Напоминание

"Практика применения современных технологий при проведении диагностики определения уровня хореографических способностей у детей в хореографической школе"


Автор: Юсова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская хореографическая школа №1"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Практика применения современных технологий при проведении диагностики определения уровня хореографических способностей у детей в хореографической школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА №1»

Тема: «Практика применения современных педагогических технологий при

проведении диагностики определения уровня хореографических

способностей у детей

в хореографической школе»
Подготовила: Юсова Надежда Владимировна. Преподаватель МАУ ДО «Детская хореографическая школа№1» г. Сургут ХМАО-Югра 1

Оглавление


Введение -3стр I.Глава. Вступление – 4 стр. II.Глава. Основная часть – 5-7 стр. 2.1. 2.2. 2.3. III.Заключительная часть (выводы) – 8 стр. IV. Приложения – 8-15 стр. Список литературы -15 стр. 2

Введение
На основании Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ» Об Образовании в Российской Федерации» и в связи с введением федеральных государственных требований дополнительное предпрофессиональное образование повлекло за собой ряд изменений, вот некоторые из них: - увеличились сроки обучения; - изменились учебные планы учебного заведения, выполнение домашнего задания стало обязательным; - критерии отбора, желающих проходить обучения стали более строгими; - для зачисления в учебное заведение необходимо сдать творческий экзамен. Образовательное учреждение дополнительного образования наилучшим образом способствует раскрытию и развитию индивидуальности детей. Для достижения высокого уровня освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8(9) лет) необходима чёткая организация образовательно - воспитательного процесса и отслеживание результатов. Одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения программы.


I.Глава.Вступление
Диагностика определения уровня природных способностей и потенциальных возможностей поступивших детей начинается ещё с подготовительного отделения по общеобразовательной общеразвивающей программе «Подготовка к обучению детей в хореографической школе» (5, 6 лет, срок обучения 1 год), которая определяет усвоение учебного материала, физическое, творческое и личностное развитие и помогает оценить уровень подготовки на начальном этапе. У поступающих детей на подготовительное отделение проверяют выворотность, подъём, шаг, прыжок, гибкость, координацию движений, ритм, слух, эмоциональность. Каждый из этих критериев отбора оценивается от 1 до 5 баллов (Приложение №1) Исходя из своего педагогического опыта, работая четвёртый год по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8(9) лет) в рамках преподаваемых предметов (танец, гимнастика, подготовка концертных номеров, классических танец) актуальность диагностики стала необходимой частью в отслеживании результатов на всех этапах освоения предпрофессиональной программы, что способствует повышению качества образования, формированию и развитию индивидуальных способностей обучающихся. 3

