующий алгоритм
действий: воспитатель проговаривает
каждый этап работы вслух: что мы
делаем сейчас и для чего это нужно и что затем.
Для
того,
чтобы
дети
научились
планировать
собственную
деятельность, педагоги используют алгоритм, основанный на методе пяти
пальцев,
предложенный
Л.
Зальвертом,
в
котором
деятельность
рассматривается как система из пяти компонентов: задумки, материалов,
инструмента,
порядка
действий
и
результата.
Метод
переработан
Н.М.
Крыловой для дошкольников в так называемый прием «Лесенка успеха». Он
заключается
в
следующем:
при
организации
конструктивно-модельной
деятельности по любой теме, допустим, «Конструируем машинки», перед
детьми ставится
детская цель: например, сделать машину для Карлсона.
Прием «Лесенка успеха» позволит ребенку держать во внимании все этапы
деятельности и развивает речь. Ребенок отвечает по алгоритму на вопросы и
загибает пальцы на руке.
При первом вопросе «Что я должен сделать?»
(задумка), ребенок загибает мизинец и отвечает – «Машину».
Отвечая на вопрос «Из чего я это буду делать машину?» (материал)
ребёнок загибает безымянный палец и отвечает – «Из конструктора».
Отвечая
на
вопрос «Что
мне
поможет
сделать
машину?»
ребёнок
загибает средний палец и отвечает – «Схема сборки».
Отвечая на вопрос «Как я буду конструировать машину?» ребёнок
загибает указательный палец, при этом рассказывая порядок действий.
Отвечая на вопрос «Что в
итоге должно получиться?» (результат)
загибает большой палец и отвечает - «Машина».
Для создания мотивации и повышения интереса детей к деятельности
на каждом занятии используется прием постановки детской цели, например,
«Хотите
помочь
Карлсону?»,
«Хотите
сделать
вольеры
для
животных?»,
«Хотите узнать, как построить самолет?».
При этом педагог ставит перед
собой и выполняет на протяжении всего занятия свои педагогические задачи,
а дети – решают свою детскую цель.
В своей практике педагоги активно применяют метод детских проектов.
Проектная
деятельность
с
использованием
LEGO-конструирования
формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве
конструкций, механизмов, машин и различных построек. Совместно с детьми
были реализованы краткосрочные проекты «Аэропорт», «Транспорт нашей
улицы», «Зоопарк», «Мы – строители», «Мы на Севере живем». Создавая
проекты, дети учатся навыкам работы в парах, малых группах, отрабатывают
умения
высказывать
свою
точку
зрения,
договариваться,
брать
на
себя
ответственность.
Родители
воспитанников
также
включены
в
создание
совместных
проектов
- оказывают помощь по подбору информационных материалов,
помогают изготавливать декорации и модели. Так, при создании проекта
«Транспорт» дети вместе с родителями сделали машины прошлого. Создавая
проект «Аэропорт» папы, совместно с детьми, создали модели самолетов. В
преддверии
Нового
года
в
институциональном
творческом
конкурсе
новогодних
поделок
из
LEGO-конструктора
«Новогодний
LEGO-бум»
участвовало 40 семей.
В работе с родителями используются инновационные формы - были
проведены
мастер-классы
«Развиваемся,
играя»,
«LEGO
мастер-класс»,
семинар-практикум «Лего-конструирование – это здорово!», а в группах был
проведен конкурс моделирования костюмов из бросового материала. Такие
формы
работы
повышают
включенность
в
совместный
образовательный
процесс
всех
участников
образовательных
отношений:
воспитанники,
педагоги, родители.
Сравнительная
педагогическая
диагностика
во спитанников,
проведенная
в
мае
2017
года
показывает,
что,
по
сравнению
с
началом
учебного года:
-
на
10%
повысилась
доля
детей,
умеющих
анализировать
образцы
постройки, выделять части, различать и соотносить их по величине и форме;
-
на
15%
повысилась
доля
детей,
умеющих
находить
собственные
конструктивные решения.
Можно
говорить
о
том,
что
во спитанники
стали
б о л е е
самостоятельными в выборе темы игры, сверстников по игре, принимают
нестандартные решения по конструированию. В текущем учебном году в
подготовительных
к
школе
группах
работа
по
достижению
целевых
показателей будет продолжена. Так, уже запланировали создание с детьми
детских проектов «Город под куполом» и
«Порт Сабетта». Также имеется
договоренность
о сотрудничестве
с
«Центром
Детского
творчества»
для
проведения совместных мероприятий: интерактивной игры «Техно-трек» и
посещение детьми экспериментариума.