"Проблемы реализации конституционного права граждан на информацию"
Автор: Нечаев Максим Игоревич Должность: преподователь гуманитарного отделения колледжа алтайского государственного университета Учебное заведение: Колледж Алтайского Государственного Университета Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край Наименование материала: статья Тема: "Проблемы реализации конституционного права граждан на информацию" Раздел: среднее профессиональное
преподаватель гуманитарного отделения Колледжа
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Проблемы реализации конституционного права граждан на
информацию
На
сегодняшний
день
право
на
информацию
является
одной
из
конституционных
гарантий
закрепленных
в
Конституции
Российской
Федерации.
Сегодня, по мнению многих ученых мы живем в информационном обществе,
в
котором
доступ
к
определенным
информационным
ресурсам
стал
определяющим,
а
сама
информация
стала
продуктом
общественного
производства.
В этих условиях право на получение информации становится очень важным в
системе
прав
и
свобод
индивида.
Особенно
важную
роль
имеет
доступ
граждан
к
правовой
информации
и
информации
о
деятельности
государственных органов власти.
Но право на информацию имеет проблемные вопросы его
реализации. В
этом помогают убедится научные статьи различных ученых.
Так одной из проблем является тот факт, что в Федеральном законе от 9
февраля
2009
г.
N
8-ФЗ
«Об
обеспечении
доступа
к
информации
о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
законодатель, акцентируя внимание на доступе к информации через ресурсы
только государственных органов и органов местного самоуправления, как бы
фиксирует в правосознании тождественность права на доступ к информации
с правом на информацию.
1
1
Алексеева, М.В. О проблемных вопросах реализации конституционного права на информацию как одного
из основных прав и свобод человека и гражданина. / М. В. Алексеева // Конституционное и муниципальное
право. – 2012.- № 7.- 20с.
В то же время согласно подп. 6 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» доступ к информации - это возможность получения
информации и ее использования. То есть доступ к информации (поиск и
получение информации) - это только одна из форм гарантированного ч. 4 ст.
29 Конституции РФ права на информацию. Отождествление права на доступ
к информации с правом на информацию в целом нивелирует иные формы
последнего: право собирать, передавать, производить, распространять
информацию.
Второй
проблемой
реализации
конституционного
права
на
информацию
является
Легитимация
права
на
информацию
связана
не
только
с
закреплением
информационных
прав
и
свобод
в
законодательстве,
с
уяснением места и роли этого права в системе других прав человека, но и с
обеспечением
гарантий
перехода
от
общей
нормативной
категории
к
субъективному праву конкретного индивида.
2
В этом аспекте в реализации
конституционного права на информацию присутствуют проблемные вопросы.
В п. 1 ст. 3 базового Федерального закона N 149-ФЗ («Принципы правового
регулирования
отношений
в
сфере
информации,
информационных
технологий и защиты информации») закреплена «свобода поиска, получения,
передачи, производства и распространения информации любым законным
способом», что, в свою очередь, противоречит п. 4 ч. 29 Конституции РФ. В
указанной конституционной норме, как уже было отмечено выше, закреплены
информационные права, а не информационная свобода.
Несмотря
на
определение
во
многих
конституционных
нормах
права
на
информацию важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина,
понятие «информационные права граждан» как в Конституции РФ, так и в
нормах всех отраслей действующего права отсутствует.
В
теории
основой
конституционных
«информационных
прав
граждан»
считаются
«право
каждого
свободно
искать,
получать,
передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом» (ч.
4
ст.
29)
и
закрепленные
(в
том
числе
ч.
2
ст.
24)
в
Конституции
РФ
обязанности государства по обеспечению этих прав.
2
Алексеева, М.В. О проблемных вопросах реализации конституционного права на информацию как одного
из основных прав и свобод человека и гражданина. / М. В. Алексеева // Конституционное и муниципальное
право. – 2012.- № 7.- 20с.
Что касается юридической практики, то в ней «присутствуют различные
подходы
к
определению
соотношения
норм
ч.
4
ст.
29
и
ч.
2
ст.
24
Конституции РФ. В частности, представители органов власти, основываясь
на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, нередко считают, что право на информацию о
деятельности
органов
государственной
власти
и
органов
местного
самоуправления заключается в ознакомлении с документами и материалами,
только
непосредственно
затрагивающими
права
и
свободы
человека
и
гражданина».
Это
узкое
истолкование
Конституции,
так
как
согласно
ч.
4
ст.
29
Конституции РФ, ч. 2 ст. 24 данное право предоставляются «каждому», т.е. не
только гражданину, но и не гражданам.