II. Глава. Основная часть

2.1
Диагностирование детей в МАУ ДО «Детская хореографическая школа №1» начинается с момента поступления на подготовительное отделение по программе художественно-эстетической направленности «Подготовка детей к обучению в хореографической школе (срок обучения 1 год, дети 6-7 лет)». Этот этап диагностики можно назвать вводным. Задания разработаны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для детей возраста 6-7 лет характерна непосредственность, жизнерадостность, весёлое настроение. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, посещения концертов, после чего, дети часто изображают увиденное. Цель этого этапа выявление начального уровня хореографических, музыкальных способностей, состояние эмоциональной среды ребёнка. Одним из основных методов, применяемых в обучении этого периода это метод игры. Игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Игра обогащает ребёнка, способствует проявлению способностей и наклонностей. Через игру можно отследить физическое, творческое и личностное развитие ребёнка. Ребёнок воспринимает задание как игру. Следующие методы, используемые мной на этом этапе, это метод словесного объяснения и наглядного показа. От точного технического, эмоционального показа и словесного объяснения педагога зависит уровень освоения учебного материала. Способы фиксации индивидуального достижения детей на подготовительном отделении словесное поощрение: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Педагогом устно отмечается индивидуальные достижения ребёнка, подтверждая и создавая положительную общую самооценку ребёнка, закрепляя право на ошибку, снимая страх перед оцениванием. (Приложение №2). Итог этого этапа диагностики является творческий показ открытого урока. По итогам показа каждый ребёнок оценивается индивидуально. Для чего созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки. Дети, набравшие более высокие баллы, зачисляются в 1 класс по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок обучения 8(9) лет). (Приложение №3)
2.2
С целью создания благоприятных условий для адаптации детей в условиях ФГТ, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание в 1 классе хореографической школе проводится безотметочная система оценивания и проводимая в конце первого полугодия первого и второго годов обучения промежуточная диагностика, позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень освоения программы обучающими динамику физического, творческого и личностного развития, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и 4
методов обучения, а также при необходимости скорректировать их (Приложение №4). Задания первого и второго годов обучения по предметам танец, ритмика, гимнастика, подготовка концертных номеров дают представления о знаниях, обучающихся в области хореографии, представления об эмоционально - творческом потенциале детей, об уровне мышечной памяти, ритмического развития, внимания и трудолюбия обучающего, готовности переходу на новый уровень обучения таких предметов как классический танец, народно - сценический танец, современный танец. При завершении изучения предметов ритмика, танец, гимнастика по итогам промежуточной аттестации обучающим выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании о б р а з о в а т е л ь н о г о у ч р е ж д е н и я (П р и л о ж е н и е № 5).
2.3
Для изучения предмета классический танец в 3 классе разработаны фонды оценочных средств. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков по предмету классический танец, а также являются степенью готовности обучающихся к освоению народно-сценического, современного танцев (Приложение №6). Основными методами диагностики, используемой мной, по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» являются наблюдение за детьми, педагогический анализ, обобщение и ведение мониторинга на основе полученных данных. В плане индивидуального развития обучающего педагог отражает успехи обучающего, динамику его индивидуального развития на всём протяжении обучения. А обучающий, совместно с родителем, заполняет портфолио. В набор портфолио входит: -титульный лист, на котором располагается основная информация (фамилия, имя, фото, класс); - раздел «Моё творчество» (фото с репетиций, концертов, открытых уроков, конкурсов, печатные материалы, стихи); - раздел «Мои впечатления» - это рассказы о том, что удивило и поразило ребёнка (поездки, конкурсы, экскурсии); - раздел «Мои друзья» - это информация о друзьях из хореографической школы, одноклассниках; - раздел «Мои достижения»- это своеобразная страничка «славы», здесь размещаются грамоты, дипломы, благодарности; Главное выработать у обучающих привычку фиксировать новые успехи в мире танца. Так детям легче настроиться на успех, при этом для них важны не только громкие победы, но и любой, даже самый небольшой успех.
2 . 4
Из всего выше изложенного складываются требования к организации диагностики: 1. Соответствие содержание диагностики требованиям программам; 2. Достоверность содержания полученной информации; 3. Учёт индивидуальных возрастных и психофизических особенностей детей; 4. Ясность и чёткость формулировок заданий; 5. Анализ уровня знаний, умение применять на практике; 6. Систематичность и гласность диагностики; 5
Процесс проведения диагностики в хореографической школе в преподаваемых мной классах носит творческий характер, понятен, комфортен и интересен обучающим, создаёт атмосферу сотворчества и сотрудничества между педагогом и учеником. Технология обучения в сотрудничестве на уроке – это процесс, направленный на удовлетворение интересов ребёнка, принятие его индивидуальности и помогает в освоении хореографического материала. Технология в сотрудничестве включает индивидуально-групповую и командо - игровую работу применяемую на уроках. В первом случае обучающие, при разучивании новых комбинаций, самостоятельно повторяют материал под счёт, а затем под музыку. В комадно- игровой работе при разучивании комбинаций помогают друг другу разобрать материал, проверяют и указывают на ошибки исполнения. Для эффективности педагогической и диагностической деятельности я использую следующие формы занятий: - групповая форма (класс формируется с учётом возраста детей, также различаются по половому признаку, класс может насчитывать от 4 человек мальчиков, от 7 до 10 человек девочек; -коллективная форма (такая форма применяется для сводных репетиций отчётных концертов, спектаклей; -индивидуальная форма (использование часов консультаций для работы с одарёнными детьми, солистами или детьми слабо усвоивших учебный материал); Диагностика позволяет получить информацию преподавателю : - о результатах работы каждого обучающегося в отдельности и в классе в целом; - о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приёмы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести корректировку в процесс обучения Для обучающихся диагностика позволяет: - повысить мотивацию в обучении; - повысить личную самооценку; - более прилежно заниматься, вносить коррективы в свою творческую деятельность; 1.
IV.Заключение
: Сегодня невозможно представить образовательную и творческую деятельность учреждения дополнительного образования без целенаправленного анализа и оценки её конкретных результатов. Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса в школе, отслеживания результатов на всех этапах обучения и воспитания, повышения качества образования, развития творческих и индивидуальных способностей детей. В своей педагогической практике считаю активно внедрять принцип дифференцированных форм диагностики, что позволит выстраивать траекторию развития каждого ученика на всех этапах обучения в соответствии с его потенциальными способностями. 6

ПРИЛОЖЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Приложение №1 7

Требования к поступающим на обучение по дополнительным программам: «Подготовка к обучению в хореографической школе»

(для детей 6-7 лет) - срок обучения 1 год; «Подготовка к обучению в хореографической школе» (для детей 5 лет) - срок обучения 2 года (критерии отбора).

Оценка

в

баллах

Выворотность

ног

Подъем

стопы

Балетный шаг

Гибкость тела

Прыжок

Координация

движений

Музыкаль

ный

слух

Эмоциональность, воображение,

креативность

Опти

мальн

ый

(3 балла)
имеет природную выворотность ног; подъем стопы податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму балетный шаг выше 90 0 градусов Может выполнить «мостик» с пола, «коробочку» легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы безошибочно выполняет упражнения на координацию, соглосование движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательно е) безошибоч но повторяет сложный ритмически й рисунок без стеснения повторяет эмоции, м о ж е т с к а з а т ь , к а к о м у э м о ц и о н а л ь н о м у с о с т о я н и ю соответствует выражение мимики.не вызывает затруднений выполнение задания «Расскажи без слов»: эмоционален, артистичен, креативен. Допускается 10 минут на подготовку. Найденное решение соответствует поставленной задаче, выдает полностью самостоятельный творческий продукт.
Допустимый

(2 балла)
легко стоит в 1 полувыворотной позиции может натянуть стопу балетный шаг 70 – 80 градусов Ребенок перегибается назад до возможного предела. При прогибе вперёд ребёнок должен медленно наклонить корпус, сильно вытянув позвоночник, стараясь достать животом, грудью и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед. прыжок с приземлением на полупальцы выполняет упражнение на координацию со второй попытки безошибоч но повторяет 4 ритмически х рисунка повторяет эмоции, затруднение вызывает 1-2 эм о ц и о н а л ь н ы х состояний; выполнение задания «Расскажи без слов» воспринимает сначала как трудное, но после подсказки педагога выдает творческий продукт, при этом эмоционален, артистичен. 8

Критический

(1 балл
) н е д о к о н ц а выпрямляет («не выключает») к о л е н и в 1 полувыворотной позиции; слабая стопа балетный шаг ниже 50 градусов Ребенок скован, движения выполняет с трудом, практически не гибок. прыжок низкий, тяжелый с приземлением на всю стопу. выполняет упражнения на координацию после нескольких попыток. неуверенно повторяет ритмически й рисунок, допускает ошибки. выполнение задания «Попробуй, повтори» вызывает затруднение, стеснительность; для выполнения задания «Расскажи без слов» требуется время для подготовки: ма ло эмоциона лен, конечным результатом становится прямая имитация ситуации. 9
Приложение №2
Фиксация результатов просмотра

Задания

Уровень

примечание

Оптимальный

(3 балла)

Допустимый

(2 балла)

Критический (1

балл)
«Моё тело»
Физическое развитие
Выворотность ног Подъем стопы Балетный шаг Гибкость тела Прыжок Координация движений
Творческое развитие
Музыкальный слух Эмоциональность Воображение Креативность Общее количество баллов______________________________________________________ (пропись) Ответственный секретарь комиссии по отбору детей ______________________________________ 10
(подпись)
Критерии оценивания
Способы фиксации оценки: словесное поощрение. Устно отмечается индивидуальные достижения, подтверждая или создавая положительную общую самооценку ребенку, закрепляя право на ошибку, снимая страх перед проведением оценивания.
Устное оценивание

Индивидуальное достижение
(«отлично») Технически качественное и эмоционально осмысленное исполнение упражнений ритмики, партерной гимнастики и танцевальных этюдов, отвечающее всем требованиям программы на данном этапе обучения; («хорошо») Грамотное, с небольшими недочётами исполнение упражнений ритмики, партерной гимнастики и танцевальных этюдов; («удовлетворительно») Исполнение упражнений ритмики, партерной гимнастики и танцевальных этюдов с большим количеством ошибок и недочётов, невыразительное исполнение, незнание методики исполнения изученных движений; (неудовлетворительно) Незнание упражнений ритмики, партерной гимнастики и танцевальных этюдов вследствие плохой посещаемости занятий; Приложение №3
Экзаменационные задания при приеме и отборе детей

в муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская хореографическая школа№1»
В целях обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», а также, выявления потенциальных возможностей и природных способностей поступающим детям предлагаются следующие задания: Параметры отбора Описание задания выворотность а) в голеностопном суставе - встать в 1-ую позицию ног; б) в коленном суставе - при выполнении demi-plié; в) в тазобедренном суставе – при выполнении grand-plié, упражнение «лягушка» на спине и на животе; подъем стопы: подъем стопы а) сгибание стопы педагогом; б) достать вытянутыми пальцами ног – пола, в положении сидя, при невыворотном положении стопы Шаг а) ребенок выполняет battements releves lents на 90 градусов, вперед, в сторону, назад; б) упражнение «шпагат» прямой с правой и левой ноги, поперечный. гибкость: а) ребенок выполняет упражнение «мостик» с помощью или без помощи педагога, б) наклон вперед стоя, сидя, наклон в бок в области талии (вправо, влево), при выпрямленных ногах. Прыжок прыжок трамплинный, самостоятельно на месте 4-8 раз с прямой спиной. ритм, слух воспроизведение предложенного ритмического рисунка в виде хлопков руками. координация движений творческие задания (выполнить упражнение с одновременной и поочередной работой рук и ног) Эмоциональность творческие задания преподавателя на выражение заданного образа. Отбор детей проходит в форме просмотра внешних физических и сценических данных. Выявленные параметры оцениваются согласно критериальным требованиям по 5-бальной шкале. Пять баллов по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем способностей, с легкостью исполняющие задания педагога. Четыре балла получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие средним уровнем способностей. Три балла – если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень способностей. Два балла – ребёнок не понимает педагога, не может выполнить задания, координация и чувство ритма отсутствуют. Соответствие 5-6 пунктам является вполне достаточным для приёма в Учреждение на хореографическое обучение, т.к. некоторые не ярко выраженные природные данные можно разработать в процессе занятий партерной гимнастикой, пластикой, классическим экзерсисом у 11
станка. Ребёнка, набравшего в ходе конкурсного отбора не менее 27 балов можно считать способным для обучения хореографическому искусству. Приложение №4
Лист Достижений ____________________ учебный год

Ф.И.О.
учащегося_______________________________________________________________
1.ТАНЕЦ



Критерии оценивания

Балл

ы
1. Развитие общей музыкальности 2. Ритмичность 3. Эмоциональность 4. Трудоспособность 5. Развитие мышечной выразительности тела 6. Осанка 7. Координация 8. Проявление интереса к танцевальной культуре(искусству)
Общий балл по предмету

2.РИТМИКА



Критерии оценивания

Балл

ы
1. Развитие музыкальности 2. Ритмичность 3. Эмоциональность 4. Трудоспособность 5. Развитие мышечной выразительности тела 6. Осанка 7. Координация 8. Владение изученными танцевальными движениями
Общий балл по предмету

3.ГИМНАСТИКА



Критерии оценивания

Балл

ы
1. Ловкость 2. Гибкость 3. Развитие силы мышц 4. Быстрота реакции 5. Осанка 6. Координация движений 7. Выносливость 8. Трудоспособность
Общий балл по предмету

5.ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ



Критерии оценивания
Класс. Народ.
1.
Умение распределять сценическую площадку
2.
Умение слышать преподавателя, понимать и исправлять ошибки
3.
Умение работать в танцевальном коллективе
4.
Выразительность, эмоциональность,
5.
Технически правильное исполнение движений 12

6.
Умение импровизировать
7.
Трудоспособность
8.
Танцевальная память
Общий балл по предмету

Пять баллов
по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем способностей, с легкостью исполняющие задания педагога.
Четыре балла
получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие средним уровнем способностей.
Три балла
– если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень способностей.
Два балла
– ребёнок не понимает педагога, не может выполнить задания, плохая память, координация и чувство ритма отсутствуют.
Каждый

критерий от 1 до 5 баллов

общее количество баллов по предмету от 40 до 8

-40 -35 баллов - высокий уровень подготовки;

-34-32 балла – выше среднего;

-31-24- средний

-23-18- ниже среднего

- от 16-низкий уровень подготовки.

