Реализация проекта "Россия - Родина моя" во внеурочной деятельности
Автор: Раскопова Татьяна Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17 Населённый пункт: город Серпухов Московской области Наименование материала: из опыта работы Тема: Реализация проекта "Россия - Родина моя" во внеурочной деятельности Раздел: дополнительное образование
4. Конструктивные проекты
Коллингс
штат Миссури
1910-е гг.
Из истории метода проектов
После революции метод
проектов применялся в
школах по личному
распоряжению
Н.К.Крупской. В 1931 году
Постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осужден,
как чуждый советской школе и
не использовался вплоть до
конца 80-х годов.
В ФГОС нового поколения под проектом
понимается комплекс взаимосвязанных
действий, предпринимаемых для достижения
определенной цели в течение заданного
периода в рамках имеющихся возможностей.
Формы продуктов проектной
деятельности
Сущность проектной деятельности
•
наличие социально
значимой задачи
(проблемы)
•
планирования
действий
•
пооперационная
разработка проекта
•
исследовательская
работа учащихся
Классификация проекта
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:
краткосрочные;
средней продолжительности;
долгосрочные.
Классификация проекта
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:
личностные
парные;
групповые.
Классификация проекта
ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ МЕЖДУ
УЧАСТНИКАМИ:
внутренние или региональные;
международные.
Классификация проекта
ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ ПРОЕКТА:
с открытой, явной координацией;
со скрытой координацией.
Классификация проекта
ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ В ПРОЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
исследовательские;
творческие;
ролевые, игровые;
ознакомительно-ориентировочные
(информационные);
практико-ориентированные
( прикладные);
Игра «Россия – Родина моя»
для учащихся 2 – 3 классов
Основа программы
– игра – путешествие.
Идея сотрудничества
: младшие, старшие, взрослые.
Формирование личности каждого ребенка осуществляется: в процессе
деятельности, в процессе внеклассной работы, через связь с
родителями.
Цели игры:
•
Воспитание у детей любви к родному краю, Родине, школе,
знакомство с историческим прошлым, сегодняшним днем, культурой,
экономикой, природой.
•
Воспитание гордости и уважения к окружающему.
•
Приобщение младших школьников к трудовым делам.
•
Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.
•
Формирование навыков общественника-организатора
Программа игры «Россия – Родина моя»
СЕНТЯБРЬ Старт игры. «Мы – будущие путешественники»
Станция «Символическая»
. Изучение российской символики и законов.
1. Классные часы: «Мой родной город». «Герб города». «Москва - главный город
России». «Герб столицы». «Гимн и флаг России». «Загадки российской
символики»
2. Конкурс рисунков «Мой город».
3. Книжная выставка и путешествие по книгам Н. Кончаловской «Наша древняя
столица»
4. Уроки истории Отечества. «Матушка Москва - золотая голова»
5. Щкола правовых знаний: «Дети и Конституция» Библиотечный урок «Ваши права,
дети». «Конституция - основной закон нашей жизни»
ОКТЯБРЬ Станция «Историческая»
1. Экскурсия в историко - художественный музей г. Серпухова
2. Заочные путешествия: «Улицы моего города». «Города Подмосковья». «Золотое
кольцо России».
3. Итоговая викторина «Моя улица» «Мое родное Подмосковье»
4. Конкурс юных рассказчиков по золотому кольцу России
НОЯБРЬ Станция «Народные промыслы»
Путешествие в мир народного творчества.
1. Знакомство с народными промыслами: « Синие цветы Гжели». «Праздничная
«дымка», «Две Матрены, три Матрешки.!.». «Золотая хохлома». «Чудеса
рукотворные» (вологодское кружево) «Загорская игрушка». «Платок
узорный...».
«Букет из Жостова». «Веселый Городец».
2. Выставка детских работ. «Мастер - золотые руки»
3. Аукцион народной мудрости
ДЕКАБРЬ Станция «Зимняя»
1. Новогодние утренники.
2. Мастерская Деда Мороза
3. Конкурс на лучший новогодний костюм .
4. Конкурс чтецов «Здравствуй, Зимушка Зима!»
5. Инсценировка русских народных сказок
ЯНВАРЬ Станция «Здоровье»
1. Спортивно-игровые конкурсы: «Сильные, смелые, ловкие». «Вперед
мальчишки» .