Говоря
о
закрепленном
в
Конституции
РФ
принципе
обязательного
предоставления
органами
власти
информации,
следует
отметить,
что
относительно
отдельных
видов
информации
данный
принцип
конкретизирован
во
многих
законодательных
актах.
Но
до
принятия
Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления» механизм реализации данного принципа фактически не был
создан. То есть в реализации конституционного права на информацию долгое
время
существовала
ситуация,
когда
в
правовых
актах
присутствовала
бланкетная норма, содержащая отсылку на отсутствующее законодательство.
В
настоящее
время
данная
ситуация
характерна
для
нормативного
закрепления
конкретных
видов
ответственности
должностных
лиц
за
несвоевременное предоставление информации, не опубликование сведений,
нарушение прав граждан на бесплатное получение информации и др.
Принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов
местного
самоуправления»
не
решило
всех
проблем,
связанных
с
обеспечением
доступа
к
информации
о
деятельности
государственных
органов и органов местного самоуправления.
3
3
Алексеева, М.В. О проблемных вопросах реализации конституционного права на информацию как одного
из основных прав и свобод человека и гражданина. / М. В. Алексеева // Конституционное и муниципальное
право. – 2012.- № 7.- 20с.
Например, несмотря на норму ч. 2 ст. 5 данного Федерального закона о том,
что перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а
также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного
доступа
определяются
федеральным
законом,
ограничения
на
доступ
к
информации все равно в конечном счете устанавливаются подзаконным актом
-
Положением
о
порядке
обращения
со
служебной
информацией
ограниченного
распространения
в
федеральных
органах
исполнительной
власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.
N 1233. Показательно, что данное Постановление первоначально вышло с
грифом «для служебного пользования» и было официально опубликовано
лишь в 2005 г.
Полноценное исследование заявленной проблематики не возможно без учета
того, что конституционное право на информацию неразрывно связанно и с
функционированием
средств
массовой
информации.
Именно
через
СМИ
(печать, телевидение, радио и т.д.) для граждан открывается возможность
оперативного получения информации, затрагивающей их основные права и
свободы.
4
Получение информации через газеты, журналы, телевидение,
радио, интернет, казалось бы, представляет на наш взгляд сферу, в которой
наиболее часто случаются нарушения конституционных прав граждан.
Реализация конституционного права на информацию должна подразумевать
соответствующую
фиксацию
работающей
системы
административных
процедур,
предполагающих
наличие
определенных
стадий,
которые
представляют
собой
конкретные
организационно-правовые
действия
и
заканчиваются принятием решения по строго установленной форме.
Нужно отметить, что органы власти всех уровней не всегда максимально
используют
информационно
-
телекоммуникационную
сеть
Интернет.
Целесообразно в этой связи дополнить ФЗ « О доступе к информации»
4
Морозова А.И. Некоторые проблемы реализации конституционного права на информацию. / А.И. Морозова
// Вестник Тверского государственного университета- 2015.- № 2.- С. 186-194.
нормой,
обязывающей
органы
власти
размещать
информацию
о
своей
деятельности в общедоступных местах.
5
Таким образом, проблема реализации
права граждан
на информацию
является
чрезвычайно
актуальной,
широкой
и
практически
значимой.
Социальные, политические и экономические преобразования немыслимы без
реального воплощения в полном объеме информационных прав граждан: их
5
Морозова А.И. Некоторые проблемы реализации конституционного права на информацию. / А.И. Морозова
// Вестник Тверского государственного университета- 2015.- № 2.- С. 186-194.
участие
в
управлении
делами
государства
и
последующий
учет
общественных
интересов
при
принятий
решений
различными
органами
власти крайне необходим.
Так же хотелось отметить, что на сегодняшний день проблемы реализации
права на информацию играют большую роль в реализации его на практике и
в
жизни.
Каждый
из
нас
сталкивается
с
данными
проблемами.
Когда
государство в некоторых моментах утаивает от своих граждан определенные
сведения,
которые
мы
граждане
РФ
могли
получать
любым
путем
распространения информации.
Библиографический список
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием
12.12.1993)(с
учетом
поправок,
внесенных
Законами
РФ
о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от
09.02.2009 № 8- ФЗ (ред. 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. –
2009.- № 7.- С. 776.
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации:
федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание
законодательства РФ. – 2006. – № 31.- С. 3448.
4. Алексеева, М.В. О проблемных вопросах реализации конституционного
права на информацию как одного из основных прав и свобод человека и
гражданина. / М. В. Алексеева // Конституционное и муниципальное право. –
2012.- № 7.- 20с.
5. Морозова А.И. Некоторые проблемы реализации конституционного права
на информацию. / А.И. Морозова // Вестник Тверского государственного
университета- 2015.- № 2.- С. 186-194.