Если общее количество баллов по всем предметам за 1 класс по программе «Хореографическое творчество» равно:

- 200 – 161 - баллам - высокий уровень подготовки;

- 160 – 121 - баллам – выше среднего;

- 120 – 81 – средний;

- 80 – 40 ниже среднего;

- ниже 40 - низкий уровень подготовки.
Приложение №5
Критерии оценок.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По предмету «Танец» в 1 классе проводится диагностика. Оценка в классные журналы по предмету «Танец» не выставляется. Уровень способностей фиксируются только в индивидуальных журналах результатов обучения.
Критерии оценивания качества исполнения.



Критерии оценивания

1.
Развитие общей музыкальности
2.
Ритмичность
3.
Эмоциональность 13

4.
Трудоспособность
5.
Развитие мышечной выразительности тела
6.
Осанка
7.
Координация
8.
Проявление интереса к танцевальной культуре(искусству)
Общий балл по предмету
Каждый критерий (от 1 до 5 баллов), общее количество баллов по предмету от 8 до 40. • 40-35 баллов – высокий уровень подготовки; • 34-32 балла – выше среднего; • 31-24 – средний • 23-18 – ниже среднего • 17-8 – низкий уровень подготовки. Текущая и промежуточная аттестации во 2 классе может проходить в различных формах: концерты, открытые уроки.
Критерии оценки качества исполнения
.
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: - неграмотно и невыразительно выполненное движение, -слабая техническая подготовка, -неумение анализировать свое исполнение, -незнание и использование методики исполнения изученных движений и т.д.
2(«неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Приложение №6
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ



Критерии оценивания

Баллы

1.
Уровень обученности
2.
Грамотное исполнение программных движений
3.
Координация ног, рук, головы, корпуса в медленном и быстром темпах
4.
Выразительность и музыкальность исполнения движения
5.
Развитие и дальнейшее закрепление активной выворотности и устойчивости у станка и на середине
6.
Анализивароние музыкального сопровождения
7.
Реагирование на исправление ошибок 14

8.
Умение танцевать в ансамбле
Общий балл по предмету

Критерии оценивания качества исполнения в 3 классе.



Критерии оценивания

1.
Уровень обученности
2.
Граммотное исполнение программных движений
3.
Координация ног, рук, головы, корпуса в медленном и быстром темпах
4.
Выразительность и музыкальность исполнения движения
5.
Развитие и дальнейшее закрепление активной выворотности и устойчивости у станка и на середине
6.
Анализивароние музыкального сопровождения
7.
Реагирование на исправление ошибок
8.
Умение танцевать в ансамбле
Общий балл

по предмету
Каждый критерий (от 1 до 5 баллов), общее количество баллов по предмету от 8 до 40. • 40-35 баллов – высокий уровень подготовки; • 34-32 балла – выше среднего; • 31-24 – средний • 23-18 – ниже среднег • 17-8 – низкий уровень подготовки
Список литературы
15

1.
Богаткова, И.Н. Танцы для детей [Текст]/ И.Н. Богаткова. - М.: «Искусство», 1959.
2.
Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]/ Т. Барышникова. - М.: «Рольф», 1999. – 272.
3.
Киселев, М. Современный ребенок и эстетическое воспитание [Текст]/ М. Киселев// Педагогика. - 1994. - №8. – С. 7-14.
4.
Мирошниченко, С. Хрестоматия по психологии [Текст]/ С. Мирошниченко. - М.: Просвещение, 1987.
5.
Общая психология [Текст]: учебн. пособие/ Под ред. В.В. Богословской, А.Т. Ковалева, А. М. Степанова .- М.: Просвещение», 1981.
6.
Обухов, А.С .Психология детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: Учебник и практикум/ А.С. Обухова, М.Н. Швецова, Н.М. Мякишева и др.- Электрон.текстовые дан. – М: Издательство Юрайт, 2014.-583с. 7. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет)./ М.: Просвещение-1984г. 8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика./М.:-2000г. 9. Реан А.А., Бордюковская Н.В., Розум С.А. Психология и педагогика/ П.:2010г. 10. Щунгарёва И.Н.Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной культуры /М.: 2008г. 16


В раздел образования