2. Конкурс «Веселая зарядка»
3. Соревнования «Веселые старты»
4. Конкурс плакатов
ФЕВРАЛЬ Станция «Привычки»
1. Конкурс плакатов «Полезные привычки - наши друзья».«Дурные привычки
— враги твоей судьбы». «Не погибай по неведению»
2. Практикумы - «Как поступить в данной ситуации: драться или не драться»
«Как поступить в данной ситуации: тебе предложили сигарету» «Как
поступить в данной ситуации: ты оказался в дурной компании»
МАРТ Станция «Экологическая»
1. Праздник русской березки
2. Зоологическая игра «Осторожно, их мало!»
3. Викторина «Кто в лесу живет, и что в лесу растет?»
4. Конкурс эрудитов «Загадки природы»
5. Конкурс рисунков и поделок «Природа вокруг нас»
6. Конкурс юных экологов
АПРЕЛЬ Станция «Мы этой памяти верны»
1. Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда»
2. Конкурс рисунков «Нет войне!»
3. Старты надежд «Вперед мальчишки?»
4. Участие в акции «Мы этой памяти верны», посвящается Дню победы.
МАЙ Станция «Здравствуй, лето!»
1. Защита проектов на тему «Наши будущие дела»
2. Игра на местности «Сладкий куст».
3.3аключительный праздник с подведением итогов игры «Россия - Родина
моя».
Познавательно-игровой марафон «Эврика»
для учащихся 4 классов
Цель игры:
1. Развивать интеллектуальные способности
детей с учетом их возрастных
особенностей.
2. Предоставить возможность для
творческого и интеллектуального
самовыражения детей через различные
формы познания.
3. Создать условия для укрепления
межличностных отношений «ребенок –
ребенок», «ребенок – педагог» через
воспитание потребности в получении
знаний.
Каждый классный коллектив имеет свое
название, эмблему и девиз.
ПИМ «Эврика» представляет собой заочное
путешествие на корабле по океану знаний к
неоткрытым островам.
Познавательная программа построена с
опорой на следующие виды деятельности:
познавательную, игровую, спортивную,
творческую, коммуникативную.
Программа игры
СЕНТЯБРЬ
Старт игры. Конкурс на лучшую эмблему, девиз, песню.
ОКТЯБРЬ
Конкурс математических газет. Викторина «Знатоки
математики».
НОЯБРЬ
Конкурс математических сказок. Математический
КВН.
ДЕКАБРЬ
Конкурс новогодних сувениров. Инсценирование
новогодних сказок.
ЯНВАРЬ
Игра «Знатоки литературы».
ФЕВРАЛЬ
КВН по русскому языку.
МАРТ
Игра «Поле чудес», посвященная русским художникам.
АПРЕЛЬ
Экологический праздник «Совет всех Существ».
МАЙ
Игра на местности «Сладкий куст».
Направления внеурочной деятельности
•
Спортивно-оздоровительное: «Здоровейка»,
«Здравствуй, искусство!»
•
Научно-познавательное: «Умка»
•
Духовно-нравственное: «Маленький человек в
большом мире»
•
Гражданско-патриотическое воспитание « Я и
моя Родина», «Школьный калейдоскоп»,
Старт игры
III этап
7.Формирование специфических знаний,
умений, навыков.
IV этап
8.Продукт деятельности готовят к
презентации.
9.Представляют (зрителям или экспертам)
продукт деятельности.
III этап
7.Практическая помощь (по
необходимости).
8.Направляет и контролирует
осуществление проекта.
II этап
5.Объединение детей в рабочие группы.
6.Распределение амплуа.
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап
1.Формулирует проблему (цель). (При
постановке цели определяется и продукт
проекта).
2.Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.
3.Формулирует задачу (не жестко).
I этап
1. Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4.Дополнение задач проекта.
II этап
4.Помогает в решении задачи.
5.Помогает спланировать деятельность.
6.Организует деятельность.
IV этап
9.Подготовка к презентации. Презентация .
Подведение итогов
Проекты первоклассников
Станция «Историческая»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
Станция
«Народные промыслы»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
Станция
«Зимняя»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
Станция «Привычки»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
Станция «Экологическая»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
Станция «Спортивная»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
Станция
«Здравствуй, лето!»
ф
о
т
о
х
р
о
н
и
к
а
...Итак, понятие «проект» снова вброшено
в российскую педагогику. И еще не
осмыслено до конца. Но уже ясно: проект
многогранен. Кроме того, проект
эффективен. Проект перспективен. Проект
неисчерпаем!
И.С.Сергеев
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя
глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. — 2002.
— № 9. — С. 29-35.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
3. И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»
практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений.
4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект» методическое